Глоссарий по информатике на тему "Термины в информатике". Глоссарий информатика
№ п/п | Новое понятие | Содержание |
1 | 2 | 3 |
1 | MICROSOFT WINDOWS XP | современная высокопроизводительная, многопоточная, многозадачная операционная система с графическим пользовательским интерфейсом, предназначенная для настольных и переносных (notebook) компьютеров. Ее отличают высокая надежность и безопасность, тесная интеграция с офисными приложениями Microsoft Office ХР |
2 | Активное окно | окно, с которым работает пользователь в данный момент, оно располагается на переднем плане поверх остальных окон. Его заголовок отличается цветом или текстурой |
3 | Архиваторы | программы, предназначенные для создания архивов |
4 | Архитектура ПК | описание совокупности устройств и блоков компьютера и связей между ними, а также описание принципа действия ПК |
5 | Байт | элемент памяти компьютера, состоящий из восьми битов |
6 | Бит | наименьшая единица информации, содержащая сообщение о том, что произошло одно из двух возможных событий (0 или 1) |
7 | Буфер обмена | область памяти, которую выделяет Windows для временного хранения перемещаемой или копируемой информации |
8 | Видеоадаптер | устройство, которое преобразует информацию, предназначенную для вывода на экран, из внутреннего машинного представления в представление монитора |
9 | Внешние запоминающие устройства (ВЗУ) | электромеханические запоминающие устройства, которые характеризуются большим объемом хранимой информации и низким (по сравнению с электронной памятью) быстродействием |
10 | Графический пользовательский интерфейс (GUI) | интерфейс, который позволяет пользователю отдавать команды, запускать программы, просматривать списки файлов и выбирать параметры, указывая на рисунки (значки), представляющие эти элементы на экране, или на списки меню. Выбор того или иного элемента производится либо с помощью мыши, либо с клавиатуры |
11 | Двоичное кодирование | представление данных последовательностью двух знаков: 0 и 1 |
12 | Диалоговое окно | окно, которое выводится Windows для запросов параметров работы и для информационных сообщений |
13 | Диспетчеры файлов (файловые менеджеры) | программы, с помощью которых выполняется большинство операций, связанных с обслуживанием файловой структуры: копирование, перемещение и переименование файлов, создание каталогов (папок), удаление файлов и каталогов, поиск файлов и навигация в файловой структуре |
14 | Драйверы устройств | программы, отвечающие за взаимодействие с конкретными устройствами |
15 | Жесткий магнитный диск | несменный носитель, постоянная память, предназначена для долговременного хранения всей имеющейся в компьютере информации |
16 | Значок | (пиктограмма, иконка) представляет на экране маленькое графическое изображение объекта системы. Каждый значок обозначает программу, папку или другой объект, обеспечивающий доступ к ресурсам компьютера, локальной сети и Интернету |
17 | Информатика | техническая наука, систематизирующая приемы создания, хранения, воспроизведения, обработки и передачи данных средствами вычислительной техники, а также принципы функционирования этих средств и методы управления ими |
18 | Информационная система | коммуникационная система по сбору, передаче, переработке информации об объекте, снабжающая работников различного ранга информацией для реализации функций управления |
19 | Информация | сведения об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределенности, неполноты знаний |
20 | Каталог | таблица файловой системы диска, которая содержит список всех записанных на этот диск файлов |
21 | Команда | элементарная инструкция, предписывающая компьютеру выполнить ту или иную операцию |
22 | Контекстное меню | меню, которое содержит основной набор команд выделенного объекта, вызывается щелчком правой кнопки мыши |
23 | Контроллер | устройство, аппаратно согласовывающее работу системы и дополнительного устройства |
24 | Конфигурация ПК | полное описание набора и характеристик устройств, составляющих данный компьютер |
25 | Корзина | специальная папка, в которой временно хранятся удаленные объекты (папки, файлы, ярлыки) |
26 | Корневой каталог | |
27 | Кэш-память | сверхбыстрая оперативная память, предназначенная для временного хранения текущих данных и помещенная между оперативной памятью и процессором |
28 | Логический диск | часть обычного жесткого диска, имеющая собственное имя |
29 | Материнская (системная) плата | важнейший элемент ПК,к которомуподключено все то, из чего состоит сам компьютер |
30 | Меню | список вариантов (режимов, команд, ответов), выводимых на экран и предлагаемых пользователю для выбора |
31 | Микропроцессор | программно управляемое устройство, предназначенное для обработки информации под управлением программы, находящейся в оперативной памяти |
32 | Мой компьютер | программа,используемая для просмотра содержимого компьютера и подключенных к нему устройств, выполнения различных операций с хранящимися на его дисках папками и файлами и ресурсами сети |
33 | Мониторы установки | программы, предназначенные для контроля за установкой программного обеспечения |
34 | Мультимедиа | представление информации в виде комбинации звука, графики, мультипликации и видео |
35 | Носитель информации | материальный объект, способный хранить информацию |
36 | Окно | область экрана, ограниченная прямоугольной рамкой, в которой отображается содержимое папки, работающая программа или документ |
37 | Окно документа | окно, в котором отображается документ, создаваемый программой. Всегда располагается внутри окна приложения |
38 | Окно приложения | окно, в котором выполняется конкретная программа (приложение) |
39 | Оконное меню | меню, содержащее команды управления размерами окна, его положением на экране, а также для закрытия окна или переключения в другое окно |
40 | Операционная система (ОС) | комплекс программ,обеспечивающих управление ресурсами, т.е согласованную работу всех аппаратных средств компьютера; управление процессами, т.е. выполнение программ, их взаимодействие с устройствами компьютера, с данными; пользовательский интерфейс, т.е. диалог пользователя с компьютером, выполнение определенных простых команд – операций по обработке информации |
41 | Память | функциональная часть компьютера, предназначенная для записи, хранения и выдачи информации |
42 | Панель задач | элемент экрана Windows, который обеспечивает пользователю доступ к меню Пуск и работающим в данный момент программам |
43 | Панель инструментов | один из элементов графического интерфейса пользователя, предназначенный для управления программой, содержит набор кнопок, обеспечивающих выполнение наиболее часто используемых операций |
44 | Персональный компьютер | единая система, представляющая собой набор сменных компонентов, соединенных между собой стандартными интерфейсами |
45 | Полное имя файла (спецификация файла) | название устройства, путь к файлу, имя файла |
46 | Пользовательский интерфейс | совокупность средств, предоставляемых пользователю для взаимодействия с программой |
47 | Принцип открытой архитектуры | устройство компьютера, котороепредусматривает возможность дополнения имеющихся аппаратных средств новыми устройствами без замены старых |
48 | Проводник | Программа (приложение), которая служит для просмотра и управления файлами, папками и другими объектами и обеспечивает доступ к локальным и сетевым ресурсам. Отображает содержимое папок, позволяет открывать, копировать, перемещать, удалять, переименовывать папки и файлы, запускать программы |
49 | Программа | упорядоченная последовательность команд компьютера |
50 | Программное обеспечение ПК | совокупность программ, необходимых для обработки данных |
51 | Путь (маршрут) к файлу | цепочка названий подкаталогов, по которым нужно пройти, начиная от корневого каталога и заканчивая подкаталогом, содержащим файл |
52 | Рабочий стол | рабочая область экрана, которая моделирует поверхность письменного стола, позволяя пользователю с помощью изображений объектов (значков) запускать программы и открывать документы, как если бы пользователь работал за обычным столом |
53 | Системные программы | программы, которые осуществляют организацию вычислительного процесса и управление ресурсами ЭВМ |
54 | Служебные программы | программы, предназначенные для обслуживания аппаратной части компьютера и вычислительной системы в целом, а также для поддержки программного обеспечения |
55 | Ссылка | (гиперссылка, гипертекстовая ссылка) – это выделенный цветом подчеркнутый фрагмент текста или рисунок, в который встроен невидимый для пользователя указатель на другой документ. Этот документ открывается при щелчке мышью по гиперссылке |
56 | Строка состояния | нижняя строка окна, содержащая сведения о количестве объектов в папке, размере занимаемого папкой дискового пространства, информацию о текущих действиях пользователя |
57 | Таблица размещения файлов | таблица, располагаемая после загрузочного сектора и содержащая описание порядка расположения всех файлов в секторах данного диска, а также информацию о дефектных участках диска |
58 | Утилиты | системные программы, предназначенные для выполнения часто повторяющихся операций, например, форматирование магнитных дисков, дефрагментация дисков, архивация файлов, восстановление случайно удаленных файлов, поиск и удаление вирусов и т.д. |
59 | Файл | поименованная совокупность данных, имеющая определенную внутреннюю организацию, общее назначение и занимающая некоторый участок внешнего носителя информации |
60 | Файловая система | часть операционной системы, обеспечивающая организацию и хранение файлов, а также выполнение операций над файлами |
61 | Форматирование | подготовка диска для записи информации, в результате которой на диск записывается служебная информация, которая затем используется для записи и чтения информации, коррекции скорости вращения диска |
62 | Шина | линия для передачи сигналов, к которой могут параллельно подключаться несколько устройств компьютера |
63 | Экономическая информация | информация, характеризующая производственные отношения в обществе |
64 | Ярлык | ссылка на объект, средство быстрого доступа к объекту, расположенному в какой-либо папке на диске компьютера или в сети, к которой он подключен |
3ys.ru
Информатика и ИКТ - Глоссарий
Абзац — фрагмент текста, заканчивающийся нажатием клавиши Enter.
Архивация данных — организация хранения данных в удобной и легкодоступной форме, снижающей затраты на хранение и повышающей общую надежность информационного процесса.
Архитектура ЭВМ — общее описание структуры и функций ЭВМ на уровне, достаточном для понимания принципов работы и системы команд ЭВМ. Архитектура не включает в себя описание деталей технического и физического устройства компьютера.
Актуальность (информации) — важность для настоящего времени, злободневность, насущность. Только вовремя полученная информация может быть полезна.
Алгоритм — описание последовательности действий (план), строгое исполнение которых приводит к решению поставленной задачи за конечное число шагов.
Алгоритмизация — процесс разработки алгоритма (плана действий) для решения задачи.
Арифметическо-логическое устройство (АЛУ) — часть процессора, предназначенная для выполнения арифметических и логических операций.
Байт — единица хранения и обработки цифровой информации; совокупность битов, обрабатываемая компьютером одномоментно (1 байт = 8 битам).
Бит — один двоичный разряд в двоичной системе счисления. Наименьшая единица измерения количества информации.
Блок-схема — графический способ представления алгоритма.
Восьмеричная система счисления — позиционная целочисленная система счисления с основанием 8. Для представления чисел в ней используются цифры от 0 до 7.
Графический планшет — это устройство для ввода рисунков от руки непосредственно в компьютер. Состоит из пера и плоского планшета, чувствительного к нажатию или близости пера.
Графический редактор — программа, предназначенная для создания и обработки графических изображений.
Двоичная система счисления — позиционная система счисления с основанием 2. Для представления чисел в ней используются цифры 0 и 1.
Десятичная система счисления — позиционная система счисления по целочисленному основанию 10. Одна из наиболее распространённых систем. В ней используются цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 0, называемые арабскими цифрами.
Дискретность (разрывность) — это свойство алгоритма, характеризующее его структуру: каждый алгоритм состоит из отдельных законченных действий, говорят «Делится на шаги».
Достоверность (информации) — это свойство, характеризующее степень соответствия информации реальному объекту с необходимой точностью.
Законы алгебры логики — законы, позволяющие преобразовывать логические выражения.
Значение ячейки — это её содержание.
Итерация — единичное выполнение тела цикла.
Интерпретатор — переводит на язык машинных кодов поочередно каждый оператор исходной программы, проверяет правильность записи оператора и немедленно выполняет его.
Интерфейс — набор правил, с помощью которых осуществляется взаимодействие элементов систем.
Информатика — наука, изучающая закономерности получения, хранения, передачи и обработки информации в природе и человеческом обществе.
Информация — это осознанные сведения об окружающем мире, которые являются объектом хранения, преобразования, передачи и использования.
Исполнитель — объект, который выполняет алгоритм.
Килобайт — единица измерения количества информации, равная 210 = 1 024 байт.
Код — набор условных обозначений для представления информации.
Кодирование — процесс представления информации в виде кода.
Компилятор — осуществляет перевод на машинный язык всей исходной программы.
Компьютерная клавиатура — одно из основных устройств ввода информации от пользователя в компьютер.
Курсор — световая метка на экране, обозначающая место активного воздействия на рабочее поле.
Линейный алгоритм — алгоритмическая конструкция, реализованная в виде последовательности действий (шагов), в которой каждое действие (шаг) алгоритма выполняется ровно один раз, причем после каждого действия (шага) выполняется действие (шаг), если действие - не конец алгоритма.
Массовость — это свойство алгоритма, характеризующее применимость алгоритма ко всем задачам рассматриваемого типа, при любых исходных данных.
Меню — это выводимый на экран список, из которого пользователь может выбирать нужные ему элементы.
Моделирование — создание и использование моделей для изучения оригинала.
Модель — объект, который обладает некоторыми свойствами оригинала и используется вместо него.
Монитор — устройство, предназначенное для вывода графической или текстовой информации (устройство визуального представления данных).
Мышь — механический манипулятор, преобразующий механические движения в движение курсора на экране.
Объективность (информации) — свойство, отражающее независимость изложения информации от личного мнения.
Определенность (детерминированность, точность) — свойство алгоритма, указывающее на то, что каждый шаг алгоритма должен быть строго определен и не допускать различных толкований. Также строго должен быть определен порядок выполнения отдельных шагов.
Подпрограмма — небольшая часть программы, связанная с реализацией какой-либо повторяющейся функции, процедуры или операции и вызываемая для выполнения из разных мест программы.
Позиционная система счисления — система счисления, в которой значение каждого числового знака (цифры) в записи числа зависит от его позиции (разряда).
Программа — это алгоритм, записанный на языке исполнителя.
Программирование — составление последовательности команд, которая необходима для решения поставленной задачи.
Разветвляющийся алгоритм — алгоритм, в котором в зависимости от условия выполняется либо одна, либо другая последовательность действий.
Редактирование — изменение уже существующего документа.
Результативность — свойство алгоритма, состоящее в том, что любой алгоритм должен завершаться за конечное (может быть очень большое) число шагов.
Система счисления — способ записи (изображения) чисел.
Системный блок — основной узел компьютера, внутри которого установлены наиболее важные компоненты: материнская плата с процессором, жесткий диск, дисковод компакт-дисков.
Счётчик — переменная, хранящая текущий номер итерации.
Табличный процессор (электронная таблица) — прикладная программа, предназначенная для хранения данных различных типов в табличной форме и их обработки.
Текстовый процессор — прикладная программа, предназначенная для создания, редактирования и форматирования текстовых документов.
Тело цикла — последовательность инструкций, предназначенная для многократного использования.
Топология сети — способ соединения компьютеров в вычислительную сеть.
Транслятор — программа, преобразующая исходный текст программы на языке программирования в команды процессора.
Форма — это специальное средство для ввода данных в БД, предоставляющее конечному пользователю возможность заполнения только тех полей базы данных, к которым у него есть право доступа.
Форматирование — оформление документа с использованием методов выравнивания текста, применением различных шрифтов, встраиванием в текстовый документ рисунков и других объектов и пр.
Центральный процессор — основной элементом компьютера, обеспечивающий выполнение программ и управление всеми устройствами компьютера. Состоит из управляющего (УУ) и арифметическо-логического (АЛУ) устройств.
Цикл с предусловием — цикл, который выполняется пока истинно некоторое условие, указанное перед его началом.
Цикл с постусловием — цикл, в котором условие проверяется после выполнения цикла.
Циклический алгоритм — алгоритмическая конструкция, в которой некая, идущая подряд группа действий (шагов) алгоритма может выполняться несколько раз, в зависимости от входных данных или условия задачи.
Шаблон — набор настроек, таких как тип и размер шрифта, параметры абзаца и других, хранимый в отдельном файле.
Язык программирования (алгоритмический язык) – искусственный язык, предназначенный для записи программ.
Ячейка — минимальный элемент для хранения данных.
Web-документ — электронный документ, предназначенный для просмотра на экране компьютера средствами Internet.
informikt.ucoz.ru
Глоссарий по дисциплине «Информатика» Содержание: А Access
Documents войти Загрузить ×- Технологии
- Информатика
Related documents
НЕКОТОРЫЕ ТЕРМИНЫ ИНФОРМАТИКИ (ГЛОССАРИЙ)
Паскаль АВС
Мобильные вирусы
virusyx
Тест № 18 по теме: «Общие сведения о CorelDraw»
В архив входит разработанная программа браузер на Delphi + полный текст... со всеми картинками и схемами.
Интерактивная доска простое руководствоx
Windows Embedded — это семейство операционных систем
studydoc.ru
Глоссарий по информатике на тему "Термины в информатике"
Инфоурок › Информатика › Другие методич. материалы › Глоссарий по информатике на тему "Термины в информатике"Выберите документ из архива для просмотра:
45.21 КБ Глоссарий.htmНайдите материал к любому уроку,указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсемирная историяВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеДругоеДругойЕстествознаниеИЗО, МХКИзобразительное искусствоИностранные языкиИнформатикаИскусствоИспанский языкИсторияИстория РоссииИстория Средних вековИтальянский языкКлассному руководителюКультурологияЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМировая художественная культураМузыкаМХКНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирОсновы безопасности жизнедеятельностиПриродоведениеРелигиоведениеРисованиеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФинский языкФранцузский языкХимияЧерчениеЧтениеШкольному психологуЭкология
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-1166972
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийinfourok.ru
-= А =-
Абак - устройство, применявшееся для вычислений в V веке до нашей эры в Древней Греции и Египте, представляющее собой доску с песком и камешками.
Абзац - набор символов между нажатием клавиши Enter, может быть пустым. Абзац имеет следующие параметры: втяжка, абзацный отступ, выравнивание (по левому краю, по правому краю, по центру, по ширине), интерлиньяж, расстояния между абзацами.
Абзацный отступ - отступ первой строки.
Абстрагирование - мысленное выделение одних признаков объекта и отвлечение от других.
Автозаполнение – функция электронной таблицы, которая позволяет на основе значения введённого в исходную ячейку, задать значения для ячеек выделенного диапазона.
Автокод - это машинно-ориентированный язык символического программирования.
Автоматизированная система управления (АСУ) - система, работающая вместе с человеком, помогающая руководителю получать необходимую информацию для принятия управленческого решения, а также может предложить наиболее оптимальные варианты решений.
Автоматическая система с программным управлением - система, в которой роль управляющего объекта поручается компьютеру.
Аддитивная цветовая модель - модель, которая основана на сложении цветов (излучаемые цвета). К ним относится модель RGB.
Активная область листа - область, которая содержит выделенные данные.
Активная ячейка - выделенная ячейка, имя которой отображается в поле имени.
Акустические колонки - устройство вывода звуковой информации.
Алгебра логики - раздел математики, изучающий высказывания, рассматриваемые с точки зрения их логических значений (истинности или ложности), и логических операций над ними.
Алгоритм - описание конечной последовательности шагов в решении задачи, приводящей от исходных данных к требуемому результату. Слово «алгоритм» происходит от имени выдающегося математика средневекового Востока Мухамеда ибн Мусы аль-Хорезми, первым предположившего приёмы выполнения арифметических операций с многозначными числами.
Алгоритм словарей - замена наиболее часто встречающихся последовательностей в передаваемом потоке с ссылками на «образцы», хранящиеся в специально создаваемой таблице (словаре). Впервые был описан в работах израильских исследователей Якоба Зива и Абрахама Лемпеля.
Алгоритм Хаффмана - в исходных данных находятся закономерности, которые заменяются префиксным кодом.
Алфавит - конечный набор отличных друг от друга символов (знаков), используемых для представления информации.
Алфавит системы счисления - набор символов, используемых для записи чисел в данной системе счисления.
Анализ - мысленное разделение объекта на составные части или выделение признаков объекта, основной логический приём формирования понятий.
Аналитическая машина Беббиджа - сложное механическое универсальное устройство, объединяющее в себе обработку информации, хранение информации и обмен исходными данными и результатами с человеком.
Аналого-цифровой преобразователь (АЦП) - прибор, осуществляющий преобразования сигналов датчиков из аналоговой формы (электрический ток или потенциал) в двоичную цифровую форму.
Анимация - иллюзия движения объектов.
Антивирусная программа - специальная программа, предназначенная для обнаружения, лечения и удаления компьютерных вирусов.
Аппаратно-программный интерфейс - средства взаимодействия аппаратного и программного обеспечения, обеспечивается операционной системой.
Аппаратный интерфейс - средства взаимодействия между устройствами компьютера; обеспечивается производителями оборудования.
Арифметико-логическое устройство (АЛУ) - часть процессора, которая выполняет команды.
Арифметический цикл - цикл, в котором количество повторений известно заранее или может быть вычислено.
Арифмометр - механическое устройство, выполняющее четыре арифметические операции с многозначными числами, разработанное немецким учёным Лейбницем.
Архиватор - это специальная программа, осуществляющая сжатие программ и данных.
Архивация файлов (архивирование) - уменьшение информационного объёма, упаковка файла.
Аудиальная информация - информация, воспринимаемая человеком при помощи органов слуха (звуковая информация: речь, музыка, звуковые сигналы, шум).
kabinfo.ucoz.ru
Глоссарий по информатике
Глоссарий
acoustic coupler (акустический соединитель) — прибор, состоящий из двух чашечек на основании, в которые вставляется микротелефонная трубка. Акустический соединитель соединяется с модемом, который посылает свои сигналы прямо на микрофон телефонной трубки, а принимает сигналы с телефона. Полезен для “хакерства на ходу”.
amplifier (усилитель) — прибор для увеличения амплитуды сигнала без изменения его свойств.
analog signal (аналоговый сигнал) — выходной сигнал, который изменяется пропорционально изменениям входного сигнала.
anonymous FTP (анонимный протокол передачи файлов FTP) — возможность переноса файлов с удаленного компьютера, соединенного с Интернет, без обладания бюджетом на удаленном компьютере. Вместо имени пользователь вводит: “anonymous”, а вместо пароля — обычно адрес электронной почты.
asynchronous (асинхронный) — название множественных программ или процессов, которые перекрывают друг друга в использовании и, возможно, в памяти. Асинхронная атака на систему заключается в том, что одна программа пытается изменить те параметры, которые другая программа проверила на достоверность с положительным результатом, но еще не использовала.
avatar (аватар) — альтернативное наименование для привилегированного пользователя системы (обычно UNIX). В индийской мифологии аватар — инкарнация бога.
backbone site (магистральный узел) — ключевой узел USENET и электронной почты, обрабатывающий большое количество поточной информации. Получает и посылает на другие узлы новости и сообщения.
back door — см. Trapdoor baud (бод) — единица скорости передачи информации, импульс, секунду, причем импульсы равны по амплитуде. Один бод равняется одному биту в секунду.
BITNET — сеть, состоящая из миникомпыотеров или мэйн-фрэймов. В ITN ЕТ объединяет множество учебных заведений. Дает возможность посылать электронную почту и передавать файлы, но не позволяет осуществлять удаленный вход.
BBS — Bulletin Board System (Электронная доска объявлений) — компьютер, установленный на прием вызовов с модема. Пользователи устанавливают с ним связь и получают доступ к различным услугам, включая электронную почту, обмен сообщениями, игры и т. д.
boffin (боффин) — термин, использовавшийся во времена второй мировой войны для обозначения людей, подобных хакерам, которые стремились понять, как устроен этот мир, и использовали свои знания на благо этого мира.
buffer overflow (переполнение буфера) — переполнение происходит, когда в буфер поступает избыточное количество новых данных. Причин может быть две: буфер недостаточно велик, чтобы вместить все данные, которые необходимо, до начала обработки этих данных; либо несоответствие между приемом и обработкой данных.
С (Си) — язык программирования, с которым, равно как и Си++, должен быть знаком каждый хакер. На Си написана UNIX.
chat (беседа)—беседа с другом в режиме онлайн.
CCTV — внутренние системы телевизионного наблюдения.
СЮ (Chief Information Officer) — главный офицер службы информации.
console (консоль) — операторский терминал на мэйнфрэй-ме, с помощью которого оператор управляет системой.
console РВХ — настольный коммутатор.
covert channel (“плохой канал” ) — канал, не предназначенный для передачи информации, по которому все же можно нелегально получить секретную информацию о системе.
cracker (кракер) — хакер, плохо относящийся к компьютерам, которые взламывает.
cty — консоль tty (также ctty).
daemon (Disk And Execution Monitor) — “даемон”, программа, которая не запускается пользователем или программой пользователя, но дожидается определенных условий, после чего запускается сама.
demodulation(дeмQдyляuия) — процесс перевода аналогового сигнала в цифровой.
demon — “демон”; то же, что даемон, но может вызываться пользователем.
DES (Data Encryption Standard) — стандарт шифровки данных.
detector — детектор, электрическая схема, используемая для изъятия модуляции из несущего сигнала.
dual-tone multifrequensy dialing — двухтональный многочастотный набор, метод коммутации с использованием пары тонов, высокого и низкого. Используется в кнопочных телефонах.
dumb terminal — “глупый” терминал, устройство, предназначенное только ввода в компьютер и вывода из него. Ср. “интеллектуальный” терминал.
duplex — дуплексный канал, позволяет одновременную связь в двух направлениях.
EDP (Electronic Data Processing) — электронная обработка данных.
e-mail — сокр., электронная почта.
firewall mashme — машина, оснащенная различными защитными свойствами. Используется в качестве шлюза для зашиты главных компьютеров.
FTP (File Transfer Protocol) — протокол передачи файлов. Набор протоколов, с помощью которых можно передавать файлы с одного компьютера на другой.
group accounts — групповые бюджегы, бюджета группового доступа. Компьютерная директория иди бюджет, защищенный паролями, принадлежащими группе пользователей.
hacker — прочтите эту книгу и вынесите собственное суждение о значении этого термина!
handshaking (квитирование, подтверждение связи) — процесс, в результате которого два независимых друг от друга устройства аппаратного обеспечения координируют свои сигналы и получают возможность работать совместно.
intelligent terminal — интеллектуальный терминал.
interoffice telephone (внутренний телефон) — телефон, которому нельзя позвонить во “внешний мир”.
iron box — ловушка для неосторожных хакеров.
LAN — локальная вычислительная сеть.
letterbomb (текстовая бомба) — фрагмент электронной почты, содержащий “живые” данные с целью нанесения вреда системе-реиипиенту.
limited-use passwords (ограниченное использование паролей) — система паролей, содержащая как обычные пароли, так и пароли однократного применения.
line (линия) — провода, соединяющие телефон с центральной станцией.
Listserv — программа, посылающая файлы и почту с одного компьютера на другие.
live data (“Живые данные”) — информация в файле, которая, при определенных обстоятельствах, может быть интерпретирована как инструкции компьютеру.
log (журнал) — запись работы компьютера.
login (вход, начало сеанса связи) — получение доступа к компьютеру после ввода имени и пароля.
logic bomb (логическая бомба) — программа, внедренная в прикладную программу; запускается при определенных условиях.
macro (макрос) — ключевая строка или короткое имя, использующаяся для ссылки на более обширный текст.
modulation (модуляция) — перевод цифрового сигнала в аналоговый.
modem — модулятор,демодулятор.
multiplexing (мультиплексирование) — Использование различных модуляционных частот для одновременной передачи нескольких сигналов.
net — сокр. от network.
network (сеть) — две и более машин, соединенные вместе с целью обмена данными.
newsgroup (группа новостей) — раздел USENET, посвященный определенной теме.
поое(узел) — самостоятельная машина, соединенная с другими сетью.
once-only code (код однократного применения) — пароль, который можно использовать только для однократного доступа.
operating system (операционная система, ОС) — управляющая программа, которая следит за интерфейсом системы с пользователем и периферией.
PAD — пакет ассемблер,диассемблер.
РАВХ (Private Automatic Branch exchange) — закрытый автоматический обмен. PAX с возможностями внешнего соединения.
packet assembler,diassembler (ассемблер,диассемблер пакетов) — один из узловых компьютеров сети общественных данных.
packet switching (коммутирование пакетов) — метод передачи данных, при котором каждое сообщение перед отправлением разбивается на пакеты.
parser (анализатор) — программа, считывающая введенный текст и анализирующая его значение.
passive computing (пассивное электронное считывание данных) — тайное наблюдение за компьютерным экраном, например, с помощью прибора Ван Эйка.
PAX (Private Automatic Exchange) — закрытый автоматический обмен. Сеть телефонов, не соединенных с внешними линиями.
РВХ — сеть телефонов, каждый из которых оснащен собственными средствами коммутации.
PDN (Public Data Network) — сеть общественных данных.
phreak (фрик) — человек, взламывающий телефонные системы
piggybacking — проникновение в закрытое здание, следуя по пятам за тем, кто имеет право туда войти.
plaintext (шифровка) — зашифрованный файл или сообщение.
PLE (Public Local Exchange) — локальный общественный обмен. Локальная телефонная сеть в отдельном здании и,или офисе, управляемая снаружи телефонной компанией.
post — опубликование письма, статьи, рассказа и т. д. путем его пересылки в область сообщений.
BBS,PPN (Project-Programmer Number) — применяется для обрашения к ID пользователя.
pps (pulses for second) — импульсы в секунду.
premises wiring — провода внутри здания для соединения телефонов с телефонными линиями компании.
PRIMOS — ОС для компьютеров PRIME.
process (прогон) — программа, которую компьютер “прогоняет” в данный момент.
process command (команда процесса) — команда ОС для распечатки всех активных процессов.
protocol (протокол) — набор правил, используемых программным обеспечением для взаимодействия с аппаратным обеспечением.
public data netwoik (сел” передачи данных общего пользования) — сеть типа Telnet, использующая коммутирование пакетов для соединения компьютеров.
pulse (импульс) — моментальное протекание тока, характеризующееся резким подъемом и падением.
pulse frequensy (частота импульсов) — число импульсов в секунду.
receive only telephone (телефон только для приема звон' ков) — телефон, который может только принимать, но не производить звонки.
reverse social engineering (обратная социальная инженерия) — тактика, при которой системный пользователь обращается к хакеру за советом.
root (корневой бюджет) — бюджет привилегированного пользователя, занимающий главенствующее положение.
salami technique (техника “салями”) — метод для краж больших сумм в течение длительного промежутка времени.
scavenging (копание в мусоре) — проверка мусорных контейнеров в поисках информации.
script (сценарий) — командный файл, автоматически запускающийся после квитирования коммуникационным программным обеспечением вызывающего.
security through obscurity (безопасность посредством неясности) — обеспечение безопасности системы путем ее маскировки.
serial (побитная передача) — прохождение информации побито в последовательном порядке.
shoulder surfing — подглядывание через плечо пользователя за тем, что набирает пользователь на клавиатуре и что появляется на экране.
simplex (симплекс) — однонаправленные коммуникации.
simulation (модель программы) — программа, устанавливаемая хакером, имитирующая открытую часть системы.
smart terminal (“умный”, он же интеллектуальный терминал) — терминал, обладающий памятью, командами для редактирования, графикой и т. д., в отличие от “глупого” терминала.
social engineering (социальная инженерия) — использование обмана, мошенничества, своего актерского мастерства и владения словом для выманивания у легального пользователя системных секретов.
stand-alone (автономный) — термин для обозначения компьютера или компьютерной системы, которая функционирует без дополнительного оборудования.
superzap •— использование специальной отладки или компьютерного сопровождения для модификации данных.
ТАР (Technological Assistance Program) — программа технической ПОМОЩИ.
temet — набор протоколов, используемых для получения доступа к одной машине через другую.
tiger team (“команда тигров”) — хакер или группа хакеров, нанятых организацией для проверки безопасности ее компьютерной системы.
tone generator (генератор тонов) — прибор для генерации тонов, необходимых для задействования телефона; состоит из акустического соединителя и телефонной клавиатуры.
trapdoor (лазейка) — недокументированный способ получения доступа в компьютерную систему.
tracking (выслеживание) — использование системных журналов и т. п. для выслеживания хакеров.
trashing — см. scavenging Trojan horse (“троянский конь”) — программный кусок “с секретом”, спрятанный внутри прикладной программы.
trusted hosts (проверенные главные компьютеры) — в некоторых приложениях UNIX, список других компьютеров и пользователей, которым не требуется пароль для входа.
TSR program(Terminate and Stay Resident) — загружается в память и остается там после загрузки других программ, собирая информацию.
UNIX — ОС, созданная Кеном Томпсоном и Аеннисом Ри-чи из Computer Research Group.
USENET — обмен сообщениями на базе Интернет.
vandal (вандал) — кракер, уничтожающий файлы, разрушающий системы и т. п.
VMB (Voice Mail Box) — компьютеризированный автоответчик, который сохраняет приходящие сообщения в цифровой форме, на диске.
VMS (Virtyal Memory System) — система виртуальной памяти; ОС, используемая на миникомпьютерах VAX.
WAN (Wide Area Network) — сеть широкого распространения. Сеть, которая соединяет между собой машины, находящиеся очень далеко друг от друга, обычно с помощью телефонных линий.
WATS (Wide Area Telecommunications Service) — телекоммуникационная служба широкого распространения. Позволяет делать удаленные вызовы внутри определенного географического региона, в т. ч. международные.
worm (“червь”) — программа, целью которой является бесконечное саморазмножение — пока хватает места на диске.
geum.ru
Глоссарий по "Информатике" — шпаргалка
- Операционная система – представляет собой комплекс взаимосвязанных программ, который действует как интерфейс между приложениями и пользователями с одной стороны, и аппаратурой компьютера с другой стороны.
- Ядро — центральная часть операционной системы (ОС), обеспечивающая приложениям координированный доступ к ресурсам компьютера, таким как процессорное время, память и внешнее аппаратное обеспечение. Также обычно ядро предоставляет сервисы файловой системы и сетевых протоколов.
- Spooling (Simultaneous Peripheral Operation On Line) или подкачка-откачка данных – метод работы с внешними устройствами вывода (реже - ввода) в многозадачной ОС или многомашинной среде, при которой задачам создается иллюзия одновременного доступа к устройству
- Системные вызовы – это интерфейс между операционной системой и пользовательской программой.
- Прерывания(hardware interrupt) – это событие, генерируемое внешним (по отношению к процессору) устройством.
- Многозадачность (мультипрограммирование) – способ организации вычислительного процесса, при котором на одном (или нескольких) процессоре (-ах) выполняется несколько задач.
- Мультипроцессорная обработка – способ организации вычислительного процесса в системах с несколькими процессорами (разделение процедуры обработки на разных процессорах).
- Процесс, связан с программным кодом исполняемого модуля и рассматривается ОС как заявка на потребление всех видов ресурсов, кроме процессорного времени.
- Процесс блокируется, когда он не может продолжать работу, не дождавшись возникновения какого-либо события в ВС.
- Поток выполнения (англ. thread — нить) — наименьшая единица обработки, исполнение которой может быть назначено ядром операционной системы.
- Планирование - обеспечение поочередного доступа процессов к одному процессору.
- Планировщик - отвечающая за это часть ОС.
- Алгоритм планирования - используемый алгоритм для планирования.
- Таймер – позволяет отсчитывать время выполнения процесса в процессоре и регулировать загрузку процессора
- Гарантированное планирование
В системе с n-процессами, каждому процессу будет предоставлено 1/n времени процессора.
- Справедливое планирование
Процессорное время распределяется среди пользователей, а не процессов.
- Каналы (трубы), это псевдофайл, в который один процесс пишет, а другой читает.
- Сокеты - поддерживаемый ядром механизм, скрывающий особенности среды и позволяющий единообразно взаимодействовать процессам, как на одном компьютере, так и в сети
- Почтовые ящики – очереди сообщений, обеспечивают возможность широковещательной рассылки
- Семафор – это механизм ядра, предназначенный для синхронизации процессов
- Семафоры представляют собой переменные для подсчета сигналов запуска, сохраненных на будущее.
- Различают счетные и бинарные семафоры:
Бинарные семафоры (мьютексы - mutex) – это механизм взаимного исключения для защиты критичного разделяемого ресурса, может принимать значения:
0 – ресурс блокирован
1 – ресурс свободен
Счетные семафоры - это механизм взаимного исключения для защиты ресурса, который может быть использован не более чем ограниченным фиксированным числом задач n
- Взаимоблокировка процессов может происходить когда несколько процессов борются за один ресурс
- Физическая организация памяти
Запоминающие устройства компьютера разделяют, как минимум, на два уровня: основную (оперативную, физическую) и вторичную (внешнюю) память.
Основная память представляет собой упорядоченный массив однобайтовых ячеек, каждая из которых имеет свой уникальный адрес (номер).
Процессор извлекает команду из основной памяти, декодирует и выполняет ее.
Вторичную память (это главным образом диски) также можно рассматривать как одномерное линейное адресное пространство, состоящее из последовательности байтов.
В отличие от оперативной памяти, она является энергонезависимой, имеет существенно большую емкость и используется в качестве расширения основной памяти.
- Основные способы использования диска:
- Свопинг (подкачка) - процесс целиком загружается в память для работы
- Виртуальная память - процесс может быть частично загружен в память для работы
- Методы реализации виртуальной памяти:
- Страничная виртуальная память – организует перемещение данных между ОП и диском страницами – частями виртуального адресного пространства фиксированного и сравнительно небольшого размера.
- Сегментная виртуальная память предусматривает перемещение данных сегментами – частями виртуального адресного пространства произвольного размера, полученными с учетом смыслового значения данных.
- Сегментно-страничная виртуальная память использует двухуровневое деление: виртуальное адресное пространство делится на сегменты, а затем сегменты делятся на страницы. Единицей перемещения данных является страница.
- Для временного хранения сегментов и страниц на диске отводится специальная область – страничный файл или файл подкачки (paging file).
- Страницы - это части, на которые разбивается пространство виртуальных адресов.
Страничные блоки - единицы физической памяти.
Страницы всегда имеют фиксированный размер. Передача данных между ОЗУ и диском всегда происходит в страницах.
- Страничное прерывание - происходит, если процесс обратился к странице, которая не загружена в ОЗУ (т.е. Х). Процессор передается другому процессу, и параллельно страница загружается в память.
- Кэш — это память с большей скоростью доступа, предназначенная для ускорения обращения к данным, содержащимся постоянно в памяти с меньшей скоростью доступа (далее «основная память»)
- оперативная память компьютера – это память, в которой хранится временная информация, необходимая для корректной работы запущенных на данный момент процессов, программ и приложений.
- Виртуальная память компьютера — это стандартный элемент большинства операционных систем.
referat911.ru