Нейролингвистическое программирование - что это такое? Техники нейролингвистического программирования. Что это программирование


Где применяется программирование? | Labaka.ru

Сейчас существует практически любой софт, для любых целей. Есть множество программ для офисной работы, для создания сайтов, для работы с графикой, видео и звуком. Поэтому пользователь компьютера всё реже сталкивается с необходимостью вообще уметь программировать, чтобы сделать "что-то своё", ибо всё уже есть. Сравните с прошлым веком: в то время многие пользователи компьютера более или менее разбирались в программировании, поскольку программ для первых компьютеров было не так много, и приходилось писать эти программы самим.

И тем не менее, программирование необходимо в любое время и для разных целей. Это нужно и при создании сайтов, и в организации работы офиса, и ещё много когда и где.

Ниже я приведу краткий и далеко не полный обзор областей, где применяется программирование. Если вы решили заняться изучением программирования, то, в первую очередь, следует выбрать для себя наиболее интересное направление (а направлений таких, как сейчас увидите, немало).

Создание сайтов и веб-приложений

Сайт можно создать разными способами. Разные способы требуют различного объема программирования (или вообще не требуют).

Существуют онлайн-конструкторы сайтов, например, narod.ru или ucoz.ru. Для работы с такими конструкторами вообще нет необходимости знать технологии и языки программирования, поскольку конструктор сайта сам предложит что и как делать. Если вам хватает возможностей, предоставляемых таким конструктором и не коробит тот факт, что это, по сути, не ваш сайт, а часть системы-конструктора, то проще всего воспользоваться им.

Чтобы открыть блог, форум или интернет-магазин, программировать также вовсе не обязательно. Можно воспользоваться системой управления контентом (Content Management System, CMS): Wordpress, Drupal, Joomla и другими.

Навыки программирования, чаще всего на PHP, могут пригодиться, если вы захотите каким-либо образом изменить функционал, который предлагает CMS. В любой CMS есть возможность подключеня модулей. Модули - это компоненты программы, которые добавляются в CMS и некоторым образом меняют её поведение, добавляя или изменяя существующие функции. Сам по себе модуль может быть очень простым и не требовать глубоких знаний для разработки. Если вы умеете программировать, и вам надо добавить какую-то дополнительную возможность на свой сайт, которую ещё никто не реализовал в виде модуля - то вам повезло.

Если сайт, который нужно в результате получить, обязан обладать некоторой уж очень нестандартной функциональностью, так что использовать существующую CMS нецелесообразно, то программирование уже необходимо. И здесь есть выбор: писать "с нуля" веб-приложение необязательно. Можно воспользоваться каким-либо фреймворком (в народе - "библиотекой"), коих есть несколько, например для PHP - Yii, Zend, CodeIgniter.

А для очень простых веб-приложений или в процессе обучения веб-технологиям, как раз удобнее начать "с нуля", не закапываясь ни в CMS, ни в фреймворки, таким образом сосредоточившись лишь на самом языке программирования.

Хотя знать языки программирования для создания сайта может оказаться не обязательно, знать веб-технологии всё же нужно. Для работы над дизайном сайта нужно знать и понимать HTML, CSS, и, возможно, JavaScript. Нужно понимать, как работает протокол HTTP, так как именно через него ваш сайт взаимодействует с внешним миром. Полезно, а часто и необходимо, знать язык запросов в базы данных - SQL.

Настольные приложения

При работе с существующими программами, программировать не нужно. Единственное, где это может пригодиться - для написания скриптов и макросов, если программа это поддерживает. Например, MS Office и OpenOffice можно дополнить макросами, которые пишутся на некотором языке программирования (обычно JavaScript/VBScript).

Кстати, любой браузер тоже программируется скриптами: это могут быть плагины или скрипты, находящиеся на веб-страницах. Например, дополнения (плагины) для Firefox пишутся на JavaScript.

Если вам нужно некоторое узкоспециализированное приложение,  то тогда, видимо, программировать всё же придётся. Как и в случае с веб-приложениями, для разработки настольных приложений существует большой выбор платформ и библиотек. Есть как кросс-платформенные решения, так и не очень. Например, программа, написанная на Java будет работать и на Windows и на Linux. А .NET - полноценно будет работать только на Windows.

Офисные приложения

К офисными приложениям относятся всевозможные корпоративные базы данных, системы оборота документов и так далее. Обычно для этих целей используются готовые платформы, вроде 1С. В таких системах бизнес-логика обычно также описывается программой-скриптом, которую можно изменять. Разработчик для 1С по сути - программист на скриптовом языке, работающем в недрах системы. Кроме самого языка, необходимо глубокое знание системы и её возможностей, и именно в этом заключается главная сложность.

Приложения для мобильных телефонов, коммуникаторов

В большинство современных мобильных телефонов можно закачивать приложения и игры, в том числе, и созданные своими руками. Для создания приложений производители мобильных устройств предоставляют специальные наборы инструментов (SDK, Software Development Kit). Большинство телефонов поддерживают мобильные технологии Java ME или .Net Compact Framework. Для устройств на базе Android также есть свой SDK (так же, как и для iPhone), который можно свободно скачать и заняться разработкой своих приложений и игр для мобилки. В том случае, если под рукой нет настоящего телефона-андроида, программы можно тестировать в программном эмуляторе - программе, которая работает на обычном компьютере.

Следует напомнить, что современные мобильные устройства в массовом порядке оборудуются скоростным Интернетом, а также высокотехнологичными приборами и датчиками: приёмниками GPS/Глонасс, акселерометрами, сенсорными экранами, видеокамерами, а также динамиками и микрофонами. Все эти устройства программируются, так что здесь есть простор для фантазии при разработке нового программного обеспечения и игр.

Моды для игр

Ещё одна интересная область применения навыков программирования - создание так называемых "модов" для игр. "Мод" - дополнение к игре, меняющее поведение персонажей в игре, добавляющее новые предметы, и так далее.

Многие современные игры представляют собой платформу, реализующую работу с графикой, физику игрового мира, взаимодействие объектов. Уже на этой платформе построено само наполнение игры - это всевозможные скрипы, задающие поведение объектов, конфигурация предметов, картинки и так далее. Часто и пользователь может написать свой "мод", добавить его в игру, чтобы получить некоторое уникальное поведение игры.

Плееры Bluray

При воспроизведении дисков Bluray, в частности, при отображении меню, используется Java. Плеер Bluray выполняет с просматриваемого диска специальную Java-программу, отображающую меню, а также способную делать еще много чего, например, обращаться к Интернет и скачивать субтитры. Такая программная платформа для Bluray носит название BD-J. Платформа поддерживается не только в плеерах Bluray, но и, например, в игровых консолях PS3.

Микроконтроллеры

Запрограммировать можно не только компьютер, телефон, видео плеер, ит.д. Существуют так называемые микроконтроллеры - это микросхемы, на борту которых находится немного памяти, вычислительное ядро и некоторый набор устройств (таймеры, ЦАП/АЦП, драйверы LCD-экранов, клавиатур, интерфейсы I2C/CAN/USB итд.). Современные микроконтроллеры - это достаточно сложные микросхемы, "умеющие" общаться с компьютером по USB, позволяя разработчику легко "прошивать" в контроллер свою программу, а также делать её отладку. Чаще всего микроконтроллеры программируются на языке C.

Область применения микроконтроллеров очень широка. Микроконтроллеры работают в любом современном холодильнике, стиральной машине, мониторе, принтере, телевизоре (список можно продолжать). На основе микроконтроллера можно собирать и свои собственные электронные устройства.

Это далеко не полный перечень возможных применений программирования. В наши дни программируется практически всё, поэтому профессия разработчика программного обеспечения в ближайшее время будет востребована, это точно.

Во многих областях программирования начинать с чистого листа нет необходимости, ведь изучение технологии можно начать с ознакомления с тем, что уже сделано и работает.

Если есть что добавить - прошу в комменты и на форум!

labaka.ru

Что такое программирование

Главная | Информатика и информационно-коммуникационные технологии | Планирование уроков и материалы к урокам | 9 классы | Планирование уроков на учебный год | Понятие о программировании

Содержание урока

Что такое программирование

Компьютерный практикум ЦОР. Что такое программирование

Что такое программирование

Кто такие программисты

Теперь вам предстоит ближе познакомиться еще с одним разделом информатики, который называется «Программирование».

Назначение программирования — разработка программ управления компьютером с целью решения различных информационных задач.

Специалисты, профессионально занимающиеся программированием, называются программистами. В первые годы существования ЭВМ для использования компьютера в любой области нужно было уметь программировать. В 1970-1980-х годах начинает развиваться прикладное программное обеспечение. Бурное распространение прикладного ПО произошло с появлением персональных компьютеров. Стало совсем не обязательным уметь программировать для того, чтобы воспользоваться компьютером. Люди, работающие на компьютерах, разделились на пользователей и программистов. В настоящее время пользователей гораздо больше, чем программистов.

Может возникнуть впечатление, что программисты теперь уже и не нужны! Но кто же тогда будет создавать все операционные системы, редакторы, графические пакеты, компьютерные игры и многое другое? Программисты, безусловно, нужны, причем задачи, которые им приходится решать, со временем становятся все сложнее.

Программирование принято разделять на системное и прикладное. Системные программисты занимаются разработкой системного программного обеспечения: операционных систем, утилит и пр., а также систем программирования. Прикладные программисты создают прикладные программы: редакторы, табличные процессоры, игры, обучающие программы и др. Спрос на высококвалифицированных программистов, как системных, так и прикладных, очень большой.

В данной главе вы познакомитесь с простейшими правилами и приемами программирования, заглянете в эту актуальную и престижную профессиональную область.

Что такое язык программирования

Для составления программ существуют разнообразные языки программирования.

Язык программирования — это фиксированная система обозначений для описания алгоритмов и структур данных.

За годы существования ЭВМ было создано много языков программирования. Наиболее известные среди них: Фортран, Паскаль, Бейсик, С (Си) и др.

Распространенными языками программирования сегодня являются С++, Java, Pascal, Basic, Python.

Что такое система программирования

Для создания и исполнения на компьютере программы, написанной на языке программирования, используются системы программирования.

Система программирования — это программное обеспе чение компьютера, предназначенное для разработки, от ладки и исполнения программ, записанных на определен ном языке программирования.

Существуют системы программирования на Паскале, Бейсике и других языках.

В данной главе речь будет идти о средствах и способах универсального программирования — не ориентированного на какую-то узкую прикладную область. Примером узкоспециализированного программирования является Web-программирование, ориентированное на создание Web-сайтов. Для этих целей, например, используется язык JavaScript. Языки Паскаль, Бейсик, Си относятся к числу универсальных языков программирования.

Разработка любой программы начинается с построения алгоритма решения задачи. Ниже мы обсудим особенности алгоритмов решения задач обработки информации на компьютере.

Коротко о главном

Программирование — область информатики, посвященная разработке программ управления компьютером с целью решения различных информационных задач.

Программирование бывает системным и прикладным.

Паскаль, Бейсик, Си, Фортран — это универсальные языки программирования.

Система программирования — это программное обеспечение компьютера, предназначенное для разработки, отладки и исполнения программ, записанных на определенном языке программирования.

Вопросы и задания

1. Что такое программирование?

2. Какие задачи решают системные и прикладные программисты?

3. Назовите наиболее распространенные языки программирования.

4. В чем состоит назначение систем программирования?

xn----7sbbfb7a7aej.xn--p1ai

Как играть в «программирование» или путь программиста. / Хабр

Я уже писал, что программирование – это игра, как и любая игра, она состоит из стадий или уровней. Что бы стать настоящим профессионалом, важно уметь проходить эти стадии. Порой это трудно, порой даже очень трудно, но согласитесь, от этого только интересней! Сейчас я постараюсь выделить основные стадии и опасности, подстерегающие программиста на этом сложном, долгом и очень захватывающем пути. Попробую рассказать, как именно эти стадии проходить, что нужно делать, что бы не свернуть, и не оказаться одним из тех, кого я называю «НЕДОпрограммистами».
Стадия номер раз: Млять, чо за нах!?
Одна из двух самых опасных стадий! Стадия — убийца программистов! Это самая первая стадия, когда «простой смертный» счастливый, или недовольный жизнью человек, наслушавшись таких как я, прочитав статьи таких как я, увидев как, такие как я живут, поняв что это классно, решает стать программистом. И вот он идет в магазин, закупается неверными книжками, ибо никто из более опытных ничего не подсказал, и начинает их читать. Хуже того, пробует применять на практике! Далее обычно следующая картина: «Мля, мля, мля, мля, примеры из книжки не работают, этот оператор нигде не описан, из десяти строк первого листинга, я понял только две, и не факт что правильно! Какие мануалы!? Что такое мануалы!? Зачем их курить!? Что это!? Седой волос!? Откуда у меня седой волос!?» Ну а дальше, хорошая, или не очень книжка, отправляется в туалет, и служит вместо туалетной бумаги, в целях экономии… Проблема в том, что на этой стадии, многие начинают зубрить тот или иной язык, когда на самом деле нужно разбираться в основах программирования, учиться составлять алгоритмы, и запастись терпением. Именно поэтому для начала, выбирают языки попроще, типа QBasik, или Pascal, но надо помнить, что привыкать к этим языкам не стоит, и написать на них бесплатную альтернативу photoshop’у не получиться. Для начала пойдут простые, совершенно бесполезные, программы, просто для того, что бы понять, что такое переменная, что такое массивы, циклы, условные операторы, как и где они применяются. Проще говоря, нужно научиться мыслить как программист, и тогда эта стадия будет пройдена.
Стадия номер два: Ааа, вот оно что…
И если первая стадия пройдена, то скорее всего «простой смертный» встал на путь истинный… Самое трудное позади, и можно начинать писать несложные, но полезные программы, на которые через 2-3 года без смеха смотреть будет сложно… Это стадия разочарований, стадия поиска стиля, и обретения мастерства. Стадия, когда вы показываете свой код знакомым программерам, а они над вами смеются, вместо того, что бы указать на ошибки, когда комп вешается каждые пол часа от бесконечных циклов, а вы не можете понять в чем проблема, когда программа вроде работает, но как-то не так, когда вы смотрите чужие листинги, и не понимаете ровным счетом ничего! На этой стадии, кроме продумывания алгоритма программы, встает так же вопрос его реализации, и уже не на qbasik’е или паскале, а на чем-то вроде delphi, c++ или php(perl, python). К черту языки 80-тых годов, на этой стадии пишутся полезные программы, которые работают не в черном ДОСовском окошке, но вы то не знали, что это будет на порядок сложнее… Если раньше вы говорили культурно, то теперь начинаете материться, ибо с этим компилятором по другому нельзя! Какая ошибка? Какой тип данных? Что ему не нравится? Зачем он меня мучает? Что плохого я сделал в жизни? Если попаду в ад, что угодно, любые муки, только не программировать на visual studio (Само собой только пример… надеюсь майкрософт меня не читает…) Часто бывает такое, что наслушавшись про только что вышедшую, мега крутую игру, вы покупаете ее, проходите первый уровень, а во втором, при первом серьезном испытании, которое, в общем-то, проходимо, но требует времени, сил и сноровки, вы бросаете игру? Думаю что часто! Так же и с программированием. Тут все зависит от желания. Зачем вы начали программировать, и насколько вы хотите стать программистом. Что бы пройти этот этап, нужны не столько мозги (хотя куда ж без них) сколько усидчивость, и изучение нюансов языка программирования. Вот тут то и придется курить мануалы, сканить инет на предмет похожих ошибок и методов их решения, более внимательно изучать книжки, а в минуты отчаяния — молиться! Но как я уже сказал, этап проходим, все, что для этого надо – это запастись терпением и, не в коем случае, не зацикливаться на мысли: «Это невозможно!», т.к. ЭТО ВОЗМОЖНО! И вы знаете что это возможно!
Стадия номер три: Кажется я программист!
Обычно, эта стадия начинается следующим образом: «А не написать ли мне…» Выбирается довольно сложная и большая программа, дни сменяют ночи, время летит, девушка вас бросает, все деньги уходят на новые книги, в асе появляется новая группа «Программисты», в закладках браузера в основном программистские форумы – вы пишите большую, сложную программу. Возникают новые трудности: вы знакомитесь с базами данных, с инсталляторами, с ООП, и знакомство это не всегда проходит гладко. Однако у вас есть два помощника, которые всегда рядом с программистом на этой стадии: опыт предыдущей стадии, и вдохновение! А вдохновение — штука мощная… На этой стадии вам интересно писать! Вы довольно далеко зашли, и едва ли все бросите. Однако… Многие сходят именно тут, это в основном связанно с полным разочарованием в программировании. Как интересно было писать мини программки на первых двух стадиях, да, были сложности, но с высоты третьего уровня, они не кажуться такими уж непреодолимыми. А вот тут все скучнее! ООП? Зачем он? Все твердят про это ООП, я и без него обходился! А еще эти БД, целые книги выпускают только по проектированию базы данных! Отношения, связи, ключи… Чот мне разонравилось программирование!!! Тут главное не падать духом! Не так уж все и сложно! Да, важно правильно спроектировать базу данных, но это ведь ваша первая серьезная программа! Да, ООП это вещь, и дальше без нее никак, но если вы пока не понимаете что за там классы, методы, зачем нужно наследование и т.д. оставьте это, пишите так, как вам нравиться, вы пока не профессионал, и получайте удовольствие от программирования. Полюбите программирование! Настанет день, и вы поймете все нюансы ООП, и сможете на ходу составлять sql запросы, не заглядывая в справочник, но пока, пишите как хотите, влюбитесь в программирование.
Стадия номер четыре: Мания величия.
Самая ужасная, самая опасная и самая долгая стадия! Многие программисты остаются в этой стадии годами, и не факт что пройдут вообще! Это когда «Я крутой программер, я написал уже несколько больших программ, я знаю все о программировании!!! » В этой стадии развитие программиста останавливается. Он забивает на новые технологии, он считает себя лучшим, он считает лучшими свои методы, он смотрит на других с ехидной улыбкой. Других программистов он не любит. Всегда пытается доказать другим что лучший именно он! Часто критикует общих знакомых программистов. Он много пишет, ибо надо доказывать себе, что ты лучший. Пишет много, но не развивается, ибо считает что методы, которыми он пользуется – лучшие! Зачем что-то менять, я пишу программы, некоторыми даже пользуются люди. Меня взяли на работу. Я профи и со мной никто не сравниться! Стадия очень сложная, сложная тем, что вы не поймете что все еще на ней! Вы думаете что уже в конце игры, вы думайте что познали все секреты профессии, что дальше развиваться просто некуда. Вы думаете что вы один из лучших, а может и лучший, и не знаете, что это только начало вашего развития и что надо двигаться далее. Как пройти стадию, если даже не знаешь что находишься на ней!? Очень просто! Надо общаться с другими программистами, и смотреть на них не как на соперника, а как на источник опыта. Надо посещать программерские форумы, сайты, надо узнавать что то новое, и пытаться это использовать! Надо понять, что программирование – это такая вещь, постичь которую полностью – невозможно!
Стадия номер пять: Не так уж я и крут…
Не все программисты доходят до этой стадии… На этой стадии программист переосмысляет само понятия «программирование». Он начинает прислушиваться к другим программистам, обращать внимание на готовые решения, не изобретая велосипед по-новой, на первый план выходят скорость и качества реализации проекта, просматривая чужие листинги, он ищет не ошибки, а интересные идеи. Его разум открывается для нового, он не критикует, а наставляет. Когда критикуют его, он не доказывает свою правоту, а прислушивается, и если критика конструктивна и справедлива – исправляет свои ошибки. В асе появляется новая вкладка «Начинающие программисты», и если кому то из них нужна его помощь – он помогает, ибо как сказал один мудрый, но давно умерший человек: «Уча других, мы учимся сами».
В заключении.
Дальше писать не могу, я как раз нахожусь на пятой стадии, и даже не представляю что там дальше. Тем и хороша эта игра «Программирование», что мы не знаем какая стадия будет дальше, и какие трудности нас ждут за очередным поворотом. Мы даже не знаем в какой части пути мы находимся, начало это, или середина? Все что мы знаем — это то, что дальше будет интересней, и этот факт, заставляет нас днями и ночами играть в эту потрясающую игру! Наслаждайтесь программированием. Ваш voffVoff.

habr.com

Программирование. Что это такое?

Что такое программирование? Постараюсь в этой небольшой статье ответить на этот вопрос. Итак, в самом прямом смысле этого слова, программирование - это процесс создания (написания) программ для компьютера. На самом деле программы можно писать не только для компьютера, но и для других устройств, у которых есть микропроцессорное устройство, способное производить математические вычисления (сложение, вычитание, умножение, деление и т.д.) и выполнять логические операции (если выполняется какое-либо условие, то делаем это (набор действий), иначе делаем то (набор альтернативных действий)).

Программирование основывается на специальных алгоритмических языках, с помощью которых и задаются инструкции компьютеру (вернее, его процессору), законченный набор которых называется программой. Алгоритмических языков в данное время имеется большое множество, каждый из которых служит для решения своих задач. В то же время есть и языки общего назначения, на которых пишется большое количество современных приложений для компьютера. К этим языкам можно отнести такие, как C++, Java, C#, Delphi и другие.

Программы, которые мы пишем на алгоритмических языках, непосредственно не понятны компьютеру (процессору), т.к. на самом низком уровне он может воспринимать и понимать лишь два числа: ноль и единицу. Иными словами, процессор оперирует лишь значениями и командами в двоичном коде (а двоичный код, как вы знаете, состоит из нулей и единиц). Для того чтобы текст составленной программы смог выполняться компьютером, его нужно преобразовать к понятному компьютеру формату. Для этой цели служат, так называемые трансляторы, у которых в свою очередь есть тоже две разновидности: компиляторы и интерпретаторы. Разница между ними в том, что компиляторы полностью преобразуют код к формату, понятному компьютеру, а затем уже он выполняется. Интерпретаторы построчно преобразуют код к понятному компьютеру формату, которые он так же построчно и выполняет. Вторым способом выполнение программы будет происходить несколько медленнее, нежели первым. В то же время программы, написанные на интерпретируемых языках программирования, могут быть легко перенесены в другую программную среду. К примеру, могут выполняться как на компьютерах, так и на смартфонах. Все вы, наверное, слышали о java-приложениях, которые могут работать в разных средах, за счет того, что java является интерпретируемым языком и выполняется специальной джава-машиной.

Вот, в принципе, и все из того, что я хотел рассказать о программировании в этой краткой статье. Более подробную информацию можно получить на моем сайте о программировании на С++.

Автор: Козицкий Антон

Post Views: 226

scirraconstruct.ru

Нейролингвистическое программирование - что это такое? Техники нейролингвистического программирования

НЛП на сегодняшний день является одним из самых популярных направлений существующей прикладной психологии. Сфера его применения весьма обширна: психотерапия, медицина, маркетинг, политический и управленческий консалтинг, педагогика, бизнес, реклама.

В отличие от большинства других практически ориентированных психологических дисциплин, НЛП обеспечивает оперативные изменения, решение проблем как отдельно взятого человека, так и общества в целом. При этом все осуществляется в безусловном эффективном экологическом режиме.

Введение в нейролингвистическое программирование

Стоит начать с того, что НЛП – своего рода искусство, наука о совершенстве, результат исследования достижений выдающихся людей в различных сферах деятельности. Положительный момент заключается в том, что такими коммуникативными умениями может овладеть совершенно каждый. Надо иметь лишь желание повысить свою профессиональную личную эффективность.

Нейролингвистическое программирование: что это такое?

Существуют разнообразные модели совершенства, построенные НЛП в сфере коммуникации, образования, бизнеса, терапии. Нейролингвистическое программирование (НЛП) – специфическая модель структурирования отдельно взятыми людьми своего уникального жизненного опыта. Можно говорить о том, что это только один из многочисленных способов осознания, организации сложнейшей, но неповторимой системы коммуникации и человеческих мыслей.

НЛП: история возникновения

Оно появилось в начале 70-х годов, стало результатом сотрудничества Д. Гриндера (в то время ассистента профессора лингвистики в калифорнийском университете в Санта Крузе) и Р. Бэндлера (там же - студент психологии), который был сильно увлечен психотерапией. Вместе они исследовали деятельность 3 великих психотерапевтов: В. Сатир (семейный терапевт, она бралась за такие случаи, которые другие специалисты считали безнадежными), Ф. Перлза (новатор психотерапии, основоположник школы гештальт-терапии), М. Эриксона (всемирно известный гипнотерапевт).

Гриндер и Бэндлер раскрыли используемые вышеуказанными психотерапевтами паттерны (шаблоны), их расшифровали, впоследствии построили достаточно изящную модель, которую можно применять и в эффективной коммуникации, и в личном изменении, и в рамках ускоренного обучения, и даже для получения большего жизненного удовольствия.

Ричард и Джон в те времена проживали неподалеку от Г. Бэйтсона (английского антрополога). Он был автором работ по теории систем и коммуникации. Его научные интересы были весьма обширными: кибернетика, психотерапия, биология, антропология. Многим он известен по своей теории 2-ой связи в шизофрении. Вклад Бэйтсона в НЛП необычайно велик.

НЛП эволюционировало в двух взаимодополняющих направлениях: в качестве процесса выявления паттернов мастерства в любых сферах человеческой жизни и как достаточно эффективный способ коммуникации и мышления, который практикуется выдающимися людьми.

В 1977 г. по Америке Гриндер и Бэндлер провели серию успешных публичных семинаров. Данное искусство быстро распространяется, подтверждением этому служат статистические данные о том, что на сегодняшний день приблизительно 100 тыс. человек прошли тренинги в той или иной форме.

Происхождение названия рассматриваемой науки

Нейролингвистическое программирование: что это такое, исходя из значения входящих в этот термин слов? Под словом «нейро» понимается фундаментальная идея того, что человеческое поведение берет начало в таких неврологических процессах, как видение, восприятие вкуса и запаха, прикосновение, слушание, ощущение. Разум и тело образуют неразделимое единство – существо человека.

«Лингвистическая» составляющая названия демонстрирует применение языка в целях упорядочивания своих мыслей, своего поведения для возможности вступления в коммуникацию с остальными людьми.

«Программирование» подразумевает указание способов организации человеком своих действий, идей в целях получения желаемого результата.

Основы НЛП: карты, фильтры, рамки

Все люди используют органы чувств в целях восприятия окружающего мира, его изучения, преобразования. Мир – это нескончаемое разнообразие сенсорных проявлений, однако люди могут воспринимать только его мизерную часть. Получаемая информация впоследствии фильтруется уникальным опытом, языком, ценностями, предположениями, культурой, убеждениями, интересами. Каждый человек живет в некой уникальной реальности, которая построена из сугубо личных сенсорных впечатлений, индивидуального опыта. Его действия опираются на то, что он воспринимает – на личную модель мира.

Окружающий мир настолько масштабен, богат, что люди вынуждены его упрощать для того, чтобы осмыслить. Хороший пример этому – создание географических карт. Они избирательны: несут информацию и одновременно упускают ее, однако все же выступают несравнимым помощником в процессе исследования территории. От того, что человек знает, куда стремится попасть, зависит и то, какую именно карту он составляет.

Люди оснащены многочисленными естественными, необходимыми, полезными фильтрами. Язык – фильтр, карта мыслей конкретного человека, его переживаний, которая отделена от реального мира.

Основы нейролингвистического программирования - поведенческие рамки. Это понимание человеческих действий. Так, первая рамка – нацеленность на результат, а не на конкретную проблему. Это означает то, что субъект ищет, к чему стремиться, затем находит подходящие решения, а впоследствии применяет их для достижения поставленной цели. Направленность на проблему чаще всего называют «рамкой обвинения». Она заключается в глубоком анализе существующих причин невозможности достижения желаемого результата.

Следующая рамка (вторая) заключается в задавании именно вопроса «как?», а не «почему?». Он приведет субъекта к осознанию структуры проблемы.

Суть третьей рамки – обратная связь взамен неудачи. Нет такого понятия, как неудача, есть лишь результаты. Первое - способ описания вторых. Обратная связь сдерживает цель в поле зрения.

Рассмотрение возможности, а не необходимости – четвертая рамка. Сосредоточиться следует на возможных действиях, а не на имеющихся обстоятельствах, ограничивающих человека.

Также НЛП приветствует любопытство, удивление вместо притворства. С первого взгляда это достаточно простая идея, но она имеет весьма глубокие последствия.

Еще одной полезной идеей выступает наличие возможности создания внутренних ресурсов, которые необходимы человеку для достижения поставленной цели. Добиться успеха поможет скорее вера в правильность действий, нежели предположение обратного. Это не что иное, как нейролингвистическое программирование. Что это такое, уже стало понятно, поэтому стоит перейти к рассмотрению его методов и техник.

Методы НЛП

Это основные теоретические, практические аспекты использования нейролингвистического программирования. К ним относятся:

  • якорение;
  • субмодальностное редактирование;
  • методы взмаха;
  • работа с навязчивыми, проблемными, фобическими состояниями.

Это основные методы нейролингвистического программирования.

Изменение восприятия события

Это одно из упражнений применения простейшей техники нейролингвистического программирования. К примеру, ревность. Она протекает в 3 последовательно переходящих этапа: визуализация (представление сцены измены), затем аудиализация (представление звукового сопровождения сцены измены) и в конце - кинестетическое восприятие (появление негативного ощущения предательства).

Суть этой техники – нарушение одного из этапов. В данном примере это может быть убеждение в надуманности сцены измены на первом этапе, на втором – представление ее под сопровождение смешной музыки, что приводит к изменению восприятия всей картины в целом на третьем этапе (становится смешно). Именно так приводится в действие нейролингвистическое программирование. Примеры можно привести самые разнообразные: мнимая болезнь, сила фотографической памяти и др.

Педагогика как область применения НЛП

Как уже упоминалось ранее, существует большое количество сфер, где применяется нейролингвистическое программирование. Обучение также может проходить с использованием методов, техник НЛП.

Ученые утверждают, что посредством нейролингвистического программирования существенная часть школьного материала может быть освоена гораздо быстрее, эффективнее без образования школьных фобий, преимущественно за счет развития ученических способностей. При всем этом данный процесс весьма увлекателен. Это относится к любой педагогической деятельности.

Школа владеет собственной уникальной культурой, которая формируется из нескольких субкультур, имеющих собственные паттерны процесса обучения, невербальной коммуникации.

Ввиду того, что школьные образовательные уровни дифференцированы, каждый из них порождает собственные паттерны результативных стилей обучения. Данные уровни группируются в категории:

1. Начальная школа. В 6-летнем возрасте дети покидают стены детсада и поступают в 1-й класс в качестве так называемого кинестетического создания. Педагоги знают, что дети воспринимают реальный мир посредством осязания, обоняния, вкуса и т. д. В начальной школе типичной практикой выступает прохождение через процедуры – кинестетическое обучение.

2. Средняя школа. Начиная с 3-го класса вносятся корректировки в процесс обучения: переход с кинестетического восприятия на аудиальное. Дети, которые трудно адаптируются к этому переходу, остаются доучиваться либо их переводят в спецклассы.

3. Старшеклассники. Осуществляется очередной переход с аудиального восприятия на визуальное. Подача школьного материала становится более символичной, абстрактной, графической.

Это основы нейролингвистического программирования.

Коридор и конвейер

Первое понятие – место, где происходит развитие отстающей модальности учащегося. По-другому, коридор нацелен на процесс, а конвейер – на содержание.

При акцентировании на последнее педагог должен применять нейролингвистическое программирование: обучение посредством многосенсорных техник в целях предоставления возможности выбора каждым отдельным учащимся привычного для него процесса. Однако, как правило, "конвейерный" учитель выстраивает обучающий процесс в первой модальности, тогда как "коридорному" педагогу потребуется подобрать индивидуальный подход к каждому ученику (коридорному). Таким образом, способность установить подходящий стиль обучения – основа успеха.

Применение НЛП в сектах

Существуют и такие сферы жизни, где рычагом негативной манипуляции выступает нейролингвистическое программирование. Примеры можно привести разные. Чаще всего это секты.

Александр Капков (сектовед) считает, что в свое время засекреченные методы нейролингвистического программирования довольно часто используются в разного рода религиозных группах, к примеру, в секте Рона Хаббарда. Они весьма действенны для быстрого и эффективного зомбирования адептов (позволяют манипулировать личностью). Эффекты психотехник в сектах выдают за снисхождение благодати.

В статье было рассказано, что представляет собой нейролингвистическое программирование (что это такое, какие методы и техники оно использует), а также приведены примеры его практического применения.

fb.ru