Как устроен состав: Как устроен пассажирский вагон дальнего следования / Хабр
Содержание
Как устроен пассажирский вагон дальнего следования / Хабр
Современный вагон при соединении с остальным поездом автоматически включается в локальную сеть и получает параметры с сервера штабного вагона. У одноэтажного вагона Тверского вагоностроительного завода сейчас в мониторинге примерно 280 параметров (начиная от уровня заполнения фекального бака и заканчивая напряжением аккумулятора), а у двухэтажного — около 400.
Начнём с межвагонных связей. Это тормозная пневматическая магистраль (пневматические рукава, которыми вагоны соединяются между собой, железнодорожники называют их «лягушками»), высоковольтная магистраль, аварийная магистраль 110 В, интерком и локальная сеть, плюс радиорелейные мосты между вагонами на случай обрыва локальной сети.
Тормозная система
Вагоны соединены пневматической магистралью. Как и в метро, для удержания тормозов в отпущенном состоянии в ней поддерживается давление определённого уровня (примерно 5 атм). В этом случае говорят, что тормозная магистраль заряжена, чтобы затормозить поезд, надо снизить давление в магистрали. Тогда тормоза придут в действие.
Если поезд вдруг расцепится, то первое, что произойдёт, — у него упадёт давление в тормозной магистрали, и от этого он почти сразу остановится.
Если сорвать стоп-кран прямого действия, то вы просто откроете тормозной магистрали доступ в атмосферу и оттуда стравится воздух. Состав, соответственно, тоже остановится. Пока магистраль не зарядится, поезд дальше не поедет, потому что будет стоять на тормозах.
В некоторых современных пассажирских вагонах и электропоездах стоп-краны прямого действия остаются только в одной точке, остальные заменяются на стоп-краны непрямого действия, посылающие в кабину электровоза или тепловоза сигнал об экстренной остановке. В этом случае машинисту даётся некоторое время (обычно порядка 5 секунд) на принятие решения о разрешении или запрете на экстренное торможение.
Со скорости 160 км/ч тормозной путь — полтора километра. Чем меньше скорость вагона, тем резче остановка. Ничего смертельного в срыве стоп-крана для вагона нет — он не изнашивается как-то сверх меры. А вот пассажиров неприятно тряхнёт, некоторые (кто не выдвинул поручень, был пьян или не использовал ремни) упадут с полок.
Электропитание
Вот тут отдельный пост про электропитание пассажирского вагона и котёл отопления. Очень коротко сюжет выглядит так: есть входы (генератор от вращения колёсной пары, высоковольтная магистраль 3000 В от электровоза, аварийные 110 В от соседнего вагона), есть аккумуляторная батарея и есть контрольно-управляющий модуль (преобразователь собственных нужд), который следит за тем, чтобы всё шло правильно, и преобразует ток в нужный для электрических потребителей формат, 110 В бортовой сети, 5 В розеток USB и так далее.
USB-розетки на верхних полках:
220-вольтовые розетки на нижних полках:
Почему 220 В снизу, а 5 В сверху? По правилам безопасности нельзя поднимать опасное напряжение выше определённой высоты. Условно, чтобы пассажир сверху не вскипятил втихаря там воду и не начал лить её вниз. Как правило, такие требования на пустом месте не появляются — видимо, были прецеденты.
Интерком
Вагоны соединены магистралью локальной сети (было 100 Мбит/с, сейчас на новых вагонах 1 Гб/с) и по радио. Антенно-фидерные устройства установлены снаружи на торцевых стенах вагона, их часто принимают за фонари. Радиосвязь раньше была 10 Мб/с, сегодня уже 100 Мб/с по стандарту.
Нужно всё это для того, чтобы вы могли использовать Wi-Fi, а проводники могли звонить друг другу через IP-телефонию в локальной сети, плюс для передачи технических данных (об этом подробнее чуть дальше). Пока же важно, что Wi-Fi обычно настроен так, что даже при отсутствии доступа к большому интернету вас, как правило, пускают на локальный медиасервер (стоящий в штабном вагоне), с которого можно посмотреть фильм. Так же устроено вещание телевизоров в купе — даже на участке без сети пассажиры могут договориться, что смотрят, и получить стрим из штабного вагона.
Сегодня обычно около 150 клиентов инфосети на поезд.
В инфосети также находятся табло, которые показывают занятость туалета, температуру и маршрут внутри вагона:
Данные из инфосети берут табло с номером вагона (это те, которые смотрят наружу) — вагон автоматически определяет своё место в поезде, руками уже ничего настраивать не надо (только расположение штабного вагона в составе поезда, потому что вагон знает, кто перед ним и кто позади него, но не знает, где голова, а где хвост состава).
В 2018 году табло также могут отображать произвольный контент. Так что ждите акции от вагона-ресторана, ролики про безопасность и погоду за окном.
Ещё есть аудиомагистраль — это межвагонное радио. По нему делает объявление начальник поезда, по нему играет музыка. По нему же вас будят по прибытии, если это конечный пункт для состава.
Двери
Бывают ручные распашные, они вам наверняка прекрасно знакомы. Ещё есть двери электромеханические.
Пробовали делать пневматические, как в московском метро (кажется, это был «Невский экспресс»), но дальше по результатам эксплуатации решили перейти на электрику. Воздух надо где-то брать (у пассажирского вагона нет компрессорной установки, чтобы обеспечить себя воздухом), а электричество существенно проще достать и потом обслужить. Но, как говорит инженер, «метро — это подвижной состав, который всё-таки работает в особых условиях эксплуатации. Он в тепле и сухости, обслуживается ежесуточно. Для пассажирских вагонов установлены другие, более «редкие» регламентные интервалы обслуживания, поэтому закладываем надёжность и простоту. У дверей есть ручной режим работы: выключаешь электропитание и вручную рукояткой с тросом открываешь».
Сейчас двери вагонов ТВЗ с электромеханическим приводом. Там 24-вольтовый «шуруповёртный» движок. Вращение двигателя за счёт шкивов и зубчатого ремня преобразуется в поступательное движение двери.
Климат-контроль
На вагоне есть установка кондиционирования воздуха (кондиционер), На фото выше он на заводе прямо перед монтажом. Он забирает наружный воздух, охлаждает или нагревает и дальше по воздуховодам раздаёт по помещениям вагона. Затем забирает рециркуляционный воздух из салона, смешивает с забортным и направляет снова в вагон. Это сделано для экономии энергии: чем больше использование рециркуляционного воздуха, тем больше экономия энергии. При этом, конечно, нельзя забывать о необходимости соблюдения санитарных правил и норм.
Для воздуха есть установка обеззараживания, она в одном блоке с кондиционером. Там пакет ультрафиолетовых ламп, поэтому, если кто-то болеет, его бациллы при проходе через кондиционер становятся трупами. Что не исключает прямое заражение в вагоне (как и в любом многолюдном месте), но существенно снижает шансы на такой исход.
Вторая установка обеззараживания стоит в водяном контуре для непитьевой воды. Питьевая раньше делалась из технической методом кипячения, а сегодня берётся из кулера (из заранее загруженной бутылки, как в офисе). А вот вода для умывания обеззараживается. Под крышей вагона над туалетами стоит бак (1100 литров в современных вагонах-одноэтажках). Эта вода берётся с заправочной станции на стоянке, она не всегда хорошего качества: там может быть песок и ил, например. Чтобы эту воду обеззаразить, нужно пропустить её через ёмкость с колбой с УФ-лампами. Это не уберёт песок и примеси, но микроорганизмы будут убиты.
Про отопление было в посте про котёл.
В большинстве вагонов отдельного помещения для душа нет (есть в СВ двухместном, комфорт-вагонах и в штабном). В штабном ещё купе для пассажиров с ограниченными возможностями и сопровождающих их лиц, кстати. Но каждый туалет имеет лейку душа (иногда скрытую за панелью) и отверстие в полу.
В большинстве вагонов параметры температуры и скорости воздуха в системе кондиционирования одинаковы для всех. В зимнее время уставка 24 °C, в летнее время — 22. Никаких динамически регулируемых заслонок в конкретных точках по вагону нет. Если есть система покупейного температурного регулирования (на ТВЗ делали несколько модификаций), там всё сложнее и хитрее, но это дороже для перевозчика.
Чаще всего используется хладагент Р134, смеси. Для обеспечения возможности нагрева воздуха в кондиционере есть жидкостной (в одноэтажных вагонах) и электрический (в двухэтажных вагонах) калорифер. Вентиляторы нужны для обеспечения движения воздуха по вагону. В жидкостной системе отопления имеется насос для принудительной циркуляции теплоносителя (воды) в условиях экстремальных температур.
В двухэтажном вагоне туалетов три, то есть на один больше, а кондиционеров два.
Управление
Управление всеми этими чудесами осуществляется либо из купе проводника, либо с помощью приложения, доступного по сертификату и только при подключении к локальной сети вагона.
Если открыть ключом проводника дверь с сенсорным экраном, то будет доступно управление вагоном в ручном режиме (с игнорированием удалённого доступа) и можно будет нажимать на кнопки.
Там же, рядом под панелью, окажутся стрелочные приборы и вообще всё легаси:
На управлении надо остановиться подробнее ещё ради мониторинга.
Чтобы купе проводника не стало похожим на кабину пилотов и чтобы можно было проще управлять всем, сделали графический интуитивно понятный интерфейс:
Параллельно технический прогресс шёл в сторону автоматизации и понадобился модуль, обеспечивающий выполнение разных действий, которые раньше делал проводник. Например, без перехода в ручной режим нельзя удалённо (из локальной сети состава) открыть наружные двери на скорости больше 5 километров в час, при критическом уровне заряда аккумулятора начинается переключение освещения с люминесцентных ламп на светодиодное «ночное», есть целые группы скриптов на одной кнопке (например, управление климатом) и так далее.
Вместе с автоматизацией пришло логирование всех действий и возможность видеть статусы каждой подсистемы в штабном вагоне.
Сегодня каждое устройство вагона проектируется автономным, но с инфовыводом до локальной сети мониторинга. То есть пока есть три уровня устройств:
- Те, что есть в локальной сети и могут принимать команды (к примеру, климат-контроль, освещение).
- Те, что есть в локальной сети, но не могут принимать команды или не могут принимать критичные команды (например, двери могут заблокироваться, но не открыться, также нельзя запускать ряд аварийных действий). Большинство устройств этого типа просто пишет данные в лог.
- Те, которые не видны в локальной сети. Например, пневматическая магистраль не поддаётся сегодня управлению и не пишет ничего в лог (но тормоза, которые её используют, могут писать в лог).
Сделано так потому, что локальная сеть поезда и сеть пассажиров ещё не разделены. Вообще, локальная сеть поезда появилась исторически из-за потребности раздавать Wi-Fi и эволюционировала из магистрали на витой паре, проходящей по всему составу и соединяющейся через межвагонные сцепки (о, горе вам, если нашлось кольцо). Это не самое правильное решение для безопасности, но это сейчас докручивается. В Европе ситуация хуже, там инфомагистраль развивалась из CAN-шин, что делает её куда менее гибкой в разработке.
Потом сверху «наросло» управление подсистемами и логи, благо это было очень удобно. Следующий шаг — удалённое управление вагоном из центра мониторинга перевозчика, но сделать его нельзя, поскольку:
- По требованиям безопасности нельзя давать команды иначе как из локальной сети.
- По требованиям безопасности нет ничего такого, что может критически навредить поезду, на что может быть отдана команда из локальной сети.
Если вспомнить ситуацию, когда через Wi-Fi один из пассажиров подключился к интерфейсу проводника, станет понятно почему. В той истории при обслуживании вагона условно перепутали два модуля: для проводника и для пассажиров. Ну да, он бы смог прогреть вагон до +45, но вряд ли больше. Хотя это тоже неприятно. Проводник бы заметил что-то неладное и перешёл бы в ручной режим (что сразу отключило бы весь блок управления).
Но чтобы такое не повторялось точно, сети сейчас разделяют физически. Точнее, собираются. Пока вагоны, даже самые новые, с общей сетью.
Как используются логи вагона? Важнейшие сообщения пишутся в короткий лог и отправляются через интернет на сервера перевозчика. Условно это состояния систем после очередного перегона плюс действия проводника. У перевозчика задача — анализировать отказы, чтобы по профилю уже отремонтированных вагонов догадываться, когда будет пора профилактически что-то менять в ещё выглядящем нормально. Это в перспективе позволяет много экономить, потому что лучше заменять почти умерший узел в депо, чем сталкиваться с поломкой в пути.
Мониторинг видно из штабного вагона.
Критичные логи (сообщения об отказах) на участках без интернета могут отправляться по SMS. Также в устройстве есть небольшой буфер, который копит лог до прибытия на участок пути, где есть устойчивая связь.
Вагон также можно перевести в режим отладки, и тогда он будет писать в лог вообще всё.
За час можно набрать гигабайт сырых логов в отладочном режиме.
В этом же устройстве есть вся документация на вагон:
В режиме администратора можно получить больше данных о подсистемах:
А в режиме инженера можно запустить тесты некоторых подсистем:
Туалет
Современные туалеты на вагонах ТВЗ вакуумные и скомпонованы в одной стороне вагона. Вообще, новый вагон очень легко отличить по крутым автоматическим дверям и туалетам с одной стороны. Объясняется это просто: для смыва нужны вакуум-компрессорные установки. Когда туалеты в двух концах вагона, нужны либо две установки, либо трасса под вагоном. Две установки дорого, с трассой тоже была серия вагонов, но было шумно. Особенно ночью, когда кто-то смывал в той части вагона, где установки нет, — адский звук шёл по всем купе.
Бак туалета на одноэтажках расположен под вагоном, на двухэтажных под вагон лезть некуда, там практически всё внутри вагона. Поэтому он внутри около туалета. На обычном вагоне бак «на улице» имеет ещё и обогрев, чтобы отходы не смёрзлись намертво. Потому что дальше процедура починки бака превращается в нечто невероятное. Обогрев есть электрический и жидкостной тосольный: змейка трубопровода — и понеслось. Чтобы тосол был тёплый, он греется от непрямого контакта с трубой водяного отопления. На двухэтажном вагоне бак находится внутри вагона и системы обогрева не имеет.
Самое узкое в прямом смысле слова место современного туалета — это отверстие в чаше унитаза. Если в него пролезло, то дальше не застопорится. Если в чашу не залезло, а кто-то пропихнул шваброй, есть шансы порвать резинометаллический запорный клапан. И дальше всех ждёт забавная история.
Ещё более интересная поломка была на установках старого типа. Сочетание фекального бака без дополнительных рёбер жёсткости и поддержания отрицательного избыточного давления в самом баке (сейчас-то оно уже поддерживается только в системе откачки) вело к тому, что иногда случался сюрприз. Несколько случайных неверных движений, повреждение — и баки схлопывались под вакуумом. Поговаривают, что пассажиры, которые совершали эти грубые эксплуатационные ошибки, до сих пор очень аккуратно заходят в туалеты даже дома.
Тележки
Вагон стоит на тележках, рамы которых опираются на колёсные пары. Сначала они были просто жёсткие, потом, с увеличением скоростей, там стали появляться пружины, а сегодня современная подвеска пневматическая. Вот от пассажирского вагона дальнего следования:
А вот от электропоезда типа Иволги:
Всё. Как видите, вагоны — это маленькие космические корабли.
Основные части из которых состоит грузовой вагон, устройство и конструкция вагонов
Железнодорожные вагоны применяются для перевозки людей, грузов, различных материалов и животных. Вне зависимости от их типа состоят они из кузовной, ходовой части, ударно-тягового оборудования и тормозной системы. Разберем подробнее основные части ж/д вагонов.
Кузов
Кузовная часть необходима для перевозки различных товаров, продукции, материалов. Особенности конструкции зависит от модели вагона. К основным вариантам относят цистерны, платформы, хопперы, думпкары и т.д.
Так, кузов пассажирских моделей выполнен из рамы, боковых, торцевых стенок, пола, крыши, дверей и окон. Внутри они оборудованы для комфортной поездки людей. В них предусмотрены системы отопления и водоснабжения, создана комфортная вентиляции и проведено освещение. Предусмотрены диваны или сидячие места, багажные полки.
Грузовые кузовные части открытого типа состоят из рамы с настилом. Закрытые грузовые модели могут иметь слой теплоизоляции для поддержания нужного температурного режима.
Конструкция кузова хоппера имеет наклонные торцевые стенки. Это необходимо для саморазгрузки сыпучих материалов через нижнюю часть бункера. А думпкары оснащены механизмом наклона, позволяющим разгружать вагон при помощи опрокидывания кузова.
Ходовые части
Это своеобразные кузовные опоры. Они служат направляющими для передвижения по рельсовому полотну и обеспечивают плавность, равномерность хода. Состоят они из следующих элементов:
-
Тележка, колеса парные, оси, буксы, рессорные подвески. -
Рамы боковые, балки надрессорные, рычажная передача (тормоз). -
Система гашения колебаний, поводки тележек и другие части.
Комплектация ходовых элементов зависит от модели подвижного состава. Так, поводки тележечные есть в пассажирских моделях. А в грузовых – дополнительные оси для повышения грузоподъемности.
Ударно-тяговые устройства
Без этих приборов невозможно сцепление единиц железнодорожного состава между собой и их крепления к локомотиву. Ударно-тяговые устройства передают силу тяги от «головы» к вагонам, а также смягчают удары при ускорении или уменьшении скорости локомотива.
На составах в РФ и СНГ в роли ударно-тяговых приспособлений используют автосцепное устройство, размещенное в консольной части рамы.
Системы торможения
Требуется для снижения скорости движения вагона и его остановки. Тормоза включают комплекс устройств, необходимых для искусственного усиления сил сопротивления движению. Среди видов торможения выделяют:
-
Фрикционное. Торможение осуществляется за счет тормозных колодок, прижимаемых к ободьям колес. Управление может быть ручным, пневматическим. -
Электрическое или реверсивное. Работает по принципу возвращения в контактную сеть выработанной двигателем локомотив энергией. Энергия поглощается сопротивлением. Применяется система при движении грузовых поездов по затяжным спускам. -
Электромагнитное. Торможение осуществляется за счет воздействия электромагнитных устройств на рельсы. Такая система используется для скорых поездов.
Любой вид торможения срабатывает автоматически, если происходит разъединение вагонов и их отцепка от состава. Также в пассажирских и грузовых моделях есть системы ручного торможения.
Из перечисленных элементов состоит любой тип вагона. Конструктивные особенности зависят от вида подвижного состава. До отправки локомотива на рейс каждая емкость или пассажирский отсек проходит проверку по всем параметрам.
К списку статей
Что такое композиция в искусстве?
Вы могли слышать термин «композиция», используемый для обозначения любого музыкального произведения, письма, картины или скульптуры, но в изобразительном искусстве он используется специально для обозначения расположения элементов в произведении искусства. Овладение композицией необходимо любому художнику, но о важности этого навыка часто забывают. Плохая композиция может повлиять на все произведение искусства, поэтому при нанесении кисти на холст необходимо либо тщательное планирование, либо отличное чувство интуиции.
«Линза памяти», 2016 г., автор: Фион Ганн
Как может измениться состав?
Композиция – это способ, которым различные элементы произведения искусства комбинируются или располагаются. Художник имеет полную свободу в выборе композиции своего произведения. Все элементы могут быть сгруппированы по направлению к центру холста или фотографии или разбросаны по углам произведения. В качестве альтернативы, может быть только один предмет, который доминирует над всем произведением искусства. У разных школ мысли были разные подходы к композиции в искусстве на протяжении веков. То, что распространено сегодня, было бы неслыханным в другое время.
Глюк, 2017 г., автор Брайан Кортелинг
Каковы правила хорошей композиции в искусстве?
Не существует единой формулы хорошей композиции, но есть несколько основных принципов, которые можно применить к большинству произведений искусства. Проще говоря, можно следовать правилам хорошего дизайна, чтобы получить приятную композицию.
Палитра, 2019, Патрик Хьюз
Однако эти правила не всегда так просто определить в четких терминах — скорее, они сводятся к уникальному стилю и интуиции художника. Например, многие говорят, что хорошая композиция должна быть сбалансированной, с одинаковым вниманием к каждому элементу произведения искусства. С другой стороны, некоторые художники могут выделить отдельные части работы, которые они считают наиболее важными. В то время как некоторые художники пытаются создать простую минималистическую композицию, другие стремятся к более эклектичному стилю.
все, что у вас есть, 2020, Джейн Прайор
Как состав изменился за эти годы?
В то время как композиция раньше была намного более регламентированной, появление таких движений, как кубизм и абстрактное искусство, изменило многие из этих правил и уступило место новым техникам.
The Parisien, 2018, Джаспер Баррингтон Галлоуэй
Традиционно художники-классики стремились к треугольной или пирамидальной композиции, чтобы создать ощущение геометрии внутри произведения. Древние греки считали, что искусство должно быть как можно более совершенным, и поэтому они делили холст на восемь равных сегментов, чтобы создать сбалансированную треугольную композицию. Вы увидите, как этот подход перекликается с искусством эпохи Возрождения, которое стремилось подражать внешнему виду классического искусства.
Мадонна на лугу, 1506 г., Рафаэль (из общественного достояния)
Другой метод известен как «золотое сечение», еще одна математическая концепция, которая создает своего рода спиралевидную форму, напоминающую раковину улитки или водоворот. Леонардо да Винчи классно использовал эту композицию для Моны Лизы, что может быть одной из причин, почему она выдержала испытание временем.
Мона Лиза, 1503 г., Леонардо да Винчи (из общественного достояния)
Художники-абстракционисты и художники-экспрессионисты, такие как Джексон Поллок, выбросили эти концепции из окна, выбрав вместо них «сплошную композицию» . Этот подход предполагает работу с поверхностью произведения более или менее однородно, а не с рассмотрением верхней, нижней и центральной части произведения искусства.
Convergence, 1952, Джексон Поллок (любезно предоставлено «Jackson-pollock.org»)
Что такое композиция в искусстве? Определение, объясненное через известные произведения искусства
Содержание
Что такое композиция в искусстве? Определение
Элементы композиции
Правило трети
Правило пространства
Правило шансов
Правило Золотого треугольника
Правило золотой спирали
. соединение разных элементов. В то время как композитор соединяет ноты и аккорды для создания гармонии, то же самое делает и художник. Фотографы, художники и визуальные художники создают свои работы, следуя наборам правил композиции, которые передавались на протяжении всей истории искусства. Сегодня некоторые художники опираются на тот же набор правил и условностей, которые художники от классического искусства до эпохи Возрождения использовали в своей работе. Другие художники нарушают традиции и восстают против классических правил композиции.
В этой статье дается определение композиции в искусстве и рассматриваются способы, которыми художники и фотографы использовали эти методы для создания культовых и знаменитых произведений искусства, а также то, как другие нарушали свои правила, создавая впечатляющие произведения.
Что такое композиция в искусстве? Определение
Композиция произведения искусства определяется тем, как изображение изображено и расположено на холсте.
Другими словами, расположение элементов в произведении искусства . Художник использует композицию, чтобы расположить предмет и объект изображения таким образом, чтобы привлечь зрителя или создать визуально привлекательную сцену.
Художники стремятся составить сюжеты и объекты своих работ в визуально приятной манере, чтобы заинтересовать зрителя. Композицию можно считать замыслом или структурой того, что изображено — лесами, поддерживающими предмет в изображении, направляющими взгляд зрителя на произведение искусства.
Состав важен для привлекает внимание и создает динамический, спокойный или оживляющий эффект на объекте.
Исторически сложилось так, что художники использовали различные композиционные приемы для аранжировки объектов своих работ и создания баланса и гармонии . И художники придерживались этих приемов на протяжении всех радикальных потрясений начала двадцатого века. Даже художники-абстракционисты, такие как художник-боевик Джексон Поллок, согласовали свой процесс с тем, что он описал как «всеобщую композицию».
Элементы композиции
Итак, какие элементы составляют определение композиции в искусстве? Важны следующие элементы:
- Линия — путь, который направляет взгляд на произведение
- Форма — геометрические или органические области изображаемых объектов
- Цвет — значение и интенсивность пигментов
- Форма — глубина, ширина или широта
- Текстура — богатство поверхности
- Значение — свет и тьма, придающие форму предметам или объектам
- Пространство — наличие положительного или отрицательного пространства между субъектами и объектами
Какие правила используют художники, чтобы упорядочить эти элементы? Вот несколько основных композиционных правил.
Правило третей
Композиция по правилу третей следует логике, состоящей в том, что путем деления холста на три равные части и размещения объектов вдоль этих линий создается сбалансированная и визуально привлекательная композиция.
Размещение предметов рядом с горизонтальными и вертикальными линиями создает баланс и гармонию в картине. Возьмем, к примеру, Madchem am Strand Макса Нонненбруха. Субъект размещается вдоль первой вертикальной линии холста, а его нижняя и верхняя части тела идеально выровнены с верхней горизонтальной и нижней горизонтальными третями. Оставшиеся две горизонтальные трети оставлены ландшафту.
Макс Нонненбах, Madchem am Strand, 1920
В картине Яна ван Гойена «Вид на Харлем и Харлеммер Меер» 1646 года художник изобразил пейзаж колокольни церкви Святого Бавона в Харлеме. Вместо того, чтобы дать место своему топографически точному взгляду на пейзаж, он отдает две трети обширного холста катящимся облакам в небе. Панорамная и атмосферная работа повлияла на картины голландских мастеров семнадцатого века.
Йоханнес Вермеер был экспертом в создании ощущения глубины в своих работах, выравнивая предметы с горизонтальными линиями на своих картинах. В Спящая служанка , он выравнивает голову спящей служанки горизонтальной линией вверху и кувшин на столе нижней линией. Использование прямых линий не только разделяет предметы и объекты работы по холсту, но и создает глубину, уходящую назад в комнату позади спящей женщины.
Использование отрицательного пространства также является композиционным элементом, с которым играют художники.
Правило пространства
Правило пространства в искусстве используется художниками, чтобы дать иллюзия движения внутри произведения искусства и обеспечить контекст изображения.
На картине Макса Нонненбруха персонаж смотрит на море, которое направляет взгляд зрителя в открытое пространство. При этом он использует правило пространства 90 094, чтобы придать композиционную ценность движению моря.
Оставлять открытое пространство в том месте, куда направлен взгляд объекта, или оставлять пространство впереди или позади объекта, чтобы подчеркнуть движение, — эффективное использование этого композиционного правила.
Правило шансов
Поля Сезанна, увлеченного живописью vanitas на рубеже двадцатого века, заставили его поиграть с правилом шансов. В своей картине «Пирамида черепов », 1901 г., он составил три черепа на столе в форме треугольной пирамиды, что также является еще одним правилом композиции. Почему Сезанн выбрал три, а не два или четыре черепа?
Это правило вероятности предполагает, что нечетное количество объектов на изображении более интересно , чем четное число. Композиционное правило основано на идее, что симметрии создают формальную, менее натуралистическую композицию, чем нечетные числа.
Правило золотого треугольника
Художники используют треугольника для обрамления своих объектов . Правило золотого треугольника гласит, что композиции можно разделить на четыре треугольника разного размера. Эти треугольники созданы с помощью диагональной линии от верхнего угла к нижнему углу с двумя дополнительными линиями на 9.углы 0 градусов.
Луккская Мадонна Яна ван Эйка, 1437 год, Музей Штеделя.
Композиционный макияж можно использовать, поместив объект в треугольник, чтобы обрамить фокус работы Яна ван Эйка Lucca Madonna , в которой используется композиционный подход золотого треугольника. Возможно, более известное произведение Да Винчи «Мона Лиза », в котором локти, руки и голова субъекта образуют треугольник, использует треугольную линию, чтобы привлечь внимание к выражению лица субъекта.
Размещение объекта в центральном треугольнике создает большее ощущение интимности в изображении и фокусирует внимание зрителя на основном объекте.
Картина Яна ван Эйка вызывает ощущение спокойствия и безмятежности, отчасти благодаря симметрии работы. Сцена спокойная, уравновешенная и сосредоточенная . Другие композиционные приемы делают прямо противоположное.
Правило Золотой спирали
Использование Золотая спираль создает ощущение динамизма внутри картины.
Эта композиция, также известная как Золотое сечение или спираль Фибоначчи, состоит из прямоугольника, разделенного на два квадрата. К прямоугольнику добавляется квадрат, равный длине самой длинной стороны прямоугольника, и ряд диагональных точек на каждом квадрате создает путь, по которому спираль проходит через изображение.
Фрагмент золотой спирали на картине Хокусая «Большая волна у Канагавы», 1831 г.
Знаменитый японский художник Хокусай в году «Большая волна у Канагавы » использовал технику Золотой спирали. Спиралевидная волна находится в левой части картины, даря пространство движению моря справа и органической спиральной форме слева. Эта асимметрия наполняет картину энергией и привлекает внимание к круговому движению прибоя.
Дж. В. М. Тернер был, пожалуй, величайшим британским художником-пейзажистом 19 века. Он был пионером в тщательном изучении света, цвета и атмосферы для выражения важных исторических, мифологических, литературных и повествовательных форм. В своем морском пейзаже Воюющий Темерер, которого тянут к своему последнему причалу, чтобы разорвать на части , он использует композиционную форму «Золотая спираль», чтобы наэлектризовать картину. Слева, внутри «спирали», происходит бой. Корабль горит, а справа пейзаж обеспечивает контекст для сцен и при этом уравновешивает динамизм повествования с гармонией пейзажа.
Дж. В. М. Тернер, Боевой темперамент, которого тянут к последнему причалу, чтобы разбить, 1838 г., холст, масло, 1839 г.; в Национальной галерее, Лондон.
Нарушение правил
На протяжении всей истории современного искусства художники восставали против условностей композиционных правил. Возьмем, к примеру, картину Пикассо «Авиньонские девицы ». Компактная постановка женщин на холсте знаменует радикальный отход от традиционной композиции и перспективы в живописи. На нем изображены пять обнаженных женщин, составленных из плоских расколотых плоскостей, чьи лица были вдохновлены иберийской скульптурой и африканскими масками. Картина положила начало кубистическому движению, в котором фрагментарные плоскости объектов и предметов отображались одновременно. Лица испытуемых, иногда видимые под разными углами, появляются из этого сжатого пространства, как будто они должны выйти из холста.
В 1940-х годах американский художник-абстракционист Джексон Поллок начал рисовать капельками. Эта техника радикально изменила не только традиционные подходы к живописи, но и наше понимание композиционных форм. В Горизонтальная композиция , 1949 год. Он положил свой холст на пол и забрызгал его краской, когда шел по нему. Для Поллока композиция заключалась не столько в расположении предметов и сюжетов на холсте, сколько в создание баланса цвета и формы. Поллок играл с элементами композиции, включая линию, текстуру и цвет, чтобы передать расположение или композицию этих самых элементов . Процесс Поллока был определен случайным образом в произвольном способе, которым он создавал свои работы.
Джексон Поллок, Горизонтальная композиция, 1949 г.
Изображение на обложке: Хокусай, «Большая волна у берегов Канагавы», 1831 г. Нью-Йоркский музей искусств Метрополитен.
Оставайтесь с нами в журнале Kooness, чтобы узнать больше интересных новостей из мира искусства.