Какие отечественные языки программирования были специально разработаны для учебных целей: Языки программирования, разработанные российскими и советскими программистами: luckyea77 — LiveJournal

Раздел 2. Методика преподавания базового курса информатики

Методические указания к проведению контрольной ра боты.

Вопрос задания выделен синим цветом. В скобках приведен максимальный бал для оценки данного вопроса (исходя из 100 балльной шкалы). Оценка правильности выполнения заданий должна проводится с использовани ем ключей ответов или ключевых слов, которые приве дены после текста вопроса и выделены синим цветом. Ключевые слова должны обязательно присутствовать в тексте ответа. Порядок расположения в ответе клю чевых слов не обязательно должен следовать приведен ному, но, тем не менее, располагаться в соответствии принятой логической последовательности ответа.

Варианты заданий включают по 5 вопросов. Вари анты неравноценны в смысле суммы весов вопросов, по этому преподавателю после проверки следует провести нормировку набранной суммы баллов на 500, что необхо димо для проведения процедуры выведения полученной отметки и сравнения с ответами других студентов и в целом всей группы.

Примерные нормы оценивания результатов вы полнения контрольной работы и набранных баллов по сле процедуры нормировки:

450–500 баллов – отлично 400–449 баллов – хорошо

300–399 баллов – удовлетворительно менее 300 баллов – неудовлетворительно

Список вопросов

1.Каково назначение базового курса информатики? (100)

460

2.Каким образом понимается общедоступность базового курса информатики? (8

3.Приведите названия содержательных линий базового курса информатики. (100)

4.Какие вопросы рассматриваются в содержательной ли нии «информация и информационные процессы»? (100)

5.Опишите методические подходы к определению поня тия информации. (100)

6.В чем, на ваш взгляд, состоит проблема определения понятия информации? (90)

7.Объясните методический смысл введения понятия «информативность сообщения». (80)

8.Перечислите методические подходы к определению единиц измерения информации. (50)

9.Опишите содержательный подход к измерению ин формации. (100)

10.Приведите примеры объяснения школьникам содер жательного подхода к измерению информации.(80)

11.Опишите кибернетический подход к измерению ин формации.(100)

12.Какие вопросы изучаются по теме «Процесс хранения информации»? (50)

13.Какие вопросы изучаются по теме «Процесс обработки информации»?(50)

14.Какие вопросы изучаются по теме «Процесс передачи информации»? (50)

15.Приведите примеры, иллюстрирующие следующие по нятия: носитель информации, хранилище информации, передача информации, шум и защита от шума.(50)

16.Расположите в порядке возрастания информационной емкости следующие носители информации: ОЗУ, ПЗУ,

461

регистры процессора, магнитная лента, магнитный диск, лазерный диск. (50) ПЗУ, регистры процессора, магнитная лента, ОЗУ, лазерный диск, магнитный диск.

17.Можно ли говорить учащимся, что компьютер может работать с любой информацией, с которой имеет дело человек? (30)

18.Как объяснить учащимся смысл терминов «фиксиро ванная точка» и «плавающая точка»? (80)

19. Какие основные принципы организации таблиц сим вольной кодировки следует объяснить ученикам.(80)

20.Предложите аналогии, поясняющие учащимся принцип растрового и векторного представления изображе ний.(70)

21.Предложите рисунок, схему или чертеж, поясняющий смысл процесса дискретизации для представления зву ка в памяти компьютера. (70)

22.Перечислите обязательный минимальный набор све дений, которые должны знать учащиеся об устройстве компьютера.(60)

23.Каково назначение моделей учебных компьюте ров?(60)

24.Приведите названия моделей учебных компьютеров, описанных в методической литературе. (30)

25.Какие общие сведения об архитектуре компьютера должны получить учащиеся, независимо от типа ис пользуемого в обучении персонального компьютера? (80)

26.С какими основными свойствами операционных систем должны быть ознакомлены учащиеся? (80)

27.Какие первоначальные сведения о системах програм мирования должны быть сообщены учащимся?(80)

462

28. Почему, на ваш взгляд, следует изучать моделирова ние в базовом курсе информатики?(80)

29.В каких учебниках информатики линия моделирования представлена ведущей? (50).

30.Какие средства программного обеспечения могут рас сматриваться при изучении моделирования в инфор матике? (50)

31.Что называют информационной моделью? (80).

32.Каким основным признакам должна удовлетворять компьютерная информационная модель? (80)

33.На каких примерах можно объяснять учащимся мо дельный характер базы данных? (50)

34.С какими методическими проблемами связано реше ние задачи проектирования базы данных? (80)

35.Какие свойства электронных таблиц делают их удоб ным инструментом для математического моделирова ния? (70)

36.Какое место может занимать язык Пролог в базовом курсе информатики? С какими содержательными линиями он может пересекаться? (80)

37.Перечислите набор понятий, входящих в обязательный минимум содержания образования по алгоритмиче ской линии. (80)

38.Почему алгоритмизация и программирование объеди нены в одну общую содержательную линию? (80)

39.С какими двумя целевыми аспектами связано изучение алгоритмизации? (70)

40.С какими двумя целевыми аспектами связано изучение алгоритмизации? (70)

41.Какие отечественные языки программирования были специально разработаны для учебных целей? (80)

463

А. Альфа. Б. Бета. В. Гамма. Г. Алгол 60. Д. Рапира. Е. Лого. Ж. Кумир.

42.Почему не во всех школьных учебниках информатики приводится строгое определение алгоритма? (100)

43.Какие типы задач следует рассматривать при изучении понятия алгоритма? (100)

44.Что такое «учебный исполнитель»? (80)А. Робот. Б. Компьютер. В. Исполнитель, работающий под управле нием ученика. Г. Исполнитель, удовлетворяющий ряду условий.

45.Приведите примеры учебных исполнителей, описан ных в учебниках и задачниках по информатике. (80)Кукарача, Муравей, Кенгуренок, Черепашка, Чертежник, Магнитофон, Робот.

46. Для каких целей используют на уроках информатики блок схемы?(60)

47.В какой методической последовательности следует изучать понятие величины и ее свойств?(100)

48.Какие методические проблемы возникают при изуче нии понятий «переменная» и «присваивание»? как их разрешать? (100)

49.Почему при обучении программированию следует изу чать архитектуру ЭВМ?(80)

50.В каком объеме следует изучать программирование в базовом курсе информатики?(80)

51.Какие языки программирования наиболее подходят для вводного курса по программированию? (70)

52.На каких примерах и аналогиях следует объяснять уче никам разницу между языками программирования и системами программирования?(80)

464

53.Как со временем менялось содержание линии «Ин формационные технологии» в школьной информати ке?(80)

54.Чем в принципе должно отличаться преподавание ин формационных технологий в базовом курсе информа тики от их изучения в рамках образовательной области «Технология»? (80)

55. Какие базовые технологические навыки получают уче ники при освоении текстового редактора? (80)

56.Какие вопросы, изучаемые в базовом курсе информа тики относятся к теоретическим основам компьютер ной графики?(80)

57.Какие практические навыки должны получить ученики при изучении компьютерной графики в базовом курсе информатики?(80)

58.Какие методические преимущества имеет применение локальной сети в учебном процессе по сравнению с набором отдельных компьютеров? (80)

465

Глава №2 Информатика как учебный предмет

Информатика
как учебный предмет

Информатика
была введена как обязательный учебный предмет во все средние школы СССР с 1
сентября 1985 года и получила название«Основы информатики и вычислительной
техники»
, сокращенно ОИВТ. С 2004 года данный предмет
назывался «Информатика и информационнокоммуникационные
технологии»
 или
сокращенно – «Информатика и ИКТ», с 2011 года
снова -«Информатика».  Между возникновением информатики как
самостоятельной науки и введением ее в практику массовой общеобразовательной
школы прошло очень мало времени – всего 10‐15
лет. Поэтому определение содержания школьного курса информатики и ИКТ в
настоящее время является непростой и актуальной задачей.

Можно
выделить три основных этапа в истории отечественного образования в этой
области:

  • первый
    этап – с начала постройки первых советских ЭВМ и до введения в школе учебного
    предмета ОИВТ в 1985 году;
  • второй
    – с 1985 по 1990 гг. до начала массового поступления в школы компьютерных
    классов;
  • третий
    – с 1991 г. и по настоящее время.

Программное
обеспечение школьной информатики поддерживает информационную, управляющую и
обучающую системы средней школы. В области технического обеспечения она имеет
цель, которая заключается в экономическом обосновании выбора технических средств
для сопровождения учебно-воспитательного процесса школы. Учебно-методическое
обеспечение школьной информатики состоит в разработке учебных программ,
методических пособий, учебников по курсу информатики и т.п. Организационное
обеспечение связано с внедрением и поддержанием новой информационной технологии
учебного процесса.

Школьный
предмет информатики должен отражать наиболее общезначимые, фундаментальные
понятия и сведения, вооружать учащихся знаниями, умениями и навыками,
необходимыми для изучения основ информатики и других наук, а также готовить
учащихся к будущей практической деятельности. 

Среди
принципов формирования содержания образования дидактика выделяет, как наиболее
важный, принцип единства и противоположности логики науки и учебного
предмета
.

Изучение
информатики и ИКТ в школе направлено на достижение следующих
целей:

в
основной школе:

  • освоение
    знаний, составляющих основу научных представлений об информации,
    информационных процессах, системах, технологиях и
    моделях;
  • овладение
    умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других
    средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать
    собственную информационную деятельность и планировать ее
    результаты;
  • развитие
    познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
    средствами ИКТ;
  • воспитание
    ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов
    ее распространения; избирательного отношения к полученной
    информации;
  • выработка
    навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении
    индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем
    освоении профессий, востребованных на рынке труда.
    в старшей школе на
    базовом уровне:
  • освоение
    системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование
    современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе,
    биологических и технических системах;
  • овладение
    умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели
    реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и
    коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных
    дисциплин;
  • развитие
    познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем
    освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении
    различных учебных предметов;
  • воспитание
    ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной
    деятельности; 
  • приобретение
    опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной
    учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
    в старшей
    школе на углубленном уровне:
  • освоение
    и систематизация знаний, относящихся к математическим объектам информатики;
    построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их
    компьютерное моделирование; средствам моделирования; информационным процессам
    в биологических, технологических и социальных системах;
  • овладение
    умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические
    формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию;
    создавать программы на языке программирования по их описанию; использовать
    общепользовательские инструменты и настраивать их для нужд
    пользователя;
  • развитие
    алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системного
    мышления;
  • воспитание
    чувства ответственности за результаты своего труда; формирование установки на
    позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на
    недопустимости действий, нарушающих правовые, этические нормы работы с
    информацией;
  • приобретение
    опыта проектной деятельности, создания, редактирования, оформления,
    сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью
    современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной
    реализации информационных проектов, информационной деятельности в различных
    сферах, востребованных на рынке труда.

Становление
школьного курса информатики в СССР в 60-80 годы

В
начале 50-х годов отдельные группы энтузиастов в НИИ и вузовских вычислительных
центрах вели поисковые работы по обучению школьников началам программирования. В
начале 60-х годов стали открываться школы с математической специализацией, и для
них были созданы первые официальные учебные программы по курсу программирования,
ориентированных на учащихся средних школ. В этих специализированных школах
предусматривалась профессиональная подготовка вычислителей‐программистов
на базе общего среднего образовния. После школьной реформы 1966 года в учебные
планы средней школы были введены новые формы учебной работы
– факультативы. По математике и ее приложениям было разработано три
факультативных курса: «Программирование»«Вычислительная
математика»
 и «Векторные пространства и линейное
программирование»
. В начале 70-х годов начала развиваться система
межшкольных учебно‐производственных
комбинатов, в некоторых из которых стали возникать специализации по
профессиональной подготовке учащихся старших классов в области применения
вычислительной техники. В конце 70-х годов появились массовые и дешевые
программируемые микрокалькуляторы. После экспериментальной проверки решением
Минпроса СССР они были введены в школьный учебный процесс. В начале 80-х годов
была создана интегрированная система
программирования «Школьница» – первая отечественная программная
система, специально ориентированная на школьный учебный процесс.

Компьютерная
грамотность как основная цель преподавания информатики в 80-90
годы

Все,
о чем шла речь выше, создало предпосылки для последующего решения проблемы
компьютеризации школьного образования. В ходе реформы школы 1984 года была
объявлена задача введения информатики и вычислительной техники в учебный процесс
школы и обеспечения всеобщей компьютерной грамотности молодежи.
Перед промышленностью страны была поставлена задача – в сжатые сроки развернуть
массовое производство персональных компьютеров и компьютерных классов для
оснащения школ. Эта задача была успешно выполнена – в конце 80-х – начале 90-х
годов в школы стали массово поступать отечественные компьютерные классы с
персональными ЭВМ
типа «ДВК», «Корвет»«Микроша»«Агат»«Электроника» и
др., что ознаменовало переход от безмашинного курса информатики
к собственномашинному обучению.

Информатизация
образования за рубежом

Вслед
за появлением термина «кибернетика» стало использоваться англоязычное
словосочетание «computer science» (компьютерная наука). Этот термин и сейчас
широко распространен в США, Канаде и странах Латинской Америки. Позднее (60-70
годы) во Франции ввели термин «informatique» (информатика), образованный от двух
слов (информация и автоматика). Этот новый термин получил распространение в СССР
и странах Западной Европы.

Безмашинный
и машинный варианты преподавания информатики в 80-90
годы

В
80-е годы курсы информатики строились в условиях безмашинного
обучения
 и не получили широкого распространения, что было связано как с
неподготовленностью преподавателей, так и с отсутствием в школах материальной
базы. В 1985 и 1986 гг. была проведена массовая переподготовка учителей
математики и физики на специальных курсах, а также начата регулярная подготовка
учителей информатики на физико-математических факультетах пединститутов. В то
время отечественные персональные ЭВМ в педагогических вузах были в очень
ограниченном количестве, а подготовка учителей информатики не соответствовала
требованиям преподавания нового предмета. Только в небольшой части ведущих вузов
были установлены первые отечественные компьютерные классы, а также японские
компьютеры «Ямаха» (в том числе и в Глазовском пединституте).
Тем не менее машинный вариант обучения стал возможен.

 

Первая
программа курса ОИВТ 1985 года содержала три базовых
понятия: информацияалгоритмЭВМ. Эти
понятия определяли обязательный для усвоения учащимися объем теоретической
подготовки. Содержание обучения складывалось на основе компонентов
алгоритмической культуры и компьютерной грамотности учащихся. Курс ОИВТ
предназначался для изучения в двух старших классах – в девятом и десятом. В 9
классе отводилось 34 часа (1 час в неделю), а в 10 классе содержание курса
дифференцировалось на два варианта – полный и краткий. Полный курс в 68 часов
был рассчитан для школ, располагающих вычислительными машинами или имеющими
возможность проводить занятия со школьниками в вычислительном центре. Краткий
курс объемом 34 часа предназначался для школ, не имеющих возможности проводить
занятия с применением ЭВМ. Таким образом, сразу были предусмотрено два варианта
– машинный и безмашинный. Но в безмашинном варианте
планировались экскурсии объемом 4 часа в вычислительный центр или на
предприятия, использующие ЭВМ. Однако реальное состояние школ и готовность
учительских кадров привели к тому, что курс был изначально ориентирован
на безмашинный вариант обучения. Большая часть учебного времени
отводилась на алгоритмизацию и программирование, через которые преимущественно и
рассматривалось общеобразовательное значение предмета
информатики.

Первый
собственно машинный вариант курса ОИВТ был разработан в 1986
году в объеме 102 часа для двух старших классов. В нем на знакомство с ЭВМ и
решение задач на ЭВМ отводилось 48 часов. В то же время существенного отличия от
безмашинного варианта не было. Тем не менее, курс был ориентирован на обучение
информатике в условиях активной работы учащихся с ЭВМ в школьном кабинете
вычислительной техники (в это время начались первые поставки в школы
персональных компьютеров). Курс сопровождался соответствующим программным
обеспечением: операционной системой, файловой системой, текстовым редактором.
Были разработаны прикладные программы учебного назначения, которые стали
неотъемлемым компонентом методической системы преподавателя информатики.
Предполагалась постоянная работа школьников с ЭВМ на каждом уроке в кабинете
информатики. Было предложено три вида организационного использования кабинета
вычислительной техники – проведение демонстраций на компьютере, выполнение
фронтальных лабораторных работ и практикума. Безмашинный вариант сопровождался
несколькими учебными пособиями, например,
учебники А.Г.Кушниренко с соавторами в то время получили
широкое распространение. Но все же и машинный вариант во многом продолжал линию
на алгоритмизацию и программирование и практически не содержал фундаментальных
основ информатики. В 1990 годы с поступлением компьютеров в большинстве школ
курс информатики начал преподаваться в полноценном машинном варианте, а основное
внимание учителя стали уделять освоению приемов работы на компьютере и
информационных технологий.

 

языков программирования на протяжении многих лет

С момента изобретения аналитической машины Чарльза Бэббиджа в 1837 году компьютерам всегда требовались инструкции для выполнения задач — инструкции, которые приходят в виде языков программирования. Начиная более 150 лет назад с алгоритмом перевода Ады Лавлейс, одно неизменно в этих языках; они постоянно развиваются. Постоянно внедряются новые и лучшие функции, и в результате появилось ошеломляющее количество языков кодирования, которые служат разным конкретным целям.

История языков программирования, в основе которой лежат десятилетия инноваций, составляет очень сложное генеалогическое древо. Эта временная шкала дает вам краткий обзор того, где сейчас кодирование, а также как далеко оно продвинулось.

Поделитесь этим изображением на своем сайте | Скачать плакат для печати

Языки программирования на протяжении многих лет Autocode, который многие считают первым из когда-либо изобретенных языков программирования, был разработан Аликом Гленни как понятный и высокоуровневый.

  • Фортран (1957): Fortran — императивный язык программирования общего назначения, подходящий для числовых вычислений и научных вычислений. Фортран, используемый более полувека, был разработан IBM в 1957 году как для научных, так и для инженерных приложений.
  • 1960-е

    1970-е

    1980-е

    1990-е

    2000-е

    2010-е – настоящее время


     

    Будущее программирования

    Постоянное развитие языков программирования означает, что квалифицированные программисты пользуются большим спросом. Ожидается, что рост занятости программистов будет соответствовать среднему показателю по стране на уровне 8 процентов. Средняя зарплата этих технических специалистов впечатляет и составляет более 74 000 долларов в год. Разработчики программного обеспечения пользуются еще большим спросом: к 2022 году прогнозируется рост на 22 процента. Что касается заработной платы, разработчики программного обеспечения могут рассчитывать на среднюю заработную плату в размере 9 долларов.3350 в год.

    Научитесь программировать

    Хотите научиться программировать? Software Guild предлагает интенсивную, быстро развивающуюся программу, которая обучает навыкам, необходимым для должностей программирования начального уровня. Сделайте следующий шаг и узнайте больше о нашей учебной программе для начинающих по программированию уже сегодня!

    Подать заявку сегодня

    Моментальный снимок истории языков программирования – Инкремент: языки программирования

    Омар Ризван

    Языки программирования развивались невероятным и инновационным образом. Вот краткий обзор лишь некоторых языков, возникших за десятилетия.

    Часть

    , выпуск 5, апрель 2018 г.

    Языки программирования

    1940-е

    1950-е

    1960-е годы

    1970-е

    1980-е

    1990s

    2000-х