Среда программирования программы Borland Pascal 70 (стр. 1 из 4). Pascal среда программирования


Среда программирования программы Borland Pascal 70

Данная программа, написанная в среде программирования BorlandPascal 7.0, является электронным тестирующим пособием в области химии для 8-11 классов. В данное время существует достаточное количество программ, охватывающих различные области наук, в частности химии, использующиеся учеными. В связи с тем, что химические закономерности весьма разнообразны, одной программой их невозможно описать. Так как сейчас в школах осуществляется более основательное внедрение компьютерных технологий в систему обучения, но тем не менее, узко распространены автоматизированные проверки знаний учащихся, мною решено представить программу, позволяющую тестировать знания в системе обучения среднего образования. Создание подобных программ предусматривает значительное облегчение работы преподавателей и позволяет учащимся расширить знания в области информационных технологий.

Модель и метод решения задачи

Поставленная задача требует выполнения считывания данных из файлов, вводом данных с клавиатуры и их последующим сравнением. В процессе сопоставления возникает задача выявления правильности сравнения и учета в ходе работы программы. Также требуется подключения драйвера мыши и реализация программы на его основе.

Описание структуры данных

В процессе работы программы осуществляется считывание данных из четырех текстовых файлов, в которых используются данные строкового типа длиной равной 72 символам. Задается запись с полем строкового типа, который записывается в массив и производится его вывод на экран. Переменная строкового типа, введенная с клавиатуры ставится в соответствие дополнительной строке из файла вне массива.

Алгоритм решения задачи

a – переменная, вводимая с клавиатуры

b – переменная из дополнительной строки из файла, сравниваемая с переменной а

c – строковаяпеременная, считываемая из массива

n – количество истинности сравнения переменныхa иb

k – номер считанного массива

m – количество массивов из файла

Руководство программиста

Для осуществления задачи используются основная программа, выполняющая все основные функции и модульная программа, содержащая интерфейсную часть знакомства пользователя с программой. А также используются четыре входных файла.

В программе используются:

Функция Button Pressed ( x 1, y 1, x 2, y 2: integer ): boolean . Функция осуществляет проверку на нажатие клавиши в области заданной формальными параметрами целочисленного типа.

Процедура GraphInit – выполняет инициализацию графика и предусматривает проверку на ошибку, в результате чего, программа выходит из графического режима работы.

Процедура Face – прорисовывает интерфейс с помощью стандартных процедур библиотеки Graph .

Используются следующие процедуры библиотеки Graph :

1. SetFillStyle(pattern, color: word) – устанавливает образец штриховки и цвет.

2. Bar(x1,y1,x2,y2: integer) – рисует полосу заданного размера, используя текущий стиль и цвет.

3. SetColor(color: word) – устанавливает основной цвет, которым будет осуществляться рисование.

4. Line(x1,y1,x2.y2: integer) – рисует линию от точки (x1,y1) до точки (x2,y2).

5. OutTextxy(x,y: integer, textstring: string) – выводит текст в заданную область экрана.

Процедура PressButton – с помощью мышипроизводит нажатие кнопки, прорисованной в интерфейсе. Задается условие нажатия кнопки мыши в определенной области экрана, с последующим выполнением процедур указанных в условии.

Процедуры Question 4, Question 3, Question 2, Question 1 – выполняют считывание строковых данных длиной в 72 символа из файлов, указанных в процедурах. Задаются файловые переменные текстового типа. С помощью массива с девятью составляющими на экран выводятся строки записи q . Десятая дополнительная строка сравнивается со строковой переменной, введенной с клавиатуры и в случае истинности сравнения значение целочисленной переменной sum увеличивается на единицу. Результирующая сумма выводится на экран. Также в процедурах создается эффект протекания времени, которая выполняется переменной timer целочисленного типа, прибавляющей единицу в цикле, приостанавливая работу процедурой Delay до 50000 миллисекунд.

Модуль Entr реализуется с помощью библиотеки Graph для создания интерфейса в процедуре Enter .

Свеления о модулях.

Модуль – это автономно компилируемая программная единица, включающая в себя различные компоненты раздела описаний и, возможно, некоторые исполняемые операторы инициирующей части. В них выделяется некоторая видимая интерфейсная часть, в которой сконцентрированы описания глобальных типов, констант и переменных, а также приводятся заголовки глобальных процедур и функций. Появление объектов в интерфейсной части делает их доступными для других модулей и для основной программы. Тела процедур и функций располагаются в исполняемой части модуля, которая может быть скрыта от пользователей.

Модуль имеет следующую структуру:

UNIT < имя>; { начинает заголовок модуля}

INTERFACE { начинает интерфейсную часть модуля}

< интерфейсная часть>

IMPLEMENTATION { начинает исполняемую часть}

< исполняемая часть>

BEGIN { начинает инициирующую часть модуля}

< инициирующая часть>

END . { признакконца модуля}

Таким образом, модуль состоит из заголовка и трех составных частей, любая из которых может быть пустой.

Для правильной работы среды Турбо Паскаля и возможности подключения средств, имя следующее за UNIT должно совпадать с именем дискового файла, в который помещается исходный текст модуля. Имя модуля служит для его связывания с другими модулями и основной программой.

В интерфейсной части содержатся объявления всех глобальных объектов модуля, которые должны стать доступными основной программе и другим модулям. При объявлении глобальных подпрограмм в интерфейсной части указывается только их заголовок.

Исполняемая часть содержит описания подпрограмм, объявленных в интерфейсной части. В ней могут объявляться локальные для модуля объекты – вспомогательные типы, константы, переменные и блоки. Описанию подпрограммы, объявленной в интерфейсной части модуля, в исполняемой части должен предшествовать заголовок, в котором можно опускать список формальных переменных, так как они уже описаны в интерфейсной части.

Инициирующая часть завершает модуль. Она может отсутствовать вместе с начинающим словом BEGIN или быть пустой. В инициирующей части размещаются исполняемые операторы, содержащие некоторый фрагмент программы. Эти операторы исполняются до передачи управления основной программе и обычно используются для подготовки ее к работе.

Определены три режима компиляции модулей:

При компиляции в режимеCOMPILE , все упоминающиеся в предложении USES модули должны быть предварительно откомпилированы и результаты помещены в одноименные файлы с расширением TPU.

В режиме MAKE компилятор проверяет наличие TPU-файлов для каждого объявленного модуля. Если какой-либо из файлов не обнаружен, система пытается отыскать одноименный файл с расширением PAS, и если искомый файл найден, приступает к его компиляции. Кроме того, в этом режиме система следит за возможными изменениями исходного текста любого используемого модуля. Если в PAS-файл внесены какие-либо изменения, то независимо от того, есть ли уже в каталоге соответствующий TPU-файл или нет, система осуществляет его компиляцию перед компиляцией основной программы.

В режиме BUILD существующие TPU-файлы игнорируются, и система пытается отыскать и компилировать соответствующий PAS-файл для каждого объявленного в предложении USES модуля.

Файловые переменные, использованные в программе являются текстовыми.

Сведения о файлах

Файл это либо именованная часть внешней памяти ПК, либо логическое устройство – потенциальный источник или приемник информации.

Любой файл имеет три характерные особенности.

1. У файла есть имя, что дает возможность программе работать одновременно с несколькими файлами.

2. Файл содержит компоненты одного типа.

3. Длина вновь создаваемого файла не оговаривается при его объявлении и ограничивается только емкостью устройств внешней памяти.

Файловый тип можно задать одним из трех способов:

1. <имя> = file of <тип> - типизированные файлы;

2. <имя> = text – текстовые файлы;

3. <имя> = file – нетипизированные файлы.

Файловая переменная связывается с именем файла в результате обращения к стандартной процедуре Assign :

Assign ( <файловая переменная>, <имя файла>)

Инициировать файл означает указать для этого файла направление передачи данных. В Турбо Паскале можно открыть файл для чтения, для записи информации, а также для чтения и записи одновременно.

Для чтения файл инициируется с помощью стандартной процедуры Reset (< файловая переменная>).

Стандартная процедура Rerite (< файловая переменная>) инициирует запись информации в файл, связанный ранее с файловой переменной. Этой процедурой нельзя инициировать запись информации в ранее существовавший дисковый файл: при выполнении старый файл уничтожается.

Стандартная процедура Append (< файловая переменная>) инициирует запись в ранее существовавший текстовый файл для его расширения.

Руководство пользователя

После запуска программы, программы, производится прорисовка интерфейса, после чего пользователю предоставляется выбор уровней сложности тестирования. Первые три уровня, с соответствующим увеличением сложности, содержат теоретические вопросы, на которые пользователь отвечает введением номера варианта с клавиатуры. На обдумывание вопроса дается 30 секунд, после чего экран очищается и программа ожидает ввод ответа. В процессе работы следует дождаться истечения времени и появления курсора в области ответов, после этого программа примет выбранный вариант. После завершения вывода на экран всех вопросов, программа выставляет оценку в зависимости от количества правильных ответов, которое также выводится на экран. Четвертый уровень содержит задачи по химии, на решение которых дается 120 секунд. Первый и третий уровни составляют по 30 вопросов, второй 20, четвертый 10.

mirznanii.com

Разработка программ в среде программирования Turbo Pascal 7.0

Введение

Pascal — это императивный язык программирования, разработанный Никлаусом Виртом в 1970 в качестве языка обучения структурному программированию. Название языку дано в честь выдающегося французского математика, физика, литератора и философа Блеза Паскаля. Первоначально язык компилировался в байт-код, подобно языку Java.

Особенностями языка являются строгая типизация и наличие средств структурного (процедурного) программирования. Паскаль был одним из первых таких языков. По мнению Н. Вирта, язык должен способствовать дисциплинированию программирования, поэтому, наряду со строгой типизацией, в Паскале сведены к минимуму возможные синтаксические неоднозначности, а сам синтаксис интуитивно понятен даже при первом знакомстве с языком.

Тем не менее, первоначально язык обладал множеством недостатков: невозможность передачи функциям массивов переменной длины, отсутствие нормальных средств работы с динамической памятью, ограниченная библиотека ввода-вывода, отсутствие средств для подключения функций написанных на других языках, отсутствие средств раздельной компиляции и т. п.

Структура программы.

В программе,написанной на языке Pascal, могут быть следующие разделы :

* заголовок программы; program имя;

* список используемых модулей; uses cписок исп.модулей;

* раздел объявления переменных; var

* раздел объявления процедур и функций; procedure,function

Begin

* тело программы . End.

Заголовок программы состоит из зарезервированного слова program и имени программы (со списком параметров ,заключенных в круглые скобки). Завершается заголовок точкой с запятой.

Порядок размещения разделов произвольный. Разделы могут отсутствовать.

Тело программы начинается словом begin , а заканчивается словом end с точкой, которая является признаком конца программы.

const имя:тип=значение;

Обычные константы могут быть целого,вещественного,символьного,логического типа и типа string, типизированные константы- любого типа,кроме типа файл.

Раздел переменных:

В этом разделе должны быть описаны все переменные,встречающиеся в программе:

var список1:тип_1;

список2:тип_2;

список_1,список_2-перечень переменных через запятую. Тип переменной можно задать двумя способами :

а) указать имя типа из раздела type,

б) описать сам тип.

Раздел процедур и функций содержит описание процедур и функций,вызываемых в теле программы.

Подробнее см. раздел Процедуры и функции.

Тело программы содержит операторы языка Pascal.

Вещественные типы данныж.

Тип comp фактически является типом целых чисел увеличенного диапазона, однако порядковым не считается.

Типы single,double,extended,comp можно использовать в программах только при наличии арифметического сопроцессора или включенного эмулятора сопроцессора.

Нельзя присваивать переменной значение из описания другого типа.

В языке Паскаль нельзя непосредственно вводить и выводить на внешние устройства значения перечисляемых типов.

В следующем фрагменте с внешнего носителя вводится порядковый номер объекта из списка значений перечисляемого типа . Оператор case присваивает соответствующее значение переменной clr.

ВЫРАЖЕНИЯ

Выражения состоят из операндов , связанных знаками операций , и круглых скобок.

Операнды выражений:

Операндами являются константы,переменные,стандартные функции ( и написанные сам-но).

Строковые или символьные константы:

Cтрока символов- это последовательность любого, в том числе и равного нулю , количества символов , расположенных на одной строке и заключенных в апострофы ( ‘ ).

Максимальный размер строки- не более 126 символов.

Строка , состоящая из одного символа , называется символьной константой.

Если между апострофами нет ни одного символа, то такая строка называется нулевой строкой.

Переменными называются параметры программы, значения которых могут изменяться в процессе ее выполнения.

Все используемые в программе переменные должны быть определены с указанием их типов. Переменные определяются :

· в разделе объявления переменных программы

· в разделе объявления переменных подпрограммы

· в разделе объявления переменных модуля

· в заголовке подпрограммы

Раздел объявления переменных начинается зарезервированным словом var , за которым следуют объявления конкретных переменных,состоящие из имени переменной ( имен переменных, перечисленных через запятую,если они одного типа ),двоеточия и типа переменной ( переменных). Каждое объявление завершается точкой с запятой:

var

x,y,z:real;

i,j,s:integer;

В разделе объявления переменных наряду с предопределенными типами можно использовать типы,объявленные перед этим в разделе объявления типов , а также новые, вводимые только для конкретных переменных.

Переменные.объявленные не в программе, называются глобальными, т.к. они доступны во всех частях программы,в том числе и в подпрограммах, и размещаются в сегменте данных размером 65520 байтов.

Переменные, объявленные в подпрограмме ,называются локальными,т.к. доступны только этой подпрограмме, и размещаются в стековом сегменте. По умолчанию стековый сегмент имеет размер 16384 байта, но его можно изменять . Глобальные переменные постоянно находятся в памяти,локальные размещаются в стеке лишь на время выполнения програмы.

Cтандартные функции

· арифметические функции

Знаки операций

Все операции в Pascale можно разбить на следующие группы:

· арифметические операции

· логические операции

· операции с битами информации

· операции со строками

· операции отношения

· адресная операция @

Если в операциях используются несколько данных,то их типы должны быть либо идентичными, либо совместимыми.

Арифметические операции

Знаки операций + ,- и * используются также и с другими типами операндов,но тогда они имеют другой смысл. При использовании знака операции,являющегося служебным словом, он должен быть отделен от операндов хотя бы одним разделителем: a mod b.

В Pascale имеется два вида вычисления логических выражений : полное и краткое. Полное вычисление означает,что вычисляется каждый операнд,даже если уже известен результат всего выражения.

Укороченное вычисление производится до тех пор,пока не станет известен результат всего выражения, после чего вычисление последующих операндов прекращается. Выбор выда вычисления осуществляется с помощью ключа компилятора $B.

Операции отношения.

Операции отношения предназначены для сравнения двух величин ( величины должны быть сравнимых типов). Результат сравнения имеет логический тип.

Круглые скобки.

Круглые скобки используются для заключения в них части выражения,значения которой необходимо выполнить в первую очередь. В выражении может быть любое количество круглых скобок, причем количество открывающих круглых скобок должно быть равно количеству закрывающих. Части выражений, заключенные в круглые скобки, должны быть либо не пересекающимися, либо вложенными друг в друга.

Порядок вычисления выражений .

Простые операторы

К простым операторам относятся те операторы, которые не содержат в себе других операторов:

mirznanii.com

1. Среда программирования turbo pascal 7.0

Процесс выполнения задачи на компьютере включает ряд обязательных этапов: набор текста программы и запись его в именованный файл на дис­ке; компиляция программы с обнаружением и исправлением синтаксических ошибок; тестирование; устранение семантических и алгоритмических оши­бок; непосредственное выполнение программы с заданием реальных значе­ний и получением результатов. Максимальные удобства для подготовки и отладки программ при программировании на Паскале предоставляет специ­альная интегрированная среда (совокупность взаимосвязанных сервисных программных средств, обеспечивающих всестороннюю поддержку процесса разработки программ) [1-3]. Умелое использование возможностей среды позволяет значительно упростить этапы проектирования, тестирования и отладки программ.

Система программирования Turbo Pascal 7.0 (ТП) представляет собой единство компилятора языка программирования Паскаль и инструментальной программной оболочки, называемой средой. Среда предоставляет разнооб­разные сервисные услуги и способствует повышению эффективности процес­сов разработки, отладки и испытаний программ и, в конечном счете, обес­печивает повышение производительности труда программиста.

1.1. Структура меню среды

Управление средой осуществляется с помощью системы последователь­но разворачивающихся меню. Меню фиксирует некоторое текущее состояние диалоговой среды и предлагает несколько альтернативных путей перехода из этого состояния. Каждое конкретное меню реализуется в виде окна с текстом. Содержащиеся в меню альтернативы команд называют опциями.

Вызов системы ТП производится запуском на исполнение файла TURBO.EXE. После входа в среду ТП в верхней строке экрана появляется главное меню [1]:

File Edit Search Run Compile Debug Tools Options Window Help

Главное меню содержит оглавление разделов меню (подменю). В них сгруппированы близкие по своему роду действия, условное название кото­рых находится в главном меню:

File (файл)  работа с файлами и выход из системы;

Edit (редактировать)  операции с буфером редактора текстов;

Search (искать)  поиск текста, процедуры, функции, места ошибки;

Run (выполнить)  выполнение программы;

Compile (компилировать)  компиляция программы;

Debug (отладка)  отладка программы;

Tools  инструментальные средства; Options (варианты)  параметры среды;

Window (окна)  работа с окнами;

Help (помощь)  обращение к справочнику среды.

Вызов главного меню происходит при нажатии клавиши F10. При этом в строке меню изменяется цвет одного из его полей.

Выбор раздела главного меню может быть осуществлен введением с клавиатуры первого символа названия поля, указанного в меню, либо перемещением выделенного цветом поля с помощью горизонтальных стрелок на клавиатуре ПК и последующим нажатием клавиши Enter. В каждом из случа­ев происходит вывод окна меню, содержащего опции раздела. Выбор опции меню производится аналогично выбору раздела главного меню (клавишами с вертикальными стрелками) и может привести к вызову подменю следующего уровня или окна диалога. В случае ошибочного выбора опции для возвращения на высший уровень меню необходимо нажать клавишу Esc.

Выбор раздела главного меню может быть значительно ускорен одновременным нажатием сочетания клавиш Alt и первой буквы поля главного меню в произвольный момент подготовки программы. Например, при выборе поля Edit достаточно ввести с клавиатуры Alt-E.

Структура главного меню с указанием опций всех разделов приведена на рис.1.

Для ускорения процесса выбора часто используемых опций меню можно пользоваться специальными клавишами и их сочетаниями [2].

studfiles.net

Среда программирования free pascal — Информатика, информационные технологии

МТУ

ИКБиСП

КАФЕДРА КБ-4

ДИСЦИПЛИНА «Программирование»

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к проведению лабораторных работ

Москва 2016

Среда программирования Free Pascal

Рассмотрим процесс установки компилятора Free Pascal в ОС Linux. Для установки программ в операционной системе Linux служит менеджер пакетов. В разных дистрибутивах Linux используются различные менеджеры пакетов, например, в ALT Linux можно воспользоваться программой Synaptic. Окно Synaptic представлено на рис. 1.1. В школьной линейке дистрибутивов ALT Linux Free Pascal и Lazarus присутствуют сразу после установки операционной системы.

Рис. 1.1. Менеджер пакетов Synaptic

Обратите внимание, что для установки программ необходимо установить список источников программ (список репозиториев4).

Для установки Free Pascal в окне Synaptic (см. рис. 1.1) необходимо щёлкнуть по кнопке Найти и в открывшемся окне ввести fpc (см. рис. 1.2). Менеджер программ находит программу FreePascal, после чего в окне Synaptic необходимо отметить программы fpc (Free Pascal Compiler Meta Package) для установки (с помощью контекстного меню или с помощью кнопки Отметить для обновления) и начать установку, щёлкнув по кнопке Применить. После этого начнётся процесс загрузки пакетов из Интернета и их установки.

В состав метапакета fpс входит компилятор языка Free Pascal fpc и среда разработки fp-ide. Для запуска среды разработки в Linux необходимо просто в терминале набрать fp. На рис. 1.3 представлено окно среды разработки программ на языке Free Pascal в ОС Linux.

Рис. 1.2. Окно поиска компилятора Free Pascal в Synaptic

Рис. 1.3. Среда программирования Free Pascal в ОС Linux

Для установки Free Pascal в ОС Windows необходимо запустить скачанный со страницы загрузки инсталяционный файл. Первое диалоговое окно сообщит о начале процесса установки Free Pascal на компьютер. Для продолжения установки во всех следующих окнах нужно выбирать кнопку Next, для возврата к предыдущему шагу — кнопку Back, а для прерывания процесса установки — кнопку Cancel. В следующем окне нужно определить путь для установки Free Pascal. По умолчанию установка происходит в корневой каталог диска С. Для выбора другого пути установки можно воспользоваться кнопкой Browse… Кроме того, в этом окне выводится информация о количестве свободного места на диске. В следующих четырёх окнах пользователь сможет выбрать из списка тип установки: Full Installation (полная), Minimum Installation (минимальная), Custom Installation (выбор компонентов), указать название устанавливаемого приложения в главном меню, выбрать типы файлов, поддерживаемых средой, и начать процесс установки Free Pascal, нажав кнопку Install. Контролировать процесс установки можно с помощью линейного индикатора.

Рис. 1.4. Окно компилятора Free Pascal

Запуск среды программирования Free Pascal в Windows можно осуществить из главного меню: Пуск — Программы — Free Pascal — Free Pascal. На экране появится окно, представленное на рис. 1.4.

Установив пакет Free Pascal, мы получили компилятор и среду программирования.

Компилятор Free Pascal работает в командной строке. Для того чтобы создать исполняемый файл из текста программы, написанного на языке Pascal, необходимо выполнить команду

fpc name.pas

Здесь fpc — имя исполняемого файла компилятора командной строки Free Pascal, name.pas — имя файла с текстом программы. В результате в L inux будет создан исполняемый файл с именем name (в Windows имя исполняемого файла — name.exe).

При использовании компилятора fpc после компиляции автоматически происходит компоновка программы (запуск компоновщика make).

Технология работы с компилятором Free Pascal может быть такой: набираем текст программы в стандартном текстовом редакторе, затем в терминале запускаем компилятор, после исправления синтаксических ошибок запускаем исполняемый файл. При такой технологии работы с компилятором, необходимо не забывать сохранять текст программы, иначе при запуске компилятора будет компилироваться старая версия текста программы.

Однако среда программирования позволяет значительно упростить процесс разработки программ. В состав среды программирования Free Pascal входит текстовый редактор, транслятор и отладчик. Рассмотрим их работу подробнее.

Статьи к прочтению:

Making a game in Free Pascal

Похожие статьи:

csaa.ru

Среда программирования программы borland pascal 70

Введение

Данная программа, написанная в среде программирования Borland Pascal 7.0, является электронным тестирующим пособием в области химии для 8-11 классов. В данное время существует достаточное количество программ, охватывающих различные области наук, в частности химии, использующиеся учеными. В связи с тем, что химические закономерности весьма разнообразны, одной программой их невозможно описать. Так как сейчас в школах осуществляется более основательное внедрение компьютерных технологий в систему обучения, но тем не менее, узко распространены автоматизированные проверки знаний учащихся, мною решено представить программу, позволяющую тестировать знания в системе обучения среднего образования. Создание подобных программ предусматривает значительное облегчение работы преподавателей и позволяет учащимся расширить знания в области информационных технологий.

Разработка программы

Модель и метод решения задачи

Поставленная задача требует выполнения считывания данных из файлов, вводом данных с клавиатуры и их последующим сравнением. В процессе сопоставления возникает задача выявления правильности сравнения и учета в ходе работы программы. Также требуется подключения драйвера мыши и реализация программы на его основе.

Описание структуры данных

В процессе работы программы осуществляется считывание данных из четырех текстовых файлов, в которых используются данные строкового типа длиной равной 72 символам. Задается запись с полем строкового типа, который записывается в массив и производится его вывод на экран. Переменная строкового типа, введенная с клавиатуры ставится в соответствие дополнительной строке из файла вне массива.

Алгоритм решения задачи

a – переменная, вводимая с клавиатуры

b – переменная из дополнительной строки из файла, сравниваемая с переменной а

c – строковая переменная, считываемая из массива

n – количество истинности сравнения переменных a и b

k – номер считанного массива

m – количество массивов из файла

Руководство программиста

Для осуществления задачи используются основная программа, выполняющая все основные функции и модульная программа, содержащая интерфейсную часть знакомства пользователя с программой. А также используются четыре входных файла.

В программе используются:

Функция Button Pressed(x1,y1,x2,y2: integer): boolean. Функция осуществляет проверку на нажатие клавиши в области заданной формальными параметрами целочисленного типа.

Процедура GraphInit – выполняет инициализацию графика и предусматривает проверку на ошибку, в результате чего, программа выходит из графического режима работы.

Процедура Face – прорисовывает интерфейс с помощью стандартных процедур библиотеки Graph.

Используются следующие процедуры библиотеки Graph:

  1. SetFillStyle(pattern, color: word) – устанавливает образец штриховки и цвет.

  2. Bar(x1,y1,x2,y2: integer) – рисует полосу заданного размера, используя текущий стиль и цвет.

  3. SetColor(color: word) – устанавливает основной цвет, которым будет осуществляться рисование.

  4. Line(x1,y1,x2.y2: integer) – рисует линию от точки (x1,y1) до точки (x2,y2).

  5. OutTextxy(x,y: integer, textstring: string) – выводит текст в заданную область экрана.

Процедура PressButton – с помощью мыши производит нажатие кнопки, прорисованной в интерфейсе. Задается условие нажатия кнопки мыши в определенной области экрана, с последующим выполнением процедур указанных в условии.

Процедуры Question4, Question3, Question2, Question1 – выполняют считывание строковых данных длиной в 72 символа из файлов, указанных в процедурах. Задаются файловые переменные текстового типа. С помощью массива с девятью составляющими на экран выводятся строки записи q. Десятая дополнительная строка сравнивается со строковой переменной, введенной с клавиатуры и в случае истинности сравнения значение целочисленной переменной sum увеличивается на единицу. Результирующая сумма выводится на экран. Также в процедурах создается эффект протекания времени, которая выполняется переменной timer целочисленного типа, прибавляющей единицу в цикле, приостанавливая работу процедурой Delay до 50000 миллисекунд.

Модуль Entr реализуется с помощью библиотеки Graph для создания интерфейса в процедуре Enter.

Свеления о модулях.

Модуль – это автономно компилируемая программная единица, включающая в себя различные компоненты раздела описаний и, возможно, некоторые исполняемые операторы инициирующей части. В них выделяется некоторая видимая интерфейсная часть, в которой сконцентрированы описания глобальных типов, констант и переменных, а также приводятся заголовки глобальных процедур и функций. Появление объектов в интерфейсной части делает их доступными для других модулей и для основной программы. Тела процедур и функций располагаются в исполняемой части модуля, которая может быть скрыта от пользователей.

Модуль имеет следующую структуру:

UNIT<имя>; {начинает заголовок модуля}

INTERFACE {начинает интерфейсную часть модуля}

<интерфейсная часть>

IMPLEMENTATION { начинает исполняемую часть}

<исполняемая часть>

BEGIN {начинает инициирующую часть модуля}

<инициирующая часть>

END. {признак конца модуля}

Таким образом, модуль состоит из заголовка и трех составных частей, любая из которых может быть пустой.

Для правильной работы среды Турбо Паскаля и возможности подключения средств, имя следующее за UNIT должно совпадать с именем дискового файла, в который помещается исходный текст модуля. Имя модуля служит для его связывания с другими модулями и основной программой.

В интерфейсной части содержатся объявления всех глобальных объектов модуля, которые должны стать доступными основной программе и другим модулям. При объявлении глобальных подпрограмм в интерфейсной части указывается только их заголовок.

coolreferat.com

Интегрированная среда программирования Turbo Pascal Язык программирования Pascal

М.В. Выграненко Новосибирск, 2003г.

Интегрированная среда программирования Turbo Pascal
  1. Язык программирования Pascal
Язык Pascal (Паскаль) был разработан швейцарским профессором Никлаусом Виртом в конце 60-х - начале 70-х годов и назван в честь выдающегося французского математика и философа Блеза Паскаля. Первоначально этот язык был создан для обучения программированию. Однако благодаря заложенным в нем большим возможностям структурного программирования он стал широко применяться в различных областях: науке, технике, экономике, при создании информационных систем и т.д.

Существует множество версий языка Паскаль. Мы будем рассматривать систему программирования Turbo Pascal, разработанную фирмой Borland Inter­national, Inc. (США). Эта система представляет собой интегрированную среду программирования и по своим возможностям существенно, превосходит первона­чальную версию компилятора Н.Вирта. В настоящее время наиболее популярна версия Turbo Pascal 7.0.

2. Запуск и элементы окна Turbo Pascal

Работа в среде программирования Turbo Pascal начинается с загрузки ее в память компьютера. Исполняемым файлом Turbo Pascal является файл Turbo.exe. Если Вы работаете в OC Windows, то Pascal рекомендуется запускать из оболочки FAR.

В верхней части окна редактирования Turbo Pascal размещается меню, состоящее из опций: File (управление файлами), Edit (редактирование текста программы), Search (поиск и замена текста), Run (выполнение программы в различных режимах), Compile (компиляция, создание ехе-файла), Debug (отладка программы), Tools (отладочные команды сообщения), Options (настройка среды программирования), Window (управление окнами), Help (доступ к встроенной справочной системе). Команды меню можно выбирать с помощью клавиатуры (F10 и клавиши управления курсором) либо мышью (щелчок мышью по нужной опции меню). Отметим, что в зависимости от состояния программы некоторые команды меню могут быть недоступными, они подсвечиваются серым цветом.

Центральную часть окна занимает рабочая область, предназначенная для работы с текстом программ. В нижней части окна расположена строка статуса, в которую выводится информация о выполняемой в данный момент операции. В строке статуса отображаются также функциональные клавиши и комбинации клавиш, допустимые в данный момент в активном окне (F1 - Help, F2 - Save и т.д.). Над строкой статуса в разрыве рамки окна указываются координаты курсора: номера редактируемой строки и позиции в строке, например, 6:11. Помимо перечисленных элементов, имеются еще вертикальная и горизонталь­ная полосы прокрутки, кнопка закрытия окна и др.

3. Этапы работы с программой.

Ввод, редактирование и сохранение программы.

Сразу после запуска системы Turbo Pascal вы видите на экране окно ре­дактирования. Мигающий курсор как бы приглашает вас к вводу текста программы. Рассмотрим правила работы в режиме редактирования.

Вы можете начать работать с новым кодом, набирая его в окне редактиро­вания, либо отредактировать уже существующий программный файл. Чтобы открыть файл, воспользуйтесь командой File - Open или нажмите клавишу F3. В последующем диалоговом окне откройте нужную папку и выберите файл с расширением .pas.

Каждому открытому файлу будет отвечать отдельное окно, в этом смысле среда программирования Turbo Pascal является многооконной. Окно программы ограничено рамкой в виде двойной линии, а в верхней части рамки указано имя программного файла. Из всех открытых окон активным может быть только одно - оно всегда располагается поверх остальных окон. Чтобы активизировать окно, щелкните по его рамке либо выполните команду меню Windows - List и выберите в последующем диалоге требуемый файл. Однако активизацию удоб­нее всего выполнить, перебирая открытые окна с помощью клавиши F6 (или Shift+F6 - для перебора в обратном направлении).

Команды и инструкции языка Pascal набираются на английском языке. Если вам нужно использовать русский язык (например, ввести значения строковых переменных), нажмите правые клавиши Ctrl+Shift. Обратный переход к анг­лийскому языку выполняется с помощью левых клавиш Ctrl+Shift.

Как всегда при работе с текстами, очень полезным оказывается буфер обме­на. Для копирования (или вырезания) выделенного фрагмента в буфер нужно нажать клавиши Ctrl+Ins (или Shift-t-Delete), а для вставки из буфера - клавиши Shift+Ins.

Отменить выполненные действия при редактировании можно после­довательным нажатием клавиш Alt+BackSpace.

Текст программ сохраняется в виде файлов с расширением .pas. Для этого используются команды Save или Save as из опции меню File. При сохранении программы в файл под тем же именем можно просто нажать клавишу F2.

Компиляция, исправление ошибок, получение справки.

Трансляция – это процесс перевода программы с языка программирования высокого уровня на язык машинных кодов. Трансляция бывает двух видов – компиляция и интерпретация – в зависимости от того, переводится ли программа вся сразу целиком или последовательно по одной команде.

Трансляция программы, написанной на Паскале, осуществляется с помо­щью компилятора, входящего в состав системы Turbo Pascal. Для выполнения компиляции нажмите клавиши Alt+F9 (или выберите команду меню Compile -Compile).

В ходе компиляции на экран могут выводиться сообщения об ошибках (они подсвечены красной строкой). Ошибкой является любое отклонение от синтак­сиса языка Pascal, например, пропущенные разделители, необъявленная пере­менная или тип данных, неопределенная константа, подпрограмма и т.д. У начи­нающих часто встречаются ошибки: Unknown identifier (неопределенный идентификатор), ' ; ' expected (';' ожидается) и другие.

Ошибки, обнаруженные при компиляции, необходимо исправить. При этом вы можете использовать контекстную справку, которая вызывается кла­вишами Ctrl+Fl. Фрагменты кода, содержащиеся в справке, можно скопировать через буфер обмена в окно редактирования. После того как введен правильный текст программы и запущена компиляция клавишами Alt+F9, на экране появится сообщение о ее результатах. Чтобы убрать это сообщение с экрана, нажмите любую клавишу.

При желании пользователь может записать программу на Паскале как ис­полняемый файл с расширением ехе. В дальнейшем пользователь сможет запу­скать такой файл непосредственно из программы-оболочки ОС (а не из Turbo Pascal). После выполнения программы на экране будут отображаться только результаты ее выполнения. Для создания ехе-файла необходимо после успешной компиляции установить опцию меню Compile — Destination disk. Эта опция определяет запись исполняемого файла на диск компьютера (другое значение этой опции - Destination memory). Затем нужно выполнить команду Compile - Make или нажать клавишу F9.

Исполнение программы и просмотр результатов.

Чтобы запустить программу на исполнение, нажмите клавиши Ctrl+F9 или выберите команду меню Run - Run. После этого исчезнет окно редактирования и останется черный экран пользователя. На этом экране отображаются диалог программы с пользователем и результаты работы программы.

Когда программа завершит работу, инструментальная оболочка вернет вас в режим редактирования, и результат будет закрыт окном редактора. Чтобы просмотреть вывод программы, нажмите клавиши Alt+F5. Кстати, это соче­тание клавиш действует как переключатель между окном редактирования и окном пользователя. Другой способ оставить результат выполнения программы на экране – добавить перед последним оператором end строчку

readln;

4. Структура программы

В Паскале программа должна иметь определенную структуру и состоять из следующих разделов:

- program ...

- uses ...

- label ...

- const ...

- type ...

- var...

- procedure ...

- function ...

- begin ...

Каждый из разделов начинается со служебного слова и заканчивается точкой с запятой. Эти начальные служебные слова даны в правой колонке приведенного перечня разделов программы.

Не все из перечисленных разделов обязательно должны присутствовать в программе. В простых программах могут быть только заголовок, описание пере­менных и раздел операторов. Вообще любой раздел, кроме раздела операторов, в программе может отсутствовать.

Что касается порядка следования разделов, то некоторые разделы (опи­сания, кроме uses) могут располагаться в произвольном месте программы и встречаться в программе любое количество раз. Главное правило, которое при этом должно соблюдаться: описание идентификатора должно предшествовать его использованию в разделе операторов.

konesh.ru