Программирование что это такое: что это такое простыми словами – Skillfactory media

Содержание

что это такое простыми словами – Skillfactory media

Программирование — это создание инструкций для компьютера, то есть программ. Обычно оно выглядит как написание программного кода на каком-нибудь языке программирования. С его помощью разработчики создают сайты, приложения и разнообразные цифровые сервисы.

В более широком смысле программирование — любое создание инструкций для исполнителя. Например, мама показывает ребенку, как сделать себе бутерброд. С компьютерным программированием так же, только инструкции пишут в виде кода на специальных языках. А исполнитель — какое-либо устройство.

Когда человек программирует, он, по сути, переводит задачи для машины на язык, который ей понятен. Инструкции, написанные на этом языке, могут запускаться и выполняться — компьютер им следует. Так получаются программы.

Для чего нужно программирование

С помощью программирования созданы все сайты, сервисы, операционные системы и приложения, которыми мы пользуемся. Правда, еще есть подход zero-code, но о нем мы расскажем позже. Сейчас важно, что без программирования не получилось бы ни Windows, ни Google, ни этого сайта.

Сфер, в которых нужно программирование, с каждым годом больше. Например, если раньше бизнес неохотно пользовался интернетом, то сейчас есть компании, которые работают только через сеть. Для этого им нужны программисты. Вот несколько примеров отраслей:

  • торговля — нужно программировать интернет-магазины, маркетплейсы, онлайн-оплату;
  • реклама — программы управляют показами и стоимостью объявлений;
  • аналитика и предсказания — программы собирают данные, обрабатывают и анализируют;
  • бизнес-процессы — автоматизируются за счет программ;
  • медицина — программы пишут для медицинского оборудования и учета;
  • образование — электронные дневники, онлайн-курсы и многое другое создано с помощью программирования.

В реальности примеров куда больше, и без программирования не обходится почти никакая сфера. Даже кассовый аппарат не заработает без программы.

Что делают программисты

Если упростить, то программисты пишут код. Код — это набор управляющих команд на языке программирования. Специальные программы под названием компиляторы или интерпретаторы переводят эти команды в машинные коды, чтобы их мог исполнить компьютер. Машинные коды человеку непонятны, а вот программный код на языке программирования может прочитать любой, кто знаком с этим языком.

Команды бывают сложными, их нужно писать по определенным правилам синтаксиса, чтобы компилятор или интерпретатор могли их понять. В отличие от естественного человеческого языка, опечатки критичны — компьютер не поймет написанное с ошибкой.

С помощью кода программисты дают инструкции компьютерным системам — реализуют алгоритмы. Алгоритм — это последовательность действий, нужная для выполнения какой-то задачи. Есть известные алгоритмы, у которых свои названия, а есть понятие алгоритма в общем — как набора инструкций.

Готовые программы работают по алгоритмам, которые в них заложили разработчики. Так программное обеспечение выполняет свои задачи.

Что нужно, чтобы начать программировать

Для тренировок на начальном уровне понадобятся только компьютер (желательно с доступом в интернет), установленный на нем компилятор или интерпретатор выбранного языка программирования и учебные пособия под рукой. Некоторые языки также требуют скачать SDK — набор инструментов для разработчика. В теории этого достаточно и начать писать код можно хоть в «Блокноте», чтобы потом скомпилировать через командную строку. На практике желательно также установить IDE или редактор кода — с ними проще и удобнее работать.

Чтобы изучать программирование на продвинутом уровне, понадобится установленная система контроля версий, такая как Git. Также нужно будет установить библиотеки и фреймворки для работы с выбранной сферой: например, для веб-разработки или ML.

Какими бывают языки программирования

Языков программирования много. Универсальных нет. Каждый используется для чего-то своего. А еще у них разные особенности работы, принципы и стили программирования.

По назначению. Самый популярный в мире язык — JavaScript, который используют для создания веб-интерфейсов. С его помощью программируют ту часть сайта, которая видна пользователю. Язык можно использовать и для серверной части, а иногда даже для приложений на компьютер или телефон.

Второй по популярности — Python. Он нужен в веб-разработке серверной части сайта, в машинном обучении, аналитике и автоматизации. Язык лаконичный и четкий, поэтому наукоемкие задачи проще выполнять с его помощью.

Также среди популярных языков по назначению:

  • PHP — серверная часть сайтов;
  • Java — нагруженные энтерпрайз-программы;
  • C, C++, C# — системные программы, операционные системы, игры;
  • Kotlin и Swift — мобильная разработка, на Swift также пишут программы под macOS;
  • Ruby, Go — серверная часть сайтов, микросервисы, прикладные программы.

По особенностям перевода. Языки бывают компилируемыми и интерпретируемыми. В первом случае компилятор переводит сразу всю программу в машинные коды, а во втором — интерпретатор исполняет ее построчно.

Программы на компилируемых языках быстрее работают. Взамен для каждой операционной системы нужен свой компилятор, т.е. кроссплатформенность ограничена.

Интерпретируемые языки позволяют быстрее отлаживать код и легко реализовать кроссплатформенность, но программы работают в среднем медленнее.

По типизации. Языки программирования работают с данными, а у данных есть типы: число, строка, дробное число, массив. Данные хранятся в переменных. Важная особенность языков — то, как они определяют типы:

  • Языки со статической типизацией не меняют тип единожды созданной сущности. В языках с динамической типизацией тип одной и той же переменной может меняться.
  • Сильная типизация говорит, что типы нельзя преобразовывать или приводить друг к другу — либо можно, но очень ограниченно. А слабая типизация открывает широкие возможности для преобразований, но снижает безопасность.
  • Явная типизация подразумевает, что типы переменных четко прописаны. При неявной типизации компилятор или интерпретатор угадывает их самостоятельно в зависимости от данных.

По идеологии. Некоторые языки ориентированы на процедурный стиль программирования, другие — на функциональный, третьи — на ООП. Особенности синтаксиса и построения программ у каждого языка такие, что в каком-то стиле писать проще, а в каком-то — сложнее. Есть и универсальные языки программирования, но у каждого тем не менее существуют свои ценности: например, лаконичность, простота, понятность. От этого тоже зависит, с каким языком работать. Программисты часто выбирают технологии, которые отвечают их ценностям.

Основные понятия в программировании

Мы не будем подробно знакомить с программированием в этой статье — просто коротко объясним основные понятия.

Переменная. Это специальная сущность, в которой хранятся данные какого-то типа. Переменная дает этим данным имя и место в памяти. Например, в выражении «x = 10» x — это переменная, а 10 — ее значение. Типы могут быть разными: от банальных целых чисел до сложных структур данных. Все программирование строится на работе с переменными.

Инструкция. Инструкцией коротко называют команду или набор команд на языке программирования. Это собирательный термин. Сюда можно отнести простые команды и операторы типа «сделай что-то», а также более сложные управляющие конструкции, например условие («сделай что-то, если…») или цикл. Инструкция — простейшая единица языка программирования. Программы состоят из последовательности инструкций.

Выражение. Второй вид примитива — выражение. Это что-то, что нужно посчитать. Выражение может содержать инструкции, а инструкции способны включать в себя выражения. Например, запись if (n == 10) сама по себе — инструкция, знак == — оператор, а они тоже относятся к инструкциям. А вот n == 10 — уже выражение, а не команда компьютеру. При этом высчитывается результат, а уже в зависимости от него выполняются инструкции.

Подпрограмма. Чтобы изолировать один код от другого, используют подпрограммы. Сюда относится, например, тело цикла — набор действий, который должен выполняться циклично. Или функция: набор команд, отделенный от других. К нему можно обратиться из любого участка программы. У функций обычно есть имена, как у переменных. А у подпрограмм циклов и условий имен нет. Их выполняют только в связке с управляющей конструкцией.

Объект. Кроме простых переменных, нужно бывает хранить сложные данные. Или даже описать какую-то единую сущность и ее поведение целиком. Для этого в программировании существует понятие объекта — программной структуры, у которой есть свойства (данные) и методы (функции, то есть действия). Объекты — основа объектно-ориентированного программирования, но они встречаются и в других стилях написания кода.

Как выглядит коммерческая разработка

Люди, которые только начинают изучать программирование, порой не могут соотнести свои знания с реальной коммерческой разработкой. Для программирования ПО нужно не только знать синтаксис и основные возможности языка. Важно уметь пользоваться определенным набором технологий, иметь навыки работы с разными библиотеками и фреймворками, понимать, как устроены современные программы. Это намного больше, чем просто язык программирования, но изучить это вполне реально.

В современной коммерческой разработке:

  • активно пользуются фреймворками и программными платформами для облегчения разработки;
  • трудятся в командах, где на каждом разработчике свои задачи;
  • отлаживают, проверяют и доделывают код по мере развития продукта;
  • пользуются системами контроля версий;
  • постоянно учатся чему-то новому и обучают новичков.

Поэтому считается, что без практики на реальных проектах стать разработчиком сложно. Нужно познакомиться с процессами, особенностями работы и взаимодействия в команде. Так что современные курсы предлагают новичкам стажировки или участие в open source-проектах.

Можно ли обойтись без программирования

Существует понятие zero code — создание приложений без программирования с помощью специальных конструкторов. Примером можно назвать сборку сайтов на Tilda и похожие проекты. Некоторые считают, что программисты скоро будут не нужны. Это не так.

  • Сервисы для зерокодинга тоже нужно разрабатывать и поддерживать — то есть программировать. А перевести их сами в зерокод практически невозможно.
  • Зерокодинг не универсален, и что-то сложное и уникальное с его помощью создать не получится. Все равно придется кодить и выполнять много других действий.
  • Приложение или сайт, написанные с помощью зерокода, привязаны к конкретному сервису. Это не очень удобно и ставит создателей в зависимость от платформы, с которой тяжело мигрировать куда-то еще.

Поэтому зерокод — хороший инструмент для прототипирования и простых задач, но разработку он не заменит. То же самое касается искусственного интеллекта: он уже может писать несложный код, но реальную задачу не решит. А на оптимизацию программ ИИ не способен вовсе.

Чем привлекательно программирование

Профессия программиста — востребованная и популярная, ею интересуются и те, кто раньше не думал о работе с компьютерами. Причина — высокие зарплаты, отличные условия работы и интересный, творческий рабочий процесс. Но привлекательность профессии не только в этом.

Программирование — интеллектуальный труд: оно меняет мышление, приучает человека постоянно узнавать что-то новое и развиваться. Человек начинает более структурированно и логично мыслить. А такой подход к вещам может изменить в лучшую сторону не только работу, но и жизнь.

Если вы хотите начать программировать, запишитесь на курсы! Мы поможем освоить интересный вам язык и устроиться на работу.

Программирование | это… Что такое Программирование?

У этого термина существуют и другие значения, см. Программирование (значения).

Программи́рование — процесс создания компьютерных программ.

В узком смысле (так называемое кодирование) под программированием понимается написание инструкций (программ) на конкретном языке программирования (часто по уже имеющемуся алгоритму — плану, методу решения поставленной задачи). Соответственно, люди, которые этим занимаются, называются программистами (на профессиональном жаргоне — кодерами), а те, кто разрабатывает алгоритмы — алгоритмистами, специалистами предметной области, математиками.

В более широком смысле под программированием понимают весь спектр деятельности, связанный с созданием и поддержанием в рабочем состоянии программ — программного обеспечения ЭВМ. Иначе это называется «программная инженерия» («инженерия ПО»). Сюда входят анализ и постановка задачи, проектирование программы, построение алгоритмов, разработка структур данных, написание текстов программ, отладка и тестирование программы (испытания программы), документирование, настройка (конфигурирование), доработка и сопровождение.

Программирование для ЭВМ основывается на использовании языков программирования, на которых записывается программа. Чтобы программа могла быть понята и исполнена ЭВМ, требуется специальный инструмент — транслятор.

В настоящее время активно используются интегрированные среды разработки, включающие в свой состав также редактор для ввода и редактирования текстов программ, отладчики для поиска и устранения ошибок, трансляторы с различных языков программирования, компоновщики для сборки программы из нескольких модулей и другие служебные модули.

Текстовый редактор среды программирования может иметь специфичную функциональность, такую как индексация имен, отображение документации, средства визуального создания пользовательского интерфейса. С помощью текстового редактора программист производит набор и редактирования текста создаваемой программы, который называют исходным кодом. Язык программирования определяет синтаксис и изначальную семантику исходного кода. Компилятор преобразует текст программы в машинный код, непосредственно исполняемый электронными компонентами компьютера. Интерпретатор создаёт виртуальную машину для выполнения программы, которая полностью или частично берёт на себя функции исполнения программ.

Программирование в широком смысле можно разбить на несколько стадий:

  • Анализ
  • Проектирование — разработка комплекса алгоритмов
  • Кодирование и компиляцию — написание исходного текста программы и преобразование его в исполнимый код с помощью компилятора
  • Тестирование и отладку — выявление и устранение ошибок в программах,
  • Испытания и сдачу программ
  • Сопровождение

Содержание

  • 1 История
  • 2 Языки программирования
  • 3 Программные средства
  • 4 См. также
  • 5 Примечания
  • 6 Литература
  • 7 Ссылки

История

См. также: История языков программирования

Коммутационная панель суммирующей машины IBM 402

Антикитерский механизм из Древней Греции был калькулятором, использовавшим шестерни различных размеров и конфигурации, обусловливавших его работу,[1] по отслеживанию метонова цикла, до сих пор использующегося в лунно-солнечных календарях. [2]Аль-Джазари построил программируемый автомат-гуманоид в 1206 году. Одна система, задействованная в этих устройствах, использовала зажимы и кулачки, помещённые в деревянный ящик в определённых местах, которые последовательно задействовали рычаги, которые, в свою очередь, управляли ударными инструментами.

Часто первым программируемым устройством принято считать жаккардовый ткацкий станок, построенный в 1804 году Жозефом Мари Жаккаром, который произвёл революцию в ткацкой промышленности, предоставив возможность программировать узоры на тканях при помощи перфокарт.

Первое программируемое вычислительное устройство, Аналитическую машину, разработал Чарлз Бэббидж (но не смог её построить). 19 июля 1843 года графиня Ада Августа Лавлейс, дочь великого английского поэта Джорджа Байрона, как принято считать, написала первую в истории человечества программу для Аналитической машины. Эта программа решала уравнение Бернулли, выражающее закон сохранения энергии движущейся жидкости. В своей первой и единственной научной работе Ада Лавлейс рассмотрела большое число вопросов. Ряд высказанных ею общих положений (принцип экономии рабочих ячеек памяти, связь рекуррентных формул с циклическими процессами вычислений) сохранили свое принципиальное значение и для современного программирования. В материалах Бэббиджа и комментариях Лавлейс намечены такие понятия, как подпрограмма и библиотека подпрограмм, модификация команд и индексный регистр, которые стали употребляться только в 1950-х годах. Однако ни одна из программ написанных Адой Лавлейс никогда так и не была запущена.

Большая часть работы программистов связана с написанием исходного кода, тестированием и отладкой программ на одном из языков программирования. Исходные тексты и исполняемые файлы программ являются объектами авторского права и являются интеллектуальной собственностью их авторов и правообладателей.

Различные языки программирования поддерживают различные стили программирования (парадигмы программирования). Отчасти искусство программирования состоит в том, чтобы выбрать язык программирования, наиболее полно подходящий для решения поставленной задачи. Разные языки требуют от программиста различного уровня внимания к деталям при реализации алгоритма, результатом чего часто бывает компромисс между простотой и производительностью (или между временем программиста и временем пользователя).

Единственный язык, напрямую выполняемый ЭВМ — это машинный язык (также называемый машинным кодом и языком машинных команд). Изначально все программы писались в машинном коде, но сейчас этого практически уже не делается. Вместо этого программисты пишут исходный код на том или ином языке программирования, затем, используя компилятор, транслируют его в один или несколько этапов в машинный код, готовый к исполнению на целевом процессоре, или в промежуточное представление, которое может быть исполнено специальным интерпретатором — виртуальной машиной. Но это справедливо только для языков высокого уровня. Если требуется полный низкоуровневый контроль над системой на уровне машинных команд и отдельных ячеек памяти, программы пишут на языке ассемблера, мнемонические инструкции которого преобразуются один к одному в соответствующие инструкции машинного языка целевого процессора ЭВМ. (По этой причине трансляторы с языков ассемблера — ассемблера — получаются алгоритмически простейшими трансляторами.)

В некоторых языках вместо машинного кода генерируется интерпретируемый двоичный код «виртуальной машины», также называемый байт-кодом (byte-code). Такой подход применяется в Forth, некоторых реализациях Lisp, Java, Perl, Python, языках для .NET Framework.

Программные средства

Скриншот фрагмента кода на языке Java в текстовом редакторе vim, демонстрирующий подсветку синтаксиса, поддержку Unicode, фолдинг

Программные средства, используемые при разработке программ делятся на системные и инструментальные. В системном обеспечении основными являются операционные системы, инструментальные средства и технологии Windows, Mac OS X, Linux и т.  п.

На олимпиадах по информатике и программированию с успехом используются только свободно распространяемые лицензионные инструментальные средства (в большинстве своём распространяются по лицензии GNU GPL). Из языков программирования на олимпиадах по программированию последние годы часто используются языки программирования Паскаль, C/C++ и Java.

Для ведения документации при разработках программ могут использоваться офисные пакеты программ (например, OpenOffice.org и Microsoft Office).

См. также

  • Структурное программирование
  • Экстремальное программирование
  • База знаний
  • Логика в информатике
  • Хакер
  • Блок-схема

Примечания

  1. Ancient Greek Computer’s Inner Workings Deciphered. National Geographic News. November 29, 2006.
  2. Freeth, Tony; Jones, Alexander; Steele, John M.; Bitsakis, Yanis (July 31, 2008). «Calendars with Olympiad display and eclipse prediction on the Antikythera Mechanism». Nature 454 (7204): 614–617. DOI:10.1038/nature07130. PMID 18668103.

Литература

  • Дейкстра Э. Дисциплина программирования = A discipline of programming. — 1-е изд. — М.: Мир, 1978. — 275 с.
  • Бьярне Страуструп. Программирование: принципы и практика использования C++, исправленное издание = Programming: Principles and Practice Using C++. — М.: Вильямс, 2011. — С. 1248. — ISBN 978-5-8459-1705-8
  • Александр Степанов, Пол Мак-Джонс. Начала программирования = Elements of Programming. — М.: Вильямс, 2011. — С. 272. — ISBN 978-5-8459-1708-9
  • Роберт У. Себеста. Основные концепции языков программирования / Пер. с англ. — 5-е изд. — М.: Вильямс, 2001. — 672 с. — ISBN 5-8459-0192-8 (рус.) ISBN 0-201-75295-6 (англ.)
  • Иан Соммервилл. Инженерия программного обеспечения / Пер. с англ. — 6-е издание. — М.: Вильямс, 2002. — 624 с.
  • Иан Грэхем. Объектно-ориентированные методы. Принципы и практика / Пер. с англ. — 3-е изд. — М.: Вильямс, 2004. — 880 с.

Ссылки

  • Программирование в каталоге ссылок Open Directory Project (dmoz).

Что такое язык программирования и зачем он нужен

Введение

Как мы знаем, если вам нужно общаться с вами, вам нужен определенный язык для общения.

Например, если вам нужно общаться с двумя людьми, один из которых знает хинди, а другой знает телугу, в этом случае вам нужно определить общий язык между ними, чтобы общаться друг с другом. В то время вы слышите, чтобы знать, что они оба могут понимать и говорить по-английски. Так что вы можете общаться с ними, используя английский язык.

Точно так же для связи с компьютерами необходимы определенные языки, и эти языки называются языками программирования.

Язык программирования — это набор инструкций, написанных на определенном языке для выполнения определенной задачи. Он в основном используется для разработки настольных приложений, операционных систем, веб-сайтов, мобильных приложений и т. д.

Типы языков программирования

Языки программирования можно разделить на три типа:

  • Язык низкого уровня
  • Язык высокого уровня
  • Язык среднего уровня

Язык низкого уровня

  • Он зависит от машины.
  • Работает на основе двоичных чисел 0 и 1.
  • Процессор запускает низкоуровневые программы напрямую, без компилятора или интерпретатора, поэтому программа, написанная на низкоуровневом языке, может выполняться очень быстро.

Язык низкого уровня далее разделен на две части

1) Машинный язык

  • Машинный язык также называют машинным кодом или объектным кодом.
  • Машинный язык легче читать, потому что он обычно отображается в двоичной или шестнадцатеричной форме (с основанием 16).
  • Для преобразования программ не требуется переводчик, поскольку компьютеры напрямую понимают программы на машинном языке.

2) Язык ассемблера

  • Язык ассемблера предназначен для конкретных процессоров.
  • Представляет собой набор инструкций в символической и понятной человеку форме.
  • Он использует ассемблер для преобразования языка ассемблера в машинный язык.

Язык программирования высокого уровня

  • Язык программирования высокого уровня (HLL) предназначен для разработки удобных программ и веб-сайтов.
  • Этот язык программирования требует компилятора или интерпретатора для перевода программы на машинный язык (выполнения программы).

Пример: Python, Java, JavaScript, PHP, C#, C++ и т. д.

Язык высокого уровня делится на три части:

1) Процедурно-ориентированный язык программирования

  • Процедурно-ориентированный язык программирования (POP) получен из структурного программирования и основан на концепции вызова процедуры.
  • Он делит программу на небольшие процедуры, называемые подпрограммами или функциями.

Пример: C, FORTRAN, Basic, Pascal и т. д.

2) Объектно-ориентированный язык программирования

  • Язык объектно-ориентированного программирования (ООП) основан на объектах.
  • В этом языке программирования программы делятся на небольшие части, называемые объектами.
  • Он используется для реализации в программе реальных сущностей, таких как наследование, полиморфизм, абстракция и т. д., чтобы сделать программу многократно используемой, эффективной и простой в использовании.

Пример: C++, Java, Python, C# и т. д.

3) Естественный язык

  • Естественный язык является частью человеческих языков, таких как английский, русский, немецкий и японский.
  • Он используется машинами для понимания, обработки и интерпретации человеческого языка.

Язык программирования среднего уровня

  • Язык программирования среднего уровня находится между языком программирования низкого уровня и языком программирования высокого уровня.
  • Он также известен как промежуточный язык программирования и псевдоязык.
  • Преимущества языка программирования среднего уровня заключаются в том, что он поддерживает функции программирования высокого уровня, является удобным для пользователя языком и тесно связан с машинным языком и человеческим языком.

Пример: C, C++, язык

Заключение

Основной потребностью языка программирования является взаимодействие с компьютерами, а также языки программирования используются для разработки приложений для выполнения определенных задач, автоматизации и т. д.

Определение языка программирования | ПКМаг

Язык, используемый для написания инструкций для компьютера. Это позволяет программисту выразить обработку данных в символической форме, не обращая внимания на детали, специфичные для машины.

От исходного кода к машинному языку

Операторы, написанные программистом, называются «исходным кодом», которые переводятся на «машинный язык» компьютера программами, называемыми «ассемблеры», «компиляторы» и «интерпретаторы». Например, когда программист пишет ADD A TO B, ADD превращается в машинный код для сложения, а A и B — это места в ОЗУ, где временно хранятся две суммы.

Грамматика и синтаксис

Подобно человеческим языкам, каждый язык программирования имеет свою собственную грамматику и синтаксис, и могут быть диалекты, каждый из которых требует своих собственных ассемблеров и компиляторов. Стандарты были установлены ANSI для многих языков. Однако для стандартизации новых функций может потребоваться много времени, и постоянно появляются новые диалекты. См. логику программы.

Ассемблеры, компиляторы и интерпретаторы

Для каждой аппаратной платформы ЦП существует низкоуровневый язык ассемблера, который один за другим генерирует машинный язык. Языки высокого уровня (на которых пишет большинство программистов) используют компиляторы, которые генерируют множество машинных инструкций для каждого оператора исходного кода, который пишет программист (см. Компилятор). Существуют также языки программирования, которые переводятся на машинный язык по одному оператору при каждом запуске (см. интерпретатор).

  Исходный код 
  ЕСЛИ СЧЕТ=10
  ПЕРЕЙТИ К ЗАВЕРШЕНИЮ ЗАДАНИЯ
   ЕЩЕ
  ПЕРЕЙТИ К ВЫЧИСЛЕНИЮ-СНОВА
  КОНЕЦ
  Язык ассемблера Машинный язык 
  Сравнить А с Б Сравнить 3477 2883
  Если равно перейти к C Если = перейти к 23732
  Перейти к D Перейти к 23119
  Машинный код 
  10010101001010001010100
  10101010010101001001010
  10100101010001010010010
 

Используемые языки программирования

За десятилетия было разработано более 250 языков программирования, но широко используются лишь несколько десятков. По данным Северо-восточного университета в 2022 году, 10 самых популярных языков для изучения — это Python, JavaScript, Java, семейство C (C, C++, C#), Go, R, Swift и PHP. Стоит рассмотреть еще семь языков: Dart, Kotlin, MATLAB, Perl, Ruby, Rust и Scala. Ниже в алфавитном порядке приводится краткое описание языков программирования. См. также систему разработки клиент/сервер.

ActionScript

Язык программирования для Flash-программ. См. Flash и ActionScript.

Ада

Комплексный язык на основе Паскаля, используемый Министерством обороны. Смотри Ада.

ALGOL

Международный язык для выражения алгоритмов. См. АЛГОЛ.

APL

Используется для статистики и математических матриц. Требуются специальные символы клавиатуры. См. АПЛ.

BASIC

Разработан как язык разделения времени в 1960-е годы. В прошлом он широко использовался в программировании микрокомпьютеров, и различные диалекты BASIC были включены во множество различных приложений. Visual Basic от Microsoft широко используется. См. BASIC и Visual Basic.

Блочный

Программирование с взаимосвязанными графическими элементами. См. визуальное программирование.

C/C++

Разработан в 1970-х годах компанией AT&T. Широко используется для разработки операционных систем и коммерческих приложений. Unix была первой ОС, написанной на C. C++ (C plus plus) — это объектно-ориентированная версия C, популярная, поскольку она объединяет объекты с традиционным синтаксисом программирования C. См. С.

C#

Произносится как «до-диез». Язык Microsoft .NET на основе C++ с элементами Visual Basic и Java. См. .NET Framework.

Clojure

Диалект LISP, ориентированный на многопоточность. См. Кложур.

COBOL

Разработан в 1960-х годах. Широко используется для программирования мини и мэйнфреймов. См. КОБОЛ.

CoffeeScript

Более удобочитаемая версия JavaScript. См. Кофескрипт.

Cython

Надмножество языка Python, объединяющее синтаксис Python и C. См. Cython.

D

Объектно-ориентированный язык, аналогичный C/C++. Семя.

Dart

Веб-язык программирования от Google. Представленный в 2011 году Dart рекламировался как обеспечивающий более высокую производительность для веб-приложений, чем JavaScript, но в основном использовался Google. См. Дарт.

dBASE

Широко использовался в прошлом для бизнес-приложений. См. dBASE Plus.

Erlang

Функциональный язык, созданный по образцу и предназначенный для параллельной обработки. См. Эрланг.

эзотерические языки

Семейство языков программирования, созданных, чтобы выйти за рамки возможного. См. эзотерический язык программирования.

Фа#

Произносится как «фа-диез». Язык сценариев Microsoft .NET, основанный на ML. См. F#.

FORTH

FORTH, разработанный в 1960-х годах, использовался для управления технологическими процессами и игровых приложений. См. ВПЕРЕД.

FORTRAN

Разработанный в 1954 году компанией IBM, это был первый крупный научный язык программирования, который до сих пор широко используется. Некоторые коммерческие приложения были разработаны на FORTRAN. См. ФОРТРАН.

Go

Объектно-ориентированный язык, стилизованный под C/C++ от Google. Go был обнародован в 2012 году. См. Go.

Groovy

Язык на основе Java, упрощающий различные функции. См. Groovy.

Haskell

Чисто функциональный язык программирования, разработанный в 1990-х годах. См. Хаскель.

HTML5

В версии 5 HTML стал официальным языком программирования, поскольку он формализовал использование программирования на JavaScript. См. HTML5 и HTML.

Java

Язык программирования, разработанный Sun и перепозиционированный для использования в Интернете. Он широко используется на стороне сервера, хотя используются и клиентские приложения. См. Java.

JavaScript

Фактически язык сценариев в Интернете. JavaScript встроен в миллиарды HTML-страниц и оформлен как часть HTML5. См. JavaScript.

JScript

Версия JavaScript от Microsoft. Используется в программах ASP. См. JScript.

Юлия

Язык программирования, предназначенный для финансового анализа и других числовых вычислений. Смотри Юлия.

Kotlin

Универсальный язык, который компилируется в байт-код Java и собственные машинные языки. Google поддерживает разработку Android. См. Котлин.

LISP

Разработан в 1960 году. Используется для приложений ИИ. Его синтаксис сильно отличается от других языков. См. ЛИСП.

LiveCode

Кросс-платформенный интерпретируемый язык, который генерирует приложения для Mac, Windows, Linux, iOS и Android из одного и того же исходного кода. См. LiveCode.

Logo

Разработанный в 1960-х годах, он был известен своей простотой использования и функциями рисования «черепашьей графики». См. Логотип.

Lua

Быстрый и легкий язык сценариев, работающий на платформах Windows, Unix/Linux и смартфонов. См. Луа.

M

Первоначально MUMPS (Массачусетская служебная мультипрограммная система), включает собственную базу данных. Он широко используется в медицинских целях. Казаться.

MATLAB

Предназначен для научных и инженерных приложений. См. МАТЛАБ.

ML

Язык программирования, породивший OCaml и F#. См. мл.

Модуль-2

Расширенная версия Паскаля, представленная в 1979 году. См. Модуль-2.

Objective-C

Версия C, используемая для программирования приложений Mac и iOS. См. Цель-C.

OCaml

Диалект языковой семьи ML, который используется для приложений промышленного уровня. См. OCaml.

P4

Язык для программируемых сетевых устройств. См. стр.4.

Паскаль

Первоначально академический язык, разработанный в 1970-х годах. Borland коммерциализировала его со своим Turbo Pascal. См. Паскаль.

Perl

Язык сценариев, используемый в Интернете для написания сценариев CGI. См. Перл.

PHP

Широко используемый серверный язык, встроенный в веб-страницы вместе с HTML. Основной веб-язык. См. PHP.

Prolog

Разработан во Франции в 1973 году. Используется в Европе и Японии для приложений ИИ. См. Пролог.

Python

Язык сценариев, используемый для приложений ИИ, системных утилит и интернет-скриптов. Разработан в Амстердаме Гвидо ван Россумом. См. Питон.

REXX

Макроязык общего назначения, работающий на мейнфреймах IBM и OS/2. См. РЕКС.

R

Разработанный для статистических вычислений, R является версией S с открытым исходным кодом. См. R.

Ruby

Интерпретируемый язык, несколько похожий на Perl по синтаксису. Платформа Ruby on Rails повлияла на другие языки, такие как JavaScript, PHP и Python. См. Руби.

Rust

Предлагает безопасные для памяти функции с низкоуровневым управлением. См. Ржавчина.

S

Запатентованная версия языка R. См. С.

Scala

Java-подобный язык, работающий на виртуальной машине Java (JVM). См. Скала.

Скретч

Визуальное программирование для разработки анимации. См. Скретч.

Solidity

Программирование смарт-контрактов для блокчейна Ethereum. См. Эфириум.

Свифт

Язык Apple, добавляющий функции в Objective-C. См. Свифт.

TypeScript

Расширенный набор JavaScript, помечающий ошибки. См. TypeScript.

VBScript

Подмножество Visual Basic, используемое в Интернете аналогично JavaScript. См. VBScript.

Visual Basic

Версия BASIC для программирования под Windows от Microsoft, которая получила широкое распространение. См. Visual Basic.

Visual FoxPro

Язык dBASE и система разработки от Microsoft. См. Visual FoxPro.

Веб-языки

Такие языки, как JavaScript, Jscript, Perl и CGI, используются для автоматизации веб-страниц, а также для связывания их с другими приложениями, работающими на серверах.

Программисты должны использовать стандартные имена для глаголов инструкций (добавить, сравнить и т.