Термины информатики список: Словарь наиболее употребительных терминов по информатике [Мозаика системного администрирования]

Содержание

Краткий словарь терминов

Адаптер -устройство, обеспечивающее согласование
параметров входных и выходных сигналов
в системе.

Алгоритм -точное
предписание, определяющее процесс,
ведущий от варьируемых начальных данных
к искомому результату.

Архитектура ЭВМ -концепция, определяющая модель, общую
орга­низационную структуру, выполняемые
функции, взаимосвязь устройств, методы
кодирования обрабатываемых данных в
ЭВМ.

Архитектура безопасности данных
-концептуальные положения,
определяющие методы и средства защиты
данных.

Архитектура «клиент-сервер»
-концепция локальной сети, при
ко­торой основная часть ее ресурсов
размешена на серверах, об­служивающих
своих клиентов.

Базаданных -совокупность взаимосвязанных, хранящихся
вместе данных при минимальной избыточности,
допускающей их оп­тимальное использование
для одного или нескольких прило­жений.

База знаний -организованная по особым принципам
совокупность знаний, относящихся к
какой-либо предметной области.

Банк данных -информационная система, содержащая
комплекс специальных методов и средств
поддержки информаци­онной модели
предметной области с целью обеспечения
ин­формационных запросов пользователей.

Безопасность данных -концепция защиты данных от случайного
или преднамеренного их изменения,
уничтожения, разглаше­ния или
несанкционированного использования.

Буфер -запоминающее
устройство для временного хранения
дан­ных и согласования скоростей
взаимодействия устройств с разными
возможностями.

Видеоадаптер, или видеоконтроллер
-специальная плата ПК, обес­печивающая
формирование изображения на экране
монито­ра информации, передаваемой
процессором.

Внешняя память -память
компьютера, непосредственно не доступ­ная
процессору.

Данные -материальные
объекты произвольной формы, выступаю­щие
в качестве средства представления
информации.

Дисплей -устройство
ввода, редактирования и визуального
отобра­жения информации на экране.

Домен -выделенное
множество объектов.

Драйвер -специальная
вспомогательная программа, управляющая
внешними устройствами ПК или управляющая
выполнением программ.

Знание жесткое -знание, которое может быть выражено в
виде стро­гих математических моделей
и категорий естественнонаучных теорий.

Знание мягкое -спектр
решений, между которыми приходится
де­лать выбор, когда правила и критерии
такого выбора жестко не определены.

Идентификация -процесс
отождествления какого-либо объекта с
одним из известных.

Инструментальное ПО -средство разработки и развития
программ­ного обеспечения.

Интегральная схема -миниатюрное электронное устройство,
эле­менты которого соединены
технологически.

Интерфейс -определенная
система правил взаимодействия между
взаимодействующими объектами
(пользователями, устрой­ствами,
программами, процессами и др.).

Интерфейс пользователя
порядок, определяющий процедуры
вза­имодействия пользователя с
системой.

Информатика -научная
область, изучающая модели, методы и
сред­ства преобразования информации.

Информация -мера
устранения неопределенности в отношении
ис­хода того или иного события.

Информационная база -вся совокупность информации реального
объекта.

Информационный поток -совокупность информационных масси­вов
конкретной деятельности, имеющая
динамический ха­рактер.

Информационная сеть -сеть для обработки, хранения и передачи
данных.

Клавиатура -устройство
ручного ввода информации в ПК.

Кодирование -процесс
представления данных последовательностью
символов иной формы или значения.

Команда ЭВМ -инструкция,
представленная в специальном фор­мате.

Коммуникационная сеть -сеть, основной задачей которой является
передача данных.

Компьютерный вирус -специально написанная, небольшая по
раз­мерам программа, вызывающая
нарушения нормального вы­полнения
различных программ пользователя, порчу
файлов, создающая различные помехи при
работе ПК.

Контроллер -специализированное устройство (или
плата), управ­ляющее работой некоторого
периферийного устройства и обеспечивающее
его связь с системной платой.

Компьютер -общее
название вычислительной машины,
предназна­ченной для выполнения
преобразований над вводимыми и хранимыми
в ней данными.

Криптографияспособ преобразования данных с целью
сделать их непонятными для непосвященных
лиц.

Локальная вычислительная сеть
-система взаимодействующих и
связанных между собой средствами
передачи информации компьютеров,
размещенных на ограниченной территории.

Макрокоманда -последовательность команд, выделяемая
в виде небольшой программы.

Маршрутизация -процесс определения в коммуникационной
сети пути, по которому может происходить
передача данных.

Массив -упорядоченное
множество однотипных элементов данных.

Меню -список команд
или функций, представляемых пользовате­лю
на выбор.

Микропроцессор -процессор, выполненный в одном или
несколь­ких взаимосвязанных
полупроводниковых кристаллах интег­ральных
схем.

Модем -устройство
преобразования сигналов при передаче
их меж­ду удаленными компьютерами.

Модуль -функционально
законченная часть программы или
кон­структивно законченный элемент.

Мышь -устройство
позиционирования, служащее для указания
координат на экране.

Накопитель информации -устройство для долговременного хране­ния
больших объемов информации.

Нейрокомпьютер -вычислительная система, аппаратное и
про­граммное обеспечение которой
ориентировано на реализацию нейросетевых
алгоритмов.

Одноранговая архитектура сети
-концепция архитектуры сети, в
которой ее ресурсы рассредоточены среди
равноправных або­нентов.

Окно -средство
фрагментации данных при их представлении
и об­работке.

Оперативная память -память для хранения команд и данных,
необ­ходимых процессору для выполнения
им операций.

Операционная система(ОС)
-комплекс программ для управления
и координации работы всех устройств
ПК, управления процес­сом выполнения
прикладных программ и обеспечения
диало­га с пользователем.

Пакет -блок данных,
передаваемый между абонентами на сетевом
уровне.

Память -обобщенное название устройств в
компьютере, предназ­наченных для
хранения данных.

Папка -средство организации и представления
системных ресур­сов ПК в операционных
системахWindows.

Параллельнаяобработка
-модель выполнения прикладных
процес­сов (программ) одновременно
группой процессоров.

Пароль -признак,
удостоверяющий полномочия пользователя
или программы на использование какого-либо
ресурса.

Периферийное устройствоПК
-устройство, которое
непосредствен­но не размещено на его
системной плате.

Пиктограмма -небольшое графическое изображение
объекта или действия в виде условного
значка.

Поле -часть записи
для размещения определенного типа
данных.

Порт -точка доступа
к устройству либо к программе.

Прикладная программа -программа, описывающая процесс выпол­нения
определенной задачи.

Принтер -устройство
вывода данных на бумагу.

Провайдер -организация
(юридическое лицо), обеспечивающая
ра­боту узла (сайга) в сети Интернет.

Проводник -специальная
программа для управления файловой
си­стемой вWindows.

Программа -формализованное
описание последовательности действий
устройств компьютера по реализации той
или иной задачи.

Программирование -процесс создания программы для ЭВМ.

Программноесредство
-формализованное описание процесса,
обес­печивающее автоматизацию решения
на компьютере задач пользователя как
независимо, так и с помощью
программно-инструментальных средств.

Программное обеспечение ПК
-совокупность программ и необхо­димой
документации, обеспечивающих обработку
или пере­дачу данных.

Программно-инструментальное средство
комплекс программных продуктов
для автоматизации разработки программного
обеспечения.

Протокол -стандарт,
определяющий способ преобразования
ин­формации для ее передачи по сетям.

Процессор -устройство
компьютера, служащее для выполнения
команд.

Рабочая станция -компьютер в сети, специализированный
на ре­шении определенных задач
пользователя.

Разделение времени -технология работы ПК, предусматривающая
чередование во времени нескольких
процессов (программ), выполняемых в
одном компьютере.

Реляционная база данных
-база данных, логически организован­ная
в виде набора отношений ее компонентов.

CASE-технология —совокупность средств системного анализа,
про­ектирования, разработки и
сопровождения сложных про­граммных
систем, поддерживаемых комплексом
взаимосвя­занных инструментальных
средств автоматизации всех эта­пов
разработки программ.

Сервер -как правило,
компьютер высокой производительности,
предоставляющий сервис другим компьютерам
сети.

Сеть -взаимодействующая
совокупность объектов, образуемых
устройствами передачи и обработки
данных.

Сеть Интернет -глобальная международная ассоциация
информа­ционных сетей.

Система -организованное
множество, образующее целостное
един­ство, направленное на достижение
определенной цели.

Сканер -устройство
автоматизированного ввода графической
и текстовой информации в компьютер.

Сообщение -набор
данных со смысловым содержанием,
пригодных для обработки и передачи.

Список -упорядоченная
последовательность произвольных
элемен­тов данных.

Стример -устройство
для хранения и воспроизведения больших
объемов информации на кассетную магнитную
ленту.

Текстовый редактор -обобщенное название комплекса прикладных
программ для создания и редактирования
текстов, программ и документов.

Телеконференция -метод проведения дискуссий между
удаленны­ми группами пользователей
в сети Интернет,

Терминалустройство
ввода-вывода данных и команд в компью­тер
или в сеть.

Технология -совокупность
методов обработки, изготовления,
из­менения состояния, свойств, формы
сырья и материалов, включая информацию,
в процессе производства конечной
про­дукции.

Транслятор -специальная
программа перевода исходной програм­мы
на машинный язык компьютера.

Утилита -программа
вспомогательного или служебного
назначе­ния для ПК.

Файл -поименованная
целостная совокупность данных в памяти
ПК или на машинном носителе.

Формат -структура
информационного объекта.

Форматирование диска -процесс записи на него управляющей
ин­формации, определяющей точки начала
и конца отдельных секторов диска.

Шрифт -набор форм
символов алфавита, служащий для
восприя­тия устройствами компьютера
и людьми.

Экономическая информация
-информация, отражающая и обслу­живающая
процессы производства, распределения,
обмена и потребления материальных
продуктов и благ.

Экспертная система -система, объединяющая возможности
компь­ютера со знаниями и опытом
эксперта в такой форме, что она может
предложить разумный совет или разумное
решение задачи с пояснением хода своих
рассуждении в понятной че­ловеку
форме.

Электронная почта -средство передачи сообщений по сети
без при­менения бумажного носителя.

Электронная таблица -распространенное название комплекса
при­кладных программ для обработки
таблиц.

Ярлык -в операционной
системеWindows определяется как файл, содержащий путь
к объекту.

Ячейка -адресуемый
элемент однородной структуры, например
таблицы.

Веб-термины на букву Р

А  
Б  
В  
Г  
Д  
Е  
Ж  
З  
И  
К  
Л  
М  
Н  
О  
П  
Р  
С  
Т  
У  
Ф  
Х  
Ч  
Я

Разгон процессора — искусственной повышение тактовой частоты с целью увеличения рабочей производительности. Опасный процесс, способный привести к поломке процессора.

Рамблер — (иногда неформально называют как Рама) крупнейшая портал рунета, предоставляющий сервис статистики, поиска, почты, знакомств и новостей. В последнее время функции поиска происходят по алгоритмам компании Яндекс.

Ранг — расположение искомого ресурса в поисковой выдаче. Конкурентная позиция в тематическом ряду.

Регистрация в каталогах — один из способов продвижения сайта. Способствует росту ссылочной массы и повышению занимаемых позиций.

Рапида — крупная система электронных денежных переводов с которой работают все почтовые отделения России.

Рарить — архивировать (либо разархивировать) файлы при помощи программы WINRAR.

Расшарить файлы — выбрать контент на своём жестком диске для общего доступа клиентов локальных сетей. Используется для обмена файлами в пиринговых сетях.

Расширение — приставка окончание, позволяющая определить тип исходного файла. Чаще всего встречаются следующие расширения: exe, jpeg, png, rar, zip, jpg, gif, avi, wmv и так далее.

Регистрационная форма — анкета нового клиента, куда он заносит свои персональные данные. Содержит такие сведения, как: ник, фамилия, имя, паспорт, логин и почтовый ящик.

Регистрация доменного имени — процедура оформления прав на свободный домен. Производится путём внесения ежегодной платы официальному регистратору доменных имён.

Редирект — принудительное перемещение входящего трафика. Перенаправление посетителя на новую площадку.

Резак — (компьютерный сленг) привод в системном блоке для записи оптических дисков.

Рейтинг — занимаемое место в каталоге с учетом популярности и текущей посещаемости. Примеры известных рейтингов: Rambler Top 100, Rating Mail.ru и другие.

Реклама на сайте — показ проплаченной информации в виде графических и текстовых блоков. Самая дорогая реклама размещается на главной странице в разделе свежих новостей.

Рекламная рассылка — отправлять электронной почтой спам-сообщения. Один из видов агрессивного спама.

Рекламное место — часть страницы используемая для размещения рекламного блока. Это может быть единичное место, или большая часть предоставляемой площадки. Верхнее расположение оценивается значительно дороже в сравнении с другими вариантами.

Релевантность — дословно означает тематическое соответствие чему-либо.

Релиз — окончательный выход нового продукта. Чаще всего речь идёт о новых фильмах, играх и программах.

Рерайтинг — видоизменение своими словами с исходным смысловым значением. Переделка статьи на свой собственный лад.

Респект — в переводе с английского означает уважение. Часто применимо на форумах в качестве благодарности за оказанные услуги.

Ресурс — в широком смысле подразумевается веб-сайт, проект, рекламная площадка.

Реферал — участник партнёрской программы, пришедший в систему через реф-ссылку.

Реферер — владелец реферала. Партнёр, выложивший в сеть реф-ссылку, по которой зарегистрировались новые участники.

Реферальская ссылка — (иногда просто рефка) линк для вербовки и привлечения новичков в партнёрскую программу.

Рефовод — (неформальный сленг) профессионал, имеющий солидные доходы с привлечённых рефералов.

Российские брокеры рекламы — отечественные компании, специализирующиеся на привлечении трафика стран СНГ. Яркими примерами могут служить: Яндекс-Директ, Бегун, Tak.ru, Зорька и некоторые другие.

Ротация баннера — чередование рекламы таким образом, чтобы один и тот же посетитель перемещаясь по сайту всякий раз видел только новое содержимое.

РСЯ — аббревиатура на фразу — рекламная сеть Яндекса. Чтобы попасть в РСЯ сайт должен отвечать строгим параметрам качества и обладать высокой посещаемостью.

Рунет — отечественный сегмент интернета. Российская зона сети расположенная на домене ru.

Рутракер — крупнейшая пиринговая сеть обмена закаченных файлов. Любой участник сети может беспрепятственно качать и выкладывать интересные файлы: фильмы, музыку, картинки, электронные книги. Бывшее торговое имя Бит-торрент.

← Назад

40 ключевых терминов в области компьютерных наук, объясненных так, чтобы ваш босс мог их понять

Примечание редактора: этот пост впервые появился на веб-сайте Карла Чео. Мы перепечатали его здесь с его разрешения.

Чтобы сделать обучение более увлекательным и интересным, вот список важных теорий и концепций компьютерных наук, объясненных с помощью аналогий и минимально технических терминов. Это похоже на сверхбыструю программу получения степени в области компьютерных наук для всех, просто чтобы вы поняли общие концепции.

Важные примечания:

  • Пояснения без указания источника написаны самостоятельно. Поправьте меня, если заметите какие-либо неточности. Предложите лучший вариант, если это возможно!
  • Заголовки связаны с соответствующими статьями в Википедии. Пожалуйста, обратитесь к Википедии за более серьезными и подробными объяснениями.
  • Аналогии прекрасны, но не идеальны . Если вы хотите полностью понять концепции, вам нужно свести все к самым фундаментальным истинам, а затем исходить из них.

Также ознакомьтесь с этой инфографикой, если вы только начинаете программировать.

1.1 — Обозначение Big O

Допустим, вы заказываете «Гарри Поттер: полная коллекция из 8 фильмов» [Blu-ray] на Amazon и одновременно загружаете ту же коллекцию фильмов в Интернете. Вы хотите проверить, какой метод быстрее. Доставка занимает почти день, а загрузка завершена примерно на 30 минут раньше. Большой! Так что это напряженная гонка.

Что, если я закажу несколько фильмов на Blu-ray, таких как «Властелин колец», «Сумерки», «Трилогия о Темном рыцаре» и т. д., и одновременно загружу все фильмы онлайн? На этот раз доставка по-прежнему занимает день, но онлайн-загрузка занимает 3 дня.

Для онлайн-покупок количество купленного товара (ввод) не влияет на время доставки. Выход постоянный. Мы называем это O(1) .

При онлайн-загрузке время загрузки прямо пропорционально размеру файла фильма (вход). Мы называем это O(n) .

Из экспериментов мы знаем, что онлайн-покупки масштабируются лучше, чем онлайн-загрузки. Очень важно понимать нотацию большого O, потому что это поможет вам проанализировать масштабируемость и эффективность алгоритмов.

Примечание. Обозначение Big O представляет наихудший сценарий алгоритма. Предположим, что O(1) и O(n) являются наихудшими сценариями из приведенного выше примера.

Дополнительные сведения: Big O Notations (видео), Объяснение Big O на простом английском, Руководство для начинающих по Big O Notation

1.2 – Алгоритмы сортировки

Вот видео, объясняющее сортировку:

9 0002 Подробнее:  Анимации алгоритма сортировки, красивые и настраиваемые визуализации алгоритма сортировки 

1.3 – Рекурсия

Кто-то в кинотеатре спрашивает вас, в каком ряду вы сидите. Вам лень считать, поэтому вы спрашиваете человека перед вами . Вам просто нужно добавить 1 к ответу человека, чтобы получить текущий номер строки. Гениально, верно? Однако человек перед вами сделал то же самое, и так далее. Наконец вопрос достигает строки 1, и он отвечает: «Я в строке 1!». Оттуда правильное сообщение (с увеличением на единицу в каждой строке) будет передано тому, кто задал вопрос.
Аарон Кролик/Quora

Вверху: коробка шоколада Droste иллюстрирует рекурсию.

Вот еще один пример, известный как эффект Дросте. Медсестра несет поднос с коробкой какао и чашкой с уменьшенным изображением, на котором она держит ту же самую вещь, которая, в свою очередь, содержит еще уменьшенную версию изображения, и так далее.

Вот еще несколько примеров эффекта Дросте, которые помогут вам уснуть.

Если вы до сих пор не понимаете, что такое рекурсия, прочтите… В противном случае продолжайте чтение.

1.4 – Большие данные

Предположим, у вас в саду протекла водопроводная труба. Вы берете ведро и некоторые герметизирующие материалы, чтобы решить проблему. Через некоторое время вы видите, что утечка намного больше, и вам нужен сантехник , чтобы принести более крупные инструменты. Тем временем вы все еще используете ведро для слива воды. Через некоторое время вы замечаете, что открылся массивный подземный поток. Каждую секунду вам приходится перекачивать галлоны воды.

Ведра больше не нужны. Вам нужен совершенно новый подход к решению проблемы, потому что объем и скорость воды выросли. Чтобы предотвратить затопление города, вам может понадобиться правительство, чтобы построить массивную плотину, что требует огромного опыта в области гражданского строительства и сложной системы управления.
Balaji Viswanathan/Quora
Большие данные — это настолько большие и сложные наборы данных, которыми невозможно управлять с помощью обычных инструментов обработки данных.

Подробнее: Большие данные от TED-Ed (видео), Что такое большие данные и Hadoop (видео)

1.5 — Структуры данных

Каждый ученый-компьютерщик и программист должен как минимум знать:

  • Массив
  • Дерево
  • Стек
  • Очередь
  • График
  • Хэш-таблица
  • Связанный список
  • Куча

Перейдите на следующую страницу, чтобы узнать об искусственном интеллекте и компьютерной архитектуре.

1 2 3 4 5 Просмотреть все

AQA | Тематический словарь

Метод попытки найти открытый текст из зашифрованного текста без ключа дешифрования.

Замкнутый путь, в котором все ребра различны и все промежуточные вершины различны.

Метод описания данных, их структуры, способов их взаимосвязи и ограничений, которые применяются к ним для данной системы или организации.

Система управления базами данных

Программная система, позволяющая определять, создавать и поддерживать базу данных и обеспечивающая контролируемый доступ к этой базе данных.

Расшифровка

Использование алгоритма и ключа для преобразования данных зашифрованного сообщения в его обычный текстовый эквивалент.

Степень (вершины)

Количество соседей для этой вершины.

Степень связи

Между двумя объектами относится к числу экземпляров одного объекта, которые связаны только с одним экземпляром другого объекта, и наоборот.

Детерминированный конечный автомат (FSM)

FSM, который имеет только одно следующее состояние для каждой пары состояний и входных символов.

Ориентированный граф

Диаграмма, состоящая из вершин, соединенных направленными ребрами.

Динамическое выделение

Пространство памяти выделяется только при необходимости во время выполнения.

Динамическая структура данных

Память, занимаемая структурой данных, изменяется во время выполнения.

Динамическое содержимое веб-страницы

Содержимое, создаваемое при получении запроса веб-браузера.

Встроенная компьютерная система

Специализированная компьютерная система с ограниченным или отсутствующим пользовательским интерфейсом, предназначенная для работы полностью или в значительной степени автономно от другого оборудования.

Инкапсуляция

Объединение записи с процедурами и функциями, управляющими ею, для формирования нового типа данных; класс в ООП.

Шифрование

Использование алгоритма и ключа для преобразования данных сообщения в форму, непонятную без этого ключа.

Субъект

Объект, лицо, событие или вещь, представляющие интерес для организации и о которых записываются данные.

Оценка

Систематическая оценка того, соответствует ли что-то своим целям или спецификациям и насколько хорошо оно соответствует последним с точки зрения эффективности, удобства использования и ремонтопригодности.

Задача исследователя

Решение находит маршрут, который пересекает каждую дорогу ровно один раз, прежде чем вернуться в начальную точку.

Экспоненциальный рост

Рост в форме kn, напр. 2n, где k = 2 и n = 1, 2, 3 и т. д.

Алгоритм экспоненциального времени

Алгоритм, время выполнения которого экспоненциально растет с размером входных данных.

ТЭО

Изучение потенциала новой системы.

Конечный автомат

Конечный автомат — это модель вычислений для машины, которая всегда находится в одном из фиксированного числа состояний.

Состояние машины можно изменить в соответствии с правилами перехода, основанными  на входных данных, которые она получает, и ее текущем состоянии. Некоторые конечные автоматы производят вывод по мере выполнения переходов, в то время как другие просто выдают ответ «да/нет» в конце обработки своего ввода.

Представление с плавающей запятой

Вещественное число, представленное знаком, некоторыми значащими цифрами (мантисса) и степенью двойки (показатель степени).

Внешний ключ

Атрибут в одной таблице, являющийся первичным ключом в другой таблице.

Шлюз

Устройство, используемое для соединения сетей, использующих разные протоколы, чтобы информация могла успешно передаваться из одной системы в другую.

Общий случай

Решение само по себе для значения n.

Граф

Диаграмма, состоящая из вершин, соединенных ребрами.

Проблема остановки

Неразрешимая проблема написания программы, которая может сказать, остановится ли данная программа и ее входные данные, не запуская данную программу.

Состояние остановки

Состояние, в котором нет исходящего перехода.

Протокол квитирования

Отправляющее и принимающее устройства обмениваются сигналами, подтверждая, что каждое из них готово инициировать передачу данных.

Эвристика

Подход, использующий опыт для обоснованных предположений, помогающих найти решение сложной алгоритмической задачи за полиномиальное время. «Решение» может быть неоптимальным.

Взаимодействие человека с компьютером

Изучение, планирование и разработка того, что происходит, когда компьютер и человек работают вместе.

Наследование

Связь между двумя типами объектов, в которой один является разновидностью другого и разделяет некоторые его свойства или поведение.

Создание экземпляра

Объект определяется на основе класса.

Интернет

Глобальная глобальная сеть, образованная соединением многих других сетей и использующая протокол TCP/IP.

Интерпретатор

Интерпретатор работает с набором инструкций исходного кода, идентифицируя следующую инструкцию, а затем запускает подпрограммы для ее выполнения, прежде чем перейти к следующей инструкции.

Неразрешимая

Задача, которую можно решить, но для которой не найдено решение за полиномиальное время (или лучше).

Помеченный или взвешенный граф

Граф, в котором ребра помечены или им присвоено значение, называемое его весом.

Линейная очередь

Элементы присоединяются к очереди на одном конце и выходят из очереди на другом.

Линейный поиск

Начинает с начала списка и сравнивает каждый элемент по очереди с требуемым значением, пока не будет найдено совпадение или не будет достигнут конец списка.

Алгоритм линейного времени

Алгоритм, который выполняется за время O(n).

Список

Набор элементов с присущим им порядком.

Ремонтопригодность программного обеспечения

Насколько легко исправлять ошибки, изменять параметры и реагировать на изменяющиеся требования.

Техническое обслуживание

Исправление ошибок, изменение параметров и реагирование на меняющиеся требования.

Машина Мили

Конечный автомат (FSM), который определяет свои выходы из текущего состояния и из входов.

Модель

Абстракция сущности в реальном мире или в проблеме, которая позволяет автоматизированное решение. Абстракция — это представление проблемы, в котором не учитываются ненужные детали.

Соседи

Две вершины являются соседями, если они соединены ребром.

Невычислимая

Алгоритмическая задача, не допускающая алгоритма.

Нормализация

Метод, используемый для создания нормализованного набора сущностей в базе данных.

Нормализованные объекты

Набор объектов, не содержащих избыточных данных.

Нулевой указатель

Указатель, который ни на что не указывает, обычно обозначается Ø или –1.

Объект

Экземпляр класса.

Роль операционной системы

Для управления аппаратными ресурсами, чтобы обеспечить упорядоченное и контролируемое распределение процессоров, памяти и устройств ввода-вывода между различными программами, конкурирующими за них, и управлять хранением данных. Он скрывает сложности оборудования от пользователя.

Порядок сложности

Проблема — это ее большая сложность.

Переполнение

Результат вычисления слишком велик для представления с использованием доступного количества битов.

Параллельная передача данных

Несколько битов передаются по нескольким проводам одновременно.

Одноранговая сеть

Сеть без выделенных серверов. Все компьютеры имеют равноправный статус и могут как сами делиться ресурсами, так и использовать ресурсы других компьютеров, т.е. являются одноранговыми.

Фарминг

Когда мошенник изменяет информацию о DNS-сервере, чтобы клиенты перенаправлялись на другой сайт.

Фишинг

Когда кто-то пытается получить от вас вашу личную информацию.

Простой текст

Данные сообщения до его шифрования.

Указатель

Переменная, содержащая адрес памяти. Указатель «указывает» на ячейку памяти с этим адресом.

Тип указателя

Переменная типа указателя, в которой хранится адрес значения данных.

Полиморфизм

Присвоение действию одного имени, которое используется вверх и вниз по иерархии классов. Каждый класс в иерархии реализует действие подходящим для себя способом.

Полиномиальный рост

Рост в форме n k , например. n 3 где k = 3 и n = 1, 2, 3 и т.д.

Точность

Максимальное количество значащих цифр, которое может быть представлено.

Первичный ключ

Атрибут или набор атрибутов, которые однозначно идентифицируют кортеж.

Принцип универсальности

Универсальная машина — это машина, способная имитировать любую другую машину.

Приоритетная очередь

Каждый элемент приоритетной очереди имеет соответствующий приоритет.

Прототип

Ранняя или пробная рабочая версия предлагаемой системы, разработанная для проверки возможных решений.

Прототипирование

Создание рабочей модели, демонстрационной системы, упрощенной версии, черновой копии или пробной части программного обеспечения в помощь аналитику.

Псевдослучайные числа

Ряд чисел, сгенерированных компьютером с очевидной случайностью.

Очередь

Абстрактный тип данных «первым пришел — первым обслужен» (FIFO).

Рекурсивное определение

Определение, определяемое в терминах самого себя.

Рекурсивная процедура

Процедура, определенная сама по себе.

Ссылочная целостность

Если значение появляется во внешнем ключе в одной таблице, оно также должно появляться в первичном ключе в другой таблице.

Регулярное выражение

Нотация для определения всех допустимых строк формального языка или специальной текстовой строки для описания шаблона поиска.

Обычный язык

Любой язык, который принимает конечный автомат (FSM).

Отношение

Набор атрибутов и кортежей, моделирующих сущность (таблицу).

Реляционная база данных

Набор таблиц, которые могут быть связаны друг с другом с помощью первичных и внешних ключей.

Связь

Ассоциация или связь между двумя объектами.

Относительная ошибка

Абсолютная ошибка, деленная на фактические числа.

Надежный код

Программа будет работать надежно, без сбоев или бесконечных циклов, даже при неправильных входных данных или непредсказуемых значениях.

Дерево с корнями

Дерево, в котором одна вершина обозначена как корень, а каждое ребро направлено от корня.

Маршрутизатор

Устройство, которое получает пакеты от одного хоста (компьютера) или маршрутизатора и использует содержащийся в них IP-адрес назначения для передачи их в правильном формате другому хосту (компьютеру) или маршрутизатору.

Последовательная передача данных

Отдельные биты передаются один за другим по одному проводу.

Сервер

Компьютер, предоставляющий общие ресурсы пользователям сети.

Значащие цифры

Цифры, которые несут значение, способствующее точности числа. Сюда входят все цифры, кроме начальных и конечных нулей, где они служат просто заполнителями для обозначения масштаба числа.

Простой граф

Граф без кратных ребер, в котором каждое ребро соединяется с двумя разными вершинами.

Программное обеспечение как услуга (SaaS)

Модель развертывания программного обеспечения, при которой приложение размещается как услуга, предоставляемая клиентам через Интернет.

Пространственная сложность (алгоритма)

Сколько памяти требуется алгоритму.

Стек

Абстрактный тип данных «последним пришел — первым обслужен» (LIFO).

Рама штабеля

Ячейки в области стека, используемые для хранения значений, относящихся к одному вызову подпрограммы.

Автономный компьютер

Компьютер, не подключенный к сети, требующий наличия собственного принтера и других периферийных устройств, а также собственной установки прикладного программного обеспечения.

Диаграмма перехода состояний

Ориентированный граф, узлы которого представляют состояния. Ребро, ведущее из состояния s в состояние t, называется переходом и помечается символическим кодом, например, a | б. Часть метки называется триггером перехода и обозначает входной символ. Необязательная часть b обозначает выходной символ.

Статическая структура данных

Память, необходимая для хранения структуры данных, объявляется перед выполнением.

Системное программное обеспечение

Программа, управляющая работой компьютера.

Сеть тонких клиентов

Сеть, в которой вся обработка происходит на центральном сервере; клиенты представляют собой тупые терминалы с небольшой или отсутствующей вычислительной башней или локальным хранилищем на жестком диске.

Временная сложность (алгоритма)

Скорость работы алгоритма, выраженная как функция количества входных значений.

Топология (сети)

Форма, конфигурация или структура соединений, соединяющих устройство с сетью.

Tractable

Задача, имеющая разумное (полиномиальное) решение по времени при увеличении размера входных данных.

Функция перехода

Преобразует (входной символ, текущее состояние) в (выходной символ, следующее состояние, направление движения).

Таблица переходов

Табулирует отображения (входной символ, текущее состояние) в (выходной символ, следующее состояние, направление движения) для всех входов.

Задача путешественника

Решение находит маршрут, который посещает каждый город ровно один раз, прежде чем вернуться в исходную точку.

Дерево

Связный неориентированный граф без циклов.

Троянская программа

Программа, которая скрывается или маскируется под желательное программное обеспечение, такое как утилита или игра, но атакует зараженные компьютеры.

Кортеж

Набор значений атрибутов в базе данных.

Машина Тьюринга (TM)

Формальная модель вычислений, состоящая из конечного автомата (FSM), управляющего одной или несколькими лентами, где по крайней мере одна лента имеет неограниченную длину (т. е. бесконечно длинную).

Неразрешимая

Описывает невычислимую алгоритмическую задачу типа решения.

Потеря памяти

Результат вычисления слишком мал, чтобы его можно было представить с помощью доступного количества битов.

Universal TM, UTM

Универсальная машина Тьюринга может имитировать любую другую машину Тьюринга.

A UTM, U — это интерпретатор, который читает описание < M > любой произвольной машины Тьюринга M и добросовестно выполняет операции над данными D точно так же, как M . Для одноленточных машин Тьюринга предполагается, что < M > записывается в начале ленты, за которым следует D .

Удобство использования

Легкость, с которой пользовательский интерфейс может использоваться целевой аудиторией для достижения определенных целей.

Виртуальная машина

Очевидная машина, которую операционная система представляет пользователю, достигаемая путем сокрытия сложности аппаратного обеспечения за слоями программного обеспечения операционной системы.

Вирус (компьютерный)

Небольшая программа, прикрепленная к другой программе или файлу данных. Он копирует себя, присоединяясь к другим программам.

Волюметрия

Измерение или оценка объема данных, которые система должна будет обрабатывать и хранить.

Web 2.0

Программное обеспечение, которое становится услугой, доступной через Интернет.

Расширение веб-сервера

Программа, написанная на собственном коде, т. е. исполняемый файл или сценарий, интерпретируемый интерпретатором, работающим на веб-сервере, который расширяет функциональные возможности веб-сервера и позволяет ему генерировать контент во время HTTP-запрос.

Веб-службы

Автономные модульные приложения, которые можно описывать, публиковать, размещать и вызывать в сети, обычно в Интернете.

WiFi

Технологии IEEE 802.11, зарегистрированные под торговой маркой, которые поддерживают беспроводные сети в домашних и корпоративных сетях.