Виснет пластью что это: пластью | это… Что такое пластью?

Урок литературы в 5 классе «Народный характер сказки П. П. Ершова «Конёк-Горбунок»

Урок литературы в 5 классе

«Народный характер сказки П.П.Ершова «Конёк-Горбунок»

учителя русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №1» г. Сафоново Смоленской области Захаровой Екатерины Геннадьевны

Тема урока: «НАРОДНЫЙ ХАРАКТЕР СКАЗКИ П.П.ЕРШОВА «КОНЁК-ГОРБУНОК»

5 КЛАСС

Цели урока:

Вид урока:

Форма урока:

Технология:

Методы и педагогические приёмы:
Оборудование:

  • образовательные: формировать представление о народных элементах и мотивах в художественном произведении, о роли их использования автором; формировать представление о традиционных и новаторских приёмах в литературе;
  • развивающие: развивать навык языкового анализа художественного текста, выразительного чтения наизусть, творческого мышления, создания иллюстрации к произведению художественной литературы;
  • воспитательные: воспитывать у учащихся чувство любви к русскому народному языку, к самобытному национальному характеру русского народа, его идеалам и творчеству.

урок применения знаний и умений.

урок-исследование.

исследовательская и проектная деятельность.

эвристическая беседа, работа по группам с элементами исследования, выразительное чтение наизусть, словарная работа, индивидуальные задания, создание иллюстраций.

  • на доске: тема и эпиграф урока; план-схема эвристической беседы; изображение-рисунок героев сказки: Ивана-дурака и Царя;
  • компьютер; мультимедиапроектор; экран; колонки; материалы мультимедийной презентации;
  • выставка иллюстраций учащихся к сказке по частям в виде листов книги под общим заголовком «Русская сказка в трёх частях»;
  • наглядность: таблички с народными устаревшими словами; «лепестки» цветослова;
  • аудиозапись: отрывки из сказки П.П.Ершова «Конёк-Горбунок» в исполнении нар. артиста СССР и РФ О.П.Табакова; музыкальных пьес «Это было давно», «Светит месяц» и «Я в садочке была» в исполнении оркестра Каравелли.

Эпиграф к уроку:

Конёк мой снова поскакал по всему русскому

царству…Счастливый ему путь! П.П.Ершов.

1. Вступительное слово учителя.

Любопытное и удивительное творится в мире литературы! Один исписывает страницу за страницей, мучительно пытаясь открыть законы мастерства, но так, увы, и не становится мастером. Другой тратит ни один год, чтобы найти свою тему в творчестве, свою путеводную звёздочку и протянуть ниточку к сердцу читателя. А имя третьего…- и вот здесь начинается чудо!.. – остаётся в истории литературы как имя автора только одного произведения, да к тому же ещё – сказки…

Подобное произошло в творческой судьбе Петра Павловича Ершова. На его скромном могильном памятнике – всего одна надпись: «Пётр Павлович Ершов, автор народной сказки «Конёк-Горбунок». Таким знает и помнит его до сих пор читающая Россия.

Аудиозапись: звучит мелодия русской народной песни «Это было давно»

в исполнении оркестра Каравелли

Сказка Ершова только появилась в печати, как её мгновенно расхватали. Её читали по складам у подслеповатых окошек, при свете лучины. Читали, смеялись и удивлённо покачивали головами. А потом с наслаждением пересказывали детям…

Читал ершовскую сказку русский народ, те, кого с высокомерным презрением называли «мужичьём», «лапотниками», те, кто кормил досыта и защищал от ворога матушку-Россию!

Читают сказку и поныне…

«Конёк мой снова поскакал по всему русскому царству… Счастливый ему путь!» — произнёс когда-то пророческие слова автор. Так какую же тайну сокрыл в своём произведении 19-летний юноша-студент Ершов? Чем так полюбилась эта сказка читателю? Об этом разговор сегодня на уроке.

— Прослушивание аудиозаписи зачина сказки в исполнении О.П.Табакова (слайд № 3)*.

— Звучат первые строки… И мы слышим что-то знакомое. Какие произведения напоминают нам они?

(- Русские народные сказки, вступление построено как зачин: у старика было три сына, а действие происходит «за горами, за лесами, за широкими морями»)

И это верно! С первых строк мы уже чувствуем дыхание народной речи, погружаемся в мир народной поэзии.
(Учитель объявляет тему урока, обращает внимание на эпиграф к уроку, записанный на доске, дети делают записи в тетради – слайды №1-№2)

_______________________________________________________________________________________________

*Презентацию можно открыть со скрытого слайда №3, на котором дана аудиозапись зачина сказки. Далее учитель может вернуться к началу презентации, к слайдам №1-2 с темой и эпиграфом урока. При показе презентации слайд №3 демонстрироваться не будет.

2. Основная часть урока.

Посмотрим, какие элементы и мотивы русских народных сказок использует Ершов. В этом нам поможет план-схема.

Запись на доске:

1. Сюжетные особенности.

2. Языковые средства.

3. Система образов.
а) Работа с сюжетными особенностями сказки (слайд №4) .

— Существует ли сходство сказки Ершова с русскими народными сказками в развитии сюжета?

  • Автор использует зачин, концовку и присказки.

— Чтение учащимися концовки и присказки в сказке Ершова.

  • Умело и щедро используются троекратные повторения.

-Примеры приводят учащиеся:

  • у старика три сына;
  • три ночи братья караулили вредителя на поле;
  • трое суток просилась кобылица гулять на воле, чтобы потом родить коней;
  • кобылица подарила конька «ростом только три вершка»;
  • было дано три поручения Ивану от царя;
  • следовало в три дня достать перстень со дна «окияна», а в три недели найти и привезти Царь-девицу;
  • кит проглотил три десятка кораблей;
  • в три котла прыгал Иван.
  • И даже мотивы некоторых известных русских народных сказок звучат в произведении Ершова. Разве не напоминает нам эпизод с кобылицей, топчущей по ночам побеги, русскую народную сказку (какую?) «Сивка-бурка»? Да автор и сам это не скрывает:

Зачинается рассказ

От Ивановых проказ

И от сивка, и от бурка,

И от вещего каурка.

А преображение Ивана? Ведь не однажды в русских народных сказках замухрышка-дурачок превращается в статного богатыря.

— Прослушивание аудиозаписи эпизода преображения Ивана в исполнении О.П.Табакова (слайд №5).

Да, творение Ершова представляет собой изящное сплетение мотивов русских сказок. Но поэт не только пересказал своими стихами сказки народа. Ершов-мастер украсил народный вымысел, расцветил его выдумкой. И его перо сотворило поистине сказочные картины.
Аудиозапись: звучит мелодия русской народной песни «Светит месяц»

в исполнении оркестра Каравелли (слайд №6).

Индивидуальное задание: выразительное чтение наизусть учеником описания кобылицы.

Кобылица та была

Вся, как зимний снег, бела,

Грива в землю, золотая,

В мелки кольца завитая.

«Эхе-хе! Так вот какой

Наш воришко!. . Но постой,

Я шутить ведь не умею,

Разом сяду те на шею.

Вишь, какая саранча!»

И, минуту улуча,

К кобылице подбегает,

За волнистый хвост хватает

И прыгнул к ней на хребёт –

Только задом наперёд.

Кобылица молодая,

Очью бешено сверкая,

Змеем голову свила

И пустилась как стрела.

Вьётся кругом над полями,

Виснет пластью надо рвами,

Мчится скоком по горам,

Ходит дыбом по лесам,

Хочет, силой аль обманом,

Лишь бы справиться с Иваном;

Но Иван и сам не прост –

Крепко держится за хвост.
Аудиозапись: звучит мелодия русской народной песни «Я в садочке была»

в исполнении оркестра Каравелли (слайд №7).

Индивидуальное задание: выразительное чтение наизусть ученицей описания волшебного поля Жар-птицы.

Что за поле! Зелень тут

Словно камень изумруд,

Ветерок над нею веет,

Так вот искорки и сеет,

А по зелени цветы

Несказанной красоты.

А на той ли на поляне,

Словно вал на океане,

Возвышается гора

Вся из чистого сребра.

Солнце летними лучами

Красит всю её зарями,

В сгибах золотом бежит,

На верхах свечой горит.

В сказках русского народа много чудесного, но можно поручиться, что таких красочных описаний в них не найти… Но если вчитаться вдумчиво и всмотреться внимательно, то откроется нам богатство и яркость языка.
б) Работа с языковыми средствами сказки.

— Какие языковые средства народных сказок использует в своём произведении Ершов?

  • Удивительно яркие и необыкновенно мудрые народные пословицы и поговорки наполняют речь героев и органично вплетаются в ткань повествования.

Выступление творческой группы с представлением мини-сборника пословиц и поговорок из сказки П.П.Ершова.*

(Структура сборника:

  • примеры пословиц и поговорок, встречающихся в сказке;
  • значение приводимых пословиц и поговорок;
  • цитаты из сказки, где встречаются данные пословицы и поговорки;
  • общий вывод о роли использования пословиц и поговорок в сказке П.П.Ершова)

— Примеры пословиц и поговорок:

  • Лишь дурням клад даётся.
  • Поминай его, как звали.
  • Словно в масле сыр кататься.
  • Доселева Макар огороды копал, а ныне Макар в воеводы попал.
  • Скоро сказка говорится, дело мешкотно творится.
  • Словно шёл Мамай войной.
  • Для дружка и серёжку из ушка.

Общий вывод: пословицы и поговорки в сказке

  • Речь делают ярче, колоритнее и богаче;
  • дают более точную характеристику героям;
  • помогают ярче представить происходящие события.
  • Встречаются стоящие рядом близкие по смыслу слова.

Выступление творческой группы с представлением мини-сборника близких по смыслу слов из сказки П.П.Ершова.*

(Структура сборника:

  • примеры повтора слов-синонимов, встречающихся в сказке;
  • цитаты из сказки, где встречается данный языковой приём;
  • общий вывод о роли использования стоящих рядом синонимов в сказке П.П.Ершова)

— Примеры повтора близких по смыслу слов:

  • «Да возили в град-столицу».
  • «Как пущусь да побегу» (Конёк).
  • верой-правдой
  • беды-мученья
  • на море-окияне
  • в путь-дорожку
  • хитрить-мудрить

_______________________________________________________________________________________

* См. фотографии в приложении к конспекту урока.

  • Активно используются постоянные эпитеты.

Выступление творческой группы с представлением мини-сборника постоянных эпитетов из сказки П.П.Ершова.*

(Структура сборника:

  • примеры постоянных эпитетов, встречающихся в сказке;
  • цитаты из сказки, где встречается данный языковой приём;
  • общий вывод о роли использования постоянных эпитетов в сказке П.П.Ершова)

— Примеры постоянных эпитетов:

  • божий свет
  • царь-надёжа
  • конь вороной
  • белы руки
  • красна Царь-девица
  • средь бела дня
  • Автор щедро использует устаревшие слова и народные выражения, которыми богата речь героев.

— Объясним и запишем значение некоторых из них.

— Работа с табличками, на которых записаны устаревшие слова.

(Таблички учитель вывешивает на доску в процессе работы с классом. Слова и их значение дети записывают в тетради)

— Материал табличек:

  • ажно – разве
  • балясы – болтовня
  • басурманин – иноземец
  • вдругорядь – в другой раз
  • мешкотно – медленно
  • талан – счастье, удача
  • ражий – здоровый, сильный

А слово «одинёшенек» в строке «Выбегает к окияну, на котором белый вал одинёшенек гулял» неимоверно восхитило А.С.Пушкина.

— Для чего же автор использует эти народные языковые средства?

(- Чтобы передать народный дух повествования, народный взгляд на жизнь).
И Ершов смотрит на окружающий мир глазами простого мужика Ивана. Оттого Царь-девица нам кажется бледной и тонкой (слайд №8):

Эта вовсе не красива:

И бледна-то, и тонка,

Чай, в обхват-то три вершка;

А ножонка-то, ножонка!

Тьфу ты! Словно у цыплёнка!

Пусть полюбится кому,

Я и даром не возьму.

_______________________________________________________________________________________

* См. фотографии в приложении к конспекту урока.

А Жар-птица вобрала в себя основные стихии природы: ветра, облака, молнии, солнечного света – и крестьянского домашнего обихода: жара в печи, голосистого огненно-рыжего петуха. А далёкая райская сторона приближается к деревенской околице, где «небо сходится с землёю» и где крестьянки «лён прядут, прялки на небо кладут».

Да и взгляд на характеры и поведение героев сказки Ершова тоже народный.
в) Работа над системой образов сказки.

– В чём сходство в изображении героев сказки «Конёк-Горбунок» с русскими народными сказками?

( — Герои делятся на положительных и отрицательных).

— Приведите примеры из сказки Ершова.

— Сложите цветослов образов Ивана и Царя.

(Учащиеся складывают так называемый цветослов литературного персонажа: на доске в хаотичном порядке расположены «лепестки» разных цветов; ребята выбирают тот «лепесток», цвет которого, по их мнению, подходит для обозначения качеств данного героя, называют это качество, обосновывают свой выбор – здесь используются элементы анализа и понимания художественного текста; и постепенно на доске «распускается» цветок – символ нашего героя).

Составление цветослова.*

Иван:

  • красный – весёлый
  • жёлтый – добрый
  • светло-зелёный – простодушный, наивный
  • голубой – некорыстный
  • розовый – верен слову
  • оранжевый – щедрый
  • белый – искренний, правдивый

Царь:

  • бордовый – властолюбивый
  • чёрный – жестокий
  • коричневый – коварный, хитрый
  • фиолетовый – способен на клевету
  • тёмно-синий – нечестен
  • тёмно-зелёный – завистлив, жаден

Какие разные по тону, настроению и содержанию получились «цветки»! Как мрачен и неприятен «цветок» Царя, какой красивый, нежный, тёплый «цветок» символизирует образ Ивана! Но почему же он в сказке назван Иваном-дураком?

Его «глупый ум» в том, что он не крадёт, не обманывает, верен своему слову, никому не желает зла, независтлив и не умеет «устраиваться» в жизни. Но именно этими качествами он и нравится нам, потому что не похож на тех, кто считает себя «умным».

Царь же, наоборот, нам неприятен. И в этом опять проявляется народный подход, ведь не раз в русских народных сказках мужик смеётся, подтрунивает над жадными барами или самовлюблёнными царями и одерживает победу.

_________________________________________________________________________

* При составлении цветослова рекомендуется давать полную свободу фантазии ребят, не навязывать своё мнение – тогда работа пойдёт интереснее и плодотворнее.

Так и в нашей сказке Ивану удалось справиться со всеми бедами, преодолеть все препятствия, а в награду за это стать царём. Вечная мечта русского мужика – иметь царя-батюшку из народа!

Но только ли благодаря своим положительным качествам Иван одержал победу?

(- Бесспорно, добрым, бескорыстным помощником ему во всех делах был маленький Конёк-горбунок.)

— Так что символизирует образ Конька в сказке (слайд №9)?

(- Веру в товарищество, добро, бескорыстную, искреннюю дружбу – вот те главные ценности, которые открыл Конёк для Ивана. )

В этом и заключается идея всей сказки: вера в товарищество, добро и дружбу способна творить чудеса! Не зря предупреждала кобылица Ивана…

— Прослушивание аудиозаписи эпизода наказа кобылицы в исполнении О.П.Табакова (слайд №10).

Да и сам Ершов до конца своих дней верил в спасительную силу своего любимого героя, а когда он умирал, оставляя навсегда любимую им семью и отходя в мир иной, прошептал верной подруге и жене: «Не плачь, Леночка, Конёк-горбунок вывезет…»
3. Итог урока.

Скачет и скачет горбунок, и весёлый стук его копыт звучит для многих поколений читателей.

— Так в чём секрет популярности сказки П.П.Ершова (слайд №11)?

(- В ней отражён народный взгляд на жизнь и народная вера в дружбу, добро и справедливость.)

Недаром второй заголовок этого произведения – «Русская сказка в трёх частях».

— Обращение к выставке с иллюстрациями учащихся.
(Слайд №12)

А Конёк скачет по «русскому царству и тешит люд честной, старых и малых, и сидней и бывалых, и будет тешить их, пока русское слово будет находить отголосок в русской душе, то есть до скончания века». (П.П.Ершов).
(Слайды №13 -№14)

Домашнее задание: — создать словесную (письменно) или живописную обложку сказки Ершова, отразив её народный характер.

Используемая литература.

  1. Аникин В. Статья «О сказке «Конёк-Горбунок». / П.П.Ершов. «Конёк-Горбунок». – Новосибирск: Детская литература, Сибирское отделение,1989 г., с. 130-137.
  1. Ершов П.П. «Конёк-Горбунок». Русская сказка в трёх частях. – Новосибирск: Детская литература, Сибирское отделение, 1989 г.
  1. Лебедев Ю.В. « Русский сказочник». / ЛВШ №2, 1990 г., с. 2-12.
  1. http://zvukoff.ru/song/2705331
  1. http://iplayer.fm/q/табаков+конек+горбунок/

73569 (Сказка П.П. Ершова «Конёк–Горбунок») — документ, страница 2 (134400)

Документ из архива «Сказка П.П. Ершова «Конёк–Горбунок»»,
который расположен в категории «».
Всё это находится в предмете «зарубежная литература» из , которые можно найти в файловом архиве .
Не смотря на прямую связь этого архива с , его также можно найти и в других разделах. Архив можно найти в разделе «рефераты, доклады и презентации», в предмете «литература : зарубежная» в общих файлах.

Сколь пшеницы мы не сеем,

Чуть насущный хлеб имеем,

До оброков ли нам тут?

А исправники дерут.

Появление «градского отряда» во главе с городничим свидетельствует о полицейском режиме. С народом обращаются как со скотом: сторож кричит, бьёт людей бичом. Народ, не протестуя, безмолвствует.

Городничий, надсмотрщики, конные отряды, «расшевеливающие народ» — вот картины крепостнической Руси, проступающие через игровой ершовский стих. Веселье, вспыхнувшее в толпе, несказанно удивило представителей власти, им непривычен люд, выражающий эмоции. [6,с.120-121]

Бытовое и фантастическое переплелось в сказке. Сказочное мироздание состоит из трёх обособленных царств – земного, небесного и подводного. Основное – земное, имеющее множество характеристик и примет, наиболее детализировано:

За горами, за лесами,

За широкими полями…,

пшеницу братья возили

… в град – столицу:

Знать, столица та была

Недалече от села.

Кроме «топографии» земное царство имеет свою погоду, приметы царского и крестьянского быта. Это царство и самое густонаселённое: тут и крестьяне, и стрельцы, звери и птицы, царь и его слуги, купцы и таинственный «царь Салтан». Небесное царство похоже на земное, только «земля – то голубая», те же терема с русскими православными крестами, забор с воротами, сад. Подводное царство противоречиво: оно огромно, но меньше земного; его обитатели необычны, но подчинены один другому по законам земного царства. Все три царства при своей, кажется, непохожести являются одним по сути, подчиняются одним и тем же социальным законам – законам царской чиновничьей России, а в отношении географии, мироустройства – по законам восприятия мира россиянином – степняком, для которого нет и не может быть ничего больше и необъятнее, чем земля с её полями, лесами и горами. [3,с.69-70]

Удивляют читателя персонажи, населяющие подводное и небесное царства.

Образ «Чуда – Юда рыбы Кит» — отзвук мифов о происхождении Земли (тверди на трёх китах):

Все бока его изрыты,

Частоколы в рёбра вбиты,

На хвосте сыр – бор шумит,

На спине село стоит…

— деревня, мужицкая крестьянская Русь. Кит «подневольный», «страдающий», как и Иван, последний на социальной лестнице, по сюжету сказки переживает превращение в самовластного тирана.

Ершов, рассказывая о необычной небесной семейке – Царь – девице, её матери Месяце Месяцовиче и «братце» Солнце, ориентируется на мифологические представления сибирских народностей, сходные с китайской мифологической традицией, где Солнце осмысливается как «ян» — мужское начало, а Луна – «инь» — женское.

В контексте сюжета сказки мифопоэтическая символика образа Царь – девицы связана с божеством Света и стихией Огня. С её исчезновением после похищения Иваном нарушился круговорот жизни – наступили перемены в природе: не светит месяц три дня и три ночи, Солнце во мгле («…сын мой красный / Завернулся в мрак ненастный»). Согласно архаичным мифам рождённые Солнцем дети помогают ему светить. Небесная семья есть царство мёртвых, христианский рай, куда живому путь заказан; попав в это царство, Иван обрёл новый статус и невесту. Одна из основных характеристик героини – её девичество, она пребывает в роли потенциальной невесты. Брачный мотив в сказочном финале реализуется в свадебном обряде инициации (посвящения героя), что соответствует традициям русских фольклорных сказок. Мифологическая функция Царь – девицы – хранить свет светил (Луны и Солнца), т.е., хранить и давать жизнь. Отправляясь за ней и добыв её, ершовский Иванушка выполняет роль культового героя. Сюжет сказки – модель вечного круговорота жизни и смерти. [5,с.28-29]

Язык сказки:

Ершов воплотил в своей сказке думы и чаяния народа. Он перенёс в текст и литературную манеру народного творчества.

Сказка пронизана лёгким юмором, лукавством, исстари свойственным русскому народу и отразившемся в его устном художественном творчестве.

Как и Пушкин, Ершов не злоупотребляет метафорами, эпитетами, украшающими слова. Исключения составляют обрядовые сказочные выражения: «очи яхонтом горели», «хвост струился золотой», «кони буйны», «кони буры, сивы». Зато выпуклому, чисто народному образу он умеет дать большую смысловую нагрузку. Как герой Иван представлен в двух планах, так и каждое его слово, фраза двусмысленны. В его описаниях нередко звучит ирония, издёвка. [4,с.23]

Смешное в сказке создают и комические ситуации, шутки, пословицы, присловья. Вот братья бегут посмотреть коней:

И Данило, и Гаврило

Что в ногах их мочи было

По крапиве прямиком

Так и дуют босиком.

Чтоб напугать братьев, о своём дозоре Иван сочинил нарочито страшную и смешную историю:

Вдруг подходит дьявол сам

С бородою и с усам;

Рожа словно как у кошки,

А глаза – то что те плошки!

Вот и стал тот чёрт скакать

И зерно хвостом сбивать.

Выезд городничего по пустячному делу на базар описан столь торжественно, что выглядит комично. Чтобы подчеркнуть безделье царских слуг, автор так охарактеризовал конюхов, которым царь поручил надзор за двумя конями:

Десять конюхов седых,

Все в нашивках золотых,

Все с цветными кушаками

И с сафьянными бичами.

Виртуозно поэт изобразил шутливую сказочную сценку, как Иван повёл коней:

И под песню дурака

Кони пляшут трепака;

А конёк его горбатко

Так и ломится вприсядку

К удивленью людям всем.

У народа Ершов перенял присказки; в сказке они несут определённую нагрузку:

Муж – то примется за шутки,

А жена за прибаутки.

И пойдёт у них тут пир,

Что на весь крещёный мир.

Эта присказка ведётся,

Сказка вскоре же начнётся.

Как у наших у ворот

Муха песенки поёт.

Что дадите мне за вестку,

Бьёт свекровь свою невестку:

Посадила на шесток,

Привязала за шнурок,

Ручки к ножкам притянула.

Ножку правую разула,

Не ходи ты по зорям,

Не кажися молодцам.

Эта присказка велась,

Вот и сказка началась…

Эта присказка – не просто украшение сказки. В ней изображён народный быт. Вместе с тем присказка мастерски использована как композиционный элемент. Включённая в текст, она служит как бы для передышки читателю:

Едут близко ли, далёко,

Едут низко ли, высоко,

И увидели ль кого,

Я не знаю ничего.

Скоро сказка говорится,

Дело мешкотно творится.

Только, братцы, я узнал,

Что конёк туда вбежал,

Где (я слышал стороною)

Небо сходится с землёю,

Где крестьянки лён прядут,

Прялки на небо кладут. [4,с.37-38]

Изумительные народные образы — «небо сходится с землёю», «прялки на небо кладут» — чаруют воображение автора своей чудесностью и вместе с тем ощутимой реальностью, одновременно эти образы заставляют приостановиться, задуматься, отдохнуть от стремительного сюжета и сосредоточиться в созерцательном раздумье.

Сказка отличается высокими поэтическими достоинствами. Быстро развивающийся сюжет, состоящий из ярких сказочных событий, то смешных и забавных, то страшных, так и влечёт читателя за собой. Каждый стих представляет собой самостоятельную смысловую единицу, предложения короткие, простые. Почти в каждой строке есть глагол, обозначающий движение или действие, что создаёт динамичность. Иногда встречается целый каскад глаголов. В тексте много глагольных рифм, почти всегда они звонкие. Рифмующиеся слова несут наибольшую смысловую нагрузку. Это помогает прочнее запоминать содержание. [4,с.51]

Поэт умеет сказать многое набольшим количеством слов: выразить сложную мысль, нарисовать картину. Передать чувства, вызвать улыбку:

Кобылица та была

Вся как зимний снег, бела,

Грива в землю, золотая,

В мелки кольца завитая.

Ершов мастерски передаёт движение. Та же кобылица. Когда сел на неё Иван,

Змеем голову свила,

И пустилась как стрела,

Вьётся кругом над полями,

Виснет пластью надо рвами,

Мчится скоком по горам,

Ходит дыбом по лесам.

По – народному строятся в сказке аллитерации (звукоподражание):

Та – ра – рам, та – ра – рам,

Вышли кони со двора.

Одним из традиционных художественных приёмов, используемых сказочником, является удвоение, принимающее всеохватывающий характер: удваиваются сюжетные мотивы и фрагменты, персонажи имеют своих двойников и «близнецов», в повествовательной структуре возникает множество параллельных синтаксических конструкций с лексическими повторами. Происходит удвоение жанра – сказка в сказке, удваиваются «сферы вселенной» (земное и подводное, земное и небесное царства). Функция удвоения – создание и разрушение сказочной реальности; сатирично описаны «двойники – братья» «Данило да Гаврило».

Каждое новое задание Ивана начинается с повтора:

Тут посыльные дворяне

Вновь пустились звать Ивана.

Вот к царю Иван явился,

Поклонился, подбодрился,

Крякнул дважды и спросил:

«А почто ж меня будил?»

Выполнив это первое трудное задание, навлекает на себя второе, которое предваряет новая вариация повтора:

А посыльные дворяне

Побежали до Ивана;

В крепком сне его нашли

И в рубашке привели.

За этим следует третье задание:

«Гей! Позвать ко мне Ивана», —

Царь поспешно закричал

И чуть сам не побежал,

Вот Иван к царю явился,

Царь к нему оборотился.

Эпизоды повторяются каждый раз в обновлённой, усиленной вариации. Каждый раз пришедшего домой Ивана Конёк спрашивает:

Что, Иванушка, невесел,

Что головушку повесил?

Композиционные повторы сопровождают повторы синтаксические. Повторяются отдельные слова, рядом стоящие фразы, обороты, отдельные стихи. Царь говорит Ивану:

Делать нечего, придётся

Во дворце тебе служить.

Будешь в золоте ходить,

В красно платье наряжаться,

Словно в масле сыр кататься.

Иван отвечает:

…эка штука!

Во дворце я буду жить,

Буду в золоте ходить,

В красно платье наряжаться,

Словно в масле сыр кататься.

Повторы придают сказке убедительность и особую занимательность. [4,с.60-62]

Удвоение является ключом к философской концепции «Конька – Горбунка»: если в существующей незыблемой космически всеохватной иерархии отношений царь есть зло, оно неминуемо сменится добром.

Поэтика сказки дышит народной стихией. Народные пляски – трепак, вприсядку, песни «Ходил молодец на Пресню», «Как по моречку по морю», пословицы, поговорки, весь дух и склад сказки, вплоть до исторических реминисценций типа «Словно шёл Мамай войной», с чтением сказки об Еруслане — буквально всё дышит народным духом. Если к этому прибавить и восприятие мира, понятие о добре и зле, о красивом и беззаботном вплоть до слов «Месяц Месяцович», «Чудо–Юдо рыба Кит», присказки, прибаутки, шуточки – всё идёт от народа и выражает его дух и мировосприятие. [4,с.71]

Автор с детства был воспитан народной поэзией и создал свою сказку уже после сразу полюбившихся читателю сказок Пушкина. Неслучайна перекличка «Конька – Горбунка» со сказками великого поэта.

Жуковский, Пушкин и Ершов обращались к народным сказкам. Жуковский старался облагородить их сюжеты, сгладить острые углы и социальные противоречия в них. Пушкин возвёл их до уровня высокой поэзии, сконцентрировал в них всё лучшее, характерное для народного творчества, избавив от всего случайного, наносного, освободил язык от простонародных элементов.

Ершов был подхвачен народной стихией. Кажется, что он написал сказку быстро, на одном дыхании. И не всегда беспокоился о более тщательном отборе слов, об отделке стиха. Поэтому в тексте сказки много просторечных слов, диалектизмов, не вошедших в литературный язык, таких элементов не было в сказках Пушкина.

В целом сказка написана звонким четырёхстопным хореем, отличается музыкальностью стиха. Иногда случается нарушение ритма. Попадаются словесные натяжки: «жары – птицы», «версту, другу пробежал», «молвил ловчий мря со смеху», «канальски отличиться» и др. Всё это является следствием некритического отношения к народному творчеству, невнимания к строгому отбору языковых единиц, к отделке стиха. Но сказка и потрясает красивейшими образными, ёмкими народными выражениями как «утро зориться», «смотреть вполуглаз», «напраслина» и пр. [5,с.9]

Заключение

Создавая сказку, Ершов напал на золотую жилу; это последствие близости к народу, великое внимание к его творчеству.

Как долго человек может безопасно висеть вниз головой?

«»

Сколько времени человеческое тело может находиться в перевернутом положении? Ханс Нелеман / Getty Images

Повисание вниз головой вызывает у вас легкую панику? Как будто это может взорвать твою голову? Как будто вся твоя слюна может скапливаться в носу и утопить тебя? Или как ваши глаза могут выскочить из орбит и плюхнуться на пол?

Не беспокойтесь — ничего из этого не произойдет. Но висеть вниз головой тоже не совсем безобидно. На самом деле, слишком долгое подвешивание вниз головой может не привести к выбросу ваших глазных яблок (хотя иногда это может привести к временной потере зрения у некоторых людей), но в конечном итоге это убьет вас.

Реклама

В 2009 году житель штата Юта по имени Джон Джонс умер, проведя 28 часов, застряв вверх ногами в пещере. Спасатели старались действовать быстро, но стены прохода были настолько узкими, что вытащить его не удалось до того, как он умер — скорее всего, от удушья. Оказывается, ваши легкие эволюционировали, чтобы располагаться поверх всех других органов по определенной причине. Нежные органы, какими бы они ни были, не требуют много времени, чтобы их раздавили более крупные и тяжелые органы, такие как печень и кишечник, которые обычно располагаются под ними. Это не такая большая проблема, когда вы лежите на склоне, слегка приподняв ноги над головой, но когда ваша голова находится прямо под ногами, ваши легкие просто не могут поглощать достаточное количество кислорода, учитывая доступное пространство, в котором они находятся. приходится работать с.

«»

Натали Моралес (слева) и Саванна Гатри появляются в «Сегодняшнем шоу» NBC, тестируя инверсионный стол, который на короткое время подвешивает пользователя вверх ногами.

Питер Крамер/NBC/NBC NewsWire/Фотобанк NBCU/Getty Images

Но во время длительных периодов реверсивной подвески вам придется беспокоиться не только о легких. Наши тела хорошо приспособлены для движения крови, когда мы стоим прямо, а наши кровеносные сосуды настроены таким образом, чтобы кровь не скапливалась в наших ногах. Но эта система — улица с односторонним движением — наши тела эволюционировали не для того, чтобы кровь не скапливалась в мозгу. Когда это происходит, все может пойти не так, включая разрыв кровеносных сосудов, что может привести к кровоизлиянию в мозг.

И не забывайте о своем сердце! Медицинские работники считают, что сердечная недостаточность является причиной смерти большинства перевернутых смертельных случаев по той же причине, по которой может страдать наш мозг: когда вы наклоняете голову, ваше сердце замедляет работу и начинает получать больше крови, чем может. управлять за один раз. Ему становится трудно поддерживать артериальное давление, и в конечном итоге он теряет способность перемещать достаточное количество крови для поддержания всех основных функций организма.

Но вот в чем дело: хотя висение вниз головой иногда убивает людей, если вы будете практиковать его более короткими промежутками времени, это может дать довольно убедительную пользу для здоровья. Перевернутые позы способствуют току крови от ступней, ног и таза обратно к сердцу и легким, где она насыщается свежим кислородом. Исследования показали, что с течением времени короткие перевороты могут снизить частоту сердечных сокращений в состоянии покоя, повысить общую выносливость и помочь вашему телу более эффективно использовать кислород во время упражнений.

«В йоге перевороты считаются полезными по ряду причин; стойка на голове и стойка на плечах являются одними из самых важных из всех асан, очищающих лимфатическую систему и стимулирующих все системы в целом», — говорит Джули Филлипс, воздушная йога. и преподаватель танцев в Canopy Studio в Афинах, Джорджия. «Известно, что йоги удерживают инверсии в течение длительного периода времени — 12 минут, и я даже читал, что есть такие, кто держит их часами. чтобы они были очень терапевтическими».

Итак, хотя инверсное подвешивание может быть опасным, на самом деле люди умирают от него довольно редко. Кажется, даже не существует жесткого правила о том, как долго безопасно висеть вниз головой. Например, люди с сердечными заболеваниями умирают намного быстрее в подобных ситуациях, а молодые, здоровые люди могут прожить дольше, чем старые или больные. Боитесь застрять вверх ногами на американских горках? Ну, это не невозможно. В 1997 году именно в таком положении находилась группа людей на полтора часа, и все выдержали это испытание.

Эмпирическое правило таково: если вы перевернуты вверх ногами и чувствуете, что должны остановиться, остановитесь.

«На моих занятиях воздушной йогой мы занимаем пять минут — иногда дольше — когда ученики висят вниз головой, — говорит Филлипс, — но я ясно даю понять, что они могут в течение этого времени входить в инверсию и выходить из нее, и подчеркиваю, что они должны выйти в любой момент, когда это кажется слишком большим».

«»

Иллюзионист Дэвид Блейн висит вниз головой в Башне Трампа в Нью-Йорке, чтобы объявить о соревновании на выносливость 18 сентября 2008 года, где он провел большую часть 60 часов в подвешенном состоянии вниз головой.

Брэд Баркет / Getty Images

Реклама

Часто задаваемые вопросы о подвешивании вверх ногами

Инверсионная терапия: помогает ли подвешивание вниз головой от головной боли?

Недостаточно доказательств, подтверждающих эту идею. На самом деле известно, что висение вниз головой может быть смертельным для некоторых людей, если они остаются вниз головой слишком долго. Инверсионная терапия может вызвать скопление крови в мозге, что может вызвать кровоизлияние в мозг.

Каковы преимущества инверсии?

Инверсионную терапию следует проводить только через очень короткие промежутки времени. Он имеет следующие преимущества: (1) увеличивает выработку защитной жидкости вокруг межпозвонковых дисков; (2) Удаляет отходы вокруг позвоночника; (3) Уменьшает воспаление в организме и (4) Улучшает кровообращение. Некоторые исследования также показали, что ежедневная практика висения вниз головой может снизить частоту сердечных сокращений в состоянии покоя и повысить эффективность использования кислорода организмом во время физической активности.

Полезно ли висеть вниз головой для лица?

Инверсионные позы стимулируют приток крови к лицу, который снабжает клетки лица дополнительным кислородом и питательными веществами, очевидно, создавая молодое сияние.

Процитируйте это!

Пожалуйста, скопируйте/вставьте следующий текст, чтобы правильно цитировать эту статью HowStuffWorks.com:

Джесслин Шилдс
«Как долго человек может безопасно висеть вниз головой?»
19 октября 2017 г.
HowStuffWorks.com.
10 июля 2023 г.

Citation

Подвешивание вниз головой Хорошо для спины? | Боль в спине

Инверсионные столы и другие виды инверсионной терапии с использованием стульев, ботинок и других приспособлений, позволяющих висеть вниз головой, существуют уже давно. Идея состоит в том, что, позволяя гравитации воздействовать на ваш позвоночник, вы можете избавиться от болей в спине, проблем с шеей или любого количества жалоб. Я видел в Интернете рекламу инверсионной терапии для улучшения тока лимфы с целью повышения эффективности иммунной системы, для исправления смещения скелета, улучшения баланса и кровообращения, а также для снижения нагрузки на суставы, связки и мышцы.

В основном инверсионную терапию рекламируют для облегчения болей в спине, но медицинских исследований по этому вопросу очень мало, и, насколько я читал, нет научных доказательств того, что инверсионная терапия дает больше, чем временное облегчение, если таковое имеется. Единственное исследование, которое я видел, показывающее, что инверсионная терапия была полезной, показало, что она снижает потребность в хирургическом вмешательстве у 10 человек с состоянием, называемым поясничной дискогенной болезнью, которая вызывает истончение и ослабление дисков в спине. Это исследование было довольно небольшим — в нем участвовало всего 26 человек, и только 13 из них проходили инверсионную терапию. Остальные получали физиотерапию.

Другое исследование, опубликованное в июле (2019 г.), показало, что инверсия вызывает значительные изменения внутричерепного давления и кровотока, что, по мнению исследователей, может увеличить вероятность осложнений при использовании у пациентов с повышенным внутричерепным давлением в анамнезе. По этой причине они рекомендовали использовать инверсионную терапию с осторожностью. Повышенное внутричерепное давление может повредить головной мозг.

Кроме того, в клинических рекомендациях Американского колледжа врачей за 2017 г. отмечается, что, хотя инверсия и другие виды тракционной терапии не кажутся вредными для здоровых людей, доказательств их эффективности недостаточно.

Инверсионная терапия не нейтрализует действие гравитации, и хотя она может удлинить ваш позвоночник, пока вы висите в нем, это ощущение не продлится, когда вы находитесь в правильном положении. Более того, подвешивание вверх ногами может привести к некоторым неприятным побочным эффектам, включая головные боли или кровоизлияние в сетчатку.