Замечания по установке видеокарты для шины AGP. Разъем agp фото
AGP interface - распиновка - Цоколевка разъемов
AGP (Accelerated Graphics Port) представляет собой модифицированную версию Шина PCI, предназначенных для ускорения переводов в видеокартах.
Ускоренного графического порта (также называемый расширенный графический порт) является высокоскоростной точка-точка канал для крепления одного устройства (как правило, видеокарты) в материнскую плату компьютера, в первую очередь для оказания помощи в ускорении 3D компьютерной графики. Многие AGP классифицировать как тип шины компьютера, но это чем-то неправильным, так как автобусы обычно позволяют несколько устройств для подключения, в то время как AGP нет. AGP происходит от Intel, и он был построен в чипсет для микропроцессора Pentium II. AGP карты в общем незначительно превышает PCI карт в длину и могут быть признаны типичными крюком на внутреннем конце разъем, который не существует на картах PCI. Наших дней AGP почти заменен PCI-Express.
AGP версии:
- AGP 1.0: 3,3 вольт сигнализации со скоростью 1x мультипликаторов (267MB / с), 2x (533MB / с)
- AGP 2.0: 1.5 вольт сигнализации со скоростью 1x мультипликаторов (267MB / с), 2x (533MB / с), 4x (1067MB / с)
- AGP 3.0: 0.8 вольт сигнализации со скоростью 4x мультипликаторов (1067MB / с), 8x (2133MB / с)
Кроме того, в мире рабочих станций различных карт AGP Pro существует с дополнительными разъемами, которые позволяют нарисовать карты большей мощности. Для того, чтобы сделать жизнь проще, AGP Стандарт определяет некоторые обратную совместимость. Спецификация AGP 1.0 требует, чтобы все реализации поддерживают множитель 1x скоростью 3,3 вольт. По умолчанию, когда AGP 1.0 Машина включается он выбирает самый быстрый множитель скорости, поддерживаемой как видеокарты и материнской платы. Если они оба поддерживают 2x, то они будут работать на 2х. В противном случае они бегут со скоростью 1x, которая всегда выполнялись всеми AGP 1.0 видеокарты и материнские платы. Спецификация AGP 2.0 имеет аналогичные требования. 2x и 1x поддержки на 1,5 вольта, являются обязательными и 4x поддержки является обязательным. Спецификация AGP 3.0 требуется поддержка 8x. Спецификации 3.0 не ясно, как 1.0 и 2.0 спецификации на тему требующих низким множителем, но все AGP 3.0 почти все реализации поддерживают оба 8x и 4x. В результате, вы можете полностью игнорировать скорость мультипликаторов, когда вы проверка на совместимость карт AGP видео и материнской платы AGP. Если видеокарта и материнская плата поддерживают одинаковое напряжение сигнализации то всегда есть по крайней мере один общий множитель скорость поддерживается как в этом напряжении. Вам нужно всего лишь убедиться, что видеокарта и материнская плата имеет по крайней мере один сигнализации напряжением общего.
AGP карт и слотов
AGP 3,3-вольтовой карты | 3.3V слота | Поддерживает только 3.3V сигнализации. Доступные скорости 1x, 2x. |
1.5V AGP карты | 1.5V слота | Поддерживает только 1.5V сигнализации. Доступные скорости 1x, 2x, 4x. |
Universal AGP карты | Двухместный щелевые | Поддерживает как 3,3, так и 1,5 сигнализации. Доступные скорости 1x, 2x 3,3 В и на 1x, 2x, 4x с питанием 1.5В. |
AGP 3.0 карты | 1.5V слота | Поддерживает только 0.8V сигнализации. Доступные скорости 4x, 8x. |
Универсальный 1,5 В AGP 3.0 карты | 1.5V слота | Поддерживает 1,5 В и 0,8 В сигнализации. Доступные скорости 1x, 2x, 4x с питанием 1.5В и 4x, 8x 0.8В. |
Universal AGP 3.0 карты | Двухместный щелевые | Поддержка AGP с напряжением 3,3, 1,5, 0,8 и сигнализации. Доступные скорости 1x, 2x 3,3 В и на 1x, 2x, 4x с питанием 1.5В и 4x, 8x 0.8В. |
* Различные разъемы слотов имеют разные позиции ключевых
AGP разъема на материнской плате сконструированы так, чтобы не допустить вставки карты AGP, которые будут повреждены, если подключен дюйма плате разъем AGP 3,3 В может принимать только AGP карт, которые имеют 3,3 слота. Если вы пытаетесь вставить карту без 3.3V слота AGP на материнской плате разъем 3,3, карта будет врезаться в разъем ключа и не может быть вставлен. Также материнская плата AGP 1,5 В разъем может принимать только карты с AGP 1.5V слота. AGP универсальный разъем материнской платы не имеет ключей и, следовательно, может принимать любой карты AGP. Карты AGP с напряжением оба слота может быть подключен к любой разъем AGP материнской платы. Если вы можете подключить карты AGP в разъем AGP материнской платы, то ни карта, ни материнская плата будет повреждена (предполагая, что они подчиняются AGP спецификации).
AGP распиновку
3,3 Вольт плат Универсальные платы 1,5 Вольт плат | ||||||
Контакт # | Боковые | Сторона Б | Боковые | Сторона Б | Боковые | Сторона Б |
1 | +12 V | OVRCNT # | +12 V | OVRCNT # | +12 V | OVRCNT # |
2 | TYPEDET # | 5,0 V | TYPEDET # | 5,0 V | TYPEDET # | 5,0 V |
3 | Зарезервированный | 5.0V | Зарезервированный | 5.0V | Зарезервированный | 5.0V |
4 | USB- | USB + | USB- | USB + | USB- | USB + |
5 | Земля | Земля | Земля | Земля | Земля | Земля |
6 | ИНТА # | INTB # | ИНТА # | INTB # | ИНТА # | INTB # |
7 | RST # | CLK | RST # | CLK | RST # | CLK |
8 | GNT # | REQ # | GNT # | REQ # | GNT # | REQ # |
9 | VCC 3.3 | VCC 3.3 | VCC 3.3 | VCC 3.3 | VCC 3.3 | VCC 3.3 |
10 | ST1 | ST0 | ST1 | ST0 | ST1 | ST0 |
11 | Зарезервированный | ST2 | Зарезервированный | ST2 | Зарезервированный | ST2 |
12 | PIPE # | RBF # | PIPE # | RBF # | PIPE # | RBF # |
13 | Земля | Земля | Земля | Земля | Земля | Земля |
14 | Зарезервированный | Зарезервированный | WBF # | Зарезервированный | WBF # | Зарезервированный |
15 | SBA1 | SBA0 | SBA1 | SBA0 | SBA1 | SBA0 |
16 | VCC 3.3 | VCC 3.3 | VCC 3.3 | VCC 3.3 | VCC 3.3 | VCC 3.3 |
17 | SBA3 | SBA2 | SBA3 | SBA2 | SBA3 | SBA2 |
18 | Зарезервированный | SB_STB | SB_STB # | SB_STB | SB_STB # | SB_STB |
19 | Земля | Земля | Земля | Земля | Земля | Земля |
20 | SBA5 | SBA4 | SBA5 | SBA4 | SBA5 | SBA4 |
21 | SBA7 | SBA6 | SBA7 | SBA6 | SBA7 | SBA6 |
22 | Ключ | Ключ | Зарезервированный | Зарезервированный | Зарезервированный | Зарезервированный |
23 | Ключ | Ключ | Первый | Первый | Первый | Первый |
24 | Ключ | Ключ | Зарезервированный | 3.3Vaux | Зарезервированный | 3.3Vaux |
25 | Ключ | Ключ | Vcc 3,3 | Vcc 3,3 | Vcc 3,3 | Vcc 3,3 |
26 | AD30 | АД31 | AD30 | АД31 | AD30 | АД31 |
27 | AD28 | AD29 | AD28 | AD29 | AD28 | AD29 |
28 | VCC 3.3 | VCC 3.3 | VCC 3.3 | VCC 3.3 | VCC 3.3 | VCC 3.3 |
29 | AD26 | AD27 | AD26 | AD27 | AD26 | AD27 |
30 | AD24 | AD25 | AD24 | AD25 | AD24 | AD25 |
31 | Земля | Земля | Земля | Земля | Земля | Земля |
32 | Зарезервированный | AD STB1 | AD STB1 # | AD STB1 | AD STB1 # | AD STB1 |
33 | C/BE3 # | AD23 | C/BE3 # | AD23 | C/BE3 # | AD23 |
34 | Vddq 3.3 | Vddq 3.3 | Vddq | Vddq | Vddq 1,5 | Vddq 1,5 |
35 | AD22 | AD21 | AD22 | AD21 | AD22 | AD21 |
36 | AD20 | AD19 | AD20 | AD19 | AD20 | AD19 |
37 | Земля | Земля | Земля | Земля | Земля | Земля |
38 | AD18 | AD17 | AD18 | AD17 | AD18 | AD17 |
39 | AD16 | C/BE2 # | AD16 | C/BE2 # | AD16 | C/BE2 # |
40 | Vddq 3.3 | Vddq 3.3 | Vddq | Vddq | Vddq 1,5 | Vddq 1,5 |
41 | Кадр # | IRDY # | Кадр # | IRDY # | Кадр # | IRDY # |
42 | Зарезервированный | 3.3Vaux | Зарезервированный | 3.3Vaux | KEY | KEY |
43 | Земля | Земля | Земля | Земля | KEY | KEY |
44 | Зарезервированный | Зарезервированный | Зарезервированный | Зарезервированный | KEY | KEY |
45 | VCC 3.3 | VCC 3.3 | VCC 3.3 | VCC 3.3 | KEY | KEY |
46 | TRDY # | DEVSEL # | TRDY # | DEVSEL # | TRDY # | DEVSEL # |
47 | СТОП # | Vddq 3.3 | СТОП # | Vddq | СТОП # | Vddq 1,5 |
48 | PME # | PERR # | PME # | PERR # | PME # | PERR # |
49 | Земля | Земля | Земля | Земля | Земля | Земля |
50 | PAR | SERR # | PAR | SERR # | PAR | SERR # |
51 | AD15 | C/BE1 # | AD15 | C/BE1 # | AD15 | C/BE1 # |
52 | Vddq 3.3 | Vddq 3.3 | Vddq | Vddq | Vddq 1,5 | Vddq 1,5 |
53 | AD13 | AD14 | AD13 | AD14 | AD13 | AD14 |
54 | AD11 | AD12 | AD11 | AD12 | AD11 | AD12 |
55 | Земля | Земля | Земля | Земля | Земля | Земля |
56 | AD9 | AD10 | AD9 | AD10 | AD9 | AD10 |
57 | C/BE0 # | AD8 | C/BE0 # | AD8 | C/BE0 # | AD8 |
58 | Vddq 3.3 | Vddq 3.3 | Vddq | Vddq | Vddq 1,5 | Vddq 1,5 |
59 | Зарезервированный | AD STB0 | Зарезервированный | AD STB0 # | Зарезервированный | AD STB0 # |
60 | AD6 | AD7 | AD6 | AD7 | AD6 | AD7 |
61 | Земля | Земля | Земля | Земля | Земля | Земля |
A62 | AD4 | AD5 | AD4 | AD5 | AD4 | AD5 |
63 | AD2 | AD3 | AD2 | AD3 | AD2 | AD3 |
64 | Vddq 3.3 | Vddq 3.3 | Vddq | Vddq | Vddq 1,5 | Vddq 1,5 |
65 | AD0 | AD1 | AD0 | AD1 | AD0 | AD1 |
66 | Зарезервированный | Зарезервированный | Vrefcg | Vrefcg | Vrefcg | Vrefcg |
Автобус AGP составляет 32 бит, так же, как PCI есть, но вместо того, чтобы работать на половину системы (память) скорость шины PCI пути делает, он работает на полной скорости автобуса. Это означает, что на стандартном Pentium II материнских плат AGP работает на частоте 66 МГц, а шина PCI с частотой 33 МГц. Это, конечно, немедленно удваивает пропускную способность порта, вместо предела 127,2 МБ / с как с PCI, AGP в самом низком скоростном режиме имеет пропускную способность 254,3 Мб / с. Спецификация AGP на самом деле основаны на спецификации PCI 2.1, которая включает в себя высокую пропускную способность 66 МГц скорость.
raspinovca.ru
Самые мощные AGP видеокарты | Крабовые ручки
AGP (Accelerated Graphics Port) — это такой слот для видеокарты в старых настольных компах, точнее [AGP — Википедия]. Было это 20-15 лет назад: AGP 2X (спецификация AGP 1.0) — 1996 год, AGP 4X (AGP 2.0) — 1998-й, AGP 8X (AGP 3.0) — 2002-й. Последние массовые материнские платы с AGP производились в 2005 году для процессоров Pentium 4 Prescott, Athlon 64, Sempron, на чипсетах i865, i875, ULi M1695, SiS655, VIA KT600, nForce2. Но вот видеокарты под этот слот разрабатывали аж до 2008 года и они весьма мощны (в смысле скорости, производительности), а также могут воспроизводить HD1080 видео своим GPU, почти независимо от мощности центрального процессора на материнке.
Смысл выяснения какие видеокарты самые мощные под старые материнки со слотами AGP (для графических плат) в том, чтобы знать какие видяхи не стоит выбрасывать, т.к. ими можно апгрейтнуть старые компы до некоторого для чего-нибудь нужного на сегодняшний день уровня.
Оглавление
- AGP 1.0
- AGP 2.0/3.0
- Какая видеокарта + процессор минимально нужны для проигрывания видео 1080p 30fps?
- Полезные ссылки
AGP 1.0
Допустим имеем материнскую плату с AGP 2X слотом. Типичная видеокарта под него выглядит так:
S3 Trio 3D/2X 16MB, 1999 год
«Ключ 3.3 В» — прорезь между контактами видеокарты (и соответствующая ей перемычка в слоте) — расположена ближе в выходу [видеосигнала]. Но это старая видяха, а вот в 2003 году и порты AGP стали уже 8X и видеокарты стали делать 8X, но обратно совместимые с 4X (прорезь расположена дальше от выходов видеокарты, см. фото ниже) и иногда 2X (две прорези).
Вот список последних и самых мощных видеокарт, которые производители делали с двумя прорезями под 1.5 и 3.3 вольта, так что их можно устанавливать в любой слот AGP: 8X, 4X и, чудесным образом, 2X (вообще говоря, зависит от производителя данной модели: бывает, что и нет соответствующей прорези и возможности установки в AGP 2X).
ATI Rageon 9800 Pro — топRelease Date: 01 Mar 2003Architecture: R360Memory Speed: 700 MHzMemory Type: DDR2Memory Bus: 256 BitMemory Bandwidth: 44.8 GB/secCore Speed: 380 MHzGPU Technology: 150nmShader Processing Units: 8Texture Mapping Units: 8Render Output Units: 8Texture Rate: 3 GTexel/sPixel Rate: 3 GPixel/sMax Digital Resolution (WxH): 2048×1536Max Power: 47 WattsПодробнее… (выбрать сверху 2 видеокарты для сравнения)
Чуть менее мощные, производившиеся с интерфейсом AGP 8X/4X/2X (а не только PCI-e или AGP 8X/4X):
ATI Radeon 9800 XT — сент. 2003, 60 Вт — эта по GPU мощнее Pro, но память у неё DDR, вдвое медленнее.ATI Radeon 9600 Pro — окт. 2003, 18 Вт — вдвое слабее 9800 XT, но 18 Вт…Остальные, более слабые Radeon 9000 series…
GeForce FX 5950 Ultra — март 2003, 74 Вт (сильно хуже Rageon 9800 Pro; немного быстрее Radeon 9600 Pro, но у последней мощность всего 18 Вт)GeForce FX 5900 Ultra — май 2003, 59 ВтGeForce FX 5900 XT — дек. 2003, 35 ВтОстальные, более слабые GeForce FX series…
AGP 2.0/3.0
Теперь допустим имеем материнскую плату с AGP 4X или 8X слотом (они физически и по напряжению питания одинаковы). Одна из последних видеокарт под такие слоты выглядит так:
Sapphire Radeon HD 3450 512 MB AGP 8X. Релиз: янв. 2008 г.
«Ключ 1.5 В» — прорезь среди контактов видеокарты (и соответствующая ей перемычка в слоте) — расположен дальше от выходов [видеосигнала]. Это 8X видеокарта, но на будет работать и на 4x, просто уполовинится пропускная способность. Материнских плат с AGP 8x only не существует.
Эта видеокарта сделана в целом для PCE-e, поэтому производитель на обратной стороне платы установил адаптер-переходник PCE-e — AGP (внутри розового квадрата):
Розовый пластырь
Надпись на чипе-переходнике и «розовый пластырь»:
PCI-e — AGP чип-адаптер
Дыра в розовом пластыре сделана на заводе и у всех моделей последних AGP-карт так. Наверное, этот розовый пластырь защищает шибко торчащий чип от удара сбоку.
Вот список последних и самых мощных видеокарт для установки в слот AGP 8X или 4X:
Radeon HD 4670 AGPRelease Date: 17 Jul 2007Architecture: R700 RV730 XTMemory Speed: 800 MHzMemory Type: GDDR3Memory Bus: 128 BitMemory Bandwidth: 25.6 GB/secCore Speed: 750 MHzGPU Technology: 55nmShader Processing Units: 320Texture Mapping Units: 32Render Output Units: 8Texture Rate: 24 GTexel/sPixel Rate: 6 GPixel/sMax Digital Resolution (WxH): 2560×1600Max Power: 59 WattsПодробнее… (выбирать сверху 2 видеокарты для сравнения)
Чуть менее мощные, производившиеся с интерфейсом AGP 8X/4X (а не только PCI-e):Radeon HD 4650 AGP — сент. 2008, 48 ВтRadeon HD 4350 AGP — сент. 2008, 20 ВтRadeon HD 3850 AGP — янв. 2008, 75 ВтRadeon HD 3650 AGP — янв. 2008, 65 ВтПодробнее… (выбирать сверху 2 видеокарты для сравнения)
Какая видеокарта + процессор минимально нужны для проигрывания видео 1080p 30fps?
Декодирование WMV/VC-1/H.264 появилось в видеокартах, начиная с GeForce 7200 GS и Radeon HD 2000. Использование этих видеокарт означает, что центральный процессор может быть существенно разгружен, т. е. быть весьма старым. Точнее такой закон: при использовании видеокарт со встроенным H.264 декодером нужен процессор с тактовой частотой не ниже 1.5 ГГц. Например, отлично играeт 1080p-видео связка Radeon HD 2400 AGP + AMD Sempron 3000+ (1.8 GHz).
Если в видеокарте нет поддержки декодирования H.264, то нужен достаточно мощный центральный проц: 2.0-2.5 ГГц (одноядерный) для проигрывания хотя бы 720p. Для 1080p частота ЦП должна быть не менее 3.2-3.8 ГГц (зависит от того P4 это или Celeron + от мощности видеокарты).
Карты от nVIDIA, которые поддерживают третье поколение аппаратного видео декодирования и полное ускорение для MPEG-1, MPEG-2, VC-1/WMV9 и H.264:GeForce 8400 GS — декабрь 2007GeForce 8200, 8300 — январь 2008GeForce 9300M GS, 9300 GS, 9300 GEGeForce 205, 210 — октябрь 2009Серия GT, начиная с GeForce GT 220 и далее …Серия GTS, начиная с GeForce GTS 250M и далее …Серия GTX, начиная с GeForce GTX 465 (март 2010) и далее …
Карты от AMD/ATI c полной поддержкой декодирования видео:Начиная с Radeon HD 2000 (июнь 2007) и далее (HD 2400, 2600, 3200, …), кроме HD 2900 (у этой нет декодирования видео совсем).
Полезные ссылки
- AGP — что такое, история развития, статья в Википедии.
- Совместимость стандартов AGP — статья 2003 года, полный список видеокарт под слот AGP 2X.
- Game-Debate — Сравнение тактико-технических характеристик любых двух видеокарт.
- Список графических процессоров AMD — таблицы всех возможных вариантов видеокарт бренда Radeon от 3D Rage 1995 года до современных R9. В частности про упомянутые в статье AGP-карты: 4.4.1 Radeon R300 series — AGP (9xxx), 4.7.1 Radeon R600 series (HD 2xxx-3xxx), 4.8 Radeon R700 series — (HD 4xxx).
- Декодирование HD-видео видеокартами — история развития, статья в Википедии про PureVideo.
- AGP 3.0 — что нового? — статья 2002 года, про новые (для 2002-го) года видеокарты AGP 8x NVIDIA GeForce4 MX440 и NVIDIA GeForce4 Ti4200.
Самые мощные AGP видеокарты
5 (100%) 4 votesalmois.ru
Замечания по установке видеокарты для шины AGP — МИР NVIDIA
Предупреждение: Все манипуляции с оборудованием следует производить только при полностью выключенном компьютере! Недостаточно выключить компьютер кнопкой/командой операционной системы, поскольку часть схем все равно остается под напряжением. Следует вынуть провод к блоку питания из розетки. Включайте компьютер только после проверки, что видеокарта полностью зашла в слот материнской платы и не шатается, а все провода подключены плотно.
Прежде всего следует узнать, какую версию стандарта AGP поддерживает материнская плата. Обратитесь к документации или сайту производителя. Также вы можете воспользоваться такими утилитами как Sandra и RivaTuner (функция «Диагностический отчет» (Diagnostic report)). Было разработано три основных версии шины: 1.0, 2.0 и 3.0. Каждая версия увеличивала максимальную скорость работы шины (2х, 4х и 8х, соответственно), но основным отличием в свете совместимости является рабочее напряжение в сигнальных линиях. Стандарт AGP 1.0 использует напряжение 3.3, 2.0 — 1.5 и 3.0 — 0.8 Вольт. Более новые версии позволяют использовать устройства, разработанные для предыдущих, но обратную совместимость должен обеспечивать разработчик/изготовитель конкретного оборудования.
Установите версию стандарта AGP, поддерживаемую видеокартой, до ее установки. В связи с наличием большого числа NoName карт без документации и сведений о производителе Вы можете воспользоваться нашими наглядными пособиями:
Соответственно, материнская плата может иметь слот:
- AGP 1.0. В такой слот можно установить видеокарту формата AGP 1.0 или Universal AGP
- AGP 2.0 only. В такой слот можно установить видеокарту формата AGP 2.0 или Universal AGP
- Universal AGP. В такой слот можно установить любую видеокарту
Слот материнской платы снабжен перемычками-ключами в тех местах, где на рисунках в разъеме видеокарты прорезь. Вследствие этого установить видеокарту неподдерживаемого стандарта не удастся чисто механически. Дополнительно, есть простые практические правила:
- Все материнские платы, поддерживающие только AGP 1.0, имеют слот формата AGP 1.0
- Все материнские платы, поддерживающие AGP 3.0, имеют слот формата AGP 2.0
- Все видеокарты на базе NVIDIA, начиная с GeForce 6X00, имеют разъем формата AGP 2.0
Устройства стандарта AGP 3.0 используют те же разъемы, что и устройства AGP 2.0. Теоретически возможны только AGP 3.0 видеокарты и материнские платы, но все серийно выпускавшиеся AGP 3.0 устройства имели полную обратную совместимость с AGP 2.0.
Профессиональные видеокарты на базе NVIDIA Quadro обычно выпускались с разъемом AGP Pro 50. Этот разъем отличается наличием дополнительных 12 контактов усиления питания карты. При этом видеокарта может либо иметь третью прорезь в разъеме, тогда ее можно установить в стандартный слот, либо не иметь, и установить ее будет возможно только в слот AGP Pro.
Желательно, если число слотов шины позволяет, выдерживать интервал в один пустой слот между видеокартой и звуковой картой, ТВ-тюнером или модемом. Все эти устройства в процессе работы создают электромагнитные помехи, и в то же время чувствительны к ним. Также это улучшит охлаждение видеокарты.
Начиная с семейства GeForce FX, видеокарты имеют энергопотребление, превышающее заложенные в интерфейс AGP возможности по электроснабжению устройств. Вследствие этого, видеокарты требуют подключения дополнительного усиления питания. Разъем подключения усиления на видеокарте выполняется в виде одного-двух 4-контактных разъемов Molex (как для питания IDE жестких дисков и CD-ROM). Провод усиления должен быть обязательно подключен, иначе видеокарта будет работать в безопасном режиме, со значительно сниженными частотами и напряжением питания графического процессора, а особо мощные видеокарты не заработают без усиления вообще. Перед приобретением видеокарты убедитесь, что блок питания компьютера имеет необходимое количество свободных разъемов для подключения усиления.
Предупреждение: Ряд первых материнских плат на чипсетах с поддержкой только AGP 2.0 (1.5 В), в частности Intel 845, имеют универсальный слот, позволяющий установить карту AGP 1.0 (3.3 В). Установка такой карты с большой вероятностью приведет к выходу из строя материнской платы.
Предупреждение: Ряд видеокарт, в частности на базе Riva TNT2 выпуска 1999 года и на базе Vanta имеют Universal AGP разъем, но реально являются 3.3 В картами. Установка таких карт в материнскую плату, не поддерживающую 3.3 В устройства, с большой вероятностью приведет к повреждению материнской платы. Если Вы планируете установить такую карту в новую материнскую плату, сначала проверьте ее в материнской плате AGP 2.0, гарантированно поддерживающей 3.3 В карты. Если карта является только 3.3 В устройством, то она не сможет заработать в режиме 4х.
Предупреждение: Ряд производителей материнских плат предлагают платы, построенные на чипсетах без поддержки порта AGP (Intel 865GV, большинство чипсетов с шиной PCI Express), на которых тем не менее слот AGP присутствует. Это, например, платы с технологиями A.G.I фирмы Asrock и AGP Express фирмы ECS. В таких платах слот AGP получен из слота PCI. Это возможно благодаря полной обратной совместимости протокола обмена по шине AGP с протоколом PCI. Слот AGP у таких плат является только механически и электрически AGP слотом, видеокарта, вставленная в такой слот, работает как обычная видеокарта для шины PCI. Помимо значительного снижения производительности AGP видеокарты, такие материнские платы имеют большие проблемы с совместимостью. Если Вы все-таки решились на приобретение такой платы и эксплуатацию в ней AGP видеокарты, обязательно проверьте, присутствует ли Ваша видеокарта в списке поддерживаемых в документации/на сайте производителя. Если вашей модели в списках нет, лучше воздержаться от приобретения такой материнской платы.
nvworld.ru
Совместимость стандартов AGP ? установка современных видеокарт на старые системные платы
В последнее время в конференциях появилось огромное количество вопросов по стандарту AGP, и, в частности, по совместимости видеокарт и материнских плат, поддерживающих разные версии этого стандарта. Эта статья представляет собой попытку рассказать об этом интерфейсе, и дать ответ на интересующие многих вопросы, в частности, о совместимости старых материнских плат с новыми видеокартами.
Итак, магистральный интерфейс AGP. Называть его шиной не совсем верно на несколько слотов расширения он не был рассчитан изначально, и, хотя в спецификации AGP 3.0 есть упоминание о возможности подобных конфигураций, в железе ничего подобного так и не появилось. Этот интерфейс был разработан фирмой Intel для подключения видеокарт. При его внедрении строились грандиозные планы предполагался почти полный отказ от локальной видеопамяти, и использование вместо нее системной. Первым шагом в этом направлении стала видеокарта Intel 740 на ней устанавливался относительно небольшой объем памяти, использовавшийся под буфер кадра и Z-буфер, а все текстуры хранились только в системной памяти. Но путь оказался тупиковым относительно медленная системная память не смогла соперничать с широкими и быстрыми шинами памяти видеокарт отказ от модулей расширения позволил реализовать 128- и 256-битный доступ, а существенно более мягкие требования к отказоустойчивости отдельных ячеек памяти позволили поднять частоту даже на тех же самых микросхемах. Все дело в том, что изменение содержимого одной-единственной ячейки видеопамяти на картинку сильно повлиять не способно изменившую цвет на одном-единственном кадре точку заметить практически невозможно, тогда как в случае системной памяти такой сбой будет иметь куда более печальные последствия. Причем повысить частоты при таких требованиях к отказоустойчивости можно очень сильно на стоявшей у меня одно время карте RADEON VE от PowerMagic были установлены микросхемы Hynix HY5DU281622AT-K. Как несложно понять из маркировки, эти микросхемы DDR SDRAM предназначались для использования в качестве системной памяти с максимальной частотой 133MHz (266 MHz DDR). В качестве видеопамяти же они работали на номинальной частоте 166MHz (333MHz DDR), более того, не давали заметных артефактов при разгоне до частоты 210MHz (420MHz DDR). Так что текстуры соврменные карты хранят в собственной памяти, используя возможности AGP только в случае ее нехватки, а Intel 740 так и остался единственным в своем роде ускорителем, став позже основой встроенного в многие чипсеты от Intel графического ядра I752 в этом применении его особенности пришлись как раз кстати.
1. AGP 1.0 : Как это было…
За основу интерфейса AGP 1.0 была взята шина PCI 2.1, а точнее, ее вариант PCI 32/66 32х разрядная шина с частотой работы 66MHz. В стандарте AGP 3.0 предусмотрено расширение разрядности до 64х бит при сохранении обратной совместимости, но пока такие конфигурации не реализованы. Электрически (но не по слоту и разводке) AGP 1.0 остался обратно совместим с PCI, но получил и кое-какие расширения:
- Очередь запросов. На AGP, в отличие от PCI, для передачи следующего адреса дожидаться окончания текущей передачи вовсе не обязательно можно сделать сразу несколько запросов на чтение (запись), а затем последовательно считать (передать) данные.
- Частичное демультиплексирование шин адреса и данных. Реализация весьма оригинальна в дополнение к стандартной 32х-битной мультиплексированной шине (AD) имеется 8-ми разрядная «боковая» шина адреса (SBA). Алгоритм таков: при пустой очереди запросов несколько первых передач адреса производится станадартно, по мультиплексированной шине AD, а после того, как по ней пойдут запрошенные данные, передачи следующих адресов в очередь будут производиться по шине SBA.
- Режим DDR для линий данных. Уже в стандарте AGP 1.0 был реализован режим 2x передачи по линиям AD и SBA с удвоенной частотой, по фронту и спаду синхросигнала. Вопреки распостраненному заблуждению, материнских плат с поддержкой только режима 1x просто не существует в первом чипсете с поддержкой AGP, Intel 440LX, режим 2x уже был реализован.
Этот вариант AGP довольно быстро стал общим стандартом, VIA, SIS и ALi выпустили собственные чипсеты с поддержкой AGP.
2. AGP 2.0 : …и начинаются чудеса…
Довольно быстро развитие системной памяти привело к тому, что ее пропускная способность превысила пропускную способность AGP 1.0 даже в режиме 2x. Естественно, был разработан новый стандарт AGP 2.0. И вот тут-то чудеса и начались... Кроме мелких усовершенствованиях режима Bus Master, оставшегося от PCI, было одно-единственное, но глобальное изменение спецификации - для реализации передач QDR (4 передачи за такт) сигнальные уровни интерфейса были снижены до 1.5V вместо 3.3V в AGP 1.0. Из-за того, что при таких частотах емкость проводников начинает играть уже существенное значение, понижение уровня логической «1» способно уменьшить потребление выходных каскадов и повысить быстродействие и стабильность. Вопреки распостраненным заблуждениям, напряжение линий, по которым подается питание для чипа и памяти (или их стабилизаторов) не изменилось все 3 линии, VDD 3.3, VDD 5 и VDD 12 так и остались в разъеме. С 3.3V до 1.5V изменилось только VDDQ напряжение питания для выходных каскадов чипа. Мало кто знает, но подобное решение уходит корнями еще в спецификацию PCI изначально эта шина имела уровень логической «1» 5.0V, а в спецификации PCI 2.1 для реализации частоты 66MHz было предусмотрено его снижение до 3.3V. Проблем не возникло, во-первых, потому, что варианты PCI 32/66 и 64/66 широкого распостранения до сих пор не получили, присутствуя только в серверных решениях, а во-вторых, из-за того, что сигнальные уровни шины однозначно задаются ключами слота PCI:
Сверху 66MHz слот, снизу 33MHz.
Для совместимости с AGP 1.0 новых материнских плат и видеокарт были предприняты следующие действия:
- Первый уровень совместимости ключи разъемов:
Карта и разъем AGP 1.0. Сигнальные уровни 3.3V.
Карта и разъем AGP 1.0/2.0 (Универсальные). Сигнальные уровни настраиваются, 3.3V или 1.5V.
Карта и разъем AGP 2.0. Сигнальные уровни 1.5V.
AGP Pro не отдельный стандарт, а просто обратно совместимый слот с дополнительными цепями питания.
Соответственно, несовместимую карту в материнскую плату воткнуть не получится. К сожалению, иногда конфигурация ключей карты или слота не соответствует действительности (см. ниже).Если же карта или материнская плата поддерживают несколько сигнальных уровней, то
- Сигнальные уровни задаются видеокартой, линией TYPEDET# низкий уровень на ней включает режим 1.5-вольтовых сигнальных уровней.
- В зависимости от этого сигнала материнской платой выставляется напряжение VDDQ
- В зависимости от поданного VDDQ видеокарта устанавливает свои сигнальные уровни.
Пока чипсеты поддерживали режимы AGP 1.0, все было прекрасно. Но после выпуска Intel'ом чипсетов серии 845xx, не поддерживавших сигнальные уровни 3.3V, выяснилось, что не все так гладко, как казалось…
Первой, и грубейшей ошибкой производителей была установка на эти платы универсальных слотов, вместо требуемых спецификацией слотов с ключем «1.5V Only». Казалось бы ничего страшного, VDDQ-то все равно 1.5V, карта стандарта 1.0 просто не запустится, но, как выяснилось, карты стандарта 1.0 даже при VDDQ 1.5V все равно выдавали 3.3V на входы чипсета, рассчитанные на 1.5V. Естественно, несчастный северный мост не переносил такого издевательства, и горел напрочь, после чего плату можно было смело выкидывать оборудование для пайки BGA и запасные мосты были в наличии у очень немногих фирм. К счастью, урок из этого извлекли достаточно быстро, и ключи на слотах появились. Но проблемы не исчезли. Как выяснилось, некоторые карты, не смотря на то, что имели универсальный разъем, с AGP 4x были или совместимы частично, или несовместимы вообще. В лучшем случае карты просто не запускались или работали нестабильно, в худшем тупо врубали трехвольтовые уровни, естественно, с последующим летальным исходом для северного моста. Встречались также, например, карты, на которых сигнальные уровни задавались джампером. Естественно, по умолчанию он стоял в положении «3.3V». К счастью, сигнал TYPEDET# на таких картах, как правило, выдает корректную информацию, так что некоторые производители, например, ASUStek, сделали на этом принципе схему защиты при высоком уровне TYPEDET# плата не стартует. Понять, какие карты можно ставить на эти чипсеты, а какие нет можно из приведенной ниже таблицы. Для установки на эти чипсеты (а также на все последующие с поддержкой AGP 8x) карта должна поддерживать AGP 2.0:
Таблица поддержки стандартов AGP для видеокарт:
Производитель | Чип | AGP 1.0 | AGP 2.0 | AGP 3.0 |
ATI | Rage II | - | - | |
ATI | Rage PRO | + | - | - |
ATI | Rage 128 | + | - | - |
ATI | Rage 128 PRO | + | - | |
ATI | RADEON (7200) | + | + | - |
ATI | RADEON VE (7000) | + | + | - |
ATI | RADEON 7500 | + | + | - |
ATI | RADEON 8500 | + | + | - |
ATI | RADEON 9000/PRO | + | + | - |
ATI | RADEON 9200/PRO | + | + | + |
ATI | RADEON 9500/PRO | + | + | + |
ATI | RADEON 9600/PRO | + | + | |
ATI | RADEON 9700/PRO | + | + | + |
ATI | RADEON 9800/PRO | + | + | + |
NVIDIA | Riva 128/ZX | + | - | - |
NVIDIA | TNT | + | - | - |
NVIDIA | TNT 2 | + | - | |
NVIDIA | GeForce | + | + | - |
NVIDIA | GeForce 2/MX | + | + | - |
NVIDIA | GeForce 3 | + | + | - |
NVIDIA | GeForce 4 MX | + | + | - |
NVIDIA | GeForce 4 MX 8x | + | + | + |
NVIDIA | GeForce 4 Ti | + | + | - |
NVIDIA | GeForce 4 Ti 8x | + | + | + |
NVIDIA | GeForce FX 5200/Ultra | + | + | + |
NVIDIA | GeForce FX 5600/Ultra | + | + | + |
NVIDIA | GeForce FX 5800/Ultra | + | + | + |
NVIDIA | GeForce FX 5900/Ultra | + | + | + |
Matrox | Millenium II | + | - | - |
Matrox | G100 | + | - | - |
Matrox | G200 | + | - | - |
Matrox | G400 | + | - | |
Matrox | G450 | + | + | - |
Matrox | G550 | + | + | - |
Matrox | Parhelia | + | + | |
Intel | 740 | + | - | - |
S3 | Virge | - | - | |
S3 | Trio 3D | + | - | - |
S3 | Savage 4 | + | + | - |
S3 | Savage 2000 | + | + | - |
3DFX | Voodoo Banshee | - | - | |
3DFX | Voodoo 3 | - | - | |
3DFX | VSA-based cards | + | + | - |
#9 | Revolution 3D | - | - | |
#9 | Revolution IV | + | - | - |
SIS | 315 | + | + | - |
SIS | Xabre | + | + | |
PowerVR | Kyro | + | + | - |
PowerVR | Kyro II/SE | + | + | - |
3. AGP 3.0 …все чудесатее и чудесатее…
Итак, и AGP 2.0 настала пора уйти в отставку его пропускной способности опять перестало хватать. В новом стандарте 3.0 уровень логической «1» в очередной раз был изменен уменьшен до 0.8V для режима 8x. Опорная частота интерфейса так и не изменилась, просто был введен режим ODR передача по линиям AD и SBA с частотой, в 8 раз превышающей опорную. Естественно, добавили две новых линии GC_AGP8X_DET# и MB_AGP8X_DET# соответственно, определяющие поддержку AGP 3.0 у видеокарты и материнской платы. Разъем остался тем же самым AGP 4X/1.5V Only (ох, зря, не наступили бы они опять на те же грабли при отказе от поддержки 1.5V сигнальных уровней), защита обеспечивается линией GC_AGP8X_DET# при ее высоком уровне материнская плата с поддержкой только AGP 8x стартовать не должна. И, естественно, чудеса с сигнальными уровнями продолжились… По стандарту от Intel, и карта, и материнская плата при наличии поддержки AGP 8x поддерживать режимы с уровнями 3.3V не должна (это совсем не означает отсутствия поддержки режима 1x! Еще в стандарте AGP 2.0 были определены режимы 1x/1.5V и 2x/1.5V). На практике же, хотя материнские платы действительно эту рекомендацию выполняют, с видеокартами все далеко не так. Почти все современные видеокарты с поддержкой AGP 8x имеют и поддержку материнских плат стандарта AGP 1.0 (единственное исключение RADEON 9600). Другое дело, что совместимость по сигнальным уровням необходимое, а не достаточное условие работоспособности. Например, старые блоки питания чего-нибудь типа RADEON 9700 просто, как правило, не выдерживают. Но примеры работающих конфигураций есть, так что при желании любую карту, даже RADEON 9800 PRO, можно поставить на Intel 440BX, например. Но имеет ли смысл?
Таблица поддержки стандартов AGP для чипсетов:Производитель | Чипсет | AGP 1.0 | AGP 2.0 | AGP 3.0 |
Intel | 440LX (1) | + | - | - |
Intel | 440BX (1) | + | - | - |
Intel | 815xx | + | + | - |
Intel | 820 | + | + | - |
Intel | 845xx | - | + | - |
Intel | 850x | - | + | - |
Intel | 865x | - | + | + |
Intel | 875x | - | + | + |
Intel | 7205 | - | + | + |
VIA | VP3/MVP3 (2) | + | - | - |
VIA | 691(Apollo PRO) | + | - | - |
VIA | 693x(Apollo PRO +/133) | + | - | - |
VIA | 694x(Apollo PRO 133A/133T) (3) | + | + | - |
VIA | Apollo 266x | + | + | - |
VIA | KT133x | + | + | - |
VIA | KT266x | + | + | - |
VIA | KT333 | + | + | - |
VIA | KT333CF | - | + | - |
VIA | KT400x | + | + | + |
VIA | KT600 | + | + | + |
VIA | P4X266x | + | + | - |
VIA | P4X400 | - | + | + |
AMD | 750 | + | - | - |
AMD | 760 | + | + | - |
ALI | Aladdin V (4) | + | - | - |
ALI | Aladdin Pro II | + | - | - |
ALI | Aladdin Pro 5T | + | + | - |
ALI | M1649 | + | + | - |
ALI | MAGiK 1 | + | + | - |
ALI | ALADDiN-P4 (M1671) | + | + | - |
SIS | 635 | + | + | - |
SIS | 735 | + | + | - |
SIS | 745 | + | + | - |
SIS | 746/FX | - | + | + |
SIS | 645/DX | + | + | - |
SIS | 648 | - | + | + |
SIS | 650 | + | + | - |
SIS | 655 | - | + | + |
NVIDIA | Nforce | - | + | - |
NVIDIA | Nforce II | - | + | + |
ATI | A3 | + | + | - |
ATI | A4 | + | + | - |
ATI | IGP9100 | - | + | + |
(1) Это самые первые чипсеты с поддержкой AGP. Возможность стабильной работы новых карт целиком и полностью зависит от конкрентых материнских плат. Естественно, что от ACORP многого ждать не стоит, тогда как на ASUSTEK, например, можно запустить и RADEON 9700…
(2) Первый чипсет с AGP не от Intel. Как ни странно, серьезных аппаратных проблем не имел (не считая конкретные реализации AGP на некоторых материнских платах, но это уже не вина VIA). Крайне рекомендуется обновить BIOS перед установкой новых карт.
(3) У ранних плат, возможно, для стабильной работы режима 4x потребуется вручную подобрать AGP Driving Value.
(4) Поскольку матерных выражений редактор не одобряет, я ничего не буду говорить про реализацию AGP у этого чипсета и материнских плат на нем. Типы работающих видеокарт узнаются только подбором…
Ну и, до кучи:
Таблица всех режимов AGP:
Режим | Уровень лог. «1» | AGP 1.0 | AGP 1.0/2.0 | AGP 2.0 | AGP 2.0/3.0 | AGP 3.0 |
1x | 3.3V | + | + | + | - | - |
1x | 1.5V | - | + | + | + | - |
2x | 3.3V | + | + | + | - | - |
2x | 1.5V | - | + | + | + | - |
4x | 1.5V | - | + | + | + | - |
8x | 0.8V | - | - | - | + | + |
Как видно из этой таблицы, в AGP 2.0 и 3.0 от режимов 1x и 2x не отказались, а просто перевели их на сигнальные уровни 1.5V. Так что не удивляйтесь, увидев вариант «1x» в настройках режима AGP на новых платах. 4. А теперь о том, что из этого следует, и как это все применить на практике
- Совместимость новых материнских плат и старых карт можно определить из таблиц, приведенных выше. В спорных случаях рекомендуется установить карту на материнскую плату с универсальным слотом 1.0/2.0, и проконтролировать включение режима AGP 4x с помощью RivaTuner или PowerStrip. Если карта работает в этом режиме, на новые платы ее можно ставить безбоязненно.
- Сжечь новую видеокарту установкой в старую материнскую плату невозможно. Единственная на данный момент карта без поддержки AGP 1.0 RADEON 9600/PRO, но и ей это не грозит, так как в старые платы она не влезет физически.
- Не смотря на это, стабильность работы конфигураций «старая плата + новая видеокарта» не гарантируется.
В этом разделе собрано большинство проблем, которые могут возникнуть при установке новых видеокарт на старые материнские платы:
• Недостаточная мощность блока питания.Проблема: Мощность блока питания недостаточна.Симптомы: Уход напряжений питания из допустимых пределов. Запуск системы только после нажатия reset. Высокий уровень помех по питанию, и, как следствие, произвольные сбои в работе (трудноопределимо).Решение: Заменить БП.
• На материнской плате установлен стабилизатор на линии VDD3.3 (Сразу предупреждая возможные вопросы на большинстве плат питающие напряжения на AGP подаются непосредственно с разъема питания системной платы. То, что в BIOS'е названо VAGP всего-навсего VDDQ, и повышать его не стоит).Проблема: Из-за маломощного стабилизатора на линии VDD3.3 видеокарте не хватает питания.Решение: Для AT платы установка более мощного стабилизатора (трудновыполнимо). Для ATX платы запитка видеокарты непосредственно от БП, как правило, отключением стабилизатора и напаиванием проводника от разъема питания. На некоторых материнских платах стабилизатор отключается джамперами.
• Неверный уровень VREFGC.Проблема: Наряжение VREFGC, подающееся картой стандарта 2.0 на контакты A66 и B66 закорачивается на землю платой стандарта 1.0. В стандарте 1.0 эти контакты зарезервированы. Зачем зарезервированные контакты понадобилось заземлять тайна, сокрытая в мраке ночи. Так сделано, например, на Chaintech 6BTMСимптомы: Система не стартует.Решение: Изолировать два последних контакта в слоте.
• Маломощный стабилизатор VDDQ.Проблема: Неустойчивость передач по шине из-за маломощного стабилизатора VDDQ. В особо запущенных случаях использование общего стабилизатора VDDQ для AGP и оперативной памяти. Для информации: по стандарту AGP максимальный разрешенный ток линии VDDQ 8 ампер.Симптомы: Нестабильность системы, особенно в 3D-играх. Для общего стабилизатора VDDQ AGP и памяти нестабильность проявляется при установке нескольких модулей памяти или модулей с большим количеством микросхем совместно с новой картой.Решение: Установить более мощный стабилизатор. Для второго случая развязать VDDQ памяти и AGP. И то, и другое трудновыполнимо, проще заменить плату.
• Высокая частота AGPПроблема: На чипсете Intel 440BX при использовании процессоров с шиной 133MHz частота AGP составляет 89MHz вместо стандартных 66.Симптомы: Нестабильность системы, особенно в 3D играх. Иногда система вообще не стартует.Решение: Установить режим 1x. При отсутствии положительного результата СНИЗИТЬ напряжения VDDQ и VREF, но не более чем на 5% от номинала (до 3.135V и 1.5675V минимум). Учтите, что VREF=VDDQ/2, причем допустимое отклонение не более 2%. Это особенно критично для плат ABIT и ASUStek, у которых VDDQ (и, соответственно, VREF) может быть завышено по умолчанию, что стабильности в данном случае совсем не прибавляет… Часто задают вопрос а что же карта с поддержкой 4x или 8x какие-то 89MHz переварить не способна? Ответ прост во-первых, в штатном режиме работы частота всех линий, кроме AD и SBA, так и осталась 66MHz, даже в стандарте 3.0. Во-вторых хотя линии на AD и SBA в режиме 4x и выше работают с частотой, превышающей 89MHz (или 178 для режима 2x), но работают-то они при других сигнальных уровнях…
www.ixbt.com
AGP - разъём. Версии стандарта, характеристики, скорость передачи данных.
AGP (Accelerated Graphics Port – быстрый графический порт) – 32-х битный стандарт слота, разработанный Intel в 1997 году, специально для нужд видеокарты по причине возросшей потребности к пропускной способности видео -подсистемы компьютера.
Кроме увеличенной, пропускной способности, данный стандарт позволял видеокарте напрямую сообщаться с оперативной памятью компьютера (DME — Direct in Memory Execute), что значительно увеличивало производительность, уменьшало зависимость видеокарты от своей собственной памяти и разгружало процессор благодаря меньшему количеству обращений копирования. В сравнении с шиной PCI, была увеличена частота работы (до 66 Мгц) и количество передаваемой энергии устройству вставленному в слот AGP (в реальности до ~40W).
Существует четыре версии стандарта: AGP1x ,2x, 4x, 8x; которые обозначают сколько блоков информации интерфейс может передать за такт. Также существовал слот AGP Pro, который не получил распространения.
Максимальная пропускная способность последней массовой версии (8х) — 2 ГБ/с, чего хватало максимум для нужд видеокарты уровня NVidia GeForce 6600.
Последние видеокарты на AGP имели специальные микросхемы «переходники», так как изначально карты строились под PCI-Express. В дополнение к этому, из-за меньшей в сравнении с PCI-Express передаваемой энергии, только AGP карты приходилось оснащать дополнительными разъёмами питания. Два этих фактора значительно увеличивали конечную цену готового продукта. Последняя, и самая производительная карта, которая была выпущена для устаревшей платформы — ATI Radeon HD 4650 AGP.
В 2004—2005 году технология была полностью вытеснена универсальным стандартом PCI—Express и развития больше не получила, rip.
www.xtechx.ru
AGP - это... Что такое AGP?
AGPAccelerated Graphics Port | |
Слот AGP (фиолетовый) и два слота PCI (белые) | |
Год открытия: | 1996 |
Разработчик: | Intel |
Что эта шина заменила: | PCI |
Что заменило эту шину: | PCI Express (2004) |
Ширина в битах: | 32 |
Кол-во устройств: | 1 устройство на слот. |
Частота, МГц | 66 МГц (AGP 1.0) |
Тип: | Параллельная |
Эта шина поддерживает горячее подключение? | нет |
Эта шина внешняя? | нет |
AGP (от англ. Accelerated Graphics Port, ускоренный графический порт) — разработанная в 1996 году компанией Intel, специализированная 32-битная системная шина для видеокарты. Появилась одновременно с чипсетами для процессора Intel Pentium MMX чипсет MVP3, MVP5 c Super Socket 7. Основной задачей разработчиков было увеличение производительности и уменьшение стоимости видеокарты, за счёт уменьшения количества встроенной видеопамяти. По замыслу Intel, большие объёмы видеопамяти для AGP-карт были бы не нужны, поскольку технология предусматривала высокоскоростной доступ к общей памяти. Её отличия от предшественницы, шины PCI:
- работа на тактовой частоте 66 МГц;
- увеличенная пропускная способность;
- режим работы с памятью DMA и DME;
- разделение запросов на операцию и передачу данных;
- возможность использования видеокарт с большим энергопотреблением, нежели PCI.
Модификации AGP
Версии AGPПервая версия (спецификация AGP 1.0) AGP 1x используется редко, поскольку не обеспечивает необходимой скорости работы с памятью в режиме DME.
Сразу же при проектировании была добавлена возможность посылать 2 блока данных за один такт — это AGP 2x.
В 1998 году вышла вторая версия (спецификация AGP 2.0) — AGP 4x, которая могла пересылать уже 4 блока за один такт и обладала пропускной способностью около 1 ГБ/с. Уровень напряжения вместо обычных 3,3 В был понижен до 1,5 В.
Шина AGP 8x (спецификация AGP 3.0) передаёт уже 8 блоков за один такт, таким образом, пропускная способность шины достигает 2 ГБ/с. Также в стандарте была заложена возможность использования двух видеокарт (аналогично ATI CrossFire, Nvidia SLI), однако эта возможность не была использована производителями. Современные видеокарты требуют большой мощности, более 40 Вт, которую шина AGP дать не может, так появилась спецификация AGP Pro с дополнительными разъёмами питания.
Доступ к памяти
- DMA (англ. Direct Memory Access) — доступ к памяти, в этом режиме основной памятью считается встроенная видеопамять на карте, текстуры копируются туда перед использованием из системной памяти компьютера. Этот режим работы не был новым, по тому же принципу работают звуковые карты, некоторые контроллеры и т. п.
- DME (англ. Direct in Memory Execute) — в этом режиме основная и видеопамять находятся как бы в общем адресном пространстве. Общее пространство эмулируется с помощью таблицы отображения адресов (англ. Graphic Address Remapping Table, GART) блоками по 4 Кб. Таким образом копировать данные из основной памяти в видеопамять уже не требуется, этот процесс называют AGP-текстурированием.
Очередь запросов
Передача данных из основной памяти в видеопамять карты осуществляется в два этапа, сначала передаётся 64-битный адрес, откуда данные нужно считать, затем идут сами данные. Шина AGP предусматривает два варианта передачи:
- первый — совместим с шиной PCI — запросы данных и адреса происходят по одному каналу;
- второй — в режиме SBA (SideBand Addressing), по отдельной боковой шине, таким образом, можно посылать запросы на новые данные, не дожидаясь получения предыдущих.
Развитие
На данный момент материнские платы со слотами AGP практически не выпускаются; стандарт AGP был повсеместно вытеснен на рынке более быстрым и универсальным PCI Express. Последние массовые материнские платы с AGP производились примерно в 2004—2005 годах для процессора Pentium 4 Prescott и чипсетов поколения Intel 8xx.
Видеокарты стандарта AGP выпускаются в малом количестве и стоят дороже аналогичных PCI-E карт (из-за использования «микросхемы-переходника» PCI-E → AGP).
Последними серийно выпускаемыми видеокартами для шины AGP стали GeForce 7950GT (nVidia) и Radeon HD4670 (AMD).
Ссылки
См. также
dic.academic.ru
характеристики и спецификации видео интерефейса
Приветствую своих читателей и сегодня у нас необычная тема, героем которой является AGP разъем. Да, друзья мои, не многие его застали в действии, но он еще присутствует на некоторых компьютерах. Поэтому в целях детального изучения имеющегося в вас железа, поговорим об этом слоте.
Процесс появления разъема AGP напрямую связан с развитием компьютерных технологий. Попытки максимального апгрейда ПК всегда не имели полного успеха, поскольку постоянно появлялось что-то новое. И чтобы получить хоть какой-то задел по протоколу соединения видеокарты был придуман разъем AGP, который в свое время стали активно использовать на материнских платах разных производителей.
Запас нужен был по скорости передачи данных, поскольку именно этот параметр становился наиболее актуальным для работы видеоадаптера.
Поэтому неудивительно, что разъем был в основном заточен под универсальность и высокую пропускную способность. Но получил название AGP — Accelerated Graphics Port. Я думаю, что с переводом данной формулировки многие справятся без, словаря но на всякий случай это «быстрый графический порт».
Конечно, AGP не создавался на ровном месте. Его предшественником был коннектор PCI, который сначала сносно выполнял свою функцию, но с ростом требований разработчиков стал «слабым звеном». Поэтому ведущими производителями компьютерного железа велись активные разработки, и в 1996 году компанией Intel была представлена новая материнская плата с новым разъемом AGP, рассчитанным на 32-х битную архитектуру. Естественно, под него была создана и видеокарта, поддерживающая данную шину.
Возможности интерфейса AGP
Что же такого интересного предложили разработчики более двадцати лет назад, что данный разъем не просто стал популярным, но, пройдя разные модификации, дожил в некоторых машинах и до наших дней?
- Главное достоинство нового коннектора – это вдвое увеличенная пропускная способность. Достигалось это за счет более высокой частоты обмена данными, которая на тот момент достигла 66 МГц и возможностью работы с разделением запросов на передачу данных и на выполнение операций.
- Второе преимущество, которое получил стандарт AGP – это возможность прямого обращения к основной системной (оперативной) памяти в режимах DMA и DME не задействуя центральный процессор. Это не только разгружало ЦПУ, но и позволяло видеокарте расширить объем используемой памяти за счет внешних источников.
- Третье новшество – слот AGP позволял работать с более мощными видеокартами, потребляющими до 40 W.
Такая технология позволила повысить производительность видеокарт и дала толчок к разработке принципиально нового программного обеспечения. Среди них стоит отдельно выделить игровое направление, которое стало своеобразным двигателем прогресса. Ведь именно геймеры первыми стали активно внедрять новшества, меняя на своих ПК материнки и видеокарты.
Иначе и быть не могло, ведь за те 8 лет, пока AGP являлся безальтернативным слотом для видеокарт, на свет появились компьютерные игры, ставшие настоящими легендами:
- Quake
- Fallout
- Half-Life
- Diablo II
- The Sims
- Warcraft III
- Grand Theft Auto III
- Grand Theft Auto: Vice City
- World of Warcraft
- Call of Duty
Как вам списочек? Впечатляет? У меня самого накатилась скупая ностальгическая слеза, и я думаю многие меня поймут и поддержат. Да даже ради одной из них уже стоило занять деньги и идти в магазин за железом для апгрейда. Для тех, у кого возможности были ограничены разработали специальный переходник AGP-PCI.
Интерфейс AGP постоянно совершенствовался и модернизировался в плане увеличения производительности: успели появиться 4-е его стандарта, обозначаемые 1x, 2x, 4x, 8x. Цифра показывает количество информационных блоков, передаваемых за один такт работы процессора. Версия 8х обеспечивала скорость 2 Гб/с и могла обслуживать видеокарты типа NVidia GeForce 6600. Однако уже здесь начали проявлять себя проблемы с передающими питание контактами при большой нагрузке видеоадаптера.
Новый шаг в сторону прогресса
Избавить от этого недостатка должна была разработка AGP Pro. Но она оказалась финальной и не актуальной, поскольку в 2004 году акцент уже делался на 64-х битные системы. А это уже выходило за пределы возможностей обсуждаемого нами разъема. Новым интерфейсом, удовлетворявшим растущим требованиям, стал PCI Express (PCI-E):
- Он был заточен под 64-битную архитектуру;
- Имел большой потенциал для инновационных решений;
- Отлично справлялся высокопотоковым видео в большом разрешении.
Но производители материнских карт не спешили отказываться от AGP, совмещая его и PCI-E разъемы на одной плате. Дело в том, что и на складах, и на рынке вторичного железа оставалось немало видеоадаптеров, поддерживающих старый разъем. Кроме того на большинстве офисных машин он прекрасно справлялся со своими задачами. Однако при наличии двух разных слотов работать мог только один. Попытку обойти это ограничение предприняла компания Elitegroup на материнке 915P-A, которую они оснастили коннекторами AGP Express и PCI Express x16.
В конечном итоге разъем AGP, отошел в прошлое. Но если вы относите себя к опытным компьютерщикам, то конечно должны знать и его историю, и технические возможности, которыми все еще можно воспользоваться.
Вот, пожалуй, и все по этой теме.
Буду прощаться, и желать вам всех благ!
profi-user.ru