Сценарии (скрипты). Сценарии скрипты это


НОУ ИНТУИТ | Лекция | Сценарии (скрипты)

Аннотация: Описываются механизмы работы скриптов.

Введение

Скрипт, выполняемый на стороне клиента (клиентский) - это программа, которая может быть загружена вместе с документом HTML или встроена прямо в него. Программа выполняется на клиентской машине при загрузке документа или в другое время, когда активируется гиперссылка. Поддержка скриптов языком HTML не зависит от языка скриптов.

Скрипты, таким образом, позволяют авторам расширить возможности документов HTML, как активные, так и интерактивные. Например:

  • Сценарии могут выполняться по мере загрузки документа для динамической модификации содержимого этого документа.
  • Сценарии могут находиться в форме и обрабатывать ввод данных пользователем. Части формы могут динамически заполняться на основе значений других полей. Можно также проверять соответствие введённых данных значениям определённого диапазона, эти поля могут быть взаимосвязаны и т.д.
  • Скрипты могут запускаться событиями, происходящими в документе: загрузка документа, выгрузка, передача фокуса элементу, движение мыши и т.д.
  • Скрипты могут быть связаны с ЭУ (напр., кнопками) для создания графического интерфейса пользователя.

Есть два вида скриптов, которые могут быть включены в документ HTML:

  • выполняемые однократно при загрузке документа ПА. Скрипты внутри элемента SCRIPT выполняются при загрузке документа. Для ПА, которые не могут или "не хотят" выполнять скрипты, авторы могут включить альтернативное содержание с помощью элемента NOSCRIPT.
  • выполняемые каждый раз при возникновении определённого события. Эти скрипты могут быть подключены к нескольким элементам с помощью атрибутов внутренних событий.
Примечание. Эта спецификация содержит более детальную информацию о сценариях в разделе о "макросах сценариев" .

Дизайн документов для ПА, поддерживающих скрипты

В следующем разделе обсуждаются вопросы, касающиеся ПА, поддерживающих скрипты.

Элемент SCRIPT
<!ELEMENT SCRIPT - - %Script; -- операторы скрипта --> <!ATTLIST SCRIPT charset %Charset; #ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ -- набор символов связанного ресурса -- type %ContentType; #НЕОБХОДИМ -- тип содержимого языка скрипта -- src %URI; #ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ -- URI внешнего скрипта -- defer (defer) #ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ -- ПА могут отложить исполнение скрипта -- >

Начальный тег: необходим, Конечный тег: необходим

Определения атрибутов

src = uri [CT]

Определяет местонахождение внешнего скрипта.

type = content-type [CI]

Определяет язык скрипта содержимого элемента и переопределяет язык по умолчанию. Язык сценария определяется как тип содержимого (напр., "text/javascript" ). Авторы обязаны указать значение этого атрибута. Для этого атрибута нет значения по умолчанию.

language = cdata [CI]

Не рекомендуется. Определяет язык скрипта содержимого элемента. Его значением является идентификатор языка, но поскольку эти идентификаторы не стандартизованы, этот атрибут применять не рекомендуется, в отличие от атрибута type.

defer [CI]

Если установлен, этот булев атрибут подсказывает ПА, что скрипт не запущен для генерации какого-либо содержимого документа (напр., "document.write" в javascript), и, таким образом, ПА может продолжить разбор и вывод документа.

Атрибут, определённый в другом месте

  • charset (набор символов)

Элемент SCRIPT помещает скрипт в документ. Этот элемент может появляться любое число раз в HEAD и BODY документа HTML.

Скрипт может быть определён внутри элемента SCRIPT или во внешнем файле. Если атрибут src не установлен, ПА должен интерпретировать содержимое элемента как скрипт. Если src имеет значение URI, ПА должен игнорировать содержимое элемента и затребовать скрипт по URI.

Обратите внимание, что атрибут charset относится к "кодировке символов" скрипта, обозначенного атрибутом src ; он не касается содержимого элемента SCRIPT.

Скрипты выполняются машиной скриптов, которая должна быть известна пользовательскому агенту.

Синтаксис данных скрипта зависит от языка скриптов.

Установка языка скриптов

Поскольку HTML не соотносится с определённым языком сценариев, авторы документа должны однозначно указать ПА язык каждого скрипта. Это можно сделать, объявив значение по умолчанию или локально.

Язык сценариев по умолчанию

Авторы должны определить язык скриптов по умолчанию для всех скриптов в документе, включив следующее META объявление в HEAD:

<META http-equiv="Content-Script-Type" content="type">

где "type" - это content type/тип содержимого, называющий язык скриптов. Примеры - "text/tcl", "text/javascript", "text/vbscript".

В отсутствие META объявления, значение по умолчанию может быть установлено заголовком "Content-Script-Type" HTTP:

Content-Script-Type: type

где "type" это опять же content type/тип содержимого, называющий язык скриптов.

ПА должны определить язык скрипта по умолчанию в такой последовательности (приоритет от высшего к низшему):

  1. Если есть какое-либо объявление META, определяющее "Content-Script-Type" , последний определяет в потоке символов язык скриптов по умолчанию.
  2. Иначе, если какой-либо заголовок HTTP определяет "Content-Script-Type" , последний определяет в потоке символов язык скриптов по умолчанию.

Документы, в которых язык скриптов по умолчанию не определён, и которые содержат элементы со скриптами внутренних событий, являются некорректными. ПА могут попытаться интерпретировать некорректно определённые скрипты, но это не обязательно. Авторские утилиты должны генерировать информацию о языке скриптов по умолчанию, чтобы помочь избежать создания некорректных документов.

Локальное объявление языка скриптов

Атрибут type должен быть определён для каждого элемента SCRIPT в документе. Значение атрибута type элемента SCRIPT переопределяет язык скриптов по умолчанию для данного элемента.

В этом примере мы объявляем язык скриптов по умолчанию "text/tcl". Мы включаем один SCRIPT в "шапку", чей скрипт находится во внешнем файле и написан на языке "text/vbscript". Мы также включили SCRIPT в тело документа, который сам содержит собственный скрипт, написанный на "text/javascript".

<!DOCTYPE HTML PUBLIC "-//W3C//DTD HTML 4.01//EN" "http://www.w3.org/TR/html4/strict.dtd"> <HTML> <HEAD> <TITLE>A document with SCRIPT</TITLE> <META http-equiv="Content-Script-Type" content="text/tcl"> <SCRIPT type="text/vbscript" src="http://someplace.com/progs/vbcalc"> </SCRIPT> </HEAD> <BODY> <SCRIPT type="text/javascript"> ...сценарий JavaScript... </SCRIPT> </BODY> </HTML>
Ссылки на элементы HTML из скрипта

У каждого языка скриптов есть свой набор соглашений о том, как ссылаться на объекты HTML из скрипта. Эта спецификация не определяет стандартный механизм ссылки на объекты HTML.

В то же время, скрипты должны ссылаться на элемент в соответствии с его установленным именем. Машины скриптов должны соблюдать правило старшинства при идентификации элемента: атрибут name имеет преимущество перед атрибутом id, если оба установлены. Иначе тот или другой могут быть использованы.

www.intuit.ru

Полезности для вебмастеров и не только — xBB.uz

31.01.2015: Пессимизация. Что это такое и как избежать?

28.01.2015: 5 инструментов продвижения, которые больше не работают

26.01.2015: Простой способ прогнозировать посещаемость сайта

23.01.2015: Что такое верстка сайта и ее виды

21.01.2015: Объем контента сайта и его влияние на позиции в поисковой выдаче

Для вебмастеров

Пессимизация. Что это такое и как избежать? 31.01.2015 Одним из популярных способов продвижения является оптимизация текстового контента под поисковые системы. Это объясняется достаточно высокой эффективностью и относительной простотой. Но часто случается, что веб-мастера чрезмерно увлекаются оптимизацией текстов. Как результат, можно наблюдать переспам ключевых слов или другие злоупотребления. За такие проступки поисковые системы предусматривают наказание, именно оно имеет название пессимизация. 5 инструментов продвижения, которые больше не работают 28.01.2015 Поисковая оптимизация динамично развивается и при ее проведении нужно быть очень аккуратным. Те инструменты, которые недавно работали и давали результаты, могут оказаться бесполезными и вредными. Бывает и наоборот, когда методы, за которые можно было получить наказание от поисковых систем, начинают эффективно работать. Соответственно, оптимизатор должен всегда находиться в курсе тенденций и понимать, какие способы продвижения можно использовать. Простой способ прогнозировать посещаемость сайта 26.01.2015 Узнать будущую посещаемость сайта легко. Но зачем это делать? Если вы собираетесь использовать сайт как рекламную площадку, то еще до того, как приступать к его созданию, вам необходимо понять, сколько людей будут заходить на сайт в будущем. Вы оцениваете видимость сайта и потенциальный трафик по каждому из интересующих вас запросов, и на основании полученной информации создаете семантическое ядро. Это научный подход, который приносит результаты.

Для программистов

Программируем на R: как перестать бояться и начать считать 28.11.2014 Возможно, вас заинтересовала проблема глобального потепления, и нужно сравнить погодные показатели с архивными данными времен вашего детства. Калькулятором тут не обойтись. Да и такие программы для обработки электронных таблиц, как Microsoft Excel или Open Calc, пригодны только для простых вычислений. Придется изучать специализированный статистический софт. В этой статье мы расскажем об одном из популярнейших решений — языке программирования R. Smart Install Maker. Создаем установщик 23.11.2014 Появляется все больше инди-разработчиков, которые создают собственное программное обеспечение для компьютеров. Однако, чтобы продукт выглядел качественным, необходимо продумать все до мелочей, в том числе и систему установки программы. Тратить время на написание собственных инсталляторов никто не хочет, поэтому на рынке появляется все больше специализированных утилит, которые все сделают за вас. Они дают целевому пользователю то, что ему необходимо. Функции в языке программирования C++ 18.11.2014 Функцией называют обособленный модуль программы, внутри которого производятся некоторые вычисления и преобразования. Помимо непосредственных вычислений внутри данного модуля могут создаваться и удаляться переменные. Теперь расскажем о том, из каких основных частей состоит функция в C++. Самая первая часть — это тип возвращаемого значения. Он показывает, что будет передавать функция в основную программу после своих внутренних преобразований...

Для других IT-специалистов

Роль дизайна в разработке пользовательских интерфейсов 23.11.2014 Разработка программного обеспечения — сложный, трудоемкий процесс, требующий привлечения экспертов разного профиля. Команда опытных программистов способна создать систему, удовлетворяющую любым техническим заданиям заказчика. Однако зачастую вне зоны внимания остается существенный вопрос: а насколько привлекательна разработанная система для пользователя? К сожалению, на сегодняшний день разработчики не всегда готовы дать внятный ответ на этот вопрос. Аренда программного обеспечения 13.11.2014 В последнее время на рынке IT-услуг все большую популярность набирает услуга аренды серверных мощностей с размещенным на них программным обеспечением. Суть услуги состоит в том, что заказчику предоставляется доступ к необходимому программному обеспечению по модели «бизнес-приложения» в аренду. Базы пользователей располагаются на серверах в специально оборудованном дата-центре. Пользователи работают в программе через удаленный рабочий стол. Машина трехмерного поиска 09.11.2014 Поисковые машины, без которых немыслим современный интернет, еще довольно ограничены. Можно искать слова, изображения, а в последние годы и мелодии (по фрагменту, проигранному перед микрофоном). Но как найти, например, аромат яблока? Технологии цифровой обработки запахов пока не очень развиты. Однако есть прогресс в другом направлении — стал возможен поиск 3D-объектов. И судя по растущему количеству 3D-принтеров, это будет востребованный сервис.

Для других пользователей ПК и Интернет

YouTube и раритетные видеозаписи. Часть 2 19.01.2015 У скачанного файла *.MP4 напрочь отсутствует звук. Это просто кусок видеопотока, совершенно не проиндексированный, с некорректным заголовком. В Ubuntu воспроизвести его может лишь Gnome MPlayer, да и то без перемотки, без задействования пауз, строго подряд и непрерывно. Из всех бесплатных редакторов, доступных для Ubuntu Linux, переварить такое видео согласился лишь OpenShot. Импортировал и разместил на TimeLine (в области монтажа) без проблем. YouTube и раритетные видеозаписи 17.01.2015 В давние времена много чего записывалось на древние видеокассеты (VHS), большие плоские коробки с рулоном плёнки внутри. Затем контент оцифровывался и попадал на сервис YouTube, ставший для меломанов одним из основных источников добычи старых видеоклипов и концертов. Но пришла беда. Теперь почти все средства скачивания предлагают для загрузки лишь «360p». Этого разрешения хватит для просмотра разве что на маленьком экране телефона в четыре дюйма. Биржи контента. Ситуация к началу 2015 г. Обзор и тенденции. Часть 2 14.01.2015 Требования к качеству статей неуклонно растут. Хозяева бирж приспосабливаются к этому по-разному. Кто-то хитрит и придирается к чему может. Кто-то снижает уникальность из-за одного единственного технического термина в статье. А кто-то, не в силах придумать благовидные способы, просто блокирует и грабит пользователей. Во-вторых, биржи контента всё больше ориентируются на выполнение заданий, а продажа готовых статей становится второстепенной.

Для мобильных пользователей

Обзор смартфона Lenovo S580 26.11.2014 В этой статье подробно рассмотрен очередной смартфон Lenovo. Одним из направлений компании является выпуск смартфонов в доступном ценовом сегменте и с достойными характеристиками. Такой моделью и является S580. Качественный дисплей, хорошая камера, нестандартные 8 Гб памяти и производительный процессор обрекают этот смартфон на успех. В ближайшие месяцы он станет хитом продаж. Рассмотрим его внешний вид, функционал, характеристики, время работы. Firefox OS глазами пользователя. Часть 2 22.11.2014 К данному моменту Firefox OS вполне стабильна (по-настоящему) и вполне пригодна для использования теми, кому от смартфона нужны лишь базовые умения. Звонить умеет, Wi-Fi работает, смотреть видео и фотографии можно. Однако о покупке телефона с Firefox OS лучше не думать до тех пор, пока в местных магазинах не начнёт рябить в глазах от таких аппаратов. Ведь тогда и хороший выбор приложений появится, и дизайнеров Mozilla отыщет и на работу примет. Firefox OS глазами пользователя 22.11.2014 Мировосприятие многих сторонников Open Source основано на перманентном ожидания новинок. Когда-нибудь что-то разработают, выпустят, допилят, обвешают плюшками — реальность состоит лишь из надежд на счастливое будущее в заоблачных далях. Мы же в эти самые дали слегка заглянем и посмотрим на Firefox OS глазами ординарного пользователя. После чего, возможно, какие-то надежды развеются и растают, однако истина дороже. Рассматривать будем релиз 2.0.

Все публикации >>>

Последние комментарии

Все комментарии >>>

xbb.uz

Жизненные сценарии (скрипты) | Марина Джуран

Данная статья для тех, кто чувствует, что он проживает не свою жизнь. Он хочет жить по — другому, но замечает, что в нём самом есть отголоски родителя, т.е. он говорит, жестикулирует, обижается, злится так, как делали его родители.

В ходе терапии, когда проводишь клиента от зачатия до рождения, становится все более и более очевидным, что именно сценарий рождения становится сценарием жизни, и человеческий организм способен не только полностью запоминать этот сценарий рождения, но и претворять его в реальную жизнь. Известно, что существуют три составные части родовой травмы, нуждающиеся в исцелении: эмоциональное чувство, физическое ощущение и историческая память. Весь процесс кажется необъяснимым и многие клиенты считают, что их негативное отношение к жизни неисцелимо и необратимо. Травмированные люди страдают от невыносимого страха смерти, разрушительных ощущений того, что они нелюбимы и отвергнуты. Эти реакции передаются и проецируются на окружающих людей и ситуации. Для того, чтобы начать жить своей жизнью, необходимо понимать, осознавать и знать виды сценариев, жизненные позиции, роли и т.д. В этом и хочу вам помочь разобраться, прервать этот замкнутый круг и изменить свои бессознательные жизненные паттерны. Итак:

Сценарий — это постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей. Родители передают нам в течении жизни вербальные и невербальные послания, на основе, которых мы формируем свои представления о себе, о других людях и жизни, которые образуют основное содержание сценария. «База жизненного сценария – это события, которые произошли в детстве» — говорил Эрик Берн (основатель транзактного анализа).

Эрик Берн ввёл понятие сценарные сигналы, т.е. телесные признаки, указывающие на то, что человек вошёл в сценарий. Это может быть глубокий вдох, изменение положения тела и напряжение какой-то части тела. Например, человек, будучи ребёнком, пытался дотянуться до матери, но обнаружил, что она часто отодвигается от него. Чтобы подавить эту естественную потребность он стал напрягать свои руки и плечи. Во взрослой жизни такой человек продолжает напрягать своё тело.

Существует 4 варианта жизненных позиций:

Жизненная позиция представляет собой основные качества (ценности), которые человек ценит в себе и других людях. Они могут быть человеком осознаваемы или нет, но они в существенной мере определяют наше поведение в общении с людьми, которое мы можем изменить через личностное развитие. Как считает Эрик Берн, возраст принятия ключевого сценарного решения – Я «хороший» или «плохой» – это интервал от 2 до 3 лет. Сначала формируется представление о себе или жизненная позиция личности. До 5-7 лет она участвует в формировании сценария.

1 позиция:

Я Хороший – Ты Хороший.

Клод Стайнер считает, что все дети начинают с позиции «Я-ОК, Ты-ОК». При этом ребёнок меняет позицию лишь в том случае, если что-то вмешивается в его взаимозависимость с матерью, например, когда ребёнок ощущает, что мать перестаёт защищать его и заботиться о нём, как она делала это ранее. Некоторые дети само рождение воспринимают как подобную угрозу. В ответ на эти неудобства ребёнок может решить, что он – не ОК или, что другие люди не ОК, прейдя из состояния основного доверия в состояние принципиального недоверия.

Ребёнок выросший в приятной для себя атмосфере, с внимательными, эмпатичными, чувственными родителями в процессе общения с себе подобными, проявляет добрую волю и не ждёт ничего взамен. Так происходит формирование жизненной позиции: Я «+» Ты «+». Он не проявляет склонности давать какие-либо оценки другим людям. Не нуждается в постоянном к себе внимании. В непонятных для него ситуациях просит совета, а за помощью обращается очень редко. Своё взаимодействие с людьми строит преимущественно на приятных темах и, зачастую, на положительных эмоциях.

2 позиция:

Я — Хороший, Ты — Плохой.

Пример такой формирующей позиции это ребенок – нарцисс, утопающий в заботах и внимании. Человеку с пеленок прививали мысль об исключительности, сознательно убивая естественное стремление малыша делиться и помогать. Например, съедай сам – брату хватит, мы приберем – не утруждайся, бабушка справится – не волнуйся … Сохраняя душевный и физический покой нарцисса в первые годы жизни, близкие с годами поражаются, как из этого славного розовощекого дитячки мог получиться этот циничный самодовольный паразит. Всякое желание развиваться, менять себя, а тем более, творить и отдавать у нарцисса усыплено в возрасте 2-3 лет. Подрастая и получая все больше он все равно остается не доволен окружением, которое не умеет обустроить его жизнь как надо. Выбирая свою жизненную позицию, себе он старательно «вырисовывает плюсик», а близких, не сумевших подсуетиться и вовремя оценить какой подарок преподнесла им судьба в его лице, минусует. Это схема: Я «+» Ты «-».

3 позиция:

Я — Плохой, Ты — Хороший.

Если родители подсмеивались или лупили при первой возможности, то ребенок честно вынужден считать себя плохим. Эту жизненную позицию человек проецирует на взрослую жизнь. С годами, продолжая упорно «минусовать» себя по любому поводу, он признает, что окружающие удачливее, совершеннее, умнее, он же есть неудачник. Так происходит формирование жизненной позиции: Я «-» Ты «+».

4 позиция:

Я — Плохой, Ты — Плохой.

Жизненная позиция человека Я «-» Ты «-» в принципе исключает любое желание меняться в любом направлении. Обычное душевное состояние такого человека – фатализм и скука. Логическим финалом такого жизненного кредо зачастую становится желание прекратить это бессмысленное существование.

Поскольку конечная цель человека – счастливая и сбалансированная жизнь, ваша основная задача – попытаться научиться определять свою жизненную позицию, исходя из нее считывать свой жизненный сценарий и, корректируя его негативную часть, менять свой жизненный путь.

Классификация негативных жизненных сценариев

Чтобы еще глубже разобраться в этой теме, давайте разберем несколько видов жизненных сценариев. Детальную классификацию негативных жизненных сценариев предложили Боб и Мери Гулдинг.

  1. Не живи. Очень часто у людей с этим жизненным сценарием появляются мысли о самоубийстве. Родители таких детей невольно запрещали своему ребенку жить, что вообще парадоксально. Понятно, что ему хотели только добра, но маленький человечек так воспринял. И как появляется такая установка? Очень просто. Родители достаточно часто детям говорят что-то типа «лучше бы ты на свет не появлялся» или «я тебя убью за это». И оно понятно, что мы можем такое говорить в порыве злости (все мы люди), но надо понимать, что детям никогда такого говорить нельзя. Жизненные сценарии личности этого типа на самом деле встречаются очень часто. Установка человека, который, несмотря на этот сценарий, еще не покончил с собой (бессознательная, стоит отметить), следующая: «Я могу жить, пока».
  2. Не будь собой. Еще один популярный родительский запрет. Тут бывает два вида сценариев «не будь человеком своего пола» и «просто не будь собой». Первый случай попадается тогда, когда родители хотели девочку, а родили мальчика (или наоборот). Второй случай попадается намного чаще. Сравнивали ли вас с соседскими детьми? Конечно, да. Сравнение – это естественная потребность человека. Это абсолютно нормально. Но вот если ребенку постоянно говорить о том, что он хуже, чем Петя у тети Маши, то это обязательно негативно отпечатается на его психике. Да, если один раз сказать, ничего не будет, но где единичный случай, там и второй, а далее и до привычки недалеко. А искоренить ее трудно, потому что воспитание ребенка в стиле «не будь самим собой» встраивается в жизненный сценарий родителя. А потом и ребенок станет воспитывать собственных детей таким образом. Не всегда, но вероятность большая.
  3. Не будь ребенком. Это когда родители желающего постоянно играть и резвиться чада грузят, как настоящего взрослого человека. Во-первых, психоэмоциональные перегрузки вредны и во взрослом возрасте. Во-вторых, на ребенке это даст негативный след на всю жизнь. Фактически, когда родители говорят сыну или дочери «Не будь ребенком», то они ему запрещают радоваться. И этот сценарий окажется клеймом на всю жизнь.
  4. Не взрослей. С одной стороны хорошо иметь взрослого ребенка, но ведь плюсы есть и у обратной стороны. Поэтому родители не могут самостоятельно определиться, какие достоинства для них более важны. Следовательно, ребенку внушается мысль «не взрослей» параллельно с предыдущей, что приводит к психологическому кризису. Любые попытки самостоятельности пресекаются, а родители говорят «что бы ты без меня делал», «у тебя еще молоко на губах не обсохло».
  5. Не достигни этого. Родители накладывают ребенку запрет достигать чего-то, говоря фразы типа «ну не твое это, брось и займись чем-то другим». Во-первых, мы не можем знать наверняка, какие у нас таланты. Надо отказаться от идеи, что нам даны свыше какие-то особенные способности. Нет, безусловно, генетически обусловленные задатки есть, но мы их не сможем определить, потому что выражаются они в максимальной степени освоения определенного навыка. Что талантливые, что неталантливые, должны постоянно работать, чтобы достичь цели. И этому надо учить детей или себя.
  6. Нельзя. Просто нельзя. Того нельзя, этого нельзя. Ребенок ничего не пробует и не знает, какая она вообще, эта жизнь. Не учится он и повзрослев. Почему? Потому что страшно.

Есть множество и других видов жизненных сценариев, которые все не уместить в одной статье. Все они имеют негативный характер. При этом есть полярные сценарии, которые помогут вам в личностной работе с собой, там нужно исключить  частицу «не». Например, «живи», «будь собой» и так далее.

Скрипты в межличностных отношениях

Все описанное выше касалось жизненных сценариев человека, и люди там входили, как отдельная часть. А есть еще отдельные сценарии, по которым протекают отношения между людьми. Все это тема не менее сложная, и можно копать очень глубоко. Тем не менее, давайте рассмотрим основные сценарии развития отношений, которые могут иметь негативные последствия для них же. Вот, что говорит об этом Эрик Бёрн:

  1. Избегание негативной оценки. Суть следующая: человек рассказывает о себе, а потом боится критики. Следовательно, он не прислушивается к другому человеку, а потом страдает, что с ним мало разговаривают и нет эмоциональной реакции. А по сути, для него важна только одна ее разновидность – положительная.
  2. Докажи свою любовь. Такому человеку всегда мало любви, и другому придется из кожи вон лезть, чтобы ее доказывать. Если он этого не будет делать, человек с таким сценарием не будет чувствовать себя нужным. Исходит из низкой самооценки.
  3. Я всем должен. Для такого человека характерно неадекватное чувство вины, собственные желания проявляются лишь в одиночестве, не имеет сил, чтобы сопротивляться другим людям. Легко поддается на любые манипуляции, основанные на чувстве вины типа «в Африке дети голодают, а ты тут решил много зарабатывать. Вообще ни стыда, ни совести».
  4. Неосознанность. Такие люди не понимают своих эмоций, что делает его неконтролируемым. Эмоциональный интеллект таких личностей очень низкий, что делает их непредсказуемыми. Вместе с тем, не может распознавать эмоции других людей и надеется, что все будут экстрасенсами и поймут, что он чувствует, без его участия.
  5. Ну и наконец, последняя стратегия сходная по типу – эмоциональная закрытость. В этом случае человек осознает собственные чувства, но делает все возможное, чтобы не показывать их окружающим.

Сценарии семейных отношений предсказуемы, если хоть один из членов семьи причисляется к одному из этих пяти типов.

Структурные Роли  по Э.Бёрну (Родитель, Ребёнок, Взрослый)

По мнению Эрика Берна, каждый из нас в разной ситуации играет одну из трех ролей: Родитель, Взрослый, Ребенок.

Эти роли не зависят от возраста личности. Как правило, все три роли присущи человеку, но существует одна излюбленная, которая повторяется в большинстве ситуаций.

Родитель учит, направляет, читает нотации, оценивает, осуждает, все знает, все понимает, советует, опекает, контролирует, не сомневается в правильности своего мнения, за всех отвечает, со всех требует. В родительской позиции человек берёт ответственность за окружающих. Восприятие реальности у родителя заключается в восприятии собственного мнения как реальности, т.е. субъективную реальность он воспринимает как реальность фактическую. Есть его мнение и неправильное. Родитель закрыт для истинного честного глубокого развития. Иногда его развитие — просто бутафория. Он часто защищается от развития, делая вид, будто и так все хорошо, тем самым перекрывая путь к совершенствованию. Родитель часто не способен признать свою проблему, и по этой причине он не может ее решить. Родителю наиболее присуща нечестность с самим собой, самообман, защитные реакции.

Ребенок — безудержно эмоциональный, непредсказуемый, протестующий, творческий, нелогичный, не соблюдающий общие правила, импульсивный. Часто травмированный, обиженный, упертый, идущий на поводу, неуверенный, боящийся, виноватый и стыдливый. В детской позиции человек не берёт на себя никакой ответственности, перекладывая её на других. Ребенок любую внешнюю информацию воспринимает как объективную реальность, не отличая мнение от фактов. Ребенок способен честно признать свою проблему, и честно признать, что не способен эту проблему решить из-за страха и неуверенности в себе и своих силах.

Взрослый трезво рассуждает, взвешивает, логически анализирует, свободен от предрассудков, не поддается влияниям. Во взрослой позиции человек принимает на себя только свою ответственность. Взрослый четко разделяет субъективную и объективную реальность. Различает мнения и факты. Отношение к развитию- Взрослый готов и открыт к развитию и самопознанию и получает от этого удовольствие. Взрослый объективно видит проблему, но воспринимает ее как задачу, которую он способен решить.

Вербальные и невербальные проявления

Для каждого из трех состояний: родитель, взрослый, ребенок — характерны свои вербальные и невербальные проявления. (Похоже на треугольник Карпмана).

Родитель использует манипуляции с позиции силы, ущемляющие интересы партнера, вплоть до прямого наезда. Родитель любит давать советы, когда в них никто не нуждается. Угрозы и приказы — частые коммуникативные техники в родительской позиции. Родитель часто говорит «мы»: «Мы устроились на работу! Мы поступили в институт!» А также Родитель использует уменьшительно-ласкательные суффиксы: «Леночка, будь так любезна, подай вот эту тетрадочку». У него преобладают довлеющие позы и жесты. Жесткие интонации.

Для детской позиции характерны оправдания и отговорки, выпячивание свое слабости, игра в Жертву, с манипулятивной целью, увеличить статус партнера, и перевести его в статус родителя, для того, чтобы обрести Спасителя. Очень часто перед тем как высказать свое мнение Ребенок предварительно объясняет и поясняет — почему и как эта точка зрения имеет право на существование. У Ребенка зависимые позы и жесты, заискивающие, оправдательные интонации.

Взрослый смело высказывает свое мнение, используя местоимение «я», у него нейтральные позы и жесты, нейтральные эмоциональные интонации.

Как вы уже поняли, эти роли необходимы людям для достижения определенных целей, например, для манипулирования людьми.

Например, человеку нужна помощь, и он просит совета у своего знакомого. Ранее у них обоих были взаимоотношения двух «взрослых». Теперь с целью получить бескорыстную помощь он разыгрывает роль «ребенка», в жалобной форме озвучивая просьбу.Знакомый, которому приятно было бы возвыситься и ублажить свое эго, с радостью принимает роль «родителя». И оказывает помощь, разыгрывая роль Опекуна. Ему так сильно нравится эта роль, что в дальнейшем он не желает из нее выходить. И хотя наш главный герой уже разрешил свою проблему, его знакомый продолжает давать нравоучения и превращается в Контролирующего Родителя. Наш герой уже не рад такому обороту событий. Возникает конфликт.

Как вы сами понимаете, в любом возрасте лучше общаться как: Взрослый-Взрослый. Определить главенствующую роль у человека довольно просто.

Помимо описанных выше признаков, это выдает то, как человек представляется при знакомстве. 50-летняя женщина может представиться как: Таня, Татьяна, Татьяна Ивановна. Это ярко характеризует ее излюбленную роль. (Впрочем, иногда это зависит от контекста ситуации).

Внутри каждого из нас живут три эти роли — три субличности. Осознавая их можно решать и внутренние конфликты. Например, вы не желаете рано вставать утром. Ребенок говорит: «Поваляюсь еще полчаса». Родитель напутствует: «Опоздаешь на встречу — сорвешь переговоры». Взрослый убеждает: «Чтобы переговоры были успешными, я еще должен успеть подготовиться к ним». (По материалу Марины Элинской — Сабуровой).

Как изменить жизненный сценарий?

Хочу процитировать современного английского писателя Джулиана Барнса «Когда тебе больше двадцати пяти, стыдно винить в своих проблемах родителей»

Если человек живёт с мыслью о том, что его жизнь зависит от родителей, то он обречён на то, что жизнь будет черна и нерадостна для него. Когда мы обвиняем наших родителей, мы остаёмся с ними в симбиотической связи. А это значит, что не отделяемся от них. Обвинения позволяют нам снять с себя ответственность и не отвечать за свои поступки. Нужно лишить идею «несчастной судьбы» и перестать подчиняться, страхам, обидам и комплексам.

Скрипты не надо воспринимать, как шаблон, которому надо следовать. Безусловно, если в вашей голове постоянно крутиться «ты ничего не можешь», то это не касается всех сфер. Ваша задача оценивать «навязанный» вид сценария «здесь и сейчас», т.е. в реальном времени. Это не значит, что человек никчёмен во всём. Задайте себе вопрос: «А, что я могу? Могу ли я научиться хорошо готовить? Выучить иностранный? Нет? Почему? Если да, так идите и делайте это!»

Чтобы изменить жизненный сценарий на это потребуется много времени. Главное не торопиться. Двигайтесь медленно, шаг за шагом. Для начала выпишите на листик те привычки, которые ассоциируются с жизненным сценарием, взгляды на мир и так далее. После этого начните каждый день совершать маленький шажок. Хотите начать думать, как уверенный в себе человек (установка «будь собой» + сценарий «достигай»).  Посвятите этому хотя бы пять минут в день. Так вы можете расписать и по другим пунктам. И здесь опять же, нет готовой волшебной таблетки. Вам надо придумать те маленькие шаги, которые подходят именно вам, основываясь на выводах, сделанных по предыдущему пункту. Поэтому внедряйте полезные привычки постепенно.

Например, человек, который решил начать заниматься спортом (хочет внедрить жизненный сценарий «будь здоровым и красивым»). Он один день активно позанимался на тренажерах, на следующий день мышцы болят, а через день он даже пошевелиться не может. Получилось внедрить новый сценарий? Конечно, нет. Скорее всего, он к тренажеру нескоро подойдет такими темпами.

Второй вариант – ему просто надоест. То есть, мышцы способны выполнять работу, но поскольку этот человек не привык делать 50 отжиманий в день (а некоторые двести сходу хотят), то быстро вернется на круги своя. Постоянно будет все откладывать на завтра.

А если у него в голове был сценарий «ты ничего не можешь», то он очень быстро сдастся.

То есть, в данной ситуации надо самому себе задать вопрос «а что ты можешь», и от этого отталкиваться и постепенно наращивать интенсивность мер по перевоспитанию самого себя.

Помните всегда про роли, которые человек на себя примеривает на протяжении всей жизни. Если вы начнёте менять себя с позиции Взрослого и будете придерживаться данной роли, то вы увидите несомненно результат. Если же вы начали с позиции Взрослого, а через день, впали в Ребёнка, то это чревато жалостью к себе, обидам и злостью на кого-то. Соответственно не придёте к тому результату, к которому планировали. Прислушивайтесь к себе при общении с людьми и во время проработки себя. Если вы понимаете, что окунулись в роль Ребёнка или Родителя, скорее возвращайтесь во Взрослого, уверенного, ответственного за свою жизнь человека.

Методика на определение роли и жизненного сценария

  1. Вспомните ваше самое первое воспоминание из детства. Можно записать его. Главное, чтобы оно было ваше, а не то, что вам рассказывали о вас.
  2. Кто главный герой этого воспоминания? Из взрослых людей.
  3. Что вы чувствуете в этом воспоминание? Удовлетворены ли ваши потребности?

 Расшифровка воспоминания:

-Взрослый человек — это тот человек, который оказал наибольшее влияние на формирование вашей жизни. Тот, чье мнение о вас легло в основу вашего собственного мнения о самом себе.

-Ваши чувства, желания и эмоции из воспоминания — это то, чего вы придерживаетесь по жизни, ваша ведущая потребность.

Работа по осознанию жизненного сценария занимает не один день и даже не месяц. И даже не год. Это постоянный процесс. Важно анализировать свое поведение, эмоции и чувства, но в меру.

Искренне желаю каждому из Вас избавиться от негативных установок, жизненных сценариев.

 

 

m-doverie.ru