История языков программирования: от BASIC к Visual Basic. Язык программирования бейсик для чайников


Иллюстрированный самоучитель по Basic, вводный курс › Язык Бейсик › Оболочка Russian Quick Basic. Запуск русского Бейсика и начало работы. [страница - 9] | Самоучители по программированию

Оболочка Russian Quick Basic. Запуск русского Бейсика и начало работы.

Прежде чем непосредственно приступить к программированию, надо научиться пользоваться средой предлагаемого к изучению языка. А поскольку она на русском языке, то это не составит большого труда.

Итак, нам предстоит узнать:

  • где взять русский Бейсик;
  • как его запустить и начать работу;
  • как вводить текст программы в окне редактора;
  • как запускать программы на выполнение;
  • как сохранить программу на диске в виде файла и открыть уже существующую для просмотра и редактирования.

Где взять русский Бейсик

Собственно, проблем, я думаю, с этим возникнуть не должно – надо поспрашивать у учителей информатики, у друзей на компакт-дисках может быть, в конце концов обращайтесь к сети Internet – не откажет. Рабочая версия занимает около 400 Кбайт.

Запуск русского Бейсика и начало работы

Существует три основных варианта.

  • Если у вас на компьютере ничего, кроме MS DOS, нет, то придется открыть каталог с Бейсиком, а затем в командной строке набрать имя запускающего файла qbasic и нажать клавишу Enter.
  • Если у вас есть операционная оболочка Norton (или Volkov) Commander, то задача упрощается – переходите на панель, где содержится каталог с Бейсиком, открываете ее клавишей Enter или двойным щелчком левой кнопкой мыши, затем при помощи стрелок управления курсором находите файл qbasic.exe, и запускаете его нажатием клавиши Enter или двойным щелчком левой кнопкой мыши.
  • Самый модный вариант, если у вас MS Windows: найдите на Рабочем столе ярлык QuickBasic и дважды щелкните по нему левой кнопкой мыши.

Во всех трех случаях экран очищается и появляется среда русского Бейсика (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Первое окно после запуска русского Бейсика

Далее следуйте инструкции, появившейся на экране. При нажатии клавиши Enter вы попадаете в Руководство для начинающих, а, нажав клавишу Esc – в окно редактора (рис. 1.2).

Компьютер теперь готов к вводу и редактированию ваших программ.

Вам для работы предоставляется два окна:

  • верхнее – окно редактирования;
  • нижнее – окно немедленного выполнения.

Рис. 1.2. Окно редактора

Переход из одного окна в другое осуществляется клавишей F6 или щелчком в соответствующем окне левой кнопкой мыши.

В окне немедленного выполнения вы можете сразу видеть результаты работы набранных команд после нажатия клавиши Enter.

samoychiteli.ru

Язык программирования бейсик и его история

История языков программирования знает множество примеров, когда  случались  самые настоящие революции в программировании. История  языка программирования бейсик – как раз такая. Из маленького, малораспространенного языка для  обучения он превратился  в настоящий стандарт практически для всех  языков программирования.

Язык программирования бейсик был разработан  Томасом Курцем и Джоном Кенеми, в  1964 году с целью обучения студентов основам программирования. Язык получился простой, понятный, с довольно-таки  легким интерфейсом. Цель разработчиков была  ясна: им нужен был простой язык программирования, который одновременно был бы и доступным. Вот основные  положения, которые  учитывали “Отцы”  бейсика:

1)   Простота использования;

2)   Массовость;

3)   Информативность;

4)  Язык должен поддерживать возможность отслеживания и устранения ошибок;

5)  Язык не должен требовать серьёзных аппаратных знаний;

6)  Язык программирования   должен стать связующим звеном между пользователем и  операционной системой.

Как следствие,  он стал  использоваться  во многих других учебных заведениях. Спустя  11 лет,  когда мир наводнили миллионы новых микрокомпьютеров, язык программирования бейсик  заинтересовал Билла  Гейтса и Пола  Алена,  людей, которые создали  Microsoft. Это они, объединив усилия,  улучшили версию бейсика    для  своих первых компьютеров, которая смогла бы работать даже с 4кб  оперативной памяти(!).

Спустя некоторое время именно их версия  и стала  одним из самых  часто используемых и популярных языков программирования. Во время становления язык программирования бейсик часто пытались закрыть,  многие хотели найти недочеты и  добиться  отмены  использования этого языка. Однако, с появлением компьютеров IBM, именно бейсик  стал  основным языком программирования,  на который ориентировались  другие. Стоит заметить, что он уже  назывался  GW-basic. Потом появились turbo basic  от компании Borland и Quick Basic. Все версии которые разрабатывались позднее,   обязательно писались таким образом, что бы  сохранить совместимость с предыдущими. Даже самая последняя версия  этого языка программирования работает  с самой первой, с небольшими корректировками.

И вот наступила  эра Microsoft. Начало 90-х: операционная система  windows захватила  почти весь рынок  программного обеспечения, все были рады её видеть, все - кроме программистов. Их жизнь стала адом. Чтобы  создавать самые обыкновенные, простые окна, нужно было писать море страниц кода,  изменять шрифты  написания, и наконец  “рисовать” новые кнопки. Но надо признать, что преимуществ у неё было куда больше, чем недостатков, и в конце концов, уже   третья версия  операционной системы  превратилась  в мировой стандарт для PC.

Появилась необходимость в  модификации бейсика. Таким образом, язык программирования бейсик стал называться   Microsoft Visual Basic. Про  обширные  планы компании ещё не было ничего известно, и   разработчики ориентировали новый язык  программирования в первую очередь на непрофессионалов. Система  программирования, реализованная в   Visual Basic,   давала возможность  отойти от тяжёлой структуры  windows  и создавать программы хорошего уровня, обладая не самым большим запасом знаний. Последним  гвоздем в гроб, который  практически похоронил другие, такие довольно неплохие виды языков программирования как  Fortran и  Pascal, стала разработка  разновидности бейсика для приложений.

В настоящее время язык программирования бейсик, настолько популярен, что едва ли не  каждый  уважающий себя программист знает  и пользуется  им. Хочется отметить, что  он используется в таких приложениях как microsoft  office и internet  explorer. Но, пожалуй,  одной из самых значительных сфер применения, язык программирования бейсик, получил при разработке и  настройке приложений в среде .NET . Кроме того, последняя разработка  компании Билла Гейтса , Microsoft C++ открывает перед пользователями огромный спектр возможностей, и все это благодаря  двум профессорам  из Dartmouth College.

fb.ru

от BASIC к Visual Basic / Хабр

DONKEY.BAS. Входит в комплект IBM PC в 1981. Соавтор — Билл Гейтс

Название BASIC появилась как сокращение от «Beginner's All—purpose Symbolic Instruction Code», что в дословном переводе означает «многоцелевой язык символических команд для начинающих». Это тот случай, когда дословный перевод совершенно точно передавал суть. Ключевой особенностью BASIC'а была не только его простота, но и возможность, находить решение задач в режиме диалога с компьютером.

Для многих компьютеров конца 60-х BASIC позиционировался как единственный язык программирования высокого уровня общего назначения, и со временем это привело к появлению различных его модификаций. Поворотным моментом в развитии языка стало появление Visual Basic.

Предыстория
В середине 50-х годов роль программирования в машинных кодах стала уменьшаться. Появились языки более высокого уровня – Fortran, Algol, Cobol и так далее.

Первым из них и одним из наиболее распространенных был Фортран (FORTRAN, от FORmula TRANslator – переводчик формул), разработанный группой программистов фирмы IBM в 1954 году (первая версия). Этот язык был ориентирован на научно-технические расчеты математического характера.

Название языка Algol (ALGOrithmic Language), первая версия которого появилась в 1958 году, подчеркивает то обстоятельство, что он предназначен для записи алгоритмов. Благодаря четкой логической структуре Алгол стал стандартным средством записи алгоритмов в научной и технической литературе.

Тогда для языков программирования высокого уровня была характерна предметная ориентация. Кроме того, подобные языки были чересчур сложны для начинающих разработчиков, особенно, если они не были инженерами. Поэтому естественно, что со временем появился язык программирования для «простых смертных».

BASIC. Просто BASIC
С идеей создания этого языка программирования ассоциируют известную историю про английского миссионера.В XIX веке одному английскому миссионеру, который искал возможность облегчить и упростить контакт с туземцами, пришла в голову гениальная мысль — вычленить из английского языка самую простую его часть, практически не имеющую грамматики, и содержащую около 300 самых распространённых слов. Этот урезанный подвид английского языка был назван BASIC ENGLISH, и как показала практика — он действительно оказался очень простым для усвоения, и вскоре завоевал популярность не только среди туземного населения, но и среди иммигрантов, для которых английский не был родным языком. Спустя сто лет аналогичный путь избрали сотрудники математического факультета Дартмутского колледжа. Они решили облегчить взаимодействие между компьютером и непрофессиональным пользователем с помощью «упрощенного» языка программирования.

В 1964 году Томас Курц и Джон Камени создали специализированный язык программирования, который состоял из простых слов английского языка. Новый язык назвали BASIC.

Они использовали его для обучения студентов навыкам программирования. Язык получился настолько простым и понятным, что через некоторое время его начали применять и в других учебных заведениях.

Серьезное влияние на BASIC оказали Fortran II и Algol 60. Кроме того, разработчики реализовали в нем механизмы работы для систем с режимом разделения времени, а также обработки текста и матричной арифметики. Изначально компилятор языка был написан для мейнфрейма GE-265.

Расцвет
В 70-х появились более компактные компьютеры (ПК). Это обстоятельство удачно использовали Билл Гейтс и Пол Аллен, основатели Microsoft.

Они создали новую версию BASIC для первых компьютеров «Альтаир» (MITS Altair), способную работать в 4КБ оперативной памяти. Со временем именно эта версия и превратилась в один из самых популярных языков программирования в мире.

Altair

Периодом наибольшего расцвета и развития исходного BASIC можно считать конец 1970-х — первую половину 1980-х годов. Его версии появились на других платформах, и скоро стали расходиться миллионными тиражами с всевозможными изменениями и доработками. Одной из самых популярных версий был Applesoft BASIC, ставший стандартным языком на Apple II.

Applesoft BASIC был написан фирмой Microsoft как замена системе Integer BASIC, использовавшейся в самой первой модели Apple II и обладавшей весьма ограниченными возможностями. Applesoft BASIC был прошит в ПЗУ всех моделей Apple II, начиная с Apple II+, и всех клонов Apple II. Также более ранняя и урезанная версия Applesoft BASIC была доступна на кассетах для самой первой модели Apple II.

Для операционной системы CP/M был создан диалект BASIC-80, надолго определивший развитие языка.

Когда появились первые персональные компьютеры IBM PC, именно он стал стандартом в программировании, но уже в виде GW-Basic.

В середине 1980-х BASIC стал основным языком в сложных моделях программируемых калькуляторов, которые как раз к этому времени достигли мощности, допускающей применение полноценного языка высокого уровня. BASIC был встроен в советский калькулятор «Электроника МК-85» и все его более поздние модели.

Также в 1985 году появилась IDE Quick Basic — интегрированная среда разработки и компилятор языка программирования BASIC, разрабатывавшаяся компанией Microsoft с 1985 по 1988 год. Существовали версии для DOS и Mac OS. Используемый диалект BASIC был основан на усовершенствованном диалекте GW-BASIC: была реализована поддержка пользовательских типов, конструкций структурного программирования, значительно расширена поддержка графических и дисковых операций.

Роберт «Боб» Зейл в 1987 году на основе своей многолетней разработки BASIC/Z создал Turbo Basic, а затем продал его компании Borland. Журнал Infoworld назвал его одним из самых значительных продуктов того года.

В отличие от большинства реализаций BASIC того периода, Turbo Basic был полным компилятором, генерировавшим родной код для MS-DOS.

Несмотря на огромное количество версий языка BASIC, при разработке новой версии языка всегда сохранялась совместимость с прежними версиями: с программой, написанной для более ранних версий вполне (иногда с незначительными изменениями) можно было работать и в последующих версиях этого языка.

Вторая жизнь
В начале 90-х появилась операционная система Microsoft Windows с новым графическим интерфейсом пользователя.

Чтобы создать простую программу, разработчикам приходилось писать по несколько страниц кода: прописывать объемные блоки кода для меню и окон, шрифтов, очищать память, «рисовать» кнопки и т.д. Однако преимущества нового интерфейса были довольно сильны, и у Windows появились реальные перспективы стать популярной повсеместно.

В Microsoft понимали, что необходимо как-то облегчить жизнь разработчиков. Поэтому компания запустила несколько параллельных проектов по созданию нового языка программирования и среды разработки для Windows.

Вторую жизнь BASIC получил, когда Microsoft выпустила Visual Basic. Он стал логическим завершением эволюции языка и, несмотря на сохранение привычных ключевых слов, по структуре и набору возможностей был ближе к Pascal, чем к изначальному BASIC.

В 1991 году появилась первая версия новой IDE Microsoft Visual Basic. Однако в тот момент Microsoft достаточно скромно оценивала возможности этой системы, ориентируя ее, все же, на категорию начинающих и непрофессиональных программистов.

Конечно, это был только первый шаг, так как компания Билла Гейтса планировала укрепить позиции Windows на рынке. А это было бы очень трудно сделать, оставив коммерческих разработчиков без эффективных средств создания приложений под MS Windows.

Система программирования, созданная разработчиками Visual Basic, позволяла абстрагироваться от внутренней структуры Windows. Меню, окна, списки, кнопки, поля ввода текста и другие элементы интерфейса Windows добавлялись в программу с помощью простейших операций drag&drop, и большая часть кода для их инициализации и настройки генерировалась автоматически.

Свою первую программу VB-программисты могли создать уже через несколько минут после начала изучения этого языка. Более того, Visual Basic позволял разработчикам создавать новые элементы графического интерфейса, которые также могли использоваться в программах наравне со стандартными.

Несмотря на то, что многие С-разработчики не воспринимали всерьез попытки Microsoft сделать простой и понятный инструмент разработки Windows-программ, остальные участники ИТ-сообщества возлагали на Visual Basic большие надежды.

В 1994 году компания выпустила Visual Basic for Applications. Именно в это время, после включения VBA в состав Microsoft Office, Basic стал одним из основных стандартов программирования для Windows.

Первоначально задумывавшийся как игрушка, Visual Basic от Microsoft невероятно быстро завоевал программистский мир. Его популярность обусловлена двумя причинами: относительной простотой и продуктивностью.

Программы на VB работали медленнее своих аналогов на C/C++, но все же они достаточно быстры для многих деловых целей и требуют гораздо меньше времени на разработку. Формы были той самой сберегающей усилия абстракцией, которую предложил VB программистам Windows.

IDE VB позволила разрабатывать окна графически, перетаскивая элементы управления, такие как кнопки и списки, с панели инструментов в форму. Получив удовлетворительный внешний вид формы, можно было переходить к кодовой части и писать обработчики событий для каждого элемента управления формы.

Разработка приложения в VB, таким образом, состояла из создания нескольких форм, которые взаимодействовали друг с другом.

С точки зрения написания кода важным отличием от того же C++ стал отказ от указателей. Так решил Билл Гейтс, еще во время разработки первых версий Microsoft BASIC. Хотя указатели полезны, так как разрешают прямой доступ к памяти по любому адресу, их использование сопряжено с ошибками в том случае, если они применяются неаккуратно. А так как первоначально язык создавался для «простых смертных», это решение выглядит вполне оправданным.

Основные версии Visual Basic
В первой версии (1991 год) Алан Купер реализовал принцип связи языка и графического интерфейса.

Начиная с третьей версии (1993) в VB появилась поддержка MS Access.

Visual Basic 4.0 (1995) — версия, в которой появилась возможность создавать как 32-х так и 16-разрядные Windows-приложения. Кроме того, в язык были добавлены классы.

Начиная с VB 5.0 (1997), появилась возможность разрабатывать собственные COM-компоненты. Кроме того, появилась новая виртуальная машина, реализованная в динамической библиотеке MSVBVM50.DLL. Компилятор VB для трансляции использовал многопроходный режим, но в конечном счете полагался на компилятор Microsoft C++ для получения выходного машинного кода после компиляции в промежуточный язык. Использование библиотеки времени исполнения и внутреннего интерфейса C++ явилось отправной точкой для формирования технологии .NET.

VB версии 6 — это уже мощный язык, который можно использовать для создания распределенных приложений с применением компонентов СОМ и Microsoft Transaction Server. Microsoft предложила трехуровневый подход для архитектур «клиент-сервер», в котором «тонкие» пользовательские интерфейсы взаимодействовали с удаленными компонентами VB для получения данных из базы данных или с другой машины.

Более того, VB6 (1998) можно было использовать для создания элементов управления Active-X, работающих вместе с Internet Explorer.

В 2002 году появился первый выпуск Visual Basic .NET. С этого момента обратная совместимость с классической версией Visual Basic оказалась нарушена.

С 2005 года Visual Basic входит в состав IDE Microsoft Visual Studio 2005. По сей день язык развивается вместе с IDE – вплоть до текущей версии – MS Visual Studio 2015.

Языки Basic и Visual Basic прошли серьезный путь и претерпели существенные, можно сказать, необратимые изменения. От их изначальной простоты мало что осталось. В результате VB превратился в «обычный» объектно-ориентированный язык программирования высокого уровня.

habr.com

Хочу всё знать. Язык Visual Basic | GeekBrains

Способ прокачать свой Windows.

В 1964 году на свет появился язык BASIC. Он разрабатывался для учебных целей, чтобы студенты вузов с помощью простых алгоритмов изучать программирование. BASIC стал настоящим прорывом в образовании, а в реальной жизни программисты соревновались в создании диалектов. Среди очарованных языком гиков оказался Билл Гейтс. В 13 лет он написал на нем свою первую программу, в 20 — зарабатывал деньги реализацией версии Altair BASIC, разработанной им совместно с Полом Алленом.

В 80-е годы популярность BASIC пошла на спад. Новые языки программирования избавились от сложного синтаксиса, при этом их возможности возросли. И только Microsoft продолжал гнуть свою линию, выпустив сначала еще один бестселлер QBasic, а потом и героя сегодняшнего текста — Visual Basic.

Краткая справка

Первые версии Visual Basic не снискали успеха среди разработчиков. Графический интерфейс, а потом и подсветка синтаксиса являлись едва ли не единственным отличием от QBasic. Microsoft начала вносить значительные перемены лишь с версии 3.0. В комплектации Professional разработчики получили возможность работать с базой данных Access, графические возможности позволяли работать с языком даже не программистам. Кроме того, повысилось быстродействие и упростилась установка ПО.

В 1995 году свет увидел Windows 95, вместе с которым захватывать мировое господство отправился Visual Basic 4.0. Здесь появился полноценный компилятор, возможность создавать 32 и 16-разрядные приложения, увеличилась скорость работы. В 1998 году вышла последняя версия традиционного Visual Basic. Далее компания Microsoft изменила концепцию, пустив развитие языка по двум направлениям: VB на платформе .NET и адаптированные версии для решения локальных задач (VBA, VBScript, eVB).

Visual Basic в наши дни

VB — инструмент для быстрого создания Windows-приложений. После смены концепции язык обрел:

  • поддержку ООП с конструкторами, деструкторами и наследованием;
  • свободную многопоточность;
  • компиляцию в байт-код, исполняемую при помощи CLR;
  • структурную обработку исключений;

Но главное удобство — платформа .NET. Это означает, что теперь разработчики имеют доступ к огромному количеству библиотек платформы для работы с БД, графикой, формами, безопасностью и вебом.

Другим популярным наследником является Visual Basic for Applications (VBA). Это урезанный VB 6.0 для обработки макросов, создания скриптов, который упрощает работу внутри ОС.

В AutoCAD, CorelDraw, SolidWorks и, конечно же, Microsoft Office вы можете экспортировать данные, структурировать информацию, подключать БД. Даже на бытовом уровне вам пригодится умение создавать автозаполняемые формы, вытягивать информацию в один клик из Excel. В работе, не обязательно связанной с программированием, VBA упростит создание технических документов, чертежей и планов.

Литература

Обучение языку лучше начинать с VBA. Во-первых, он проще, во-вторых, целевые продукты вам прекрасно известны, в-третьих, ограничения позволят вам сконцентрироваться на языке. Считается, что для изучения VBA вам понадобится 30 часов. Фактически — не более 15. Можете взять за основу одну из следующих книг:

Программировать на Visual Basic .NET сложнее, но и интереснее. Времени и справочных ресурсов потребуется больше:

На годы обращать внимания не стоит, здесь важнее практические навыки.

Заключение

Современный Visual Basic слабо напоминает язык, изобретенный более 50 лет назад. Он сохранил простоту, но оброс большим количеством функций и возможностей. А так как Microsoft продолжает работать над платформой .NET, то на ближайшие лет 10 он останется полезным инструментом для любого программиста.

geekbrains.ru

Книги по BASIC | ProgBook

Написать свою игру мечтает каждый начинающий программист, но не каждый знает, с чего начинать. Возможно, всем тем, кто так и не стал игроделом, не хватило в начале пути именно этой книги, рассказывающей как о самых азах разработки работы с графикой и звуком, так и о таких серьёзных вещах, как искусственный интеллект.

 

Специально для будущих великих игроделов, не знающих пока, с чего начать, и тех, кто считает разработку видеоигр чем-то несерьёзным и не заслуживающим внимания, Маниш Сети, автор многих компьютерных самоучителей , написал этот учебник. Подробно объясняя читателю каждый шаг создания игры, самоучитель показывает азы работы с графикой от статической картинки до анимированного образа, вписывающегося в общую картину, рассказывает о работе со звуком и музыкой, и идёт даже дальше, приводя к понятию искусственного интеллекта.

 

Все уроки, приведенные в пособии, поданы на примере языка программирования BlitzBasic, созданного специально для целей разработки игр. И конечно же, следуя доброй традиции качественных учебников по программированию, книга «Программирование игр» включает в придачу ко всему ещё и диск с текстами программ, использованных в книге, и различными мультимедийными ресурсами, которые будут полезны при создании игр.

Книга Нейлора Криса «Как построить свою экспертную систему» представляет собой введение в теорию экспертных систем. С помощью данного издания пользователь сможет построить нужную экспертную систему и соответствующую ей базу знаний, используя язык программирования BASIC. Для этого необходимо лишь иметь под руками персональную ЭВМ. Материал изложен в простой и доходчивой форме, приводятся конкретные примеры, на которых и строится изложение. Примеры доводятся до рабочих программ, кроме того приводятся примеры функционирующих экспертных систем. Книга будет полезной широкому кругу читателей, в том числе программистам-любителям.

Пособие «Алгоритмы и программы на Бейсике» посвящено некоторым стандартным программам, связанным с определенными разделами алгебры. Приводится исходный код программ по теории чисел и математического анализа, созданный на языке Бейсик и предназначенный для использования в вычислительных процессах.

«Справочник по алгоритмам и программам на языке бейсик для персональных ЭВМ» содержит краткие сведения о различных микроЭВМ, предназначенных для персонального пользования, включая не только отечественные ЭВМ, но и их современные зарубежные аналоги. В книге дана подробная информация по программированию на языке бейсик, рассмотрены основные версии последнего, а также принципы программирования на нем для различных видов электронно-вычислительных машин. Особое место занимает рассмотрение проблем, возникающих при программной, общематематической и алгоритмической поддержке расчетов на персональных ЭВМ.

В книге «128 советов начинающему программисту» Вашему вниманию представлены программы решения разных задач на ПК. Программы написаны на языках Модула-2, Паскаль, Бейсик, Фортран, а также в кодах ПМК. Следует отметить, что упор в этом пособии сделан на разнообразные методы алгоритмизации и программирования, детальное освещение вопросов взаимодействия компьютера и человека.

Книга «Методы программирования на Бейсике» даёт основные описания способов программирования на Бейсике. Данный язык широко используется, и его изучение даже предусмотрено программой обучения в школе. Методика изложения в данной книге максимально современна и эффективна. В ней приводятся более сотни упражнений, половина из которых сопровождается детальными комментариями и ответами. Книга ориентирована на всех, кто изучает методы программирования.

В книге «Бейсик — это просто» в популярной форме описывается язык Бейсик, а также изложены характерные особенности разработки программ и алгоритмов. В данном издании приведены программы, дающие представление о возможностях языка Бейсик: игры, анкеты опроса, тираж лото, а также расчет элементов в электроцепях. Книга предназначена для широкой читательской аудитории.

Во второй части двухтомника «Осваиваем микрокомпьютер. В двух книгах. Книга 2» рассматриваются способы и приемы написания программ высокого качества на языке программирования БЕЙСИК. Значительную часть описываемой книги составляет практикум по программированию на вышеуказанном языке. Издание предназначено для довольно широкого круга читателей, начиная с учеников средних классов школы.

Популярность языку БЭЙСИК принесли простота и использование многих слов обычной речи человека. В этой книге подробно описывается возможность использования БЭЙСИК для решения математических и инженерных задач в режиме диалога программиста с ЭВМ. Поочередно рассматриваются элементы языка БЭЙСИК, сущность и структура программы, а также формы операторов и команд пользователя. Теоретические сведения дополняются детально описанными примерами составления программ и блок-схем. Книга рекомендуется специалистам в области программирования и решения вычислительных задач, к тому же может быть полезна студентам технических вузов.

«Чайником» называют человека, только начинающего осваивать какую-либо специальность. Книга Уолесса Вонга – одна из самых простых и доходчивых книг, посвященных программированию. Новичок в мире создания компьютерных программ узнает из нее о самых популярных сегодня языках программирования и о базовом, классическом языке BASIC. Отдельные главы книги посвящены подробному описанию различных структур данных и программированию для Internet. Легкий стиль изложения позволит начинающим программистам уже в ближайшее время приступить к непосредственному созданию собственных программ.

progbook.ru

Основы программирования на языке BASIC

План

Введение           31. Версии языка BASIC и особенности его развития   42. Особенности программирования на языке BASIC   6Заключение           12Список литературы         13

Введение

В настоящее время язык программирования бейсик считается уже «мертвым»языком, поскольку абсолютное большинство программ пишется или на Дельфи или на Си.Однако в период развития компьютерной техники и программирования в 70-80-х годах бейсик был очень популярен. Это привело к тому, для бейсика появилось огромное количество, которые иногда настолько отличались друг от друга, что могли бы считаться разными языками.Хотя первая официальная публикация по Бейсику создавшей его группы разработчиков Дартмутского колледжа (США) относится к 1967 г., к этому времени уже было создано три «Дартмутских версии»; первая из них относится к 1964 г. После 1967 г. к разработке этого языка подключились крупные фирмы, и были созданы версии для систем с разделением времени, для сетевых информационных систем, для мощных ЭВМ третьего поколения (включая отечественную версию «Бейсик ЕС»), для малых ЭВМ.Свое завершение бейсик получил в графической форме для виндоуз. В данной работе рассматриваются общие особенности языка программирования бейсик.

1. Версии языка BASIC и особенности его развития

Базовыми средствами программирования для персональных компьютеров считаются языки семейства Basic (Бейсик). Эти языки программирования имеются на всех персональных компьютерах и широко используются для обучения началам программирования в школах и вузах.Бейсик является примером одного из лучших языков диалогового программирования для ЭВМ. По этой причине Бейсик оказался самым первым языком программирования самых первых персональных компьютеров, созданных фирмой Microsoft.На персональных компьютерах IBM PC язык Бейсик имеет три версии, связанные с операционными системами для этих компьютеров, созданных и развиваемых фирмой Microsoft:1) традиционный Бейсик (без ОС),2) структурный Бейсик (МS DOS),3) графический Бейсик (Windows).Традиционный Бейсик полностью воспроизводит язык программирования самых первых персональных компьютеров, на которых отсутствовали операционные системы. В связи с прекращением производства этих компьютеров данная версия языка Бейсик потеряла свое прежнее значение и не используется на современных ЭВМ.Структурный Бейсик под именем Quick Basic был создан вместе с первыми моделями персональных компьютеров IBM PC как базовое средство программирования в операционной системе MS DOS. Интерпретатор этой версии Бейсика имеется на всех персональных компьютерах IBM PC в качестве стандартной компоненты операционной системы MS DOS.Графический Бейсик под именем язык Visual Basic был создан фирмой Microsoft в качестве базового средства программирования для новейших моделей компьютеров IBM PC с операционной системой Windows. Этот язык может использоваться только в среде Windows и только на старших моделях IBM PC.Большой толчок развитию Бейсика дало появление персональных компьютеров. На какое-то время Бейсик с его естественной ориентацией на трансляторы интерпретирующего типа оказался доминирующим для «персоналок» языком программирования. Бейсик оказался пригоден для первых учебных и бытовых ЭВМ с малым объемом оперативной памяти и невысоким уровнем системного программного обеспечения. Зачастую Бейсик-интерпретатор выполнял и функции операционной системы (например, бывшая популярной в России в конце 80-х - начале 90-х годов версия MSX-Бейсик учебных компьютеров «Ямаха»).Бейсик начала 60-х годов был прост и примитивен. Он насчитывал всего порядка двух десятков команд. Несмотря на простоту работы с Бейсиком, интерфейс пользователя оставлял желать лучшего. Вся информация (текст программы, «мусор», результаты работы, сообщения) размещались на скроллирующем экране. В силу несложной процедуры разработки транслятора-интерпретатора Бейсика каждый разработчик персональных компьютеров встраивал (обычно в ПЗУ) свой вариант Бейсика.Бурное развитие микропроцессорной техники в 70-х, затем в 80-х годах и связанные с этим проблемы совместимости заставили разработчиков задуматься о стандарте Бейсика для персональных компьютеров. Аппаратное и программное развитие позволило существенно расширить возможности языка. Бейсик стал системой программирования со всеми сервисными утилитами и инструментарием программиста. Наибольшей популярностью для школьного и педвузовского образования приобрел Бейсик-MSX. Для большинства учебных компьютеров (Ямаха, Корвет, УКНЦ) были разработаны трансляторы версии Бейсик-MSX. Описание и практика работы с этим языком достаточно полно раскрыты в существующих популярных учебниках для вузов и школ.Бейсик последних версий, в основном, отличается интерфейсом. Например, основное меню Турбо-Бейсика расположено в верхней строке экрана и представляет систему ниспадающих подменю, команды которых позволяют выполнять все необходимые действия по составлению, отладке и выполнению программ. В Турбо-Бейсике существуют несколько экранных режимов. Основной исходный экран представляет поле редактирования текста программы. Встроенный текстовый редактор выполняет две функции - редактирования текста и синхронной интерпретации строки. В этой связи строки нумеровать необязательно.

2. Особенности программирования на языке BASIC

Пример программы на традиционном языке Бейсик с комментариями, в которых записан реализованный в ней алгоритм.

Программа                       Алгоритм10 ' поздравление                  ' алг «поздравление»20 сls                                ' нач30 nm$ = «Оля»    ' пт$ = «Оля»40 dn$ = «с днем рождения»       ' dn$ = «с днем рождения»50 print «Дорогая» + nm$          ' вывод «Дорогая» + пт$60 print «Поздравляю тебя»  ' вывод «Поздравляю тебя»70 print dn$                        ' вывод dn$80 print «Желаю счастья»          ' вывод «Желаю счастья»90 print «Твой папа»               ' вывод «Твой папа»100 end                             ' кон

Программы на Бейсике состоят из операторов и комментариев. Каждый оператор соответствует некоторой операции, которую может выполнить компьютер. Комментарии включаются в тексты программ для их документирования.Та же самая программа на структурном Бейсике:

Программа    Алгоритм' поздравление   ' алг «поздравление»сls     ' начnm$ = «Оля»    ' пт$ = «Оля»dn$ = «с днем рождения»  ' dn$ = «с днем рождения»print «Дорогая» + nm$  ' вывод «Дорогая» + пт$print «Поздравляю тебя»  ' вывод «Поздравляю тебя»print dn$    ' вывод dn$print «Желаю счастья»  ' вывод «Желаю счастья»print «Твой папа»   ' вывод «Твой папа»end     ' кон

Результатом выполнения на компьютере и той и другой программы будет появление на экране одного и того же текста:

Дорогая ОляПоздравляю тебяс днем рожденияЖелаю счастья.Твой папа.

magref.ru

Основы языка Basic.

Начинающим о компьютерных технологиях на сайте nk-inform.narod.ru

Основы языка Basic.

     При изучении программирования без знания языка, на котором вы собираетесь программировать увы не обойтись. Но мне очень не хочется скатываться до банального описания синтаксических структур, описания способов использования встроенных функций и конструкций базовых алгоритмических структур. А потому постараюсь быть максимально краток, чтобы не отбирать хлеб у академических изданий, где все это подробно разжевано и аккуратно разложено по полочкам.      Программа на языке Basic состоит из набора команд (инструкций). Инструкции записаны в вид строк в редакторе программной среды QBasic и являются законченными командами. Несколько команд в одной строке должны быть разделены двоеточием. Например CLS: REM Очистка экрана.      Команды могут быть: операциями ввода или вывода, конструкциями, реализующими алгоритмы ветвления или цикла, вычислительными выражениями и другими. Команды состоят из операторов и параметров. Оператор это слово или символ, которое зарезервировано в языке программирования для выполнения определенных действий. По другому назначению оно использовано быть не может. Например в качестве имени переменной. Примеры операторов: INPUT - ввод; PRINT - вывод; = оператор присваивания и так далее.     Если команда программы вычислительное выражение, то в ней обычно присутствуют переменные, арифметические или иные операции, которые выполняют необходимую обработку данных. Например: SUMMA=A+B - суммирование двух чисел; KVKOR=SQR(A) - вычисление квадратного корня для числа A.      При объявлении переменных нужно учитывать, что их названия подчиняются определенным правилам. В имени только латиница и цифры, никаких точек и пробелов. Но в этом вопросе есть плюс, QBasic проверяет корректность имен переменных.      Как я уже упоминал, все начинается со ввода данных в программу. Для рассмотрения элементарного присваивания смотри файл Переменные типы данных и присваивание.      Ввод с клавиатуры реализуется при помощи следующей конструкции: INPUT "Подсказка", А Данная конструкция языка выводит на экран необязательную подсказку (она объясняет что нужно вводить). При вводе данных приглашение появляется на экране и просит ввести данные и нажать Enter. В этом случае введенные данные  будут присвоены переменной с именем A. Если требуется ввести несколько переменных то они должны быть перечислены через запятую. Ввод требуемых значений должен происходить тоже через запятую.    Вывод обработанных данных на экран можно произвести оператором PRINT Данные. Например: PRINT A Вывод на экран значения переменной A. Или PRINT "Тест знаний" - Вывод на экран фразы: Тест знаний.     Как это не звучит банально технология алгоритмического программирования, а Basic относится именно к таким технологиям, базируется на методе последовательной детализации алгоритмов. А это означает, что большой и сложный алгоритм, (другими словами порядок выполнения программы), разбивается на отдельные блоки, которые должны представлять собой стандартные алгоритмические структуры:

1. Линейную

2. Ветвление

3. Циклическую

     Их, для наглядности, представляют в виде блок-схем. Рассмотрим их и примеры самых простых программ, которые эти структуры используют.

ЛИНЕЙНАЯ алгоритмическая структура

REM Вычисление значения числа в степениINPUT "Введите число: ", AINPUT "Введите степень числа: ", BST = A ^ BPRINT "Число "; A; " в степени "; B; " = "; ST

Алгоритмическая структура ВЕТВЛЕНИЕ

REM Программа тестирования знаний INPUT "Введите формулу закона Ома"; F$ IF UCASE$(F$) = "I=U/R" THEN PRINT "Ответ правильный" ELSE PRINT " Вы ошиблись"

Алгоритмическая структура ЦИКЛ

REM Вычисление суммы чисел от 1 до 25S = 0 FOR I = 1 TO 25S = S + I NEXT I PRINT "Сумма чисел от 1 до 25 = "; S

nk-inform.narod.ru