методический прием на уроке Инсёрт — прием технологии критического мышления..docx. Инсерт таблица


Кластер и инсерт как приемы развития критического мышления на уроке

Разделы: Физика

Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь учеников в образовательный процесс? Как научить учиться? Эти вопросы ежедневно задает себе каждый учитель.

Ученые отмечают, что в наше быстро меняющееся время, с которым связывают стремительный рост информации, высокими темпами происходит увеличение объема знаний человека в структуре мышления.

Но с точки зрения овладения логическими законами процесс мышления протекает, как правило, стихийно. Поэтому продуктивность мыслительной деятельности школьников, к сожалению, остаётся далеко позади их возможностей и не в полной мере отвечает задачам современного обучения.

Современное общество выдвигает новые требования к школе, к образовательной среде в целом. Наряду с формированием культурной идентичности учащихся как граждан России, сохранением единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы и других, остро стоит вопрос формирования у учащихся универсальных учебных действий, порождающих образ мира и определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира. То есть воспитание компетентной личности, способной эффективно действовать в нестандартной ситуации, на основе целостного восприятия мира.

Новые социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как “научить учиться”.

Технология критического мышления (ТКМ) одна из новых образовательных технологий. Она была предложена в середине 90-х годов XX века американскими психологами Д. Стилом, К. Мередитом и Ч. Темплом. Под термином “критическое мышление” понимается система мыслительных характеристик и коммуникативных качеств личности, позволяющих эффективно работать с информацией.

Цель данной технологии развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни. Умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и так далее. Данная технология направлена на развитие ученика, основными показателями которого являются оценочность, открытость новым идеям, собственное мнение и рефлексия собственных суждений.

Особенностями этой технологии являются:

- учебный процесс строится на закономерностях взаимодействия личности и информации, закономерностях и механизмах процессов познания;

- на этапах технологии могут применяться разнообразные формы и стратегии работы с текстом, организации дискуссий;

- стратегии технологии позволяют все обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и рефлексии.

Школьник, способный критически мыслить, владеет разнообразными способами осмысления и оценки информации, может выделить противоречия, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на свои знания, но и на мнение собеседника. Он может осуществлять планомерный поиск ответов на вопросы, вскрывать причины и последствия фактов.

Организация учебно-воспитательного процесса при использовании данной технологии проходит на основе коллективного способа обучения. Обучающиеся работают в динамических парах и группах на основе интерактивного взаимодействия.

В основе организации урока лежит дидактический цикл, состоящий из трех этапов (стадий), имеющих свои цели и задачи:

Таблица 1

Технологическая карта урока

Этап Содержание Время, мин. Деятельность учителя Деятельность ученика
Стадия вызова
1. Формирование пар или групп.

2. Получение заданий.

3. Инструктаж.

4. Индивидуальная, групповая работа

5. Отчет групп

7-10 Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответы.
Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах и группах
Стадия осмысления Чтение информационного

текста

15-20 Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания “старого” к “новому”. Учащийся читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делая пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации.
На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах
Стадия рефлексии Беседа с классом по вопросам 7-10 Учителю следует вернуть ученика к первоначальным записям - предположениям, внести изменения, дополнения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.) Учащиеся соотносят “новую” информацию со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления.
На стадии рефлексии осуществляется творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.

Существуют свои методические приемы технологии критического мышления. Рассмотрим следующие:

“Кластеры” (“грозди”) - выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определённом порядке в виде “грозди”. Кластеры могут стать как ведущим приёмом на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуем по категориям. “Грозди” - графический приём систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а “гроздятся”, т. е. располагаются в определённом порядке.

Правила очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. Звезда в центре – это наша тема, вокруг неё планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты-спутники, у них – свои спутники.

Система кластеров охватывает большее количество информации, чем вы получаете при обычной письменной работе. Этот приём может быть применён на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию до знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловых блоков.

На данном уроке учащиеся предполагают, какие вопросы будут главными.

Таким образом, учащиеся выходят на собственное целеполагание.

Распределяем эти заголовки смысловых блоков вокруг основной темы.

Это выглядит так:

Следующим шагом будет задание учителя обсудить в группах и сделать предположения о….. Информация записывается. Для того чтобы разрешить противоречия, возникающие в ходе записи предположений, ответить на все вопросы при систематизации, подтвердить или опровергнуть наши предположения, расширить знания по данной теме, предлагается текст.

Продолжается работа с данным приёмом и на стадии осмысления, по ходу работы с текстом вносятся исправления и дополнения в “грозди”.

Этот приём имеет большой потенциал на стадии рефлексии: исправление неверных предположений в предварительных кластерах, заполнение их на основе новой информации, установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками (работа может вестись индивидуально, в группах, по всей теме или по отдельным смысловым блокам). Очень важным моментом является презентация новых кластеров. Задачей этой формы является не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между “гроздьями”.

Старшеклассники, а также учащиеся основной легко используют этот приём. Возрастная специфика выражается в том, что старшие школьники более самостоятельны в выделении смысловых единиц. При организации подобной работы с учащимися основной школы рекомендуем учителю совместно с учащимися озаглавливать смысловые блоки или предложить учащимся готовые вопросы. Достаточно 2–3 раза провести подобную работу, для того чтобы этот приём стал технологичным. Школьники легко, с удовольствием используют кластеры.

Рекомендации по работе с “гроздьями”

1. Оцените текст, с которым будете работать. Нужна ли в данном случае разбивка на “грозди”? Можно ли выделить в тексте большие и малые смысловые единицы?

2. Помогите ученику, если у него возникли сомнения, выделить эти смысловые единицы. Это могут быть вопросы, а могут быть ключевые слова или фразы.

3. Озвучьте свои “грозди”. Пусть ученики сделают презентацию своих записей.

4. Попросите установить связи между “веточками” вашей “грозди” и объяснить возникшие связи.

5. Если вы хотите остановиться на каком-либо смысловом блоке, попросите сделать эту “веточку” “поярче”.

Стадию вызова на уроке можно осуществить многими методами, в том числе и хорошо вам знакомыми:

• ключевые слова, по которым можно придумать рассказ или которые можно расставить в определённой последовательности, а затем, на стадии осмысления содержания, искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал;

• верные и неверные утверждения.

Попросите учащихся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свой ответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме) возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность, используя полученную на уроке информацию.

Инсерт

Ещё один приём данной технологии, который часто используется, - это “ИНСЕРТ”, маркировка текста значками по мере его чтения (Воган и Эстес, модификация Мередит и Стал).

I — interactive самоактивизирующая

N — noting

S — system системная разметка

Е — effective для эффективного

R — reading and чтения

Т -- thinking и размышления

“v” - уже знал

“+” - новое

“-” - думал иначе

“?” - не понял, есть вопросы

Во время чтения текста следует рекомендовать учащимся делать на полях пометки, а после этого заполнить таблицу, в которой значки будут заголовками её граф. В таблицу тезисно заносятся сведения из текста.

Сформулируем некоторые правила, как читать текст, сохраняя интерес к теме:

Делайте пометки. Предлагаем несколько вариантов пометок: два значка: “+” и “v”, три значка: “+”, “v”, “?” или четыре значка: “+”, “v”, “-”, “?”.

Ставьте значки по ходу чтения текста на полях.

Прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным предположениям, вспомните, что вы знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится.

Следующим шагом может стать заполнение таблицы, количество граф которой соответствует числу значков маркировки.

Инсерт-1

“V” “+” “-” “?”
Поставьте “v” на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете или думали, что знаете Поставьте “+” на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым Поставьте “-”, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали или думали, что знаете Поставьте “?” на полях, если то, что вы читаете, непонятно или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу
       

Этот приём работает на стадии осмысления. Для заполнения таблицы вам понадобится снова вернуться к тексту. Таким образом, мы обеспечим вдумчивое, внимательное чтение. Технологический приём “ИНСЕРТ” и таблица сделают зримыми процесс накопления информации, путь от старого знания к новому. Важным этапом работы станет обсуждение записей, внесённых в таблицу.

Учащиеся обычно предпочитают устную форму работы, не все любят писать, а иногда им совсем не хочется быть активными в классе. На уроке, где применяется только устная форма работы, можно и отсидеться. Графическая же форма превращает урок в увлекательную игру, помогает понять (еще до организации основной работы), что можно сказать по данной теме, систематизировать уже имеющиеся знания.

Возможен и такой этап работы: учащиеся в группах обсуждают содержание своих таблиц перед общей дискуссией в классе. Рассмотрение результатов работы, озвучивание всех граф таблицы, и в особенности графы “?”, обеспечивают выход на новые источники информации.

Данные приёмы не только помогают учащимся работать с информационным текстом, но и зримо демонстрируют процессы продвижения от незнания к знанию, делают процесс чтения более осмысленным, помогают выделять основные аспекты в изучаемой информации, формируют умение графически представлять результаты работы с текстом. Вместе с тем работа с предложенными приемами предполагает следование принципам, заложенным авторами проекта РКМЧП для эффективной работы в технологическом режиме.

Технология развития критического мышления направлена на развитие навыков работы с информацией (текстом), умения не только вдумчиво читать, быть активным слушателем, но и анализировать, применять данную информацию, увязывая новое знание (на смысловой стадии) с уже имеющимися представлениями, полученными на стадии вызова; это умение интерпретировать, применять информацию на стадии рефлексии.

Таким образом, применение приемов технологии критического мышления способствует формированию универсальных учебных действий: личностных (развитие коммуникативных способностей, культуры общения, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения), метапредметных (формирование умения использовать знако-символические средства для дальнейшего моделирования, овладение навыками смыслового чтения, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения), предметных (новые знания по конкретному предмету). И, самое главное, обеспечивает включение каждого в учебный процесс, где через свою деятельность ученик сам открывает и приобретает новые знания.

Список литературы

Заир-Бек С. И. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.

Заир-Бек С. И. Основы педагогического проектирования: учеб. Пособие. – СПБ., 1995.

Селевко Г. И. Современные образовательные технологии: учеб. Пособие. – М. 1994.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

ИНСЕРТ или прием «Пометки на полях»

Технология «критическое мышление» предлагает методический прием, известный как ИНСЕРТ. Этот прием является средством, позволяющим    ученику отслеживать свое понимание прочитанного задания, текста.

ИНСЕРТ – звуковой аналог условного английского сокращения  (INSERT – Interactive Noting System for Effective Reading and Thinking) в дословном переводе означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. (Авторы – Воган и Эстес, 1986; модификация Мередит и Стил, 1997).

Прием осуществляется в несколько этапов.

1 этап: Создание системы маркировки текста

Учащимся предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в нем информацию следующим образом:

  • «галочкой» помечается то, что им уже известно;
  • знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;
  • знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным;
  • «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.
2 этап: Расставить пометки

Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения. Знакомство с текстом и его маркировка может производиться в аудитории, при этом педагог может давать свои комментарии по ходу чтения.

Знакомство с текстом может осуществляться «на слух».

3 этап:Заполнение таблицы

Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в таблицу.

V + ?
Здесь тезисно записываются термины и понятия, встречающиеся в тексте, которые уже были известны. Отмечается все новое, что стало известно из текста Отмечаются противоречия. То есть, ученик отмечает то, что идет вразрез с его знаниями и убеждениями. Перечисляются непонятные моменты, те, что требуют уточнения или вопросы, возникшие по мере прочтения текста.

Для заполнения таблицы необходимо вновь вернуться к тексту, таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием «Инсерт» и таблица «Инсерт» сделают зримыми процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому».

4 этап: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.

Для учащихся наиболее приемлемым вариантом завершения данной работы с текстом является устное обсуждение или заполнение таблицы. Обычно школьники без труда отмечают, что известное им встретилось в прочитанном и с особым удовольствием сообщают, что нового и неожиданного для себя они узнали из того или иного текста. При этом важно, чтобы ученики прямо зачитывали текст, ссылались на него.

Можно объединиться в мини-группы (4-8 человек) и обсудить результаты. Во время проговаривания информация лучше усваивается и дополнительно структурируется. После обсуждения в мини-группах можно вернуться к фронтальной работе.

Предметная область использования: учебные тексты с большим количеством фактов и сведений. Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала.

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения задания, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в задание, в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения задания, текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

Использование этого приема требует от учителя:

  • предварительно определить задание или его фрагмент для чтения с пометками;
  • объяснить или напомнить ученикам правила расстановки маркировочных знаков;
  •  четко обозначить время, отведенное на эту работу и следить за регламентом;
  •  найти форму проверки и оценки проделанной работы.

Весьма интересным в этом приеме является знак «вопрос». Авторы учебников ставят перед  учащимися  самые разные вопросы, учитель на уроке требует ответов на них, а вот места для вопросов самих  детей  ни в учебниках, ни на уроках нет. А результат всего этого хорошо известен: школьники не всегда умеют задавать вопросы, а со временем у них вообще появляется боязнь их задавать. А ведь известно, что в заданном вопросе содержится уже половина ответа. Именно поэтому знак «вопрос» весьма важен во всех отношениях.

Вопросы, заданные учениками по той или иной теме, приучают их осознавать что знания, полученные на уроке, не конечны, что многое остается «за кадром». А это стимулирует учеников к поиску ответа на вопрос, обращению к разным источникам информации:

  •  спросить у родителей, что они думают по этому поводу,
  •  поискать ответ в дополнительной литературе,
  • получить ответ от учителя на следующем уроке.

Очевидно, что этапы ИНСЕРТА соответствуют трем стадиям: вызов, осмысление, рефлексия.

  Что же формирует и развивает такая работа?
  • формируется умение ранжировать информацию по степени новизны;
  • развивается умение анализировать и классифицировать информацию,  пересказывать информацию;
  • учатся обсуждать и текст и доказывать свою точку зрения.

Предложенные значки могут быть заменены другими символами по вашему усмотрению. Например, вместо «+» можно использовать «!». Главное – четкие критерии ранжирования информации.

Ресурсы:
  • http://pedsovet.su/metodika/priemy/6007_priem_trkm_insert_na_uroke
  • http://kmspb.narod.ru/posobie/insert.htm

nitforyou.com

Инсерт-чтение с пометками, технология эффективного чтения.

Инсерт-чтение с пометками, технология эффективного чтения.

На всех школьных предметах без исключения проводится работа с текстом, будь это предмет гуманитарного или технического цикла. Поэтому, текст является, пожалуй, основной учебно-методической единицей обучения. Для наиболее полного и правомерного его использования в качестве образца выполнения действий изучаемого предмета учителю необходимо чётко представить себе, а затем использовать в работе содержательные и структурные особенности текста как основы.

Инсерт-один из приемов ТРКМ, используется при работе с текстом, с новой информацией.

Название приема представляет собой аббревиатуру:

I — interactive (интерактивная).

N — noting (познавательная).

S — system  for (система).

E — effective (для эффективного).

R — reading (чтения).

T — thinking (и размышления).

Как использовать прием "Инсерт" на уроках

1. Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:

V — я это знаю;

+ — это новая информация для меня;

- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;

? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.

Совет: маркировки в тексте удобнее делать на полях карандашом. Или можно подложит полоску бумаги, чтобы не пачкать учебники.

2. Заполняется таблица

V

+

?

Здесь тезисно записываются термины и понятия, встречающиеся в тексте, которые уже были известны.

Отмечается все новое, что стало известно из текста

Отмечаются противоречия. То есть, ученик отмечает то, что идет вразрез с его знаниями и убеждениями.

Перечисляются непонятные моменты, те, что требуют уточнения или вопросы, возникшие по мере прочтения текста.

 

3. Чтение таблицы несколькими учениками (выборочно). Никакого обсуждения, просто зачитывание тезисов.

4. Повторное чтение текста. Эта стадия переводит урок уже в этап осмысления. При этом таблица может пополниться, либо какие-то тезисы уже перейдут из одной колонки в другую.

5. Рефлексия. На данном этапе обсуждаются записи, внесенные в таблицу. Идет анализ того, как накапливаются знания. Путь от старого к новому становится более наглядным и понятным.

Нюансы применения приема ТРКМЧП "Инсерт"

  • В начале работы с приемом желательно использовать небольшие тексты, чтобы дети привыкли к обилию значков.

  • Также в начале работы можно попросить их не записывать тезисы, а говорить их устно. Необходимо выработать навыки тезисной формулировки.

  • Таблица обсуждается по "колонкам". То есть, сначала то, что уже известно, затем то, что явилось новым и т.д.

  • В начальной школе таблицу можно сократить до трех колонок: "Знаю", "Интересуюсь", "Узнал".

  • Работа может проводиться как индивидуально, так и в парах или группах. Например, для использования приема инсерт на уроках английского языка при анализе большого текста, рекомендуется групповая работа.

Когда использовать прием Инсерт?

Прием Инсерт лучше всего подходит для уроков усвоения новых знаний, для урока коррекции ЗУН или для урока актуализации новых знаний и умений (по ФГОС).

Прием требует от ученика не пассивного чтения, а внимательного. Если раньше он просто пропускал непонятные моменты в тексте, то прем Инсерт заставляет обратить на них внимание, сконцентрироваться на каждой строке текста.

Инсерт довольно эффективен, когда нужно проработать большой пласт теоретического материала.

Прием "Инсерт" в рамках уроков по ТРКМЧП

Уроки по развитию критического мышления через чтение и письмо строятся по особой формуле: вызов, осмысление и размышление.

  • Вызов — подготавливает учащихся к восприятию новой информации. В уроках старого типа этот этап часто называли актуализацией знаний.

  • Осмысление — это этап получения новых знаний, ввод новых понятий и терминов.

  • Размышление — этап усвоения новых знаний и умений, соотношения их с уже известными данными, сравнения, оценки и анализа.

Прием "Инсерт" может работать на каждом этапе урока.

  • Во-первых, он заставляет вспомнить то, что уже известно, то есть то, что нужно для стадии вызова.

  • Во-вторых, позволяет вычленить из текста новое — что характерно для стадии осмысления.

  • И, в-третьих, предполагает самостоятельный анализ информации, интерактивное обсуждение, что приемлемо на стадии размышления или рефлексии.

Заключение: Инсерт, как и любой другой прием критического мышления, лучше использовать регулярно. Бывает, что учителя, начиная вводить в структуру урока тот или иной педагогический прием, быстро от него отказываются, мотивируя это тем, что «дети не поняли», «занимает много времени», «нет эффекта» и т.д. Естественно, что на первых порах учащимся трудно будет анализировать текст, записывать не абзацами, а тезисно. Но это не повод отказываться от нового. Начинайте с коротких текстов, пусть для начала будет две графы «знаю» — «узнал новое», затем усложняйте работу с текстом. Инсерт — прием критического мышления, который можно применять и в начальной школе, подготавливая учащихся к осмыслению больших текстов. 

infourok.ru

Инсерт - технология активного чтения

Инсерт — один из приемов технологии развития критического мышления. Попробуем разобраться, что это за прием, как и когда он используется, отметим его плюсы и минусы. Почему в литературе этот прием часто называют технологией эффективного чтения?

Инсерт — что это такое?

Справка: Авторы приема — ученые Д. Воган и Т. Эстес. Позднее прием модифицировали Ч. Темпл, К. Меридит и Д. Стилл, которые предложили использовать "инсерт" в технологии критического мышления.

Название приема представляет собой аббревиатуру:

I — interactive (интерактивная).

N — noting (познавательная).

S — system  for (система).

E — effective (для эффективного).

R — reading (чтения).

T — thinking (и размышления).

Перевод несколько вольный, но передает суть метода. Итак, инсерт — это прием технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП), используемый при работе с текстом, с новой информацией.

В методике Инсерт часто называют и технологией эффективного чтения.

Как использовать прием "Инсерт" на уроках

1. Учащиеся читают текст, маркируя его специальными значками:

V — я это знаю;

+ — это новая информация для меня;

- — я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал;

? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения.

Совет: маркировки в тексте удобнее делать на полях карандашом. Или можно подложит полоску бумаги, чтобы не пачкать учебники.

2. Заполняется таблица

V

+

?

Здесь тезисно записываются термины и понятия, встречающиеся в тексте, которые уже были известны.

Отмечается все новое, что стало известно из текста

Отмечаются противоречия. То есть, ученик отмечает то, что идет вразрез с его знаниями и убеждениями.

Перечисляются непонятные моменты, те, что требуют уточнения или вопросы, возникшие по мере прочтения текста.

 

Вот пример заполнения таблицы Инсерт на уроке истории по теме "Реформы Петра I"

V

+

?

Петр I — первый российский император.

Издал "Табель о рангах"

Петр I перенес празднование Нового Года на 1 января.

Что еще нового появилось в России во время правления Петра I?

3. Чтение таблицы несколькими учениками (выборочно). Никакого обсуждения, просто зачитывание тезисов.

4. Повторное чтение текста. Эта стадия переводит урок уже в этап осмысления. При этом таблица может пополниться, либо какие-то тезисы уже перейдут из одной колонки в другую.

5. Рефлексия. На данном этапе обсуждаются записи, внесенные в таблицу. Идет анализ того, как накапливаются знания. Путь от старого к новому становится более наглядным и понятным.

Нюансы применения приема ТРКМЧП "Инсерт"
  • В начале работы с приемом желательно использовать небольшие тексты, чтобы дети привыкли к обилию значков.

  • Также в начале работы можно попросить их не записывать тезисы, а говорить их устно. Необходимо выработать навыки тезисной формулировки.

  • Таблица обсуждается по "колонкам". То есть, сначала то, что уже известно, затем то, что явилось новым и т.д.

  • В начальной школе таблицу можно сократить до трех колонок: "Знаю", "Интересуюсь", "Узнал".

  • Работа может проводиться как индивидуально, так и в парах или группах. Например, для использования приема инсерт на уроках английского языка при анализе большого текста, рекомендуется групповая работа.

Когда использовать прием Инсерт?

Прием Инсерт лучше всего подходит для уроков усвоения новых знаний, для урока коррекции ЗУН или для урока актуализации новых знаний и умений (по ФГОС).

Прием требует от ученика не пассивного чтения, а внимательного. Если раньше он просто пропускал непонятные моменты в тексте, то прем Инсерт заставляет обратить на них внимание, сконцентрироваться на каждой строке текста.

Инсерт довольно эффективен, когда нужно проработать большой пласт теоретического материала.

Прием "Инсерт" в рамках уроков по ТРКМЧП

Уроки по развитию критического мышления через чтение и письмо строятся по особой формуле: вызов, осмысление и размышление.

  • Вызов — подготавливает учащихся к восприятию новой информации. В уроках старого типа этот этап часто называли актуализацией знаний.

  • Осмысление — это этап получения новых знаний, ввод новых понятий и терминов.

  • Размышление — этап усвоения новых знаний и умений, соотношения их с уже известными данными, сравнения, оценки и анализа.

Для каждого этапа в технологии РКМЧП предлагаются свои приемы. Например, на стадии вызова можно использовать кластеры, корзину идей, дерево предсказаний, мозговой штурм.

На стадии осмысления работают такие приемы как "Чтение с остановками", "Кубик Блума","Толстые и тонике вопросы", таблица "ЗХУ".

Для стадии размышления подходят "Шесть шляп", "Синквейн", "Ромашка вопросов", "Эссе".

Прием "Инсерт" может работать на каждом этапе урока.

  • Во-первых, он заставляет вспомнить то, что уже известно, то есть то, что нужно для стадии вызова.

  • Во-вторых, позволяет вычленить из текста новое — что характерно для стадии осмысления.

  • И, в-третьих, предполагает самостоятельный анализ информации, интерактивное обсуждение, что приемлемо на стадии размышления или рефлексии.

Заключение: Инсерт, как и любой другой прием критического мышления, лучше использовать регулярно. Бывает, что учителя, начиная вводить в структуру урока тот или иной педагогический прием, быстро от него отказываются, мотивируя это тем, что «дети не поняли», «занимает много времени», «нет эффекта» и т.д. Естественно, что на первых порах учащимся трудно будет анализировать текст, записывать не абзацами, а тезисно. Но это не повод отказываться от нового. Начинайте с коротких текстов, пусть для начала будет две графы «знаю» — «узнал новое», затем усложняйте работу с текстом. Инсерт — прием критического мышления, который можно применять и в начальной школе, подготавливая учащихся к осмыслению больших текстов. 

multiurok.ru

«Кластер» «Корзина Идей» «Денотатный граф» «Инсерт» Таблица «Плюс-минус-интересно» Таблица «зху»

СОДЕРЖАНИЕ
  1. Понятие технологии критического мышления
  1. Основные приемы, используемые на уроках
    1. «Кластер»
    2. «Корзина Идей»
    3. «Денотатный граф»
    4. «Инсерт»
    5. Таблица «Плюс-минус-интересно»
    6. Таблица «ЗХУ»
    7. Прием «Толстый и тонкий вопросы»
    8. Ромашка вопросов («Ромашка Блума»)
    9. Эссе
    10. «РАФТ»
    11. «ДИАМАНТА»
    12. «Синквейн»
    13. «Шесть шляп мышления»
    14. «Двухчастный дневник»
    15. «Трехчастные дневники»
  1. Понятие технологии критического мышления

«…всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим.» (Выготский, 1984: 243),

Что такое «критическое мышление»? Кто такой критически мыслящий человек?

Ответьте на этот вопрос на листе бумаги. Теперь объединитесь в пары и составьте единое определение. Теперь – в четверки – и вновь составьте определение. Прием, который мы только что использовали, называется методом развивающей кооперации (объединение допустимо до 8 человек, в процессе чего идет трансформация незнания). Прием может использоваться на стадии вызова, а также на стадии осмысления.

Варианты: «человек, который не принимает ничего на веру», «человек, который излишне сосредоточен на недостатках, на пробелах в информации», «человек, который умеет анализировать предлагаемые сведения, не удовлетворяется одним лишь источником информации».

В ментальности русского человека понятие «критическое мышление» связано с поиском недостатков, недочетов. Когда мы говорим: «Он мыслит слишком критично», то подразумеваем излишнюю недоверчивость человека, его нежелание принимать что-либо на веру. На самом деле, данный термин связан с высоким уровнем осмысленности процесса обучения как со стороны учителя, так и со стороны ученика.

  • ^ . Когда занятие строится на принципах критического мышления, каждый формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Никто не может думать критически за нас, мы делаем это исключительно для самих себя. Следовательно, мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер. Критическое мышление не обязано быть совершенно оригинальным: человек вправе принять идею или убеждение другого человека как свои собственные. Но главное - каждый при этом сам решает, что ему думать и с кем соглашаться. Самостоятельность есть первая и, возможно, важнейшая характеристика критического мышления.
  • ^ . Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. Как иногда говорят, «трудно думать с пустой головой». Чтобы породить сложную мысль, нужно переработать гору «сырья»- фактов, идей, текстов, теорий, данных, концепций.
  • ^ . «Только сражаясь с конкретной проблемой, отыскивая собственный выход из сложной ситуации, [ученик] действительно думает». Собирая данные, анализируя тексты, сопоставляя альтернативные точки зрения и используя возможности коллективного обсуждения, они ищут и находят ответы на волнующие их вопросы.
  • ^ . Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также сознает, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих. Аргументация выигрывает, если учитывает существование возможных контраргументов, которые либо оспариваются, либо признаются допустимыми. Признание иных точек зрения только усиливает аргументацию.
  • ^ . Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими людьми, мы уточняем и углубляем свою собственную позицию. Поэтому на занятиях не обойтись без всевозможных видов парной и групповой работы, включая проведение дебатов и дискуссий.
  1. ^
    1. «Кластер»
Описание приёма:

Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приёма - представление информации в графическом оформлении.

В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиям "второго уровня".
Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда этот приём называют «наглядным мозговым штурмом».

^

Кластер используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока).

^

Кластер - универсальный приём. Он отлично подходит для любой стадии урока.

Рассмотрим пример применния данного приёма на стадии "Вызов". На стадии "Вызов" можно предложить учащимся методом мозгового штурма в командах предположить, по каким направлениям они будут изучать новый материал. В результате этой работы, учащиеся сами формируют цели урока. Информация записывается на доске. При записи предположений и их систематизации неизбежно возникнут противоречия или вопросы. Учитель переводит урок в стадию "Осмысление" и предлагает учащимся найти ответы на свои вопросы в новом материале.

Продолжается работа с данным приемом и на стадии "Осмысление": по ходу работы с изучаемым материалом вносятся исправления и дополнения в кластер.

Большой потенциал имеет этот прием на стадии "Рефлексия": это исправления неверных предположений в «предварительных кластерах», заполнение их на основе новой информации, установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками (работа может вестись индивидуально, в группах, по всей теме или по отдельным

смысловым блокам).

Очень важным моментом является презентация "новых" кластеров. Задача этой формы не только систематизация материала, но и установление причинно-следственных связей между элементами кластера. Например, как взаимосвязаны между собой смысловые блоки. Заданием может стать и укрупнение одного или нескольких элементов, выделение новых.

В зависимости от цели урока учитель может организовать индивидуальную самостоятельную работу учащихся или коллективную – в виде общего совместного обсуждения. Предметная область не ограничена, использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.

^

1 этап - посередине чистого листа (классной доски) пишется ключевое слово или словосочетание, которое является "сердцем" идеи, темы.

2 этап - учащиеся записывает все то, что вспомнилось им по поводу данной темы. В результате вокруг "разбрасываются" слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель "хаос").

3 этап - осуществляется систематизация. Хаотичные записи объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает то или иное записанное понятие, факт (модель "планета и ее спутники").4 этап - по мере записи появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из "спутников" в свою очередь тоже появляются "спутники", устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.

    1. « Корзина идей»
Описание приёма:

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие им на ум ассоциации.

^

- Тема нашего урока: Наши праздники. Что такое праздник? - Действительно, празднование всегда приурочено к какому-либо событию. - О каких праздниках мы говорим "наши", "мой"? - Запишите на листах бумаги праздники, о которых мы можем сказать «Наши праздники» (1 минута) - Обсудите со своим соседом вашу информацию и составьте общий ответ на мой вопрос. (1 минута) - Что у вас получилось? (зачитывание работы пар) - Попробуем систематизировать полученную информацию.

Для эффективной систематизации полученной информации можно совместить приём "корзина идей" с каким-либо графическим приёмом представления информации. Например, на этапе системаизации полученной информации можно нарисовать на доске кластер.

^

  • Вызов индивидуальных имеющихся представлений по изучаемой теме
  • Обеспечение включения каждого школьника в учебный процесс
^
Время выполнения: 7-8 минут

1 этап. 2 минуты. Учащиеся выполняют работу индивидуально.

2 этап. 2 минуты. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Обсуждение полученных записей в парах (группах). Учащиеся выделяют совпадающие представления, наиболее оригинальные идеи, вырабатывают коллективный вариант ответа.

3 этап. 2-4 минуты. «Сброс идей в корзину». Каждая пара (группа) поочередно называет одно из выписанных выражений. Учитель фиксирует реплики на доске. Основное условие – не повторять то, что уже было сказано другими.

^

На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке» идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно «сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.Все ошибки исправляются далее, по мере освоения новой информации.

^

Денотатный граф - [от лат. denoto — обозначаю и греч. — пишу] — один из графических приёмов ТРКМ. Денотатный граф предлагает способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия.

« Верные и неверные утверждения»

Описание приёма:

Учитель зачитывает верные и неверные утверждения. Учащиеся выбирают «верные утверждения» из предложенных учителем, обосновывая свой ответ, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил).

Пример:

На занятии по ПДД по теме «Виды дорог. Перекресток» на стадии вызова учитель предлагает детям поиграть в игру «Верите ли вы, что…». ^ 1. У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на доске. Цифрами я указала № вопросов. 2. Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что ...». Вы обсуждаете ответы в группах. 3. Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-».

Вопросы: 1) … есть автомобили, которым разрешается нарушать правила дорожного движения? 2) … для того чтобы не было аварий, автомобили скрой помощи, пожарной и милицейской службы предупреждают о своем приближении громким звуком и мигающими синими и красными маячками?3) … водители, и пешеходы, услышав сирену скорой помощи или другого специального автомобиля, прекращают свое движение и уступают дорогу для проезда?4) … перекрестком называется место, на котором пересекаются две или более улиц и дорог?5) … шоссе – это самая широкая улица, по которой движутся автомобили, грузовики, автобусы и троллейбусы в четыре, шесть и даже восемь рядов.6) … проспект больше чем улица, но меньше чем шоссе. Проспекты в основном располагаются в центре города и предназначены для каждодневного движения легковых автомобилей.7) … бульвар – это пешеходная парковая полоса в центре обычной дороги, на которой растут деревья и прогуливаются пешеходы.8) … переулки, и проезды меньше улиц и, как правило, называются названиями улиц, к которым примыкают.9) … главная дорога главнее той дороги, которую пересекает.10) … заторы на дорогах называют пробками.После этого учащиеся переходят к изучению нового материала. Изучив новый материал на стадии осмысления, учитель предлагает обучающимся вернуться к заполненной таблице.^ - А теперь давайте вернемся к нашим вопросам, снова ответим на них и проверим, не ошиблись ли мы в своих предположениях.- Я снова читаю вопросы. Во 2-ой строке вы ставите нужный знак. ^ - По каким вопросам ваше мнение совпало? - Объясните, почему вы так решили? - По каким вопросам ваше мнение изменилось? Почему?

2.4.«Инсерт»

Инсерт – самоактивизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления.

^ – interactive – «интерактивный» N – noting – «отмечая» S – system – «системы»E – effective – «эффективное»R - reading – «чтение» T – thinking – «размышление»

Приём «Инсерт» используется на стадии «осмысления». Авторами являются Воган и Эстес.

При работе с текстом в данном приёме используется два шага: чтение с пометками и заполнение таблицы «Инсерт».

Шаг 1: Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы. При этом можно использовать несколько вариантов пометок: 2 значка «+» и «V», 3 значка «+», «V», «?» , или 4 значка «+» , «V», «–», «?». Причем, совсем не обязательно помечать каждую строчку или каждую предлагаемую идею. Прочитав один раз, обучающиеся возвращаются к своим первоначальным предположениям, вспоминают, что они знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится.

shkolnie.ru

Инсерт. - Критическое мышление - Каталог статей

Инсерт

 

 Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы: «V» – уже знал; «+» – новое; «–» – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы.

 В таблицу кратко заносятся сведения из текста. Сформулируем некоторые правила: «Как читать текст, сохраняя интерес к теме?»

Делайте пометки. Мы предлагаем вам несколько вариантов пометок:

2 значка «+» и «V», 3 значка «+», «V», «?» , или 4 значка «+» , «V», «–», «?». Ставьте значки по ходу чтения текста на полях.

Прочитав один раз, вернитесь к своим первоначальным предположениям, вспомните, что вы знали или предполагали по данной теме раньше, возможно, количество значков увеличится.

Следующим шагом может стать заполнение таблицы («Инсерт»), количество граф которой соответствует числу значков маркировки.

 

v

+

-

?

Постаьте v (да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете. Поставьте +(плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым. Поставьте " -" (минус) на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете. Поставьте ? на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

 

 

     Этот прием работает и на стадии осмысления. Для заполнения таблицы вам понадобится вновь вернуться к тексту, таким образом, обеспечивается вдумчивое, внимательное чтение. Технологический прием «Инсерт» и таблица «Инсерт» сделают зримыми процесс накопления информации, путь от «старого» знания к «новому». Важным этапом работы станет обсуждение

 

   На этапе осмысления удачно использование способа маркированного чтения текста на основе приема «Выделение цветом» по заданным условиям. Задание учащимся – прочитать учебный текст, заранее перенесенный учителем на компьютеры и интерактивную доску, промаркировать информационные единицы текста в соответствии с тремя позициями: «это мы уже знаем» (синий цвет), «это мы не поняли» (фиолетовый цвет), «это для нас новая информация» (зеленый цвет). Получившаяся «картинка» дает визуальное представление о степени осведомленности по теме, сигнализирует о моментах непонимания. Далее следует организовать процесс переработки информации: ученик должен скопировать из исходного текста тезисы, требующие усвоения, из них составить новый документ, сохранить его на личном электронном носителе или вывести на печать. Каждый ученик работает индивидуально на персональном компьютере; возможно экспонирование наработанного через проектор, чтобы обеспечить доступ класса к работе каждого.

trufanovanv46.ucoz.ru

методический прием на уроке Инсёрт — прием технологии критического мышления..docx - Инсёрт — прием технологии критического ...

Прием "Инсерт" в рамках уроков по ТРКМЧПУроки по развитию критического мышления через чтение и письмо строятсяпо особой формуле: вызов, осмысление и размышление. Вызов — подготавливает учащихся к восприятию новой информации. Вуроках старого типа этот этап часто называли актуализацией знаний. Осмысление — это этап получения новых знаний, ввод новых понятий итерминов. Размышление — этап усвоения новых знаний и умений, соотношения их суже известными данными, сравнения, оценки и анализа.Для каждого этапа в технологии РКМЧП предлагаются свои приемы.Например, на стадии вызова можно использовать кластеры, корзину идей,дерево предсказаний, мозговой штурм.На стадии осмысления работают такие приемы как "Чтение состановками", "Кубик Блума", "Толстые и тонике вопросы", таблица "ЗХУ".Для стадии размышления подходят "Шесть шляп", "Синквейн", "Ромашкавопросов", "Эссе".Прием "Инсерт" может работать на каждом этапе урока. Во­первых, он заставляет вспомнить то, что уже известно, то есть то, чтонужно для стадии вызова. Во­вторых, позволяет вычленить из текста новое — что характерно длястадии осмысления. И, в­третьих, предполагает самостоятельный анализ информации,интерактивное обсуждение, что приемлемо на стадии размышления илирефлексии.Заключение: Инсерт, как и любой другой прием критического мышления, лучше использовать регулярно. Бывает, что учителя, начиная вводить в структуру урока тот или иной педагогический прием, быстро от него отказываются, мотивируя это тем, что «дети не поняли», «занимает много времени», «нет эффекта» и т.д. Естественно, что на первых порах учащимся трудно будет анализировать текст, записывать не абзацами, а тезисно. Но это не повод отказываться от нового. Начинайте с коротких текстов, пусть для начала будет две графы «знаю» — «узнал новое», затем усложняйте работу с текстом. Инсерт — прием критического мышления, который можно применять и в начальной школе, подготавливая учащихся к осмыслению больших текстов.

znanio.ru