Информация для урока ОПС "Я буду помогать людям". Опс урок


Урок по технологии (ОПС) "Итоговое занятие "

ОПС 9 класс

Урок 11

Итоговое занятие по разделу «Технология основных сфер профессиональной деятельности»

Цель: проверка знаний по изученному разделу.

Задачи:

  1. Выявить пробелы в знаниях при изучении данного раздела.

  2. Развивать, познавательны интерес к изученным профессиям; умения сопоставлять свои способности с требованиями профессии.

  3. Воспитывать уважение к профессиям разного характера.

МТО: презентация, экран, проектор, раздаточный материал (тесты, кроссворды).

Тип урока: урок – обобщение.

Ход урока.

  1. Организационная часть.

1. Приветствие.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

3. Сообщение темы, цели урока.

  1. Обобщение пройденного материала.

  1. Ответы на вопросы устно (вопросы на столах, каждый определяет для себя свой порядковым номером в журнале, подготовка 3 мин.)

  2. Решение кроссворда (на столах, работа в парах).

  3. «Задай вопрос другу» (каждый готовит вопрос для одноклассника).

  4. Мини – тест (презентация).

  1. Заключительная часть.

  1. Что нового узнали при изучении раздела «Технология основных сфер профессиональной деятельности»?

  2. Есть ли профессии, которые тебя заинтересовали?

  1. Домашнее задание.

Подготовить сообщение о понравившейся профессии.

Вопросы итогового урока

  1. Что такое профессиональная деятельность?

  2. Как вы думаете, в чем заключается профессиональное становление?

  3. Что такое карьера?

  4. Чем отличается карьера от карьеризма?

  5. В чем сущность технологий индустриального производства?

  6. Какие две крупные ветви имеет индустриальное производство?

  7. Назовите профессии индустриального производства.

  8. Что означает АПК?

  9. Производство Хранение …. …

  10. Перечислите отрасли земледелия.

  11. Технология земледелия заключается:

  12. Подготовка семян … … … … …

  13. Назовите профессии в сфере АПК.

  14. Какая структура легкой промышленности?

  15. Профессии легкой промышленности.

  16. Что производи пищевая промышленность?

  17. Какие существуют группы торговых предприятий?

  18. Типы предприятий общественного питания.

  19. Профессии в сфере арттехнологий.

  20. Перечислите универсальные перспективные технологии.

  21. Какие отрасли относятся к социальной сфере?

  22. Формы предпринимательской деятельности.

  23. Что регламентирует устав предприятия?

  24. Функции управленческой деятельности.

  25. Какие требования предъявляются к организатору управленческой деятельности?

Карточка-оценка

Ф.И. _____________________________________________________

Ответы

на вопросы

Решение кроссворда

«Задай вопрос другу»

Мини – тест

Средний балл

Оценка

____________________________________________________________________

Карточка-оценка

Ф.И. _____________________________________________________

Ответы

на вопросы

Решение кроссворда

«Задай вопрос другу»

Мини – тест

Средний балл

Оценка

________________________________________________________________

Карточка-оценка

Ф.И. _____________________________________________________

Ответы

на вопросы

Решение кроссворда

«Задай вопрос другу»

Мини – тест

Средний балл

Оценка

_________________________________________________________

Карточка-оценка

Ф.И. _____________________________________________________

Ответы

на вопросы

Решение кроссворда

«Задай вопрос другу»

Мини – тест

Средний балл

Оценка

infourok.ru

Рабочая программа по ОПС 9 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа по основам профессионального самоопределения для 9 класса предназначена для базового уровня и разработана на основе:

  • Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федерального компонента ГОС (приказ МО РФ от 09.03.04 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»)

  • Регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений Ульяновской области, реализующих программы общего образования, утвержденного распоряжение Министерства образования Ульяновской области № 929-р от 15 марта 2012;

  • Нормативов «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.12.2008 № 72 (зарегистрированы в Минюсте России 28.01.2009, регистрационный номер 13189).

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения ОПС, которые определены стандартом для базового уровня.

Согласно учебному плану на изучение ОПС в 9 классе отводится 34 часа (1 час в неделю).

Обучение ОПС в 9 классе ведётся по следующим учебным книгам:

1. Программы для общеобразовательных учреждений: Трудовое обучение (Технология):5-11 классы. / В.Д.Симоненко. – М.: Просвещение, 2015. - 239 с.

2. В.Д. Симоненко Технология 9, Москва, «Вентана-Граф» 2014 г

3..«Твоя профессиональная карьера» - М. С. Гуткин. Москва «Просвещение» 2014. книга для учителя.

4. Дидактический материал для учителя: «Твоя профессиональная карьера» / Под ред. С. Н. Чистяковой и Т. И. Шалавиной. — М., 2012;

5. Климов Е. А. Как выбирать профессию? — М., 2010,

6. Атаулова О.В. г. Ульяновск - 2000 г.

Курс «Профессиональное самоопределение школьников» является составным компонентом предпрофильной подготовки выпускников основной школы.

Актуальность данного предмета в том, что он предназначен для успешного вхождения старшего школьника в новый неизвестный для него мир профессии и продвижения в нём к желаемой цели. Программа предоставляет учащемуся ориентиры, отражающие количественную и качественную потребность общества в кадрах, а также конкретные виды труда, профессии и возможности подготовки к ним.

Цель курса - сформировать готовность учащихся к обоснованному выбору профессии, карьеры, жизненного пути с учётом своих склонностей, способностей, состояния здоровья и потребностей рынка труда в специалистах.

Срок реализации рабочей программы – 1 год.

Предполагаемые результаты

Учащиеся должны знать:

  • уровень развития своих профессионально важных качеств;

  • сферы трудовой деятельности;

  • правила выбора профессии, карьеры;

  • значение правильного самоопределения для личности и общества;

  • возможности человека в развитии различных профессионально важных качеств;

  • требования современного общества к профессиональной компетентности человека;

  • рынок профессионального труда и образовательных услуг;

  • возможности получения образования по избранному профилю и в перспективе, о психологических основах принятия решения в целом о выборе профессии.

Учащиеся должны уметь:

  • осуществлять самоанализ развития своей личности;

  • проводить профессиографический анализ профессий и соотносить требования профессий к человеку с его личными достижениями;

  • находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профессии;

  • объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью;

  • ставить цели и планировать действия для их достижения;

  • выполнять пробы выбора профиля обучения, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт.

Общая характеристика курса.

Курс «Основы профессионального самоопределения» - предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных школ.

Данный курс даёт школьникам представление об общих основах выбора профессии (информационных, психологических, практических). Их знание помогает учащимся увидеть взаимосвязь личности и профессии, представить социально-психологический портрет современного профессионала.

Курс содержит практико-ориентированные творческие задания, тесты, анкеты, способствующие выработке собственной позиции в ситуациях социального, профессионального и учебного самоопределения.

В содержательном плане курс построен по принципу «от общего к частному», что находит подтверждение в тематическом планировании.

На первых занятиях раскрываются особенности современного общества, его экономическое состояние, особенности современного рынка труда и образовательных услуг, различные пути приобретения профессии, уровни и виды образования, анализ профессий и их классификация.

Следующие занятия посвящены внутреннему миру человека, интеллектуальным способностям и их взаимосвязи в профессиональном труде.

Большая роль в программе курса отводится на выполнение эвристических заданий и упражнений, тестирование и анкетирование учащихся, направленных на познание себя, своих интересов, склонностей, способностей, самооценки, уровня притязаний, мотивацию выбора профессии, профессиональную пригодность.

Цель изучения курса в данном классе: оказать учащимся 9 класса общеобразовательных учреждений помощь в подготовке к адекватному профессиональному самоопределению в соответствии со своими интересами и склонностями, профессиональными способностями и возможностями и с учетом потребностей рынка труда в кадрах.

В ходе проведения занятий данного курса решаются следующие задачи:

  • обобщить у учащихся знания о сферах трудовой деятельности, профессиях, карьере;

  • сформировать знания и умения объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности и человеку;

  • сформировать у школьников представления о требованиях изменяющегося общества к выпускникам школы, учреждений начального, среднего и высшего, профессионального образования, к будущим профессионалам;

  • способствовать развитию у школьников отношения к себе как к субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда;

  • обеспечить способами и приёмами принятия адекватных

решений о выборе индивидуального образовательного и профессионального маршрута;

  • способствовать приобретению практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника и профилю дальнейшего обучения;

  • способствовать развитию представлений о народном хозяйстве и потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и самореализации;

  • воспитывать уважение к рабочему человеку.

Формы и методы организации занятий.

Методы организации занятий преимущественно практико-ориентированные, проблемно-поисковые. Поскольку проблематика вопросов, затрагивающих основания для принятия решений о жизненном, социальном, гражданском, образовательном и профессиональном выборе, очень сильно отличается от привычной учащемуся проблематики учебных предметов, работа с ней создает благоприятное поле для реализации эвристического, вероятностного характера учебного процесса.

В ходе реализации курса создаются эвристические ситуации. Предполагается использование игровых упражнений и диагностических процедур.

Типы уроков:

  • урок изучение нового материала;

  • урок совершенствования знаний, умений и навыков;

  • урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;

  • комбинированный урок;

  • урок контроля умений и навыков.

Виды уроков:

  • урок – беседа,

  • урок-практикум,

  • лабораторно-практическое занятие,

  • урок – экскурсия,

  • урок – игра,

  • выполнение учебного проекта

Место предмета в учебном плане.

Согласно региональному базисному учебному плану и учебным планам для общеобразовательных учреждений Ульяновской области, реализующих программы общего образования (Распоряжение Министерства образования Ульяновской области от 27.06.2011 г. № 2207-р) на изучение курса «Основы профессионального определения» в 9 классе отводится 1 час в неделю (34 часа в год).

ПРОГРАММА

(34 часа)

Отрасли общественного производства. Профессии, специальности, должности. (2 ч.)

Производство средств производства. Роль тяжёлой промышленности и сельского хозяйства. Структура тяжёлой промышленности. Энергетический комплекс. Перерабатывающие отрасли промышленности.

Металлургия и машиностроение. Приборостроение. Химическое и биологическое производство. Строительство. Сельское хозяйство. Лёгкая промышленность, полиграфия, транспорт. Сфера услуг. Торговля. Жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслуживание. Системы передачи информации: телефонная связь, радиосвязь, телевидение; просвещение, культура. Медицинское обслуживание.

Классификация профессий по отраслям, предметам, целям, орудиям и условиям труда. Формула профессии. Профессиограмма и психограмма. Проектирование профессионального плана и его коррекция с учётом рынка труда. Занятость и самозанятость. Профессиограммы наиболее распространённых профессий.

Система профессионольно-технического образования. Подготовка рабочих на производстве. Средние специальные учебные заведения, их типы, условия приёма и обучения. Типы высших учебных заведений.

Источники получения информации о профессиях, учебных заведениях и вакансиях. Возможности компьютерных сетей для получения информации о профессиях и учебных заведениях.

Внутренний мир человека. Представление о себе и выборе профессии. (3 ч.)

Сущность концепции «я». Самооценка и её роль в профессиональном самоопределении личности. Методика определения уровня самооценки.

Практическая работа: Тест: «Определение уровня самооценки».

Секреты выбора профессии. Многообразие мира профессий. (2 ч.)

Источники получения информации о профессиях, учебных заведениях и вакансиях. Возможности компьютерных сетей для получения информации о профессиях и учебных заведениях.

Интересы и склонности в профессиональном становлении. (2 ч.)

Сущность понятий «профессиональный интерес» и «склонности». Понятие о задатках и способностях личности. Деятельность как важнейшее условие проявления и развития способностей.

Практические (проектные работы): Выявление и оценка профессиональных интересов

Возможности личности в профессиональной деятельности. Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном самоопределении. (2 ч.)

Сущность понятий «мотивы», «ценностные ориентации», условия их формирования. Классификация мотивов деятельности. Понятия «карьера» и «карьеризм». Критерии профессиональной компетенции. Значение мотивов деятельности и ценностных ориентации в профессиональном самоопределении и служебной карьере.

Практические (проектные) работы: Выявление ведущих мотивов деятельности (методика ДВМ).

Способности, условия их проявления и развития. (2 ч.)

Понятие о задатках и способностях личности. Деятельность как важнейшее условие проявления и развития способностей.

Практические (проектные) работы: Выявление и оценка математических способностей, уровня интеллектуального развития. Методики «Числовые ряды», «Быстрый счёт», тесты Айзенка.

Анализ профессий. (2 ч.)

Профессиограмма наиболее распространённых профессий.

Психические процессы и их роль в профессиональном самоопределении. (3 ч.)

Восприятие, внимание, память, мышление.

Практические работы: Выявление и оценка уровня кратковременной наглядно-образной памяти (методика КНОП), пространственных представлений (методика «Кубика Коса»), внимания (тест Бурдона, «Красно-чёрная таблица»), мышления.

Природные свойства нервной системы. (3 ч.)

Темперамент, черты характера. Особенности проявления основных типов темперамента в учебной и профессиональной деятельности.

Практические работы: Выявление типа темперамента (тест Русалова).

Сущность профессионального самоопределения. (2 ч.)

Цель и смысл жизни. Этапы профессионального самоопределения. Пути освоения профессии. Формула выбора профессии.Социально-психологический портрет современного профессионала.

Предприимчивость. Интеллектуальность. Ответственность. Мобильность. Психология принятия решений.

Профессиональные и жизненные планы. Здоровье и выбор профессии. (2 ч.)

Профессиональные и жизненные планы, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Социальный, профессиональный и семейный статус. Профессиональная деятельность и карьера. Профессиональная пригодность. Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека. Здоровье как условие высокоэффективной профессиональной деятельности. Взаимосвязь и взаимообусловленность здоровья и выбора профессии, карьеры. Важнейшие характеристики здоровья человека. Реакции на различные раздражители (звуковой, тепловой, световой). Координация движений, динамический и статический тремор рук и профессиональная деятельность.

Глазомер и его роль в профессиональной деятельности.

Практические (проектные) работы: Определение профессиональных предпочтений.

Профессиональная проба. (2 ч.)

Профессиональная проба. Роль профессиональных проб в профессиональном самоопределении. Профессиональная готовность. Самоконтроль.

Практические работы: определение профессиональной пригодности.

Пути получения профессии. (1 ч.)

Творческий проект. (4 ч.)

Сущность процесса проектирования на примере изучения курса «Основы профессионального самоопределения». Виды и назначение проектов. Структура и содержание проекта. Критерии оценки проекта.

Практические (проектные) работы:

1.Выявление потребности объекта проектирования.

2. Составление схемы проекта.

3. Составление технологической карты.

4. Практическая работа по теме проекта.

5. Оформление пояснительной записки проекта.

6. Подготовка презентации проекта.

7. Защита проекта.

ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Информационно-методическое обеспечение:

1. Программы образовательных учреждений. Технология 5-11кл./ Под ред., Хотунцева Ю. Л. Симоненко В. Д. М.: Просвещение, 2010.

2. Методических рекомендаций по внедрению стандарта общего образования по «Технологии» Ульяновск ИПКПРО.

3.Программы общеобразовательных учреждений. Твоя профессиональная карьера. 8-9 классы. Под ред. Чистяковой. М, 2008 г.

4. В.Д.Симоненко Технология: 9 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, М: «Вентана-Граф», 2014 г.

Учебный комплект для учащихся:

1. М.А. Большакова Профессиональное самоопределение, Ульяновск 2005.

2. В.Д.Симоненко Технология: 9 класс учебник для учащихся общеобразовательных учреждений, М: «Вентана-Граф», 2014 г.

3. Твоя профессиональная карьера: Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений / Под ред. Чистяковой С.Н.- М.: Просвещение, 2010. – 159 с.

4. Методика преподавания курса "Твоя профессиональная карьера", под ред. Чистяковой С.Н., Шалавиной Т.И.- М. 2012 г.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абитуриент - Журнал для старшеклассников и поступающих в ВУЗы, № 2, 7, 2002 .

2. Батанова Т.П., Филиппова Н.В. Человек – труд - профессия /Под ред. Большаковой М.А. Ульяновск, 2004.

3. Занятость населения в Ульяновской области. Ульяновск, 2012.

4. Игры в профессиональной ориентации. /Под ред. Большаковой М.А. Ульяновск, 2011.

5. Кузнецова И. В., Филина С.В. Эффективное поведение на ранке труда. Ярославль, 2011.

6. Климов Е.А. Путь в профессию. Лениздат, 2004.

Календарно-тематическое планирование

9 класс

Разделы, тема урока

тип урока

Элементы содержания

Практическая работа

Творческие проекты

Вводное занятие. Правила ТБ.

«Что такое творческий проект?»

выбор темы творческого проекта

Повторение правил поведения в кабинете «Технология». Воспитывать чувство ответственности; прививать навыки аккуратности в работе.

Инструктаж по ТБ.

Выбор темы творческого проекта.

Отрасли общественного производства и профессиональное самоопределение (20 ч).

Внутренний мир человека и система представлений о себе.

Сущность концепции «я». Самооценка и ее роль в профессиональном самоопределении личности. Методика определения уровня самооценки.

Определение уровня своей самооценки.

Профессиональные интересы и склонности.

Сущность понятий «профессиональный интерес» и «склонности».

Выявление и оценка профессиональных интересов

Способности, условия их проявления и развития.

Понятие о задатках и способностях личности. Деятельность как важнейшее условие проявления и развития способностей.

Выявление и оценка математических способностей, уровня интеллектуального развития.

Природные свойства нервной системы.

Темперамент, черты характера и их проявление в профессиональной деятельности.

Выявление темперамента. Тест Расулова.

Психические процессы и их роль профессиональной деятельности.

Восприятие, внимание, память, мышление. Выявление и оценка уровня кратковременной наглядно-образной памяти.

Мотивы, ценностные ориентации и их роль в профессиональном

самоопределении.

Выявление ведущих мотивов деятельности. Сущность понятий «мотивы», «ценностные ориентации».

Профессиональные и жизненные планы, профессиональная пригодность

Профессиональные и жизненные планы, их взаимосвязь и взаимообусловленность. Профессиональная деятельность и карьера. Профессиональная пригодность.

Тест Холланда.

Здоровье и выбор профессии.

Понятие о взаимосвязи здоровья и выбора профессии. Важнейшие характеристики здоровья человека.

Методики и оценки пространственного и линейного глазомера.

Профессиональная проба, ее роль в профессиональном самоопределении.

Выявить профессиональную готовность учащихся.

Уточнение профессиональных интересов с помощью опросника профессиональной готовности.

ур.

Тема

урока

Кол-во часов

Тип урока форма проведения

Планируемые результаты

Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся

Оборудование, ЭОР

Система контроля

Дата прове-дения

Предметные (по элементам системы знаний)

Метапредметные

Личностные

Отрасли общественного производства.

1

Урок приобретения новых знаний.

Знать определения профессия, профессиограмма,

Уметь отличить профессии, специальности, должность, уметь соотнести профессии к определённому классу профессий.

Понимать различия в деятельности людей разных профессий.

Понятие профессии, специальности, должности.

Профессия, специальность, должность, профессиография, психограмма, профессиограмма.

Беседа, демонстрация, фронтальный опрос (устно и письменно) работа с текстом, с таблицами, раб. тетрадь.

определения, формулы

Тестирование по анкетам.

2

Профессии, специальности, должность.

1

Урок приобретения новых знаний.

Использовать приобретённые знания и умения для определения названия своей будущей профессии, специальности в ней; выяснение возможности профессионального роста по вертикали (должности).

Классификация профессий, формула профессий, профессиограмма.

Общественное возникновение, литература, история

Раб. тетрадь, плакаты, таблицы, карточки-задания.

Опрос

3

Внутренний мир человека и возможности его познания

1

Урок приобретения новых знаний.

Знать определения: самооценка, уровень притязания.

Уметь определять уровень самооценки, уровня притязания, строить свою систему познания «Образ-Я», «Я-концепция».

Понятие личность.

Факторы, влияющие на формирование личности.

Беседа, обсуждение.

Опрос

4

Представление о себе и выборе профессий

1

Комбинированный

Понимать: что от уровня самооценки часто зависит уровень притязаний личности.

Самооценка, система самопознания.

Уровень притязания. Психология, биология, история.

Самооценка, сознание «Я-концепция», «Образ-Я», уровень притязания.

Профессия, специальность, должность, профессиография, психограмма, профессиограмма.

Беседа, демонстрация, фронтальный опрос (устно и письменно)

работа с текстом, с таблицами, раб. тетрадь.

Тестирование по анкетам

5

Практическое занятие: «Определение уровня самооценки»

1

Комбинированный

Использование приобретённых знаний и умений для: построения своей системы познания «Я-концепция».

Работа с текстом

Тестирование

6

Секреты выбора профессии, типичные ошибки при выборе профессии

1

Урок-практикум

Знать структуру рынка, спрос, предложение и методы регулирования

Понимать основы предпринимательства и его развития

Рынок и его структура. Внешний и внутренний рынок. Конкуренция. Конъюнктура рынка.

Профессиональное самоопределение, непрестижные профессии, безработица, конкуренция, внутренний и внешний рынок, кадровое планирование, занятость населен.

Наблюдение, беседа, усвоение новых понятий, п/р, работа с текстом,

Задание по учебнику «Профессиональное самоопределение. Большакова М.А.»

Оценка выполнения задания

7

Многообразие мира профессий

1

комбинированный

Уметь понимать прогнозировать состояние рынков рабочей силы, занятость населения, безработицу

Использовать ЗУН на практике.

Развитие предпринимательства. Занятость населения. Перспектива изменения мира профессий

Работа с таблицей

фронтальный опрос

8

Профессиональные интересы и склонности.

1

комбинированный

Знать определения интересы, склонности.

Уметь отличать интересы и склонности, определять направленность интересов.

Понимать: различия в вышеназванных понятиях.

Понятие, интерес, склонности.

Виды интересов.

Профессиональные интересы и склонности.

Беседа, демонстрация, фронтальный опрос (устно и письменно) работа с текстом, с таблицами, раб. тетрадь

Анкеты «Определение направленности интересов по характеру проявлений

Тестирование по анкетам.

9

Практическая раб:

«Выявление и оценка профессиональных интересов, КОС-1»

1

Использовать приобретённые знания и умения для: развития своих интересов и склонностей с целью целенаправленного профессионального самоопределения

Дифференционно-диагностический опросник, карта интересов.

«Определение по их содержанию»

10

Возможности личности в профессиональной деятельности

1

Урок-практикум

Знать профессионально-важные качества

Понимать роль личности в выборе профессии

Уметь отличать профпригодность от профнепригодности

Использовать ЗУН на практике

Психологические проблемы

Успешности,

Обучение и деятельности, Профпригодность, профессиональные игры

Профпригодность,

Годность,

непригодность

Наблюдение, беседа, усвоение новых понятий, п/р, работа с текстом, фронтальный опрос

тестирование

По д\з из рабочей тетради

11,

Мотивы, ценностные ориентации

1

комбинированный

Знать определения: мотивы, потребности.

Уметь давать характеристики всем видам мотивов.

Мотивы, ценностные ориентации, классификация мотивов,

Мотивы потребности.

Беседа, демонстрация, фронтальный опрос (с таблицами рабочей тетради)

Анкеты

по тесту по дом. зад.

12

Практическая работа:

Выявление ведущих мотивов деятельности»

1

комбинированный

Понимать: роль мотивов в профессиональном росте. Использование приобретённых знаний и умений: выявление личных мотивов и потребностей, их грамотного формирования и развития.

Определение познавательного и профессионального мотива.

Тестирование по анкетам

13

Способности

1

комбинированный

Знать определения: способности, задатки, талант, знать виды специальных способностей, уметь отличать общие и спец. способности.

Понятие способность

Условия проявления и развития способностей.

Способности, задатки, талант, гениальность.

.

Беседа, демонстрация, фронтальный опрос, с таблицами рабочей тетради

Анкеты,

По д.з., по тесту

14

Практическая работа :

«Выявление и оценка математических способностей»

1

комбинированный

Понимать: значение способностей, задатков в успешном проф. определении.

Использовать приобретённых знаний и умения для развития своих, общих и специальных способностей

Виды способностей.

Определение уровня спец.способностей.

Тестирование по анкетам

15-16

Анализ профессий

2

Урок-практикум

Знать основные квалификационные признаки

Понимать требования к профессиям

Уметь составлять формулу выбора профессии

Использовать ЗУН на практике

Квалификационные признаки

Классификация на типы, классы, отделы, группы

Профессий

Наблюдение, беседа, усвоение новых понятий

Определение

Типа

Класса

Формулы выбора профессии

По д\з, по выступлениям о профессиях

17,

Психические процессы

1

Комбинированный

Знать определения психических процессов, уметь охарактеризовать психический процесс с точки зрения значимости его для определённой группы профессий.

Психологические процессы их виды и характеристики с точки зрения значимости для профессий. Определение уровня психических процессов.

Восприятие, ощущение, представление, память, внимание, мышление.

Беседа, демонстрация, фронтальный опрос, работа с текстом, с таблицами в рабочей тетради

Знание на выявление уровня смыслового и механического запоминания

По тесту и по д.з.

18,

Практическая работа:

«Выявление и оценка уровня кратковременной памяти

1

Понимать значения психических процессов и их роль в профессиональном самоопределении.

19

Практическая работа: «оценка внимания, мышления»

1

Использовать приобретённые знания и умения для выявления своих психических процессов:память,воображение,ощущение,восприятие,представл,вниман,мышления.

Тестирование по анкетам

20

Природные свойства нервной системы.

1

Комбинированный

Знать определения: характер, темперамент; уметь отличать характер человека по типу темперамента, уметь определять личностные качества для каждого типа тем-та.

Характер, качество характера, отношения личности к действительности.

Характер, темперамент, сила, уравновешенность, подвижность нервных процессов.

Беседа, демонстрация, фронтальный опрос, работа с текстом, с таблицами в рабочей тетради

Анкета «Определение формы темперамента»

По тесту и по д..з.

21

Характер и темперамент

1

Понимать значения характера и темперамента в профессиональном самоопределении.

Темперамент и нервная система. Формула темперамента.

22

Практическая работа:

«Выявление типа темперамента»

1

Использовать приобретённые знания и умения для развития индивидуальных особенностей своей личности.

Тестирование по анкетам

23,24

Сущность профессионального самоопределения.

2

Комбинированный

Знать определения (цели и смысл жизни, профессиональное самоопределение) знать типы учебных заведений, этапы профессионального самоопределения; уметь применять формулу оптимального выбора профессии.

Цель и смысл жизни. Этапы проф.определения. Пути освоения профессии.

Цель жизни, смысл жизни, проф.самоопределение.

Беседа, демонстрация, фронтальный опрос, работа с текстом, с

Тестирование по анкетам

Анкета

По тесту

25

Профессиональные и жизненные планы.

Здоровье и выбор профессии.

1

Знать определения: карьера, проф.план, проф.пригодность; уметь определять мед.противопоказания и неблагоприятные факторы к профессиям. Понимать определения карьера, развитие карьеры и от чего она зависит.

Карьера, типы карьеры. Профессиональный план. Степень проф. пригодности. Мед противопоказания.

Карьера, признание, проф.пригодность.

Беседа, демонстрация, фронтальный опрос, работа с текстом, с таблицами в рабочих тетрадях

26

Практическая работа:

«Определение профессиональных предпочтений»

1

Комбинированный

Использование приобретённых знаний и умений, для развития своих мотивов проф.выбора, выявление своей схемы проф.плана.

Тест Холланда.

Тестирование по анкетам

Тест Холланда

По д.з., по тесту

27

Профессиональная проба.

1

Комбинированный

Знать определения: проф.проба, проф.пригодность. Уметь оценивать свой уровень проф.готовности.

Проф.проба. Проф.готовностьСамоконтроль и виды самоконтроля.

Проф.готовность, проф.проба.

Беседа, демонстрация, фронтальный опрос

работа с текстом,

Анкета, опросник проф.готовности,

По д.з.

28

Практическая работа:

«Определение профессиональной пригодности»

1

Понимать проф.пробу и её роль в проф.самоопределении. Использование приобретённых знаний и умений для развития своих сил в проф.пробе.

Опросник проф. готовности.

Тестирование по анкетам

29

Пути получения профессии

1

Урок-практикум

Знать виды образования

Понимать, возможности их получения

Уметь сопоставить свои возможности с требованиями в учебных заведениях;

ПУ, ССУЗы, ВУЗы, дистанционное обучение, экстернат, платное обучение, обучение в зарубежных ВУЗах

Дистанционное обучение, экстернат

Наблюдение, беседа, усвоение новых понятий, терминов

Работа со справочниками

Оценка по заданию.

30,31,32,33

34

Творческий проект. Профессии, которые я выбираю

Урок-практикум

5

Знать этапы творческого проекта

Понимать психологические особенности своей личности

Уметь защитить творческий проект

Этапы творческого проекта, защита творческого проекта

Определение профессиограммы, пути получения профессии, мед. противопоказания, интересы, склонности, способности человека

Беседа, составление профессиограммы

Работа по этапам выполнения творческого проекта

Защита творческого проекта

infourok.ru

Тема урока по ОПС "Предпринимательство как сфера профессиональной деятельности"

ОПС 9 класс

Урок 9

Тема: «Предпринимательство как сфера профессиональной деятельности»

Цели урока:

Образовательные:

обобщить базовые экономические понятия собственность и предпринимательство, рассмотреть организационно-правовые формы собственности, познакомиться с развитием предпринимательства в с. Канадей и проанализировать данные с помощью решения статистической задачи.

Развивающие:

способствовать выработке у школьников желания и потребности обобщения изучаемых фактов; развивать познавательную активность; готовить к исследовательской деятельности.

Воспитательные:

Воспитание у учащихся любви и гордости за земляков-предпринимателей. Формировать умение коллективного обсуждения информации и принятия решений в условиях ограниченности времени; воспитывать терпимое отношение к мнению других, умение слушать и слышать окружающих.

Методы, используемые на уроке: проблемное обучение; обучение в сотрудничестве; метод проектов.

Тип урока: урок изучения нового материала

Основные идеи урока: создание целостного мировоззрения, связь с деловой жизнью с.Канадей, анализ ситуации, активное участие учащихся в создании урока, повышение мотивации в обучении.

Межпредметные связи: экономика, алгебра, профессиональное самоопределение, основы предпринимательства, психология.

Материалы и оборудование: проектор, компьютер, презентации.

Ход урока

I. Организационный момент

Мы хотим начать свой урок с такого высказывания Карла Маркса:

“Успешная экономика зависит от быстрого увеличения количества богатых людей, от создания значительного класса таких людей, которые готовы рискнуть и уйти от легкой, удобной жизни, чтобы создать новое предприятие, выиграть огромную прибыль, и снова вложить ее в дело” “Капитал”.

II. Новая тема.

Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока … (формулировка темы и целей урока).

1. Мозговой штурм.

Запишите в тетрадях слова – ассоциации к слову собственность, предприниматель, предпринимательство.

Учитель:

2. В русском языке слово "предпринимательство" характеризует определенный вид деятельности; обозначая людей, занимающихся этой деятельностью.

Рыночные отношения порождают у многих граждан естественное стремление иметь “свое дело”, с помощью которого они приумножат свою собственность. В конечном итоге это приводит к появлению особого вида деятельности - предпринимательства.

В Законе РФ “О предприятиях и предпринимательской деятельности” сказано, что предпринимательство - это инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, осуществляемая на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность, направленная на получение прибыли. Статус предпринимателя приобретается только посредством государственной регистрации предприятия.

3. Давайте рассмотрим организационно-правовые формы предпринимательской деятельности

Презентация

Законодательная база.

Конституция РФ

В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

Право частной собственности охраняется законом.

Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Всеобщая декларация прав человека

Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими. Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества. Статья 17.

Учитель: Предпринимательство - это одна из важнейших форм проявления общественных отношений в условиях современного рыночного хозяйства. Оно способствует повышению материального и духовного потенциала общества, росту благосостояния. Общество пришло к пониманию того, что за предпринимательством будущее и поэтому создана и работает государственная программа поддержки малого бизнеса.

Основные типы организационно-правовых форм

Товарищество – это организационная форма предпринимательства. Объединение лиц, которые непосредственно принимают участие в работе фирмы. Капитал образуется за счет вкладов учредителей и называется уставным.

Хозяйственное общество – объединение капиталов. Его участники могут и не работать в фирме. Это коммерческая организация, уставный фонд которой формируется путем внесения своих долей.

Кооперативом - является добровольное объединение граждан (не менее пяти) и юридических лиц на основе членства, личного трудового участия в производственной (хозяйственной) деятельности и паевых взносов. Прибыль, получаемая кооперативом, распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием в деятельности кооператива.

Индивидуальное предпринимательство – это саамы простой и древний вид предпринимательства. Всеми средствами в этом случае владеет один собственник. Индивидуальный предприниматель обычно трудится сам, но вправе нанимать и дополнительных работников, заключая с каждым из них договор.

Государственные предприятия. Имущество предприятия и управление им полностью или частично находится в руках государства и его органов.

Государственные учреждения. Предприятия, которые преследуют внеэкономические цели (больницы, школы, общественные службы) и не участвуют в собственно рыночном обмене.

III. Предпринимательство в с.Канадей.

Презентация

Учитель: в последние годы динамично развивается малый бизнес, значение которого трудно переоценить в решении проблемы занятости населения, выполнении рынка качественными товарами и услугами, пополнении бюджетов всех уровней налоговыми доходами.

Приоритетные направления развития малого и среднего предпринимательства в с.Канадей:

  • переработка сельхозпродукции;

  • промышленное производство;

  • развитие инновационного и молодежного предпринимательства;

  • жилищно-коммунальное хозяйство;

  • развитие малого предпринимательства в сельской местности.

В течение 2008-2010 гг. достигается одна из задач реализации программы господдержки малого предпринимательства - улучшение структуры малого бизнеса. В последние два года при общем росте числа малых предприятий снижается доля торговли. В общем количестве малых предприятий их доля по видам деятельности составляет:

Познакомимся с различными формами предпринимательской деятельности в с.Канадей

IV. Закрепление

Учитель: Давайте попробуем применить полученные знания – составить и проанализировать статистическую задачу на основании данных.

Задание.

Сделайте выводы.

Предпринимательство в с.Канадей стабильно развивается, постоянно увеличивается. Приоритетными направлениями являются торговля и сфера услуг. Происходит динамичное повышение в сфере строительства, обрабатывающей промышленности.

V. Подведение итогов.

VI. Домашнее задание.

Собрать материал и подготовить презентации об известных предпринимателях каждого направления.

VII. Оценки за урок.

Приложение 1

Администрация муниципального образования

«Николаевский район» Ульяновской области

 

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

24 августа 2011 года                                                        № 730

 

Об утверждении Порядкапредоставления субсидий (грантов)начинающим субъектам малогопредпринимательства муниципального образования«Николаевский район» на открытие собственного дела

     В целях практической реализации механизмов финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства муниципального образования  «Николаевский район», во исполнение муниципальной целевой Программы развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальном образовании «Николаевский район» на 2011-2013 годы», утвержденной постановлением Администрации муниципального образования «Николаевский район» от 10.05.2011 №379 «Об утверждении районной целевой Программы «Развитие малого и среднего предпринимательства на территории муниципального образования «Николаевский район» Ульяновской области на 2011-2013 годы», постановляет:

     1.Утвердить Порядок предоставления субсидий (грантов) начинающим субъектам малого предпринимательства Николаевского района на открытие собственного дела согласно приложению.

     2.Признать утратившим силу постановление Администрации муниципального образования «Николаевский район» от 27.07.2010 №640 «Об утверждении Порядка предоставления субсидий (грантов) начинающим субъектам малого предпринимательства Николаевского района на открытие собственного дела».

    3.Настоящее постановление вступает в силу со дня опубликования.

    4.Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на начальника Управления экономического развития Администрации муниципального образования «Николаевский район» Л.Н.Пыренкову.

 

 

 

Глава Администрациимуниципального образования«Николаевский район»                                                      В.Н.Афиногентов

infourok.ru

ОБЖ 8 класс неблагоприятная обстановка ОПС

​​​8 класс урок 11

Дата____________ Учитель: Кущанов Э.Б.

Тема: Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке.

Цель: Сформировать у учащихся устойчивое убежде­ние в необходимости сохранять окружающую природную среду и беречь личное здоровье.Изучаемые вопросы:

  1. Расширение возможностей организма человека противо­стоять опасным факторам окружающей среды.

  2. Снижение вредного воздействия на организм человека неблагоприятных факторов окружающей среды.

  3. Формирование потребности в сохранении окружающей природной среды.

Оборудование: персональный компьютер, принтер, мультимедийный проектор, плакаты, электронное учебное пособие по ОБЖ, web-ресурсы, учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» А. Т. Смирнова, Б. О. Хренникова для 8 класса.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока:

I. Организационный момент. (2 мин.)

Преподаватель приветствует класс, преподаватель предлагает подготовиться к проверке домашнего задания.

II. Повторение изученного материала, проверка домашнего задания. (7 мин.)Преподаватель: сегодняшний урок посвящён правилам безопасного поведения в условиях неблагоприятной экологической обстановки. Но сначала давайте вспомним, что такое природная среда и каковы основные источники её загрязнения.Итак, что такое природная среда? (Природная среда – это совокупность объектов и систем окружающего мира, не созданных человеком).А каким, в основном, образом человек использует природную среду? Что при этом происходит? (Как источник ресурсов, при этом накапливаются различные отходы).Назовите понятие, которым определяют степень загрязнения окружающей среды.(ПДК – предельно допустимая концентрация. Определяет концентрацию вредного вещества, которая при длительном воздействии на организм не приводит к заболеваниям).Вспомним основные источники и загрязнители атмосферы. (Предприятия энергетики, промышленные предприятия, транспорт. Газообразные – оксиды углерода, серы, азота. Твёрдые (взвесь) – сажа, зола, пыль).Назовите основные источники и загрязнители почвы. (Отходы промышленности, содержащие тяжёлые металлы, например, ртуть, сельхозпредприятия, использующие различные химикаты, соединения свинца, содержащиеся в выхлопных газах транспортных средств, радиоактивные отходы промышленных и научно - исследовательских предприятий, а также возникающие при авариях на АЭС).Каким образом происходит загрязнение водной среды? Какие основные виды загрязнения вы знаете? (Основными загрязнителями водной среды являются нефтепродукты при аварийных розливах и естественных выходах в местах залегания. Также значительное загрязнение происходит из-за сброса промышленных отходов, стоков сельскохозяйственных химикатов, промышленных и бытовых стоков детергентов - синтетических моющих веществ. Ещё водные ресурсы подвергаются термическому загрязнению).К каким, в целом, последствиям ведёт загрязнение окружающей среды? Сделаем общий вывод. (Ухудшаются условия жизнедеятельности, растёт количество заболеваний, при дальнейшем росте загрязнения наша планета станет непригодной для жизни).

III. Изложение нового учебного материала. (20 мин.)Преподаватель: Мы пришли к выводу, что загрязнение окружающей среды может привести к катастрофическим последствиям для всей цивилизации. На сегодняшнем уроке мы подробнее рассмотрим механизмы воздействия на человека негативных факторов в условиях неблагоприятной экологической обстановки и определим правила безопасного поведения в таких условиях.Запишите в тетради дату и тему урока. Как вы уже знаете, экология – это наука о взаимоотношениях организмов с окружающей средой обитания. Поэтому изменения, происходящие в окружающей среде, непосредственно влияют на человека, на его здоровье. Под воздействием неблагоприятных факторов может произойти изменение информации, заложенной в генах, то есть, повлиять на наследственность, на будущие поколения. Этот про­цесс называется мутагенезом, он постоянно происходит в организме, но под контролем иммунной (защитной) системы организма. При нарастающем загрязнении окружающей среды мутагенез ускоря­ется и может выйти из-под контроля. Если это произойдет в клетке тела, то она может стать родоначальницей злокачественной опухоли. Этот процесс называют канцерогенезом. Если мута­ция произойдет в половой клетке или в клетке развивающегося заро­дыша, то такая клетка может привести к развитию у ребёнка наследственного заболевания или врожденного уродства.

Вещества и факторы, изменяющие нормальную структуру генов, носят название мутагенов. Запишите определение: Мутагены - это физические и химические факторы, вызывающие наследственные изменения - мутации. Мутагенным действием обла­дают различные излучения, например, рентгеновские и ультрафиолетовые лучи, токи

сверхвысокой частоты, например, излучение радиолокатора, микроволновой печи (при повреждённой защите), базовой станции сотовой связи, мобильного телефона, кинескопа телевизора. Мутагенным действием обладают многие химические вещества, содержащиеся в естественной природной среде и создаваемые в техносфере. При попадании в организм ни одно вещество не оказывает влияния на клетки организма само по себе, а всегда действует в совокупности с другими веществами и физическими факторами. В нашем организме постоянно протека­ют тысячи различных реакций. Поэтому, попав в организм, мутаген испытывает влияние множества ве­ществ - компонентов пищи, гормонов и так далее. Одни из них усиливают действие мутагена, другие умень­шают и даже исправляют поврежденный ген. Организм активно борется с мутагенами, стремясь уменьшить их вредное воздействие. Однако, при постоян­ном ухудшении экологической обстановки происходит снижение за­щитных свойств организма и его способности защищаться. Мутагены способ­ствуют образованию в организме так называемых свободных радикалов. Свобод­ные радикалы - соединения кислорода, очень активные молекулы, обладающие высокой способностью взаи­модействовать с другими молекулами. Свободные радикалы необходимы для нормального процесса обмена веществ и энергии в организме.

Если же их становится слишком много в организме, они начинают взаимодействовать не с теми молекулами, с которыми это необходимо для нормальной жизнедеятельности клет­ок. В результате клетки начинают неправильно работать, а из-за этого возникают разные заболевания (нарушения работы сердечнососудистой системы, центральной нервной системы, нарушение процессов пищеварения и онкологические заболевания). Учёные установили, что образование лишних свободных радикалов происходит при попадании в лёгкие вместе с воздухом выхлопных газов автомобилей, табачного дыма, мельчайших частиц асбестовой пыли, при облучении различными видами излучения. Организм обладает большими возможностями для борьбы со сво­бодными радикалами, но не бесконечными. Когда экологиче­ская обстановка ухудшается и уровень загрязнения окружаю­щей природной среды начинает стабильно превышать ПДК, то для усиления возможностей организма про­тивостоять этому ему необходима помощь, увеличение в организме веществ, которые помогали бы ему справиться с действием излишних свободных радикалов. Такие вещества называются антиоксидантами, то есть - препятствующие окислению.

К антиоксидантам относятся в частности, некоторые витамины и микроэлемен­ты. Из множества ан­тиоксидантов, содержащихся в продуктах и с помощью которых можно усилить защиту организма, особенно важны витамины А, С, Е.

Витамин А содержится в продуктах животного происхождения. Это - сливочное масло, яичный желток, печень, а также во многих растительных пищевых продуктах - морковь, шпинат, салат, петрушка, абрикос и ряд других, содержащие каротин.

В организме из каротина образуется витамин А. Он обеспечивает нормальный рост, участвует в образовании зритель­ных пигментов, нормализу­ет обменные процессы в коже, тканях печени и других органах.

Витамин Е содержится в зеленых частях растений, особенно в мо­лодых ростках злаков. Богаты витамином растительные масла - под­солнечное, хлопковое, кукурузное, арахисовое, соевое. Витамин Е препятствует образо­ванию в большом количестве опасных для организма свободных радикалов, нормализует обмен веществ мышечной ткани.Витамин С содержится в значительных количествах в продуктах растительного происхождения - плоды шиповника, капуста, черная смородина, лимоны, апельсины и другие фрукты и ягоды. Он участву­ют в окислительно-восстановительных процессах, свертывании крови, углеводном обмене и восстановлении тканей. Витамин С пре­дотвращает разрушение ферментов свободными радикалами, защищает от рака.Ферменты - биологические вещества, способные во много раз ускорять биохимические реакции.

Необходимо помнить - витамины усваиваются наиболее полно, если их употреблять в комплексе. При этом необходимо иметь в виду, что предпочтительнее наборы природных поливитаминов, встречающиеся в продуктах. Обратите внимание на набор наиболее доступных продуктов растительного происхождения, содержащих витамины А, Е, С.

К сожалению, значительного снижения уровня загрязнения окружаю­щей нас природной среды в ближайшем будущем вряд ли можно ожидать. Тем более важно снизить отрицательное влияние загрязнения на здоровье человека, изменяя образ жизни, повышая общую культуру в области экологической безопасности.Однако вы устали и прежде чем мы перейдём к определению правил, давайте проведём физкультминутку.Физкультминутка (2 мин).Несложные упражнения, которые вы сейчас выполнили, кстати, являются частью правил безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановки и входят в одно из направлений. Итак, первое - усиление возможностей организма противостоять различным опасным для здоровья ве­ществам и факторам окружающей среды, которое можно достичь за счет увеличения в ежедневном пищевом рацио­не продуктов, содержащих витамины А, С и Е. Занятия на свежем воздухе физкультурой или спортом, вообще, высокая двигательная активность. Второе направление - посильный вклад в сохранение окружающей природной среды. Для этого, прежде всего, необходимо сформировать в себе потребность и личную ответственность за сохранение окружающей природной среды, а начинать надо с твоего дома, улицы и деревни, в которой ты живёшь. По­смотрите внимательно на среду, непосредственно окружающую нас. Пластиковые бутылки, банки из-под пива, бытовые отходы всюду. И всё это - дело наших рук! Похоже, мы привыкли жить в своих отходах, но пора понять, что наше здоровье напрямую зависит от чис­тоты дома, наших улиц и городов.

Культура экологической безопасности начинается с выработки в себе внутренних запретов разбрасывать отходы своей жизнедея­тельности вокруг.Кроме привычки поддерживать доступными способами чистоту окружающей среды, необходимо воспитывать в себе экономное отношение в расходовании в быту электроэнергии, воды и газа. Это тоже способствует сохранению окружающей природной сре­ды, так как если снижается потребление, то снижается производ­ство, а значит, и выбросы.Третье направление - это умение в повседневной жизни из­бегать мест, где концентрация вредных веществ превышает установ­ленные нормы, либо мест и компаний, где курение, употребление алкоголя и наркотиков считается нормой поведения. О том, что это наносит непоправимый вред здоровью, слышали все. Беда в том, что в настоящее время сформировался несвойст­венный здоровому человеку стиль поведения. Запомните! Начать курить, употреблять алкоголь или наркотики очень просто, бросить - почти невозможно! Ещё следует помнить, что чем меньше вы проводите времени у те­левизора или за компьютером, тем лучше. Конечно, каждый человек волен выбрать свой стиль поведения сам, но в то же время каждому придется расплачиваться своим здоровьем за неверный выбор.К тому же, здоровье каждого из нас – это часть здоровья всего общества и нашей родной страны. Если вы прониклись чувством ответственности за сохранение окру­жающей среды, постарайтесь в этом убеждать окружающих. Это необ­ходимо для того, чтобы сохранить нашу планету Земля не только для нас самих, но и для будущих поколений.IV. Закрепление изученного материала. (9 мин.)Преподаватель: У кого есть вопросы по материалу урока? (отвечает на вопросы учащихся). А теперь предлагаю проверить полученные вами на этом уроке знания. Сейчас вы выполните небольшое тестовое задание. Каждый из вас ответит на несколько вопросов – выберет из предложенных вариантов ответа правильный.1. Как называются вещества, вызывающие наследственные изменения?а) витамины б) мутагены в) ферменты2. Какую роль выполняют в организме человека антиоксиданты?а) ускоряют биохимические процессы б) защищают от излишних свободных радикалов в) помогают переваривать пищу3. Чем являются для организма витамины А, Е, С?а) антиоксидантами б) канцерогенами в) ферментами4. Употребление каких продуктов питания расширяет защитные воз­можности организма при неблагоприятной экологической обста­новке?а) овощей б) шоколада в) чипсов

5. Что, по вашему мнению, принесёт наибольший урон здоровью?а) компьютерные игры б) недосыпание в) курениеV. Подведение итогов урока. (3 мин.)Преподаватель: Итак, на сегодняшнем уроке мы познакомились с правилами, соблюдение которых поможет сохранить здоровье при неблагоприятной экологической обстановке.

Преподаватель оценивает работу учащихся на уроке, выставляет в классный журнал и дневники оценки.VI. Домашнее задание. (2 мин.)

Изучите § 4.2, начертите в рабочей тетради таблицу со страницы 86.

Подберите для себя набор продуктов, в которых присутст­вуют витамины А, С, Е. Попросите родителей продумать вместе с вами, как разум­но внедрить их в рацион. Свои выводы запишите в дневник безопасности.

multiurok.ru

Информация для урока ОПС "Я буду помогать людям"

Батюкова Юлия Николаевна

педагог – психолог многопрофильного лицея

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

г. Димитровграда Ульяновской области

Основы профессионального самоопределения

9 класс

Тема урока: Востребованные профессии в Ульяновской области

Я БУДУ ПОМОГАТЬ ЛЮДЯМ

Информация для проведения урока

(Анкетирование в приложении)

  1. Ознакомьтесь с текстом. Организуйте выпуск спец газеты на тему «Рак – чума XXI века» (использование дополнительной литературы приветствуется).

Среди старшеклассников было проведено анкетирование (2013 год) «Чем ты будешь заниматься после окончания этого учебного года?» В котором, на вопрос: «Какие профессии, по твоему мнению, наиболее востребованы на рынке труда в городе Ульяновске, Ульяновской области настоящее время?; Выбрал ли ты профессию?» Подавляющее число ответов – врач – онколог, радиолог, эндокринолог.

Рак справедливо назван чумой XXI века. В России от рака умирает порядка 300 000 человек, на учете находятся 2,5 миллиона человек. Но современная онкология постоянно находится в развитии, появляются все новые и новые методы борьбы с раковыми опухолями.  В настоящее время для лечения рака успешно применяются хирургическое лечение, химиотерапия и лучевая терапия. [11]

  1. * Для работы группы учащихся: подготовить исследовательский фильм-размышление «Радиация вокруг»

Кто такой радиолог?

Радиолог - врач, прошедший специализацию в области диагностики и лечения заболеваний методами медицинской радиологии и лучевой терапии. Радиолог проводит радиодиагностические и радиотерапевтическиe процедуры в целях сохранения и улучшения здоровья людей и предупреждения различных заболеваний, которые ранее приводили к смерти. Радиологи работают в лечебных учреждениях больничного и поликлинического типов в диагностических отделениях, в онкоцентрах.

Достижения в области физики атомного ядра оказывают очень большое влияние на развитие почти всех отраслей человеческого знания. Овладение атомной энергией дало в руки ученых самых разнообразных специальностей новые средства и способы научного исследования. Неизмеримо выросли возможности научного познания. Научная медицина с самого своего зарождения черпает в физике и химии новые идеи и средства для предупреждения болезней и борьбы с ними. Стоит напомнить, например, что открытие в конце прошлого века рентгеновских лучей привело к тому, что теперь без рентгеновского аппарата не обходится даже небольшое лечебное учреждение. Исключительное значение имеет для медицины использование атомной энергии. Эта отрасль науки обогатилась новыми, весьма ценными методами изучения жизненных процессов, диагностики и лечения болезней.

Областью массового использования радионуклидов является ядерная медицина. На ее нужды расходуется более 50 % годового производства радионуклидов во всем мире. Как известно, в состав живого организма входят, помимо 5 основных элементов (кислорода, водорода, углерода, азота и кальция), еще 67 элементов периодической системы Менделеева, поэтому в настоящие время трудно представить клинику у нас или за рубежом, в которой при установлении диагноза заболевания не использовались бы различные радиоактивные препараты и меченные ими соединения. Радионуклиды применяются в ядерной медицине в основном в виде радиофармацевтических препаратов (РФП) для ранней диагностики заболеваний различных органов человека и для целей терапии. Радиофармацевтическим препаратом (РФП) называется химическое соединение, содержащие в своей молекуле определенный радиоактивный нуклид, разрешенное для введения человеку с диагностической или лечебной целью. Отличительной особенностью диагностического РФП при этом является отсутствие фармакологического эффекта. Облучение в медицине направлено на исцеление больного.

Одной из важнейших задач, стоящих перед разработчиками РФП, является снижение доз облучения пациентов во время проведения различных исследований с использованием радионуклидов, то есть выбор таких радионуклидов и меченных ими соединений, применение которых позволяет получать необходимую диагностическую информацию при минимально возможных дозах облучения пациентов.

Систематически радионуклиды для медицинских целей стали применять с начала 40-х годов. Именно тогда была установлена строгая закономерность распределения радиоактивного йода при различных патологических состояниях щитовидной железы. В дальнейшем, использование соединений, меченных радиоактивными нуклидами, позволило определить локализацию и размеры первичных опухолей, выявить распространение опухолевых процессов, контролировать эффективность лекарственного лечения. Благодаря большому разнообразию радионуклидов и меченных ими препаратов в настоящее время можно изучать практически любую физиологическую и морфологическую системы организма человека: сердечно-сосудистую и кроветворную, мочевыделительную и водно-солевого обмена, дыхательную и пищеварительную, костную и лимфатическую и т.п.[7]

 

Радионуклидная диагностика

Радионуклидная диагностика – один из видов лучевой диагностики, основанный на внешней радиометрии излучения, исходящего из органов и тканей после введения радиофармацевтических препаратов непосредственно в организм пациента. Это метод функциональной визуализации, позволяющий качественно и количественно оценить наличие функционирующей ткани в исследуемом органе. Особенности технологий ядерной медицины - распознавание патологического процесса на молекулярном уровне, в ряде случаев на доклинической стадии. Технологии радионуклидной диагностики являются функциональными и физиологичными (т.е. не влияющими на течение нормального или патологического процесса жизнедеятельности органа и системы, который они отражают).

Помимо диагностики, ядерная медицина выполняет лечебные функции. Она эффективно используется при лечении некоторых видов рака (лимфомы), раковых болей в костях и базедовой болезни (с использованием радиоактивного йодина). Количество радиоактивного материала, используемого в ядерной медицине, очень мало, поэтому риск облучения не превышает риска от обычной рентгеноскопии.

Обратите внимание!!

Один из самых ранних случаев ядерной медицины относится к 1946г., когда для исследования щитовидной железы в составе т.н. "атомного коктейля" был впервые применен радиоактивный йод. Радиация уничтожила раковые клетки!

Применение радионуклидов в медицине

Широкомасштабное применение радионуклидов в медицине началось в середине XX в., поначалу оно ограничивалось использованием

излучателя 131I для лечения рака щитовидной железы. Сейчас радионуклиды широко применяют как в медицинской диагностике, так и для терапии, в основном онкологических заболеваний. В первом случае радионуклид играет роль радиоактивной метки, во втором — его излучение поражает злокачественные новообразования. Поэтому применимость радионуклида определяется прежде всего его ядерно-физическими свойствами — типом и энергией излучений и периодом полураспада. Однако распределение радионуклида в организме, а значит, и эффективность в качестве медицинского препарата определяется его химической формой.

Йод оказался практически единственным элементом, применимым в простой химической форме. Многие современные радиофармпрепараты (РФП) представляют собой соединения, состоящие из нескольких различных по назначению структурных фрагментов.

Количество вводимого препарата, как правило, крайне невелико, поэтому воздействие его на организм определяется исключительно излучением входящего в состав радионуклида, а биологическим действием собственно биомолекулы можно пренебречь.

Радионуклиды, испускающие электроны и альфа-частицы, используют для терапии онкологических заболеваний, поскольку корпускулярное излучение имеет высокую линейную передачу энергии и разрушает опухоль; позитронные эмиттеры и радионуклиды, испускающие преимущественно гамма-излучение, применяют для диагностики: по гамма-излучению восстанавливают распределение радионуклида в организме.

В медицине применяют радионуклиды с небольшими периодами полураспада (от минут до нескольких дней), чтобы ограничить облучение здоровых органов и тканей. В особенности это касается диагностических радионуклидов — ведь после завершения сканирования присутствие радионуклида в организме становится нежелательным.

Радионуклидная диагностика представлена двумя основными методами — однофотонная томография и позитронно эмиссионная томография. Гамма - излучающий радионуклид в форме соответствующего препарата вводится в организм, затем распределяется по органам и тканям в соответствии со своими свойствами. Излучение радионуклида регистрируется системой детекторов томографа, по пространственному распределению зарегистрированных квантов реконструируется картина распределения вещества в организме. В отличие от многих других методов, таких как магнитнорезонансная или рентгеновская компьютерная томография, радионуклидная диагностика позволяет не только визуализировать внутренние органы, но и исследовать в реальном времени их функционирование. Радионуклидную диагностику можно рассматривать как дистанционный биохимический анализатор. Зачастую это практически единственный метод оценки эффективности проведенного лечения, поскольку позволяет выявить свойства того или иного злокачественного образования.

Для однофотонной томографии желательно, чтобы излучение было относительно мягким, примерно 100–300 кэВ, и чтобы при распаде испускалось как можно меньше других излучений, чтобы уменьшить нагрузку на организм. По этим параметрам идеально подходит 99mTc (получают из 99Mo): у него оптимальный период полураспада (6 ч), он испускает преимущественно мягкое излучение. Еще один важный плюс 99mTc: он может быть получен в генераторе. Поэтому около 80% современных РФП — препараты на основе 99mTc. Технеций получают облучением в реакторе урана и поставляют в клиники в виде генераторов 99Mo/99mTc, которые можно использовать примерно в течение двух недель. Основная проблема связана с надежностью поставок генераторов.

Терапевтическое действие ядерных излучений основано на их способности убивать раковые клетки. Сейчас в радиотерапии в основном применяют излучатели, среди которых 131I, 177Lu можно отнести к низкоэнергетическим (получают в НИИАР). Среди низкоэнергетических излучателей наиболее широко применяется 131I.

Кто такой эндокринолог?

Эндокринолог — врач, получивший специализацию по вопросам диагностики, профилактики и лечения патологии эндокринной системы в интернатуре, ординатуре или на кафедре института последипломного образования врачей.

Эндокринология: основные подразделы

В эндокринологии, как и в ряде других областей медицины, выделяют смежные подразделы, которые также имеют непосредственное к ней отношение. Сюда относятся:

Детская эндокринология. В данном случае речь идет о разделе эндокринологии, который касается проблем, возникающих с половым развитием и ростом, в том числе и с патологиями, с этими проблемами связанными. Как понятно из определения, конкретные проблемы рассматриваются в пределах возрастной группы, в которую входят дети и подростки.

Диабетология. Подразумевает под собой раздел эндокринологии, который посвящен диагностированию, лечению и определению профилактических мер относительно проблемы в виде сахарного диабета, а также осложнений, которые приобретают актуальность при этой патологии. Учитывая ряд новейших открытий, касающихся изучения сахарного диабета, диабетология перешла за рамки ранее занимаемой позиции в медицине, став, тем самым, самостоятельной дисциплиной. Отметим также, что сахарный диабет сам по себе является крайне сложным заболеванием в хронической форме течения, требующим соответствующего отделения его в медицинской сфере, а также лечения, определенным образом для него разработанного.

Какие органы лечит эндокринолог?

Деятельность эндокринолога касается следующих органов:

гипоталамус;

щитовидная железа;

гипофиз;

поджелудочная железа;

надпочечники;

шишковидное тело.

  1. Ознакомьтесь с текстом. Напишите эссе, опираясь на прочитанный материал, смогли бы Вы работать онкологом. Если да, то, с какими трудностями Вам пришлось бы столкнуться? Если нет, то почему? Есть ли у Вас личностные качества, которые наоборот помогли бы Вам добиться успеха в данной профессии.

Кто такой онколог?

Онколог – врач, получивший специализацию по вопросам диагностики, профилактики и лечения онкологических заболеваний.

Онкология – раздел медицины, посвященный лечению злокачественных опухолей, т.е. рака.разрабатывает методы лечения, которыми затем пользуются врачи-онкологи.Без этих знаний и разработок качественное лечение невозможно.Злокачественная опухоль может коснуться практически любого органа, а для её лечения применяется множество методик. Поэтому лечением онкологических заболеваний занимаются врачи разных направлений: отоларингологи, проктологи, сосудистые хирурги, дерматологи и пр., связавшие свою карьеру с онкологией.Специальность врач-онколог – одна из самых сложных в медицине.Во-первых, она требует обширных знаний и умений, потому что рак многолик, подкрадывается незаметно, сопротивляется лечению и стремится распространиться по организму.

Во-вторых, рак – заболевание трагическое. Несмотря на успехи медицины, люди продолжают умирать от злокачественных опухолей. Каждый врач-онколог знает, что кого-то из своих пациентов он вылечить не сумеет: кому-то диагноз поставлен слишком поздно, а кому-то просто не повезло, и его вид рака особенно трудно лечится, а кто-то сдался и отказывается от лечения сам.

Онкология – серьезная проблема. Не только врачи должны её решать. И когда-нибудь наука научится побеждать любой рак.

Применение ядерных технологий для лечения разных форм рака дают эффективные результаты. И сегодня онкологи считают, что за пациента можно и нужно биться до конца.Рабочее место (онколог, радиолог, эндокринолог)

Профессия онколог позволяет работать в онкологических отделениях больниц, специализированных онкологических центрах, онкологических   научно-исследовательских институтах.

Важные качества для онколога, радиолога и эндокринолога: Вышеперечисленные профессии предполагают высокую степень ответственности, решительности и стремления помогать людям. А также хорошую память, научный склад ума, стрессоустойчивость, чуткие пальцы, хорошую мелкую моторику.Нарушения зрения или слуха (если их нельзя скорректировать очками или аппаратом) являются помехой в такой работе.

Знания и навыки

Врач-онколог, врач-эндокринолог, радиолог должен знать причины и течение (онкологических, эндокринологических) заболеваний, их симптомы, знать методы обследования и методики лечения.Глубина познаний тех или иных методик зависит от специализации.Также онколог, эндокринолог, радиолог должен понимать психологию больных, уметь найти общий язык с каждым из них, чтобы внушить уверенность и волю к борьбе с болезнью.

Где учат

Чтобы получить профессию онколога, эндокринолога, радиолога нужно окончить высшее учебное заведение и пройти послевузовскую подготовку по специальности.

infourok.ru

Информация для урока ОПС Я буду помогать людям

Батюкова Юлия Николаевна педагог – психолог многопрофильного лицея муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения г. Димитровграда Ульяновской области Основы профессионального самоопределения 9 класс Тема урока: Востребованные профессии в Ульяновской области Я БУДУ ПОМОГАТЬ ЛЮДЯМ Информация для проведения урока (Анкетирование в приложении) Ознакомьтесь с текстом. Организуйте выпуск спец газеты на тему «Рак – чума XXI века» (использование дополнительной литературы приветствуется). Среди старшеклассников было проведено анкетирование (2013 год) «Чем ты будешь заниматься после окончания этого учебного года?» В котором, на вопрос: «Какие профессии, по твоему мнению, наиболее востребованы на рынке труда в городе Ульяновске, Ульяновской области настоящее время?; Выбрал ли ты профессию?» Подавляющее число ответов – врач – онколог, радиолог, эндокринолог. Рак справедливо назван чумой XXI века. В России от рака умирает порядка 300 000 человек, на учете находятся 2,5 миллиона человек. Но современная онкология постоянно находится в развитии, появляются все новые и новые методы борьбы с раковыми опухолями.  В настоящее время для лечения рака успешно применяются хирургическое лечение, химиотерапия и лучевая терапия. [11] * Для работы группы учащихся: подготовить исследовательский фильм-размышление «Радиация вокруг» Кто такой радиолог? Радиолог - врач, прошедший специализацию в области диагностики и лечения заболеваний методами медицинской радиологии и лучевой терапии. Радиолог проводит радиодиагностические и радиотерапевтическиe процедуры в целях сохранения и улучшения здоровья людей и предупреждения различных заболеваний, которые ранее приводили к смерти. Радиологи работают в лечебных учреждениях больничного и поликлинического типов в диагностических отделениях, в онкоцентрах. Достижения в области физики атомного ядра оказывают очень большое влияние на развитие почти всех отраслей человеческого знания. Овладение атомной энергией дало в руки ученых самых разнообразных специальностей новые средства и способы научного исследования. Неизмеримо выросли возможности научного познания. Научная медицина с самого своего зарождения черпает в физике и химии новые идеи и средства для предупреж

weburok.com