Директор по информационным технологиям. По ит


Классификация ИТ

2. Классификация информационных технологий.

Информационные технологии в настоящее время можно классифицировать по ряду признаков (рис.3.1), в частности по:

• способу реализации в АИС;

• степени охвата задач управления;

• классу реализуемых технологических операций;

• типу пользовательского интерфейса;

• способу построения сети ЭВМ;

• обслуживаемым предметным областям.

По способу реализации ИТ в АИС выделяют:

Традиционные ИТ существовали в условиях централизованной обработки данных, до массового использования ПЭВМ, и были ориентированы, главным образом, на снижение трудоемкости при формировании регулярной отчетности. Новые информационные технологии связаны с информационным обеспечением процесса управления в режиме реального времени.

Новая информационная технология — технология, которая основывается на применении компьютеров, активном участии пользователей (непрофессионалов в области программирования)в информационном процессе; высоком уровне дружественного пользовательского интерфейса; широком использования пакетовприкладных программ общего и проблемного назначения, возможности для пользователя доступа к удаленным базам данных и программам благодаря вычислительным сетям ЭВМ.

По степени охвата ИТ задач управления выделяют:

  • электронная обработка данных;

  • автоматизация функций управления;

  • поддержка принятия решения;

  • электронный офис;

  • экспертная поддержка.

Электронную обработку данных, когда с использованием ЭВМ ведется обработка данных, без пересмотра методологии и организации процессов управления, решаются отдельные экономические задачи, обеспечивающие частичную автоматизацию управленческой деятельности. Во втором случае вычислительные средства, включая супер-ЭВМ и ПЭВМ, используются для автоматизации функциональных задач управления, формирования регулярной отчетности и работы в информационно-справочном режиме для подготовки управленческих решений. Сюда могут быть отнесены и ИТ поддержки принятия решений. Они предусматривают широкое использование экономико-математических методов, моделей и ППП для аналитической работы и формирования прогнозов, составления бизнес-планов, обоснованных оценок и выводов по изучаемым процессам производст­венно-хозяйственной практики. К названной группе относятся и широко внедряемые в настоящее время ИТ, получившие названия электронного офиса и экспертной поддержки решений. Эти два варианта ИТ ориентированы на использование последних достижений в области интеграции новейших подходов к автоматизации работы специалистов и руководителей. Создание для них наиболее благоприятных условий выполнения профессиональных функций, качественного и своевременного информационного обслуживания с помощью полного автоматизированного набора управленческих процедур, реализуемых в условиях конкретного рабочего места и офиса в целом.

Электронный офис предусматривает наличие интегрированных пакетов прикладных программ, включающих специализированные программы и информационные технологии, обеспечивающие комплексную реализацию задач предметной области. В настоящее время все большее распространение приобретают электронные офисы, оборудование и сотрудники которых могут размешаться не в одном помещении. Необходимость работы с документами, материалами, базами данных конкретной организации или учреждения в домашних условиях, в гостинице и в транспортных средствах привела к появлению ИТ виртуальных офисов. Такие ИТ основываются на работе локальной сети, соединенной с территориальной или глобальной сетью. Благодаря этому абонентские системы сотрудников учреждения, независимо от того, где они находятся, оказываются включенными в общую для них сеть.

Информационные технологии экспертной поддержки составляют основу автоматизация труда специалистов-аналитиков. Эти работники кроме аналитических методов и моделей для исследования складывающихся в рыночных условиях ситуаций по сбыту продукции, услуг, финансового положения предприятия, фирмы, финансово-кредитной организации вынуждены использовать накопленный и сохраняемый в системе опыт оценки ситуаций, т.е. сведения, составляющие базу знаний в конкретной предметной области. Обработанные по определенным правилам сведения позволяют подготавливать обоснованные решения для поведения на финансовых и товарных рынках, вырабатывать стратегию в областях менеджмента и маркетинга.

По классу реализуемых технологических операций:

  • работа с текстовым редактором и табличным процессором;

  • работа с СУБД;

  • работа с графическими объектами;

  • мультимедийные системы;

  • гипертекстовые системы.

Здесь ИТ рассматриваются по существу в программном аспекте. Особенности и применение приведенных в классификации технологий детально изучаются в курсе «Информатика».

По типу пользовательского интерфейса можно рассматривать:

  • пакетные;

  • диалоговые;

  • сетевые.

Пакетная ИТ исключает возможность пользователя влиять на обработку информации пока она воспроизводится в автоматическом режиме. Это объясняется организацией обработки, которая основана на выполнении программно заданной последовательности операций над заранее накопленными в системе и объединенными в пакет данными.

В отличие от пакетной, диалоговая ИТ предоставляет неограниченную возможность пользователю взаимодействовать с хранящимися в системе информационными ресурсами в реальном масштабе времени, получая при этом всю необходимую информацию для решения функциональных задач и принятия решений.

Интерфейс сетевой ИТ предоставляет пользователю средства теледоступа к территориально распределенным информационным и вычислительным ресурсам благодаря развитым средствам связи, что делает такие ИТ повсеместно широко используемыми и многофункциональными.

По способу построения сети:

  • ИТ локальных сетей;

  • ИТ распределенных сетей;

  • ИТ глобальных сетей;

  • ИТ многоуровневых сетей.

Все данные информационные технологии ориентированы на технологическое взаимодействие совокупности объектов, образуемых устройствами передачи, обработки, накопления, хранения и защиты данных, и представляют собой интегрированные компьютерные системы обработки данных большой сложности практически неограниченных эксплуатационных возможностей.

По обслуживаемым предметным областям:

  • ИТ бухгалтерского учета;

  • ИТ банковской деятельности;

  • ИТ налоговой деятельности;

  • ИТ страховой деятельности и др.

Деятельность работников сферы управления (бухгалтеров, специалистов кредитно-банковской системы, менеджеров, маркетологов и т.д.) в настоящее время ориентирована на использование развитых информационных технологий.

studfiles.net

Ответы на билеты по ит

  1. Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей её формы — знаний.

Теории информационного общества:

  1. Теория единого индустриального общества Р. Арона

  2. Концепция «стадий экономического роста» У. Ростоу

  3. Концепция нового индустриального общества Дж. Гэлбрейта

  4. Теория постиндустриального общества Д. Белла

  5. Теория сверхиндустриального общества Э. Тоффлера

  6. Теория информационного общества Е. Масуда

  7. Современная телекоммуникационная теория Диметрия

Черты информационного общества:

  1. увеличение роли информации, знаний и информационных технологий в жизни общества;

  2. возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг, рост их доли в валовом внутреннем продукте;

  3. нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ;

  4. создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах;

  5. развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей;

Формирование и развитие информационного общества в России будет активно способствовать повышению качества жизни граждан, развитию экономической, социально-политической сферы жизни общества, совершенствованию системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.

Для формирования информационного общества необходимо:

  • Формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на её основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информационных технологий.

  • Совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной среде.

В качестве основного направления реализации стратегии развития информационного общества должно выступать формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на её основе качественных услуг в сфере информационных технологий и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий. В основном это касается создания инфраструктуры доступного широкополосного доступа на всей территории России, формирования единого информационного пространства, реализации системы общественных центров доступа населения к государственным информационным ресурсам. Так же стратегия предусматривает расширение использование телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения, в т.ч. дистанционного образования.

  1. Экономическая информация – это информация, отражающая и обслуживающая процессы производства, распределение, обмена и потребления материальных благ. Более строго: экономическая информация – это объективизированное воплощение – с помощью знаков и сигналов – знаний о материальных, трудовых и стоимостных аспектах, воспроизводимых в экономике процессов, устраняющих неопределенность в отношении исходов этих процессов.

Экономическая информация служит инструментом управления и одновременно она принадлежит к его элементам. Её необходимо рассматривать как одну из разновидностей управленческой информации, которая обеспечивает решение задач организационно-экономического управления народным хозяйством.

Виды информации:

1.графическая или изобразительная

2.звуковая (акустическая)

3.текстовая

4.числовая 

5.видеоинформация

Свойства информации:

  1. Объективность

  2. Достоверность

  3. Полнота

  4. Точность

  5. Актуальность

  6. Полезность (ценность)

  1. Информационный процесс — процесс получения, создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и использования информации.

    1. Сбор:

Сбор информации — это деятельность субъекта, в ходе которой он получает сведения об интересующем его объекте.

    1.  Передача: В процессе передачи информации обязательно участвуют источник и приемник информации: первый передает информацию, второй ее получает. Между ними действует канал передачи информации - канал связи. 

    2. Обработка: Обработка информации - преобразование информации из одного вида в другой, осуществляемое по строгим формальным правилам. 

    3. Накопление:

Накопление информации — это процесс формирования исходного, несистематизированного массива информации. 

4. Информационная технология — это процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления. Цель информационной технологии — производство информации для ее. анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.

Новая информационная технология — это информационная технология с «дружественным» интерфейсом работы пользователя, использующая персональные компьютеры и телекоммуникационные средства.

Виды информационных технологий:

  1. ИТ обработки данных.

  2. ИТ управления.

  3. Автоматизация офиса.

  1. ИТ обработки данных. Необходимы для того, чтобы решить задачи, которые имеют определенные необходимые данные, алгоритмические и другие процедуры их обработки. Данные технологии используются, зачастую, персоналом невысокой квалификации с целью автоматизации постоянно повторяющихся рутинных процессов однообразной деятельности. Они позволяет обрабатывать базы данных, составлять отчеты деятельности и получать ответы на любые запросы деятельности, подтверждая их документально. Основными их компонентами являются сбор, обработка и хранение данных, а также создание отчетов. 2. ИТ управления. Цель данного вида технологий – удовлетворение информационных потребностей каждого профессионального работника, который принимают управленческие решения. Они применяются в среде информационной системы управления и необходимы для обработки данных, которые обрабатываются с помощью специальных информационных средств. Они решают такие функции, как оценка будущего состояния деятельности объекта, оценка отклонений полученного результата от плановых показателей, выявление причин, повлиявших на отклонение, анализ возможных мероприятий. С помощью данных технологий формируются регулярные, специальные, суммирующие, сравнительные и чрезвычайные отчеты. 3. Автоматизация офиса. Призвана дополнять существующую систему коммуникаций персонала, способствует рациональной авторизации управленческого труда и обеспечивают персонал необходимой информацией, поддерживает коммуникационные процессы как внутри компании, так и с внешней средой с помощью компьютерных сетей и других компонентов. К основным компонентам относят базу данных, текстовый процессор, электронную почту и аудиопочту.

studfiles.net

Краткий словарь терминов по информационным технологиям

скачать Краткий словарь терминов

по информационным технологиям

Алгоритм — совокупность четко сформули­рованных правил, определяющих последова­тельность решения тех или иных задач за конеч­ное число шагов.

Аппаратные средства — электронное и ме­ханическое оборудование в компьютерной тех­нике (в отличие от компьютерных программ). В обиходе аппаратные средства порой называют "компьютерное железо".

АРМ — автоматизированное рабочее место, оснащенное комплексом устройств, позволяю­щих автоматизировать часть выполняемых ра­ботником производственных операций. Основу любого АРМ составляет компьютер.

База данных — совокупность больших объ­емов (массивов) информации, хранение и обра­ботка которых осуществляются с помощью ком­пьютерной техники.

Байт — наименьший элемент компьютерной памяти объемом 8 бит.

Бит — минимальная единица информации, принимающая значение 0 или 1.

Блок-схема — графическое описание алго­ритма, выполняемое с помощью геометрических фигур.

Браузер — компьютерная программа, пред­назначенная для работы с ресурсами сети Ин­тернет (WWW — всемирной расширяемой се­тью). Средство навигации и просмотра Интер­нет-ресурсов. Наиболее популярные браузеры: Internet Explorer и Netscape Navigator.

Буфер — рабочая область оперативной па­мяти компьютера, используемая для кратковре­менного хранения информации.

Быстродействие компьютера (производи­тельность) — количество элементарных опера­ций типа сложения, вычитания, пересылки и т.п., выполняемых за 1 с.

Видеокарта (видеоадаптер, видеоплата) — электронное устройство, обеспечивающее вывод цифровой информации — графического изоб­ражения и текста — из компьютера на монитор.

Видеопамять — составная часть электрон­ного компьютерного устройства (видеоадаптера), которая служит для хранения видеоизобра­жения.

Виртуальная реальность — новая техноло­гия опосредованного информационного взаи­модействия, реализуемая с помощью комплекса мультимедиасредств. У оператора возникает ил­люзия присутствия и взаимодействия с экран­ным стереоскопическим миром, созданным спе­циально написанными и представленными с по­мощью электронной техники и средств инфор­мационных технологий компьютерными про­граммами.

Вирус (компьютерный) — специально напи­санная компьютерная программа, которая может создавать свои копии, сохраняющие способ­ность дальнейшего распространения (необяза­тельно полностью совпадающие с оригиналом), и внедрять их в другие программы, файлы, сис­темные области компьютера, компьютерные сети и т.п. в основном с целью нарушения их нор­мальной работы или повреждения. Термин впер­вые появился в 1984 г., хотя сами вирусы были созданы значительно раньше.

Всемирная расширяемая сеть - WWW (World Wide Web) — совокупность мощных компьютер­ных ресурсов сети Интернет, на которых находит­ся постоянно обновляемая мультимедиаинформация, связанная между собой гипертекстовыми ссылками. Всемирная расширяемая сеть позво­ляет осуществлять поиск, получение новой и представление собственной информации в Ин­тернете. WWW открывает огромные возможности как по объему и видам представления информа­ции, так и по массовому приобщению людей к всемирным информационным ресурсам.

Вычислительная техника — совокупность технических устройств, предназначенных для работы с большими объемами информации; си­ноним понятия "компьютерная техника".

Генератор случайных чисел — возможность компьютера (аппаратная или программная), поз­воляющая генерировать (создавать) случайную, непредсказуемую последовательность вывода информации на экран монитора. Гиперссылка — информационная ссылка, построенная по цепному (иногда иерархическо­му или сетевому) принципу, которая позволяет переходить на различные уровни информации в различных ее видах и в различной степени по­дробности по желанию пользователя.

Гипертекст — текст, имеющий гиперссылки, которые обычно выделены как фрагменты этого текста или отдельные его слова.

Графический планшет — устройство плос­кой формы для создания и редактирования ри­сунков, а также для черчения, рисования и элек­тронного дизайна, используемое вместе со спе­циальными компьютерными программами (гра­фическими приложениями). Перемещение спе­циального указателя по поверхности графичес­кого планшета ведет к воспроизведению соот­ветствующих изображений на мониторе.

Графопостроитель — устройство вывода данных на бумагу в графическом виде.

Данные — информация, используемая ком­пьютером.

Джойстик — игровой манипулятор с кнопка­ми, предназначенный для игр или учебных симуляторов; различается по форме и функциям.

Диалог — режим взаимодействия пользова­теля с компьютером (см. интерактивный режим).

Дигитайзер — см. графический планшет.

Диск — устройство для хранения информа­ции и работы с ней (носитель информации) с магнитным или другим покрытием. Может быть встроен в аппаратную часть компьютера (см. же­сткий диск).

Дисковод — устройство для работы с дис­ком, считывающее, стирающее и записывающее информацию на диск.

Дисплей — см. монитор.

Дистанционное обучение — целенаправлен­ный процесс интерактивного взаимодействия обучаемых и обучающих между собой на основе использования информационных и коммуника­ционных технологий, не привязанный к располо­жению взаимодействующих в пространстве и времени и реализуемый с применением мульти-медиатехнологий по специальным дидактичес­ким системам.

Драйвер —специальная программа для обеспечения взаимодействия компьютера с уст­ройствами, подключаемыми к нему; например, драйвер принтера, драйвер клавиатуры и т.п.

Емкость памяти — максимальный объем хранимой информации, измеряемой в байтах, килобайтах, мегабайтах, гигабайтах и т.д.

Жесткий диск — устройство для хранения информации и работы с ней, встроенное в ком­пьютер.

Жидкокристаллический экран — устройство для отображения информации, созданное на ос­нове жидких кристаллов. В большинстве своем применяется в переносных портативных ком­пьютерах. Отличается отсутствием явлений излу­чения и электромагнитных полей, присущих обычным мониторам.

Загрузка программы — действие, выполня­емое компьютером на протяжении периода вре­мени от ее запуска до возможности начать с ней работу.

Запоминающее устройство — одно из ос­новных устройств компьютера, которое исполь­зуется для записи, хранения и выдачи необходи­мой пользователю информации.

Запуск программы — команда (действие) пользователя для загрузки компьютерной про­граммы.

Звуковая плата — устройство, которое обес­печивает вывод звуков, например, в компьютер­ных играх, обучающих программах и т.п. на акус­тические колонки, а также цифровую запись с микрофона или любого акустического устройства.

Имя файла — совокупность символов (букв), по которой можно определить нужный файл; после имени ставится точка, а далее следует его расширение. Например, SETUP.EXE. Здесь имя — SETUP, а расширение файла — ЕХЕ.

Инсталляция — установка компьютерной программы и подготовка к работе по ней — кон­фигурирование (согласование) оборудования-Обычно инсталляция производится путем запуска программы с именем Install или Setup, что приво­дит к копированию ее в целом или частично на жесткий диск для дальнейшего использования.

Интерактивный режим — взаимодействие пользователя с компьютером, при котором опе­ратор получает на каждое свое действие адек­ватный ответ со стороны ПЭВМ.

Интернет — глобальная компьютерная сеть, объединяющая с помощью телефонных, спутни­ковых и оптоволоконных каналов пользователей компьютеров во всем мире. В сети Интернет со­держится огромный объем доступной и постоян­но обновляющейся мультимедийной информа­ции практически по всем областям человеческой деятельности, а также широкий спектр различ­ных услуг, начиная от электронной почтовой связи до продажи и покупки товаров.

Интернет-технологии — совокупность мето­дов, приемов, способов поиска, обработки, со­здания, передачи, обновления и хранения муль­тимедийной информации на основе использова­ния сети Интернет.

Интерфейс — тип соединения (связи) между двумя различными устройствами, обеспечивающий их взаимодействие электрическими, меха­ническими и программными средствами. Аппа­ратно-программный стандарт подключения к компьютеру внешних устройств.

Интерфейс пользователя — вид его взаимо­действия с компьютером в интерактивном режи­ме на основе использования комплекса аппарат­ных и программных средств. Например, графи­ческий интерфейс предполагает использование компьютерных программ с графическим отоб­ражением процесса и результатов взаимодейст­вия человека и компьютера. Подобным интер­фейсом обладает, к примеру, операционная си­стема Windows.

Информатика — комплекс наук о различных аспектах работы с информацией. В школе — об­разовательный компонент Базисного учебного плана, включенный в образовательную область "Математика" ("Основы информатики и вычис­лительной техники").

Информатизация образования — процесс обеспечения сферы образования методологией, методикой и практикой разработки и оптималь­ного использования современных информаци­онных технологий для решения психолого-педа­гогических целей образования.

Информационная культура — понимание места, роли и взаимоотношения человека и ин­формации, ее функций и значения в жизни и взаимодействии людей, владение средствами информационных технологий; умение работать с информацией с помощью этих средств для удовлетворения личных и общественных потреб­ностей; морально-нравственная позиция и отно­шение человека ко всему, что связано с инфор­мацией и информационными технологиями.

Информационные технологии — современ­ные виды информационного обслуживания раз­личных сфер человеческой деятельности, орга­низованные на базе компьютерной техники и средств связи. В образовании информационные технологии часто отождествляются с технологи­ями изучения и применения компьютерной тех­ники в решении образовательных задач.

Информация — сведения о чем-либо, пред­ставленные в различных видах (текст, графика, звук и т.д.). Информация всегда связана с мате­риальным носителем, а ее передача — с затра­тами энергии.

Искусственный интеллект — одна из новей­ших наук, появившихся во второй половине XX в. на базе компьютерной техники, математической логики, программирования, психологии, лингви­стики, нейрофизиологии и других отраслей зна­ний. Объектом ее исследований являются мета­процедуры, используемые при решении человеком интеллектуальных (творческих) задач с це­лью создания их программно-аппаратных моде­лей, позволяющих применять компьютерную тех­нику для постановки и решения сложных задач.

Каталог — совокупность программ, файлов, папок, расположенных в определенных иерар­хических системах.

Кибернетика — область знаний, занимаю­щаяся изучением общих свойств процессов и комплексов управления в живых и неживых си­стемах.

Кликнуть — сленговое выражение, обозна­чающее действия по нажатию кнопок мыши.

Коды — команды, из которых состоят ком­пьютерные программы. Это могут быть команды языков программирования высокого или низко­го уровней или просто числа.

Компилятор — транслятор (технический пе­реводчик), обеспечивающий перевод содержа­ния программы, написанной на алгоритмичес­ком языке, в совокупность машинных команд для их дальнейшего выполнения компьютером.

Комплект учебной вычислительной техники (КУВТ) — набор компьютерной техники, имеющей характеристики, удовлетворяющие психолого-пе­дагогическим, эргономическим, техническим и другим требованиям, выполнение которых обес­печивает качественное преподавание и безопас­ность для здоровья учащихся и преподавателей.

Компьютер — электронное устройство для программированной обработки данных, начало применения которого относится к 50-м гг. XX столетия.

Компьютерная визуализация изучаемого процесса — наглядное его представление или моделирование на мониторе, в том числе скры­тых от наблюдателя явлений, в развитии, вре­менном и пространственном движении на осно­ве возможности интерактивного режима работы с компьютером.

Компьютерная визуализация учебной ин­формации — наглядное представление на экра­не компьютера объекта, его составных частей или их моделей во всевозможных ракурсах и де­талях, а при необходимости демонстрация внут­ренних взаимосвязей и составных частей изуча­емого объекта.

Компьютерная техника — совокупность (комплекс) электронных (аппаратных) средств для работы с информацией.

Контроллер ввода-вывода — устройство для обработки информации, поступающей в ком­пьютер при перемещении мыши, нажатии кла­виш на клавиатуре, а также для корректировки сведений, выводимых из компьютера на мони­тор, и т.п.

Контроллер жестких дисков — устройство, управляющее работой дисковода с лазерными дисками (CD-ROM).

Контроллер флоппи-дисков — устройство, управляющее работой дисковода для гибких флоппи-дисков.

Корзина — папка, специально выделенная для условного, промежуточного удаления программ перед их полным (окончательным) выводом или восстановлением по решению пользователя.

Кэш-память — электронное устройство, обеспечивающее работу быстродействующей памяти компьютера, предназначенной для того, чтобы сбалансировать разницу между скоростью работы процесса и оперативной памяти.

Лазерный диск — носитель диаметром 12 см, на который записывается мультимедиаинформация в объемах, значительно (в сотни раз) превы­шающих возможности гибкого диска; записанная информация считывается с помощью луча лазера в специальном устройстве (CD-ROM).

Лазерный принтер — устройство, печатаю­щее на бумаге текст и изображения на основе применения лазерного луча, который воздейст­вует на специальный красящий порошок.

Листинг — распечатка текста или сам текст программы, выведенный на экран.

Локальная вычислительная сеть — сово­купность компьютеров, объединенных между собой в пределах небольшой территории (здание школы, центра детского творчества и т.п.) для выполнения единых или различных задач.

Материнская (системная) плата — устройст­во, которое объединяет все компоненты компью­тера и обеспечивает их согласованную работу.

Матричный принтер — устройство вывода информации на бумагу ударного действия, печа­тающее текст и изображения с помощью стер­женьков (иголок), которых обычно бывает от 9 до 48, и красящей ленты. Впервые введен в 1954 г. японской корпорацией Epson.

Машинная графика — процесс создания изображений на основе комплекса разнообраз­ных программных средств, используемых для формирования, преобразования и вывода в ви­зуальной форме информации на монитор, гра­фопостроитель, принтер и т.п.

Микропроцессор — электронное устройство, выполненное в виде интегральной схемы, за­ключенной в герметичный корпус.

Моделирование — процесс построения мо­дели на экране компьютера.

Модель — аналог (схема, структура, знако­вая система, копия) оригинала, служащий для хранения и расширения знания о нем, преобра­зования или управления им.

Модем (сокращение от словосочетания "мо­дулятор— демодулятор") — устройство, пред­назначенное для преобразования дискретных сигналов (изолированных друг от друга, например цифровых, которые применяются в работе ком­пьютера) в непрерывные и обратно для передачи их по линии телефонной связи. Применяется в сети Интернет и может характеризоваться скоро­стью работы, измеряемой в килобитах в секунду.

Монитор — устройство для отображения различной информации на экране.

Мультимедиа — интеграция аудиовизуаль­ной информации, которая может быть представ­лена в различной форме (текст, графика, рисун­ки, анимация, музыка, видеофрагменты и т.д.) на основе интерактивного диалога.

Мультимедиа-приложение — компьютерная мультимедийная программа.

Мультимедиа-технологии — совокупность методов, приемов, способов создания, обработ­ки, хранения, передачи аудиовизуальной ин­формации. Позволяют пользователю работать в интерактивном режиме, обеспечивающем воз­можность выбора нужной линии развития пред­ставляемого сюжета или ситуации.

Мышь — устройство для ввода информации в компьютер, позволяющее перемещать и пре­образовывать объекты на экране.

Накопитель на магнитном диске — устрой­ство для ввода-вывода информации (см. диско­вод).

Ноутбук — портативный переносной ком­пьютер с жидкокристаллическим экраном.

Обучающие программы — компьютерные программы, специально разработанные для ис­пользования их в процессе обучения.

Он-лайн (on-line) — от английского "на ли­нии" — диалоговый, интерактивный режим ра­боты пользователя с компьютером в локальной сети или сети Интернет в данный момент. Состо­яние (режим работы) модема, когда он поддер­живает связь с другим модемом.

Оперативная память — служит для хранения текущей, часто меняющейся информации в про­цессе решения задачи. Любая программа, пол­ностью или частично загруженная в оператив­ную память, полностью стирается при выключе­нии компьютера.

Операционная система (ОС) — комплекс программ, предназначенных для управления процессом обработки информации в компьюте­ре и обеспечивающих интерфейс (взаимодейст­вие) с ним пользователя. Примером операцион­ной системы являются ОС Windows, Dos и др.

Основы информатики и вычислительной тех­ники (ОИВТ) — название общеобразовательного курса, введенного в учебный план отечественной школы в 1985 г. В настоящее время "Информа­тика".

Отладка — процесс поиска и исправления ошибок в компьютерной программе.

Отличительные особенности компьютерной техники — особенности, присущие только ей как техническому средству обучения (ТСО). Напри­мер: диалоговый, интерактивный режим работы, функция выбора случайных величин, возмож­ность построения моделей и работы с ними, универсальность, обеспечение работы в сети Ин­тернет и т.п.

Память — устройство компьютера, служащее для хранения информации и программ. Объем памяти измеряется в байтах, килобайтах, мега­байтах и т.д.

Папка — область диска, предназначенная для хранения и систематизации других дирек­тивных папок.

Параллельный порт — служит для подклю­чения принтера, сканера и внешних накопителей (дисководов) — см. порт.

Педагогическое программное средство — прикладная компьютерная программа, предназ­наченная для использования в учебно-воспита­тельном процессе.

Пентиум — торговая марка процессора ком­пании Intel, наиболее часто используемого в на­стоящее время при производстве персональных компьютеров. В нем используется технология ММХ, улучшающая работу мультимедиа-прило­жений. В 1997 г. началось производство про­цессора Пентиум II, который содержит около 8 млн. транзисторов и в настоящее время рабо­тает на тактовых частотах 233, 266, 300, 350, 400, 450 и 500 МГц. С 1999 г. начат выпуск про­цессора Пентиум III, обладающего еще больши­ми возможностями, с тактовой частотой 450 МГц и выше.

Периферийные устройства — подключаются к компьютеру и служат для ввода-вывода ин­формации, а также как средства для дополни­тельной внешней памяти.

Персональная электронная вычислительная машина (ПЭВМ) —устаревшее название персо­нального компьютера (см. компьютер).

Поисковый сервер — см. служба поиска.

Пользователь — лицо, использующее в сво­ей деятельности компьютерную технику.

Постоянное запоминающее устройство (ПЗУ) — содержит информацию, которая записывает­ся на предприятии-изготовителе компьютера и остается неизменной независимо от режима его работы и используемых программ.

Постоянная память — часть внутренней памяти компьютера, предназначенная для хране­ния постоянной информации (см. ПЗУ).

Представление знаний — способ формаль­ного выражения всех видов знаний (для машин­ной обработки), который используется в систе­мах искусственного интеллекта.

Прикладное программное обеспечение — пакеты прикладных и библиотека стандартных программ.

Прикладное программное средство (ППС) — прикладная компьютерная программа (может быть пакет прикладных программ), предназна­ченная для решения конкретной (частной) зада­чи пользователя. Синоним — прикладной про­граммный продукт (ППП).

Принтер — печатающее устройство для вы­вода информации из оперативной памяти ком­пьютера на бумагу, пленку, ткань, конверты и т.п. в виде текста, графики, изображений. По прин­ципу печати различают матричные, струйные, светодиодные, лазерные, сублимационные принтеры, по изображению — черно-белые и цветные. Основные качественные характеристи­ки (принтера): разрешение печатаемых изобра­жений, скорость печати (страницы в минуту), стоимость печати одной страницы.

Порт — разъем для подключения к компью­теру внешних устройств.

Порт для подключения инфракрасных уст­ройств (инфракрасный порт) — служит для под­ключения беспроводных периферийных уст­ройств, действует аналогично пульту дистанци­онного управления для телевизора.

Порт последовательной универсальной ши­ны (USB) — к нему можно подключить цепочкой до 127 внешних устройств, среди которых могут быть принтеры, сканеры, мышь, джойстики и т.д.

Последовательный порт — к нему подклю­чаются модем, мышь и некоторые другие уст­ройства.

Провайдер — организация-поставщик ком­муникационных услуг, услуг доступа к сети Ин­тернет или иным глобальным сетям по телефон­ным линиям.

Программа (компьютерная) — описание процесса обработки информации на символиче­ском языке, определяющее последовательность действий компьютера.

Программирование — процесс создания программ.

Программная совместимость — возмож­ность работы компьютера по программе, напи­санной для другого компьютера.

Программное средство учебного назначе­ния — выполняет роль педагогического в кон­кретной предметной области.

Производительность — одна из основных качественных характеристик компьютера (см. быстродействие).

Программно-методический комплекс — со­вокупность компьютерных программ и методи­ческих средств их реализации в процессе препо­давания определенного учебного предмета, те­мы, раздела.

Прокрутка — перемещение текста (обычно по вертикали) на экране монитора.

Протокол передачи файлов (FTP) — опреде­ленные настройки (правила работы) компьютер­ной программы, которая позволяет пользовате­лю получать из сети Интернет необходимые ему файлы из других компьютеров и отправлять по сети свои файлы.

Процессор — основная электронная часть компьютера (микросхема), в которой осуществ­ляется управление его работой и непосредствен­ное преобразование данных. Помимо централь­ного процессора обычно есть и другие, выпол­няющие вспомогательные функции, например клавиатурный процессор, который контролирует нажатие клавиш, процессор графического уско­рителя, повышающий скорость вывода изобра­жения, и т.п.

Рабочий стол — главная папка операцион­ной системы Windows, начальное после ее за­грузки изображение на экране монитора.

Разрешение — степень точности воспроиз­ведения изображения на экране монитора, при печати принтером или сканировании. Указывает­ся либо как два числа (число пикселов (точек) вдоль и поперек экрана или изображения), либо как число точек на единицу длины (обычно ко­личество точек на дюйм), например 1200x600, или 400 dpi.

Распознавание образов — направление, воз­никшее в рамках кибернетики и связанное с раз­работкой устройств и систем, предназначенных для распознавания неизвестных объектов, явле­ний, ситуаций, процессов. Возникло в 50-60-х гг. XX столетия. В узком смысле — распознавание образов или процесс установления, к какому классу может быть отнесен или относится данный образчик (объект) по соотнесению (сравнению) с образцом, который находится в памяти компьюте­ра. Существуют специальные компьютерные про­граммы для распознавания образов (например, для текстов — программа Finereader и т.п.).

Расширение файла — набор символов, букв (обычно из трех), по которым можно опреде­лить, к какому типу принадлежит данный файл. Расширение стоит после точки, которая, в свою очередь, ставится после имени файла. Напри­мер, текстовый файл может иметь расширение TXT, DOC, RTF; графический — JPG, BMP; зву­ковой — WAV и т.п. (см. имя файла).

Редактор — специальная (прикладная) про­грамма для работы с определенным видом ин­формации, например текстовый, графический редакторы и т.п.

Сабвуфер — отдельная акустическая система для усиления (подкачки) низких частот (басов) в объемном звуке.

Сайт — адрес (место) расположения сервера в сети Интернет. Сайтом иногда называют кон­кретную страничку в Интернете (или ее адрес).

Световое перо — устройство пространствен­ного ввода в компьютер текстовой и графичес­кой информации и дальнейшего манипулирова­ния ею.

Сервер — мощный компьютер, работающий в качестве хранилища программ и данных, ис­пользуемых другими компьютерами и в сети.

Сеть (компьютерная) - совокупность элек­тронной техники, связанной физически, про­граммно и информационно между собой с помо­щью специальных каналов связи и оборудования.

Системный блок — центральная (аппарат­ная) часть персонального компьютера.

Системное программное обеспечение — комплекс программ, обеспечивающих процесс обработки информации в компьютере.

Служба поиска — специальные компьютер­ные программы, расположенные на поисковых серверах и помогающие пользователю искать необходимую информацию в сети Интернет.

Списки рассылки — одна из возможностей сети Интернет, которая позволяет пользователю (абоненту) средствами глобальной информаци­онной сети регулярно получать интересующую его информацию в свой электронный почтовый ящик.

Средства информационных технологий — аппаратно-программные средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной техники и коммуникационных систем, обеспечи­вающие возможность всесторонней работы с информацией.

Струйный принтер — бесконтактное устрой­ство, печатающее текст и изображения, выбра­сывая крошечные капли чернил на бумагу через микроскопические форсунки.

Такт — элементарный шаг работы компью­тера.

Тактовая частота — основная характеристи­ка процессора, влияющая на быстродействие и производительность компьютера; измеряется в мегагерцах.

Телекоммуникации — средства дистанцион­ной передачи информации и информационных ресурсов на основе применения компьютерной техники, информационных, спутниковых и опто­волоконных технологий.

Телеконференции — виртуальные клубы об­щения в сети Интернет, которые позволяют са­мому широкому кругу участников обсуждать ин­тересующие их проблемы. При этом сообщение, посланное одним участником, попадает ко всем подписчикам данной конференции.

Терминал — устройство, состоящее из кла­виатуры, мыши и монитора и связанное по кабе­лю с компьютером независимо от его местопо­ложения.

Транслятор — комплекс программ, обеспе­чивающий перевод любой из них, написанной на символическом языке, в совокупность машин­ных команд.

Удаленный доступ — соединение с любым подключенным к глобальной сети компьютером на основе использования интернет-технологий.

Ускоренный графический порт (AGP) — предназначен для подключения соответствую­щего видеоадаптера для работы напрямую с оперативной памятью, что тем самым снижает нагрузку на процессор, значительно увеличивая скорость вывода изображения на экран.

Ускоритель трехмерной графики (30-ускори-тель) — устройство, которое аппаратно реализу­ет в компьютере функции трехмерной графики.

Устройства ввода-вывода — обеспечивают ввод информации в оперативную память и ее вывод из нее на экране монитора, принтер и т.д.

Файл — поименованная область диска. Со­вокупность однотипных данных, хранящихся в памяти компьютера или на диске. Файлом в оби­ходе называют небольшую компьютерную про­грамму.

Формат — способ организации данных при их хранении в файле. Например, графическая информация может храниться в форматах JPG, TIFF, GIF, HCX и т.п. Формат можно определить по расширению файла (см. расширение файла).

Хакер — человек, для которого изучение компьютерных систем и программ становится самоцелью. Применение им этих знаний зависит от его нравственных качеств.

Цикл — многократно повторяемая часть ал­горитма или программы.

Частота регенерации (частота кадровой раз­вертки) — количество кадров, прорисовывае­мых на экране монитора за 1 с. Минимальной частотой регенерации, согласно гигиеническим требованиям, является частота 75 Гц и выше. При этой частоте мерцание экрана является практи­чески незаметным для человеческого глаза и почти не утомляет зрение. Данная характеристи­ка важна при выборе монитора.

Частота шины — скорость передачи данных по шине, измеряемая в мегагерцах. Чем выше скорость, тем больше производительность ком­пьютера (см. шина).

Чип — одно из названий интегральной мик­росхемы.

Шина — группа проводов, по которым в ком­пьютере передаются данные.

Шлем виртуальной реальности — одно из основных устройств для вхождения в нее, снаб­женное жидкокристаллическими очками-экра­нами, стереонаушниками и трекером, отслежи­вающим повороты и наклоны головы.

Электронная почта Y-mail — средство дис­танционного доступа к информации, позволяю­щее практически моментально передавать (при­нимать) на сколь угодно больших расстояниях текст, графические изображения, аудиовидеоин-формацию. При этом абоненты в момент связи необязательно должны находиться на месте, так как сообщение будет храниться до того времени, когда будет востребовано пользователем.

Электронные конференции — см. телекон­ференции.

Юзер (от англ. "use") — пользователь ком­пьютерной техники.

Язык (машинный) — совокупность команд, понятных компьютеру.

Использованная литература

Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. М.: Изд-во МЭСИ, 1999.196 с.

Богатырев А.Н., Коптелов А.В., Некрасова Г.Н. Учителю технологии (трудового обучения) о совре­менных информационных технологиях: Учебное по­собие. Киров: Изд-во ВПГУ, 1998.124 с.

Жигарев А.Н. и др. Основы компьютерной грамот­ности / А.Н.Жигарев, Н.В.Макарова, М.А.Путинцева / Под общ. ред. Н.В.Макаровой. Л.: Машиностроение, Ленинградское отделение, 1987. 255 с: ил. Домашний компьютер. 1998. №12; 1999. №2-9. Информатика: Энциклопедический слозарь для на­чинающих / Сост. Д.А.Поспелов. М.: Педагогика-Пресс, 1994. 352 с: ил.

Мичи Д., Джон стон Р. Компьютер-творец / Пер. с англ.; Предисл. Д.А.Поспелова. М.: Мир, 1987. 255 с: ил.

Робер И.В., Самойленко П.И. Информационные технологии в науке и образовании: Учебно-методи­ческое пособие. М.: Тип. инд. предпр. А.А.Андреева. 177 с.

Свириденко С.С. Современные информационные технологии. М.: Радио и связь, 1989. 304 с: ил.

А.В.Коптелов,

докторант МПГУ

Журнал «Школа и производство», №4, 2000г.

скачать

nenuda.ru

темы рефератов по ИТ

Темы рефератов по информационным технологиям

  • Информационные технологии в промышленности и экономике

  • Информационные технологии автоматизированного проектирования

  • Программные средства информационных технологий

  • Технические средства информационных технологий

  • Этапы эволюции информационных технологий

  • Геоинформационные технологии. Основные понятия

  • Геоинформационные системы в экологии и природопользовании

  • Геоинформационные системы в ведении земельных кадастров

  • CASE – технологии

  • Основные стандарты мультимедиа – технологий

  • Аппаратные средства мультимедиа – технологий

  • Компьютерные сети. Основные понятия

  • Глобальные компьютерные сети

  • Локальные компьютерные сети

  • Топология локальных компьютерных сетей (шина, кольцо, звезда)

  • Архитектура компьютерных сетей.

  • Инструментальные программные средства для создания экспертных систем.

  • Иерархические классификационные системы

  • Системы автоматизированного проектирования в машиностроении

  • Автоматизированные системы управления технологическими процессами

  • Информационно- справочные системы и информационно – поисковые технологии

  • Системы автоматизации документооборота и учета

  • Экспертные системы в отраслях народного хозяйства

  • Информационные сетевые технологии

  • Мультимедиа – технологии. Основные понятия

  • Информационно – справочные правовые системы (ИСПС).

  • Информационные технологии искусственного интеллекта

  • Экспертные системы. Основные понятия

  • Информационные технологии защиты информации

  • Информационные технологии в образовании

  • Информационные технологии в медицине

  • Телекоммуникационные технологии

  • 1 С: Бухгалтерия

  • Обзор современных систем автоматизированного бухгалтерского учета (САБУ)

  • Система управления производством «Галактика»

  • Информационные технологии автоматизации офиса

  • Информационная справочно – правовая система (ИСПС) «Консультант – плюс»

  • Услуги INTERNET

  • Каналы связи и способы доступа в INTERNET

  • Структура INTERNET. Руководящие органы и стандарты INTERNET

  • Средства разработки Web – страниц

  • Современная компьютерная графика

  • Возможности Adobe Photoshop

  • Пакет MathCad

  • Модемы и протоколы обмена

  • Реклама в INTERNET

  • Сканеры и программная поддержка их работы

  • Проблема защиты информации в сети INTERNET

  • Современные накопители информации, используемые в вычислительной технике

  • Архитектура микропроцессоров семейства INTEL

  • Техническое обеспечение компьютерных сетей

  • studfiles.net

    Директор по ИТ или CIO? | Директор информационной службы

    Как на рынке кадров оценивают управленцев ИТ-сектора

    Руководитель ИТ-подразделения — должность, присутствующая практически во всех средних и крупных компаниях. Однако степень его участия в принятии стратегических решений в различных компаниях может быть очень разной. Во многих компаниях и представительствах неоднозначно оценивают уровень значимости ИТ-решений для развития бизнеса, что определяет различие в требованиях, предъявляемых к руководителю ИТ, и в ожиданиях в отношении него со стороны бизнес-менеджеров. Вследствие этого спектр функций, ответственности и оплаты людей, занимающих данную позицию, достаточно широк.

    В последние годы все чаще прослеживается смысловое разделение названий должности руководителя ИТ-подразделения (отдела или департамента информационных технологий) компании на «директор по ИТ» и Chief Information Officer (CIO). В первом случае эта персона — руководитель и грамотный эксперт по аппаратному и программному обеспечению, концентрирующий свое внимание на технологиях и не вникающий глубоко в основной бизнес компании. Такой руководитель, как правило, не вхож в совет директоров компании и принимает решения в большей степени на техническом, чем на стратегическом уровне. На профессиональном сленге кадровики характеризуют подобного специалиста по сфере деятельности и в первую очередь по складу мышления как «железного» человека, или «технаря».

    Когда говорят о CIO, подразумевают другой тип руководителей ИТ-подразделений: это менеджеры, которые действительно хорошо разбираются в основном бизнесе компании и понимают, каким образом задачи бизнеса могут быть решены с применением современных информационных технологий. CIO отличает способность оценивать, как современные ИТ могут помочь компании получить конкурентное преимущество, какие издержки можно минимизировать с помощью информационной системы, какова будет экономическая эффективность от внедрения той или иной технологии. Для CIO важно не только выполнять поставленные руководством задачи, но и, понимая бизнес-процессы компании, оценивать и предугадывать потребности топ-менеджеров компании, предлагая им оптимальные ИТ-решения и инструменты. Кроме того, очень важно уметь убеждать руководство в целесообразности и экономической эффективности предлагаемых решений, для чего нужны не только дополнительные навыки и знания, но и соответствующие личностные качества.

    Не случайно многие из кандидатов на должности CIO имеют диплом MBA в области финансов и менеджмента. Некоторые вузы разрабатывают и уже предлагают специальные учебные программы — аналоги MBA, например Master of Business Information (MBI).

    В общем и целом директор по ИТ и CIO занимаются одним и тем же — возглавляют департамент информационных технологий. Разница, на мой взгляд, заключается лишь в том, на каком этапе «эволюции» находится данный конкретный руководитель этого департамента.

    Следствие перемен

    Появление аббревиатуры CIO и новое понимание роли директора по информационным технологиям являются неизбежным следствием продолжающегося проникновения информационных технологий в жизнь компаний, в саму основу их бизнеса. Хотят того советы директоров или нет, но компании, игнорирующие или не учитывающие при принятии стратегических решений вопросы, связанные с ИТ, в конечном итоге проигрывают тем предприятиям, которые успели понять, какую роль могут сыграть ИТ в успехе их бизнеса, и уделили серьезное внимание стратегии развития ИТ в рамках своей общей бизнес-стратегии.

    Соответственно роль директора по ИТ неизбежно трансформируется в роль CIO — руководителя предприятия, который должен стать связующим звеном между департаментом ИТ, с одной стороны, и владельцами предприятия, советом директоров и конечными пользователями — с другой. Специалист, способный эффективно выполнять данные функции, оплачивается значительно выше, чем руководитель-«технарь».

    Проблема многих кандидатов на эту должность заключается в том, что типичному руководителю-«технарю» не так просто измениться и стать руководителем — «политиком и бизнесменом». Обусловлено это в первую очередь даже не вопросами образования — тем, кто получил отечественное широкопрофильное высшее техническое образование, не составляет труда разобраться в экономике, маркетинге, финансах и т. д. Гораздо большую трудность представляет необходимость научиться «продавать» и отстаивать свои идеи, продвигать возможности своего департамента, готовить презентации для выступления перед топ-менеджерами, излагая глубоко технические идеи и проблемы простыми словами, близкими и понятными людям бизнеса.

    Для успеха во внешних взаимодействиях требуются навыки продавца и специалиста в области PR. Типичный продавец — человек активный и коммуникабельный, но представляющий технологические аспекты относительно поверхностно. Типичный «технарь» сконцентрирован скорее на внутренних процессах и решениях задач, а не на их презентации, продвижении и продажах.

    Чтобы соответствовать требованиям времени, директор по информационным технологиям должен пройти путь от «технаря» к «продавцу и политику». А для этого ему необходимо выйти за рамки мира «хардверных» и «софтверных» систем и все больше времени и внимания уделять развитию связей с людьми, чья деятельность протекает во внешнем по отношению к ИТ-департаменту мире. Если же специалист не считает нужным или не может пройти этот путь, то рано или поздно над таким директором по ИТ будет поставлен еще один начальник — CIO, на которого будет возложена обязанность по обеспечению взаимодействия ИТ-департамента с владельцами бизнеса.

    Сценарии карьеры

    В некоторых компаниях роль директора по информационным технологиям вполне сопоставима с ролью генерального директора независимой компании. Например, в одной из крупнейших нефтяных компаний руководство идет по пути максимальной формализации взаимоотношений службы ИТ и бизнес-подразделений, при этом собственная ИТ-служба как бы встает в один ряд со всеми другими компаниями — поставщиками ИТ-услуг. Бизнес-подразделения заказывают у собственной ИТ-службы различные услуги, руководствуясь соглашением о качестве предоставления услуг (Service Level Agreement, SLA). Деньги за оказанные услуги как бы переводятся со счета бизнес-подразделения на счет ИТ-службы. Те же самые услуги могут быть закуплены и у других ИТ-компаний, при этом плата за услуги переводится на их счет. Таким образом, на директора департамента информационных технологий возлагается еще и роль продавца услуг своего подразделения в рамках своей же организации!

    При другом сценарии развития событий роль директора по ИТ может трансформироваться в роль руководителя проектного офиса, отвечающего за ИТ-проекты, выполняемые сторонними организациями для его компании. При этом штат собственных сотрудников в ИТ-службе минимален.

    Что касается продолжительности работы руководителя департамента ИТ в одной компании, то здесь, так же как и в случае с другими должностями на нашем относительно молодом рынке труда, все очень и очень неоднородно. Многие сотрудники работают в одной и той же компании с момента ее создания. Некоторые дорастают до должности директора, и другие работодатели их не интересуют. Нельзя сказать, что таким людям обязательно будет скучно работать на одном и том же месте. Компании, да и рынок в целом очень активно развиваются, внедряются ERP-системы, системы бизнес-аналитики и т. д.

    Есть и такие руководители ИТ, которые предпочитают менять место работы каждые два-три года. Завершив наиболее интересные проекты на одном предприятии, они чувствуют, что могут сделать нечто большее, перейдя к другому работодателю. Средний период пребывания у одного работодателя сейчас составляет около двух-трех лет. Это реалии нашего рынка. Уходить, проработав полтора года или меньше, считается дурным тоном. У будущего нанимателя подобный уход наверняка вызовет много вопросов, так как многие проекты в области ИТ носят долгосрочный характер, и если человек уходит, когда проект, возможно, еще не завершен, это характеризует его не с лучшей стороны. Если же человек работает в одной компании четыре-пять лет, то в наше время это можно рассматривать почти как верх лояльности и надежности.

    Подводя итог, можно сказать, что работодатели хотят найти в кандидате на должность руководителя департамента информационных технологий определенный набор качеств и навыков, а именно:

    • наличие «политической» составляющей в его предыдущей деятельности;
    • опыт продаж возможностей ИТ и ИТ-департамента внутренним заказчикам;
    • умение взаимодействовать с советом директоров;
    • способность демонстрировать роль информационных технологий в успехе компании;
    • умение доказать и убеждать;
    • владение навыками управления проектами.

    За это сочетание компании готовы платить немалые деньги.

    Сергей Мареев — руководитель направления Hi-Tech хэдхантинговой компании Penny Lane Consulting, [email protected]

    Ключевые задачи руководителя ИТ-службы

    Вот какие проблемы и задачи считают важнейшими ИТ-руководители российских предприятий

    Сергей Асланян, вице-президент по ИТ компании МТС:

    Главной задачей современного ИТ-руководителя в России является предоставление бизнесу реальных конкурентных преимуществ за счет применения новых решений и подходов в информационных технологиях. Среди технологических проблем наиболее актуальна сегодня оптимизация инфраструктуры и архитектуры приложений. Среди управленческих и организационных — переход от исключительно сервисного понимания функции ИТ к пониманию ее как бизнес-партнера.

    Владимир Иванов, начальник департамента банковских технологий «МДМ-Банка»:

    На мой взгляд, основной проблемой для руководителя ИТ-службы (как бы он при этом ни именовался: ИТ-директор или CIO) является постоянно возрастающая потребность в глубоком знании предметной области, на которой базируется бизнес организации, при обязательном сохранении достаточного уровня технологических знаний.

    Данная задача не может быть решена одномоментно, например с помощью единичного тренинга, она требует постоянных усилий и затрат времени от ИТ-руководителя. Проблема становится особенно актуальной, когда ИТ-решения относятся к основным средствам производства организации. Кроме того, очень важно уметь сохранять баланс между потребностью оперативного реагирования на быстро меняющиеся бизнес-задачи и достижением долгосрочных стратегических целей.

    Александр Клечиков, начальник отдела информационного обеспечения компании «ЛИВИЗ» (Санкт-Петербург):

    Для ИТ-руководителя ключевыми являются два вектора. Первый — вектор развития основного бизнеса предприятия. Это развитие порождает определенные потребности в информационной поддержке бизнеса. Второй — вектор развития информационных технологий в мире, стране, регионе, отрасли. Главная задача ИТ-руководителя заключается в том, чтобы, постоянно собирая информацию, анализировать ключевые векторы и соотносить их друг с другом, с тем чтобы для решения насущных задач бизнеса использовать адекватные средства информационных технологий.

    Для меня наиболее актуальная проблема заключается как раз в анализе вектора развития собственного предприятия, как ни парадоксально это звучит. Вектор развития информационных технологий можно отслеживать с помощью СМИ, конференций и семинаров, учебных курсов, общения с поставщиками аппаратных и программных решений и теми, кто их внедряет. Анализировать и соотносить эти векторы помогает профильное образование и опыт.

    К сожалению, вектор развития предприятия в нашей стране зачастую плохо осознается даже собственниками, и конкретные потребности в информационной поддержке возникают тогда, когда уже «жареный петух клюнул» и соответствующие решения направлены в основном на латание конкретных «дыр». Будем прилагать усилия к тому, чтобы подобное положение изменилось и понятие «информационная стратегия предприятия» перешло из теоретической категории в практическую.

    Роль сквозь призму зарплаты

    Следствием ролевых различий становится широкий разброс зарплат руководителей ИТ-департаментов: подавляющее большинство таких специалистов обходятся компаниям в сумму от 2 до 10 тыс. долл. в месяц.

    Человек, возглавивший ИТ-службу небольшой российской компании после того, как хорошо зарекомендовал себя на позиции системного администратора или руководителя проекта по внедрению какой-либо информационной системы, является в большей степени «технарем», чем «политиком», и его ежемесячная зарплата составляет от 2 до 3 тыс. долл.

    Работая менеджером по ИТ на большом заводе, принадлежащем крупной западной корпорации, можно претендовать на зарплату от 2,5 до 3,5 тыс. долл. в месяц. В данном случае от ИТ-руководителя ожидают лишь применения технологий, политик и процедур в области ИТ, которые были разработаны в управляющей компании. Такой ИТ-руководитель может иметь несколько человек в подчинении или управлять взаимодействием с компаниями — поставщиками услуг на основе аутсорсинга. Суть от этого не меняется: он остается проводником чужих идей на территории конкретного предприятия.

    В средней или достаточно большой российской компании, а также в средней западной доход ИТ-руководителя будет составлять от 4 до 6 тыс. долл. В этом случае главе ИТ-департамента придется играть в политические игры, однако последствия принимаемых им решений будут «средними или достаточно большими» — пропорционально масштабу бизнеса компании.

    Зарплата того, кто возглавляет ИТ-департамент крупной производственной, а также средней нефтяной или энергетической компании либо работает в московском офисе крупнейшей международной корпорации, составляет от 5 до 10 тыс. долл. Поскольку в данном случае цена решений, их значимость и ответственность за их принятие значительно возрастает, растет и денежное вознаграждение.

    Наконец, руководитель департамента ИТ в крупнейшей производственной, нефтяной или энергетической компании может рассчитывать на уровень оплаты от 10 тыс. долл. в месяц. Таких компаний сейчас на российском рынке, увы, не так много, но зато решения, принимаемые на такой должности, стоят огромных денег.

    Отметим еще одну тенденцию. Если зарплата превышает 4 тыс. долл. в месяц, то доля «политики» в общем объеме забот руководителя ИТ-департамента существенно возрастает. Если зарплата превышает 8 тыс. долл. в месяц, то «политика» превращается в основной вид его деятельности, при этом умение руководить проектами также является одним из ключевых навыков для того, кто занимает эту должность.

    www.osp.ru

    Директор по информационным технологиям – начальник ит

    В России рынок информационных технологий считается одним из самых быстро растущих и прогрессивных сегментов рынка. Для большинства руководителей предприятий давно не стоит вопрос о том, стоит ли использовать информационные технологии в бизнесе.

    Соответственно встает вопрос о поиске профессиональных IT-специалистов, и менеджера, который будет ими управлять.

    Главной задачей для IT-директоров является обеспечение надежного и экономичного выполнения текущих операций, а также стратегические задачи, такие как создание систем для поддержки бизнес-стратегии и внедрение актуальных новых технологий. Главная задача IT-директора – создать в компании четкую структуру из профессиональных IT-специалистов, которые будут выполнять определенный круг обязанностей. Помимо руководства группой сотрудников IT-отдела, должностные обязанности IT-директора предусматривают также разработку инфраструктуры компании, определение политики обеспечения компании технической поддержкой пользователей и управления системой по защите информации и технической безопасности. Кроме того, в обязанности IT-директора входят подготовка бюджета и ведение крупных и малых контрактов на приобретение программного обеспечения и компьютерного оборудования. 

    Профессиональный IT-директор должен в первую очередь обладать отличным знанием современных информационных технологий и продуктов, таких компаний, как Microsoft, Cisco, Oracle, Sun Microsystems, HP/Compaq, IBM, и умением их использовать на практике. Также он обязан отлично понимать закономерности бизнес-процессов своей компании. Идеальный IT-директор современного бизнеса — это специалист, чей профессиональный опыт и понимание современных технологий позволяют не только решать текущие проблемы, но предвидеть и предотвращать потенциально возможные. К числу качеств, которые обязательно должны присутствовать у руководителя IT-службы компании, следует отнести широкий кругозор, как в техническом смысле, так и в бизнесе, а также разумный консерватизм в сочетании с сильным исследовательским духом. Если учесть, что IT-индустрия стремительно растет и развивается, IT-директор должен быть готов к постоянным переменам. 

    Одно из основных личных качеств IT-директора — терпение. Информационные технологии — довольно сложные в понимании и использовании продукты. Поэтому руководителю IT-департамента приходится часто и подолгу убеждать свое руководство, почему именно сейчас им необходимы вложения в новые технологии, насколько это будет выгодно и полезно деятельности компании.

    Большую долю рабочего времени IT-директора отнимает работа с персоналом, которым также нужно доказать свою позицию, предложить свое решение и отстоять его.

    404 ошибка

    Кроме того, IT-директор должен быть ответственным и надежным человеком, вызывающим у своего работодателя высокое чувство доверия. 

    Требования, предъявляемые к высококлассным IT-директорам, довольно высокие. Самое главное качество, которое хотят видеть работодатели, — это умение выделить из многих частных проблем самую главную, требующую немедленного принятия конкретного решения. Для такого специалиста также желательно, чтобы он развираться не только в области IT, но и в предметной области бизнеса компании. 

    IT-директор — это топ-менеджер, а значит, он должен обладать всеми теми качествами, которые характерны для управленца высокого уровня. IT-директор крупной компании управляет большим количеством подрядчиков и проектов, в которых задействовано множество сотрудников. Поэтому он должен уметь правильно делегировать полномочия и ответственность и при этом держать весь процесс под контролем. Ему также необходимо иметь такой специфический образ мышления, который позволит грамотно структурировать любой проект, идею и видеть их во взаимосвязи. В идеале IT-директор должен быть самым системным человеком в компании, потому что именно он строит системную основу для ее бизнеса. 

    На рынке труда основными заказчиками по позиции IT-директора являются растущие компании, желающие выйти в лидеры рынка. Среди них чаще встречаются крупные торговые и производственные компании, а также банки, имеющие собственные IT-структуры. Уровень дохода IT-директора зависит от многих факторов, в числе которых значимость компании на российском рынке, ее финансовое состояние, естественно, уровень квалификации, опыт работы и личностные качества сотрудника. Зарплата квалифицированного IT-директора в крупной российской компании может составлять в среднем $2000-4000 в месяц. Доход управляющего IT-сектором в иностранной компании варьируется в пределах $3000-7000 ежемесячно.

    steptosleep.ru

    Директор по информационным технологиям Википедия

    Директор по информационным технологиям (CIO англ. Chief Information Officer), или ИТ-директор (англ. Information Technology (IT) Director) — руководитель, относящийся к категории топ-менеджмента, высшего руководства предприятия (компании). Определяет информационную стратегию компании, принимает решения на высшем уровне, как правило, руководит работой департамента или службы по информационным технологиям (ИТ или АйТи (от англ. IT)) компании. В типичной схеме управления компанией часто занимает пост вице-президента и подотчётен президенту компании или генеральному директору. Часто является членом совета директоров.

    Основы

    ИТ-директор (CIO) управляет своим подразделением, определяет стратегические направления развития технологий для поддержки бизнеса и является лидером для своих подчиненных в решении технологических задач и достижении поставленных перед подразделением целей[1].В России утвержден профессиональный стандарт ИТ-директора[2]. Профессиональный стандарт «Менеджер по информационным технологиям» был официально внесен в Национальный реестр профессиональных стандартов 13 октября 2014 г. В качестве возможных наименований должностей в тексте профстандарта приводятся названия: Директор по ИТ; Заместитель генерального директора по ИТ; Директор департамента ИТ; Начальник службы информатизации[3]. Новый профессиональный стандарт разработан в рамках федеральной программы, инициированной указом Президента РФ № 597 от 7 мая 2012 г. В России создан и функционирует «Российский Союз ИТ-Директоров (СоДИТ)»[4].Официальный портал ИТ-директоров России «Global CIO»[5].По данным Forbes на конец 2008 года средний срок пребывания в должности CIO (директор по информационным технологиям) 38 месяцев[6].

    Аналоги за рубежом

    АйТи-директор (англ. Chief Information Officer (CIO), Chief Digital Information Officer (CDIO), Information Technology (IT) Director) — руководящая должность в западных компаниях, соответствует российскому «Директор по информационным технологиям». Один из руководителей корпорации, отвечающий за её информационные технологии, в его ведении обычно находится вся информационная часть компании.

    См. также

    Примечания

    Ссылки

    wikiredia.ru