Основы программирования на Visual Basic 6. Программирование на visual basic


Программирование на Visual Basic

ИНФОРМАТИКА

Программирование на Visual Basic

(пособие для начинающих)

Сизоненко С.В.

Visual Basic : Пособие для начинающих. - Д.: 2006.

Данное учебное пособие посвящено работе в среде Visual Basic . Пособие содержит теоретическую часть, практические задания для выполнения на компьютере,а также контрольные вопросы, которые могут быть использованы учашимися для самоконтроля, а преподавателями – для текущего контроля знаний и навыков практической работы в течении семестра.

Пособие рассчитано на пользователей, которые имеют минимальный опыт работы в среде Visual Basic.

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

Содержание

1. Введение

2. Основы алгоритмизации

3. Visual Basic?

4. Практические работы

5. Вопросы по Visual Basic

6. Тесты по Visual Basic

7. Составь программу на VB

8. Задания к самостоятельной работе

Введение

Данное методическое пособие рассчитано, главным образом, на начинающих программистов, желающих освоить ставшую весьма популярной в последние годы среду разработки приложений Visиal Ваsic, которая, являясь мощным программным средством, позволяет реализовывать широкий спектр практических задач.

К основным возможностям языка Visиal Ваsic можно отнести реализацию максимально гибкого и удобного интерфейса для приложения, создание самых разнообразных многоуровневых и всплывающих меню, обработку событий мыши и клавиатуры, работу с графикой. Разработчик может использовать в программе как стандартные, так и встроенные диалоги, применяющиеся для организации обратной связи с пользователем.

В Visиal Ваsic имеется возможность внедрения в приложение различных объектов, которые поддерживаются другими программами.

Предлагаемая вниманию читателей методическое пособие будет полезно не только, для пользователей, желающих освоить язык программирования. Разработчики, имеющие опыт создания приложений при помощи Visиal Ваsic, также смогут найти в нем немало интересного.

В вместе с методическим пособием прилагается дискета 3,5” с примерами программ.

Для закрепления теоретических знаний и получения практических навыков необходимо в соответствии с методическими указаниями выполнить все практичепские работы, а также провести тестовый контроль.

О С Н О В Ы А Л Г О Р И Т М И З А Ц И И

1.1 ПОНЯТИЕ АЛГОРИТМА. СВОЙСТВА АЛГОРИТМОВ.

АЛГОРИТМИЗАЦИЯ - это важнейший раздел информатики, изучающий прием и методы построений алгоритмов для решения конкретных задач.

АЛГОРИТМИЗАЦИЯ ЗАДАЧИ - процесс решения задачи, состоящий в нахождении по формулировке задачи алгоритма ее решения.

АЛГОРИТМ - понятное и точное предписание исполнителю совершить в определенной последовательности действия над заданными объектами, приводящие исполнителя после конечного числа шагов к достижению указанной цели.

Алгоритмы в зависимости от целей, начальных условий задачи подразделяются на:

М е х а н и ч е с к и й - задает определенные действия, обеспечивая тем самым однозначный результат.

В е р о я т н о с т н ы й - дает программу решения задачи нескольких путями.

Э в р и с т и ч е с к и й - достижение конечного результата программы действий однозначно не предопределено, используются универсальные логические способы принятия решений.

ИСПОЛНИТЕЛЬ АЛГОРИТМА - способ правильно понять и точно выполнить все действия алгоритма.

СВОЙСТВА АЛГОРИТМА:

ПОНЯТНОСТЬ - алгоритм должен быть задан с помощью таких указаний, которые входят в систему команд исполнителя.

ДИСКРЕТНОСТЬ - последовательность команд, каждая из которых приводит к выполнению одного шага исполнителем.

ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ - точные сведения о том, какую следующую команду выполнять исполнителю после завершения текущей команды.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ - достижение исполнителем результата после прохождения конечного числа шагов.

МАССОВОСТЬ - возможность решения класса однотипных задач.

==========================================================

1.2 СПОСОБЫ ЗАПИСИ АЛГОРИТМОВ

Существуют различные формы представления алгоритмов:

СЛОВЕСНО-ФОРМУЛЬНАЯ - предназначена для исполнения алгоритма человеком

ГРАФИЧЕСКАЯ - позволяет наглядно проследить и осмыслить процесс

выполнения алгоритма.

АЛГОРИТМИЧЕСКИЙ ЯЗЫК - алгоритм может выполнить как человек так и компьютер.

===========================================================

1.3 ОСНОВНЫЕ СТРУКТУРЫ АЛГОРИТМОВ

а). Структура с л е д о в а н и я:

Алгоритм, в которых используется только структура следования, называют л и н е й н ы м и

б). Структура в е т в л е н и я

Алгоритм, в основе которых лежит структура ветвления, называют р а з в е т в л я ю щ и м и с я

Если

ТО серия 1

ИНАЧЕ серия 2

ВСЕ

в). Структура п о в т о р е н и я

Алгоритм, в основе которых лежит структура повторения, называют ц и к л и ч е с к и м и.

ДЛЯ i ОТ нач.зн. ДО кон.зн. ШАГ h

нц

тело цикла

кц

КОМАНДА - записанное в алгоритме предписание исполнителю выполнить некоторое законченное действие.

===========================================================

1.4 ФОРМАЛЬНОЕ ИСПОЛНЕНИЕ АЛГОРИТМА

При исполнении алгоритма воспользуемся словесно-формульным способом записи алгоритма.

Пример 1

------------------------------------------------------------

Шаг | Алгоритм | При х=2 | При х=0

------------------------------------------------------------

1 Умножить Х на Х обозначим Р1 4 0

2 Умножить Р1 на Р1 обозн. Р2 16 0

3 Умножить 4 на Х обозначить Р3 8 0

4 Сложить Р2 с Р3 обозначить Р4 24 0

5 Сложить Р4 с 5 обозначить У 29 5

------------------------------------------------------------

Данный алгоритм будет понятен исполнителю, который знаком с командами "сложение" и "умножение" (понятность). Команды необходимо выполнить последовательно, одну за другой, не нарушая порядок. Невозможно выполнить 4-ю команду, не выполнив 1-ю, 2-ю,3-ю команды (дискретность, определенность).

Достижение результата после конечного числа шагов (результативность).

Данный алгоритм гарантирует решение для любого значения Х (массовость): при Х=29, У=29, при Х=0, У=5 и т.д.

По шагам алгоритма можно восстановить формулу вычисления У

шаг5 шаг4 шаг3 шаг2 шаг1

У = 5+Р4 = 5+Р2+Р3 = 5+Р2+4*Х = 5+Р1*Р1+4*Х = 5+Х*Х*Х*Х+4*Х

тогда

У = Х*Х*Х*Х + 4*Х + 5

Построение алгоритма для решения какой-либо задачи занятие очень интересное - это творческая работа, связанн

infourok.ru

Основы программирования на Visual Basic 6

Основы программирования на VisualBasic6.0

Переменные используют для хранения и обработки данных в программе. Переменным присваивают имена, определяющие область ОЗУ, в которой хранятся значения переменных.

Имя переменной может состоять из цифр, латинских и русских букв, должно обязательно начинаться с буквы и не должно содержать точку «.». Количество символов должно быть не более 255.

Например, digA =55, strB =“word”, лог2 =true

Типы переменных определяют диапазоны значений, которые могут принимать переменные.

Тип

Возможные значения

Byte

Целые неотрицательные числа от 0 – 255

Integer

Целые числа от -32768 до 32767

Long

Целые числа от -2147483648 до 2147483648

Single

Десятичные числа одинарной точности от -1,4*10-45 до 3,4*1038

Double

Десятичные числа двойной точности от -5*10-324 до 1,7*10308

Boolean

Логическое значение true или false

String

Строка символов

Date

Дата от 1 января 100 г. до 31 декабря 9999 г.

Currency

Число в денежном формате

Variant

Любые значения

Объявление типа переменной

Для объявления типа переменной используют оператор определения переменной Dim:

Dim [Имя] As [Тип]

Например, Dim A As Byte.

Запись арифметических выражений на языке VB.

Арифметическая запись

Запись на VB

Описание

x+7

x+7

Сложение

x-15

x-15

Вычитание

5x

5*x

Умножение

x:y

x/y

Деление

yx

y^x

Возведение в степень

x\y

Целочисленное деление без округления, например,

5\2=2, а не 5/2=2,5

5(x+12y):2

5*(x+12*y)/2

Сложные выражения подчиняются тому же порядку выполнения арифметических операций, как и в математике.

Строковые выражения

Строками являются любые последовательности символов, заключенные в кавычки.

Например,

”привет”,”256”,”2*2”

При сложении таких строк осуществляется операция конкатенации (соединения).

Например, ”Рок”+”кот”=Роккот

”25”+”три”=25три

Логические выражения

Логическое выражение

Запись на VB

Описание

>

>

Больше

<

<

Меньше

=

=

Равно

>=

Больше или равно

<=

Меньше или равно

&

And

И

V

Or

ИЛИ

Искл. ИЛИ

Xor

Исключающее ИЛИ

Imp

Импликация

Eqv

Эквивалентность

Математические функции

Функция

Описание

Z = x Mod y

Остаток от деления x и y

Abs(x)

|x|, модуль числа x

Sqr(x)

√x, квадратный корень числа x

Exp(x)

ex, экспоненциальная функция, e≈2,7

Round(x,a)

Округление числа x с точностью до a десятичных знаков

Rnd(x)

Датчик случайных чисел в интервале [0…1]

Sin(x)

Синус

Cos(x)

Косинус

Tan(x)

tg(x), тангенс

Atn(x)

Arctg(x), арктангенс

Log(x)

Ln(x), натуральный логарифм

Например,

Функции преобразования типов данных

Функция

Описание

Val (строка$)

Преобразование значения строки в десятичное число. Например, Val(2000$)=2000

Str (число)

Возвращает строку, представляющую число. Преобразование десятичного числа в строковую форму. Например, Str(2000) = 2000$ или Str(10) + Str(20) = 10 20 (вывод через пробел)

CStr (число)

Возвращает значение типа String.Например,CStr(10) + CStr(20)=1020

Oct (число)

Преобразование десятичного числа в восьмеричное число в строковой форме. Например, Oct(2000)=3720$

Hex (число)

Преобразование десятичного числа в шестнадцатеричное число в строковой форме. Например, Hex(2000)=H7D0$

Asc(строка$)

Преобразование строки в числовой код по таблице кодировки первого символа. Например, Asc(ж)=230; Asc(жар)=230.

Chr (число)

Преобразование числа в соответствующий ему символ (обратная операция Asc). Например, Chr(100)=d.

Строковые функции

Функция

Описание

Left (строка$,d)

Вырезает левую подстроку длиной d. Например, Left (“килобайт”,4) = кило.

Right (строка$, d)

Вырезает правую подстроку длиной d. Например, Right (“килобайт”,4) = байт.

Mid (строка$,p, d)

Вырезает произвольную подстроку длиной d, начиная с позиции p.

Например, Mid (“информатика”, 3, 5) = форма.

Len (строка$)

Определяет длину строки. Например, Len (машина) = 6.

Алгоритм создания программы-калькулятора на языке Visual Basic.

1). Создать графический интерфейс. Расположить на форме столько текстовых полей ввода (TextBox), сколько переменных (исходных данных) требуется ввести по условию задачи (на картинке это два поля Text1 и Text2) и столько полей вывода, сколько потребуется для вывода решения задачи (на рисунке одно поле вывода Text3). Добавить командную кнопку, щелкнув на которой будет происходить обработка введенных данных.

2). Этап программирования. Двойной щелчок по командной кнопке ввода кода.

а) объявить тип переменных с помощью оператора Dim:

Dim [переменная 1, переменная 2,…] As [тип переменной].

б) Осуществить ввод исходных данных из текстовых окон Text1, Text2, …:

[Переменная 1] = Val(Text1.Text) (или просто Text1.Text, если в поле будут вводится не только цифры).

[Переменная 2] = Val(Text2.Text)

в) Записать математические выражения и уравнения на языке Visual Basic.

[Переменная 3] = [ваше матем. выражение].

Здесь же могут применяться различные алгоритмические структуры (условия и циклы).

г) Осуществить вывод результатов в текстовые поля:

Text3.Text = [Переменная 3].

(Обратите внимание: переменные и текстовые поля меняется местами в записи вывода).

3). Протестировать вашу программу на работоспособность, т.е. запустить на выполнение:

Run.

Основные типы алгоритмических структур.

1.Ветвление.

А) Полная команда ветвления:

If [условие] Then

[оператор 1]

Else

[оператор 2]

End If

Б) Неполная команда ветвления:

If [условие] Then

[оператор 1]

End If

В) Многовариантная команда ветвления:

If [условие 1] Then

[оператор 1]

ElseIf [условие 2] Then

[оператор 2]

ElseIf [условие 3] Then

[оператор 3]

Else

[оператор 4]

End If

2.Цикл со счетчиком

For Счетчик = Нач. знач. To Кон. знач. [step шаг]

Тело цикла

Next [Счетчик]

Например, дан фрагмент цикла со счетчиком:

For i=1 To 10

Print «Линия»

Next i

Результат: на форму выведется 10 раз подряд слово «Линия».

3. Цикл с предусловием (Цикл «Пока»).

Применяется в том случае, когда нужно какие-либо операции исполнить несколько раз пока условие не станет ложным.

Запись на языке Visual Basic:

Do While [условие]

[Тело цикла]

Loop

4. Одномерные массивы

i = 0 1 2 3 4

А

Массив А состоит из 5 элементов. Индекс элемента (i) записывается в круглых скобках после

имени данного массива. Например, при i=1, А(i) = А(1) = 7

Объявление массива

Dim A(9) As Byte

Dim arrB(1 To 1000) As Integer.

В первом случае нумерация индексов i начинается с нуля. Во втором – начинается с единицы.

Например.

Dim A(1 To 10) as Integer

Dim i as Byte

For i = 1 To 10

A(i) = i^2

Text1.Text = Text1.Text + CStr(A(i))

Next

Ответ: 149162536496481100

5. Двумерные массивы.

Объявление:

Dim A(1 To 9, 1 To 9) As Byte

Dim B (9,9) As Byte.

Например.

nk

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

6

2

3

4

5

6

7

3

4

5

6

7

8

4

5

6

7

8

9

5

6

7

8

9

0

Разбор олимпиадных задач

  1. Дано натуральное число. Определить, является ли разность его максимальной и минимальной цифр четным числом.

Решение на Visual Basic:

Dim digA, i, f, f1, f2, s As Integer

digA = Text1 'считывание числа

'Поиск минимальной цифры

fmin = Mid(digA, 1, 1) 'Пусть минимальная цифра для начала равна первой цифре числа

For i = 1 To Len(digA) 'Организуем цикл, который зависит от длины числа

f= Mid(digA, i, 1)

If f <= fmin Then

fmin = f

End If

Next i

'Поиск максимальной цифры числа

fmax = Mid(digA, 1, 1)

For i = 1 To Len(digA)

f = Mid(digA, i, 1)

If f >= fmax Then

fmax = f

End If

Next i

s = fmax - fmin 'разность максимальной и минимальной цифр числа.

Text3 = s 'вывод на экран разницы.

If s = 0 Then

Text2 = "это нуль"

ElseIf s Mod 2 = 0 Then 'Если остаток от деления равен нулю, то число четное.

Text2 = "Чет"

Else

Text2 = "нечет"

End If

  1. Известны координаты трех точек на плоскости. Если они могут являться вершинами треугольника, то определить вид этого треугольника и по формуле Герона определить его площадь.

Решение на Visual Basic:

Dim x1, x2, x3, y1, y2, y3 As Double

x1 = Text1

x2 = Text3

x3 = Text5

y1 = Text2

y2 = Text4

y3 = Text6

lac = Sqr((x3 - x1) ^ 2 + (y3 - y1) ^ 2)

lab = Sqr((x2 - x1) ^ 2 + (y2 - y1) ^ 2)

lbc = Sqr((x3 - x2) ^ 2 + (y3 - y2) ^ 2)

If lac < lab + lbc And lab < lac + lbc And lbc < lac + lab Then

Text7 = "Это треугольник"

Else: Text7 = "Это точка или линия"

End If

If lab = lbc = lac Then

Text8 = "Равносторонний"

ElseIf lab = lac Or lab = lbc Or lbc = lac Then

Text8 = "Равнобедренный"

Else: Text8 = "Все стороны разные"

End If

If Text7 = "Это точка или линия" Then

Text8 = ""

End If

p = (lab + lac + lbc) / 2

S = Sqr(p * (p - lab) * (p - lac) * (p - lbc))

Text9 = S

Text10 = lab

Text11 = lac

Text12 = lbc

  1. Даны две фамилии. Определить какая из них длиннее. Ввод данных осуществляется в текстовый файл «input.txt», а вывод в файл «output.txt».

Решение на Visual Basic:

Open "input.txt" For Input As #1

Input #1, a, b

Close #1

If Len(a) > Len(b) Then

Open "Output.txt" For Output As #2

Print #2, a

ElseIf Len(a) < Len(b) Then

Open "Output.txt" For Output As #2

Print #2, b

Else

Open "Output.txt" For Output As #2

Print #2, "одинаковые:", a, b

End If

Close #2

  1. В заданном массиве из N элементов есть хотя бы один нуль. Вычислить произведение элементов массива до первого нуля.

Решение на Visual Basic:

Dim n, arr As Double

n = 1

arr = 1

Do While arr <> 0

arr = InputBox("Введите элемент массива", "Ваша цифра")

If arr = 0 Then

Exit Do

End If

Text2 = arr * n

n = arr * n

Loop

studfiles.net

Программирование на языке Visual Basic

В настоящее время версия Visual Basic дает возможность решать любые современные задачи разработки приложений. При этом Visual Basic достаточно прост в освоении, являясь в тоже время одним из мощных современных языков программирования. Visual Basic представляет собой интегрированную среду разработки. В нем интегрирован набор инструментов, облегчающий и значительно ускоряющий процесс разработки готового приложения. С помощью Visual Basic можно создавать приложения практически для любой области современных компьютерных технологий: бизнес-приложения, игры, мультимедиа, базы данных. Простота и мощность языка Visual Basic позволила сделать его встроенным языком для приложений Microsoft Office.

Система программирования, называемая системой проектирования Windows-приложений Visual Basic, позволяет легко создавать полноценные Windows-приложения со всеми присущими им свойствами. Программирование в этой системе осуществляется на современном диалекте языка Бейсик – Visual Basic, который является простым и доступным для широкого круга пользователей.

Программой в общем случае можно назвать последовательность операций, которую выполняет компьютер для достижения определенной цели. Программирование – это составление программы на языке программирования, ввод этой программы в компьютер, а также ее отладка, то есть доведение программы до выдачи ожидаемых результатов.

При работе с Visual Basic многое из того, с чем придется работать (меню, панели инструментов, диалоговые окна), знакомо, так как характерно для среды Windows.

После запуска Visual Basic (Пуск – Все программы - Microsoft Visual Basic 6.0) на экране появляется диалоговое окно New Project (Новый проект), используя которое можно выбрать шаблон для создания нового проекта, запустить мастера создания проекта или открыть ранее созданный проект. Для создания нового проекта используется вкладка New (Новый) и тип шаблона Standart EXE для создания стандартного выполняемого приложения. После выбора типа проекта пользователь переходит непосредственно в инструментальную среду проектирования Visual Basic, называемую интегрированной средой разработки.

Интегрированная среда разработки после запуска Visual Basic имеет вид, представленный ниже.

Окно экранной формы (окно конструктора форм) Form является основным рабочим окном, в котором выполняется визуальное проектирование приложения с использованием инструментария среды разработки. Вызывается окно командой View (Вид) – Object (Объект). Для точного позиционирования объектов в форме в окне имеется сетка.

Окно (или панель) элементов управления - основной рабочий инструмент при разработке форм приложения. Вызывается окно командой View (Вид) – Toolbox (Панель элементов управления). В составе панели элементов содержатся основные элементы управления форм – метки (Label), текстовые поля (TextBox), кнопки (CommandButton), рамки (Frame), переключатели (OptionButton), флажки (CheckBox), списки (ListBox), поля со списком (ComboBox), изображения (Image), графические окна (PictureBox) и другие. Для размещения элементов управления в форме необходимо выделить элемент, затем в окне формы при помощи указателя мыши (при зажатой левой кнопке мыши) задать местоположение и размеры объекта.

Окно свойств Properties предназначено для отображения и настройки свойств формы и размещенных на ней объектов. В нем, например, содержатся такие свойства выбранного объекта, как имя, высота, ширина, цвет, надпись, шрифт и другие. Вызывается окно командой View (Вид) – Properties Window (Окно свойств). Форма и элементы управления каждый сами по себе являются объектами. Набор свойств в этом окне может меняться в зависимости от выбранного объекта. Свойства можно просмотреть как в алфавитном порядке, так и по категориям, выбрав соответствующие вкладки. Используя окно свойств, можно изменить свойства, установленные по умолчанию. Часть свойств объекта, например, размеры и расположение объектов, можно задать графически, например, перемещением объекта и изменением его размеров с помощью мыши. К основным группам свойств относят:

  • свойства, определяющие внешний вид объекта - Appearance (Оформление), например, Caption - заголовок или надпись объекта;

  • свойства, определяющие поведение объекта – Behavior (Поведение), например, Visible – устанавливает видимость объекта;

  • свойства, определяющие шрифт Font (Шрифт), например, Font – задание шрифта текста объекта, начертание, размер;

  • общие свойства - Misc, например, Name – задание имени объекта;

  • свойства позиционирования – Position (Расположение), например, Width – задание ширины объекта;

  • свойства шкалы размеров объекта – Scale (Масштаб), например, ScaleLeft – максимальное положение объекта по горизонтальной оси.

Окно расположения формы (окно макета формы) Form Layout показывает уменьшенное изображение проектируемой формы в том виде, как эта форма будет выглядеть на экране монитора при выполнении приложения. Размеры формы в окне расположения формы пропорциональны размерам изображения монитора в этом же окне. Для проверки формы в работающем приложении запустить форму командой Run (Запуск) - Start (Старт), форма будет выглядеть точно в таком же виде и в работающем приложении. Вызывается окно командой View (Вид) – Form Layout Window (Макет или окно формы).

Окно проводника проектов Project очень похоже на аналогичное окно проводника Windows и позволяет быстро и легко просматривать состав и свойства выбранного проекта, перемещаться между проектами, если открыто несколько проектов, копировать необходимые объекты из окна одного проекта в другой. Проводник проекта можно вызвать командой View (Вид) - Project Explorer (Проводник проекта). В окне проводника проектов имеется собственная панель управления с тремя кнопками. Эти кнопки имеют следующее назначение: открывается окно редактора с кодом программы, открывается окно конструктора форм, включается или выключается отображение папок.

Для ввода исходного кода программы (текста программы) используется окно редактора кода, являющегося мощным встроенным редактором с удобными средствами ввода. Перейти в редактор кода можно командой View (Вид) – Code (Код). Для быстрого открытия окна редактора кода достаточно дважды щелкнуть левой кнопкой мыши на форме приложения.

studfiles.net

Программирование на языке Visual Basic

Диалект языка программирования Basic

Определение 1

Visual Basic (VB) относится к языкам программирования 3-го поколения и является средой разработки от Microsoft для модели программирования COM. Этот язык был получен из BASIC и поддерживает быструю прикладную разработку (RAD) графического пользовательского интерфейса (GUI), доступ к базам данных при помощи DAO, RDO, ADO, создание элементов управления ActiveX и объектов. Языки сценариев (VBA, VBScript) синтаксисом подобны VB.

Язык VB – современный язык программирования, который сочетает процедуры и элементы объектно-ориентированных и компонентно-ориентированных языков программирования. В среду разработки VB входят инструменты для визуального конструирования интерфейса пользователя. Программист может создать приложение с помощью компонентов, предоставленных в VB. Приложения, созданные на VB, могут также использовать Windows API (нужно объявление внешних функций).

Особенности языка

VB часто используется для обучения программированию и применяется для разработки приложений. Позволяет разрабатывать простые и сложные приложения с графическим интерфейсом. Программирование в VB сочетает визуальные компоненты и контролы, определение атрибутов и событий для компонентов, написание дополнительного кода для расширения функциональных возможностей. Значения и действия для компонентов, которые определены по умолчанию, позволяют создавать простые программы без написания кода.

Компиляция программ была введена в VB версии 5, но исполняемые программы все еще требуют наличия определенных библиотек для запуска. Такие библиотеки включены в Windows, начиная с версии 2000.

Форма в VB создается по технологии drag and drop («перетащи и брось»). Элементы управления (текстовые поля, кнопки и т.д.) размещаются на форме и имеют свои свойства, методы и обработку событий. Многие атрибуты элементов управления можно изменять во время исполнения программы, что приводит к созданию динамически реагирующих на действия пользователя программ.

Язык VB позволяет создавать исполняемые программы (файлы с расширением .exe), элементы управления ActiveX, библиотеки DLL, но чаще всего используется для разработки Windows-приложений. Диалоговые окна используются для обеспечения подсказок. Набор элементов управления позволяет обеспечить основные функциональные возможности приложения, а при помощи обработчиков событий можно расширить логику программы. Например, при использовании выпадающего списка автоматически отображается список, который позволяет выбрать нужный элемент.

Обработчик событий используется для написания дополнительного кода в зависимости от выбранного элемента. Язык обладает большой библиотекой сервисных объектов, объектно-ориентированной разработкой. В языке VB регистр не учитывается в отличие от многих других языков программирования. При сравнении строк регистр учитывается, но можно выполнять его и без учета регистра.

Компилятор VB поставляется вместе с другими языками Visual Studio (C, C++), но ограничения интегрированной среды разработки не позволяют создание некоторых видов приложений.

Характеристики Visual Basic

VB обладает следующими чертами:

  • Истинное значение определяется единицей, а ложное – нулем, т.к. тип Boolean хранится как 16-разрядное целое число со знаком. Связаны эти два значения логической операцией Not, т.е. Истина = Не Ложь.
  • Логические и битовые операторы объединены, что отличает VB от других C-подобных языков (Java, Perl).
  • При объявлении массивов указывается верхняя и нижняя границы как в Pascal и Fortran. Причем нижняя граница может иметь значение ниже 1 или 0 в отличие от Visual Basic .NET или VBScript, в которых нижняя граница фиксирована.
  • Сильная интеграция с операционной системой Windows и COM.
  • Целые числа автоматически преобразуются в вещественные при выполнении деления (/). Оператор () используется для деления с усечением дробной части.
  • Для переменных, которые объявляются без указания типа, по умолчанию используется тип variant. С помощью оператора Deftype можно изменить эту настройку и установить другой тип по умолчанию (например, DefInt, DefVar и т.д.). Тип по умолчанию можно отменить для переменной путем использования специального суффикса в ее имени.

Эволюция Visual Basic

Первая версия языка VB 1.0 была разработана в 1991 г. Аланом Купером был разработан принцип связи языка и графического интерфейса, который используется в языке и реализуется в его прототипе Tripod (известный как Ruby).

В мае 1991 г. появился VB 1.0 для MS Windows.

Под DOS язык VB 1.0 был выпущен в 1992 г. Он не был полностью совместим с Windows-версией VB, поскольку работал в текстовом режиме экрана.

Рисунок 1. Visual Basic для операционной системы MS-DOS. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В этом же году появилась новая версия VB 2.0, которая была проще в использовании и работала быстрее.

В 1993 г. появились версии Standard и Professional языка VB 3.0, в состав которых входил движок для работы с базами данных Access. VB 4.0 (1995 г.) позволял создавать 32-х и 16-разрядные Windows-программы. Также появилась возможность писать на VB классы и возможность компиляции в «родной» для процессора машинный код, что значительно увеличило скорость выполнения программ.

1997 г. – VB 5.0 – версия, в которой стало возможно создавать свои компоненты.

В 1998 г. появилась русская версия 6.0–6.3, которая поддерживала возможность использовать имена переменных и процедур кириллицей. VB.NET, который появился в 2001 г. поставлялся вместе с .NET Framework, а в 2003 г. – VB.NET 2003 с .NET Framework 1.1.

Версия 2005 года – Visual Studio 2005– включала VB.NET 2005. Выпущен .NET Framework 2.0 и Microsoft SQL Server 2005. Немного позже появилась версия VB Express – бесплатная редакция VB.NET 2005

Основные разновидности Visual Basic

Замечание 1

Корпорацией Microsoft были разработаны разновидности VB для создания сценариев. Со временем оригинальный VB был заменен версией .NET.

  • Классический VB (версии 5-6) – отличается сильной привязанностью к своей среде разработки и к ОС Windows, предназначался для написания исключительно Windows-приложений. Включает большое количество средств для помощи и удобства программирования: встроенный отладчик, просмотр переменных и структур данных на лету, окно отладки, всплывающая подсказка при наборе текста программы.
  • VB for Applications (VBA) – средство программирования для написания макросов и других прикладных программ для конкретных приложений. Стал популярным благодаря использованию в пакете программ MS Office. Из-за низкого внимания к вопросам безопасности широкое использование VBA привело к распространению макровирусов.
  • VB Scripting Edition (VBScript) – язык для написания скриптов, который является урезанной версией классического VB. Применяется преимущественно для автоматизации администрирования систем Windows, а также для создания страниц ASP и сценариев для браузера Internet Explorer.
  • VB.NET является преемником VB 6.0 и частью платформы Microsoft .NET.

spravochnick.ru

Норинский л. Ю. Программирование на Visual Basic и Visual Basic for Applications (Конспект лекций)

СОДЕРЖАНИЕ

стр

Введение

1. Основы языка программирования Visual Basic

1.1. Общие сведения о Visual Basic

2

1.2. Среда VB, инструментальные средства. Разработка проектов

3

1.3. Типы данных. Константы и переменные

5

1.4. Операции

8

1.5. Ввод и вывод данных

8

1.6. Управляющие операторы

9

1.7. Массивы

11

1.8. Примеры программ работы с числами

12

1.9. Обработка строк. Примеры

13

1.10. Математические вычисления. Другие операторы и функции

14

1.11. Процедуры и функции. Примеры

14

1.12. Работа с файлами

15

1.13. Обработка ошибок

17

2.Разработка интерфейса

2.1. Элементы управления

2.1.1. Общие сведения

17

2.1.2. Встроенные ЭУ

19

2.1.3. Внедренные и связанные ЭУ

22

2.2. Разработка форм

22

2.3. Создание и использование меню

24

2.4. Окна диалога

25

3. Классовое общество

3.1. Классы-формы

25

3.2. Модули классов и стандартные модули

26

3.3. Управление событиями объекта

27

3.4. Семейства и массивы объектов

27

4. VBA. Макропрограммирование

4.1. Общие сведения о VBA

28

4.2. Работа в Excel с помощью VBA

4.2.1. Объекты Application и семейство Workbooks

29

4.2.2. Объекты Worksheet и Worksheets

31

4.2.3. Объект Range

31

4.3. Макропрограммирование

32

4.4. Создание макросов в Word

33

4.5. Создание макросов в Excel

34

4.6. Пример макроса

35

Приложения

П1. Некоторые виды ошибок

35

П2. Свойства элементов управления

36

П3. Методы работы с элементами управления

39

П4. Примеры проектов VB

41

П5. Пример проекта VBA

Литература

55

56

studfiles.net

Программирование на языке Visual Basic

⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 12Следующая ⇒

В объектно-ориентированных языках программирования и, в частности, в языке Visual Basic, переменные играют та­кую же важную роль, как и в алгоритмических языках про­граммирования. Переменные предназначены для хранения и обработки данных в программах.

Переменные задаются именами, которые определяют области памяти, в которых хранятся их значения. Значениями переменных могут быть данные различных типов (целые или вещественные числа, последовательности символов, ло­гические значения и т.д.).

Тип переменных определяется типом данных, которые могут быть значениями переменных. Значениями переменных числовых типов (Byte, Integer, Long, Single, Double) являются числа, логических (Boolean) — True или False, строковых (String) — последовательности символов и т.д. Обозначения типов переменных являются ключевыми словами языка и поэтому выделяются.

Различные типы данных требуют для своего хранения в оперативной памяти компьютера различное количество яче­ек (cм. табл.3). Так, для хранения целых чисел в интервале от 0 до 255 в переменных типа Byte достаточно одной ячейки па­мяти (одного байта), для хранения вещественного числа с двойной точностью в переменных типа Double требуется уже восемь ячеек (восемь байт), а для хранения символьных строк в переменных типа String требуется одна ячейка на каждый символ.

Имя каждой переменной уникально и не может меняться в процессе выполнения программы. Имя переменной может состоять из различных символов (латинские и русские буквы, цифры и т.д.), но должно обязательно начинаться с буквы и не должно вклю­чать знак точка «.». Количество символов в имени не может быть более 255.

Например, числовую переменную можно назвать А или Число, а текстовую — А или Строка. Однако разработчик языка Visual Basic фирма Microsoft рекомендует для большей понятности текстов программ для программиста в имена пе­ременных включать особую приставку, которая обозначает тип переменных. Тогда, например, имена целочисленных переменных целесообразно записать как intА или intЧисло, а текстовых — strA и strСтрока.

Таблица 3. Типы переменных

Тип данных Возможные значения Объем занимаемой памяти Приставка к имени
Byte целые числа от 0 до 255 1 байт byt
Integer целые числа от -32768 до 32767 2 байта int
Long целые числа двойной длины 4 байта Ing
Single Десятичные числа от 1.401298Е-35 до 3.4022823Е38 4 байта sng
Double Десятичные числа двойной точности от 1.9406564584 1247Е-324 до 1. 797693 13486232Е308 8 байт dbl
Boolean Логическое значение True или False 2 байта bin
String Строка символов 1 байт на каж­дый символ str
Currency Число в денежном формате 8 байт cur
Date Дата от 1 января 1 00 г. до 31 декабря 9999г. 8 байт dtm
Object Ссылки на любой объект 4 байга obj
Variant Любые значения > 16 байт vnt

 

Наборы однотипных переменных могут быть объединены в массивы, объединенные одним именем. Массивы бывают одномерные, которые можно представить в форме одномерной таблицы, и двумерные, которые можно представить в форме двумерной таблицы. Массивы могут быть различных типов: числовые, строко­вые и т.д.

Массив состоит из пронумерованной последовательности элементов. Номера в этой последовательности называются индексом. Каждый из этих элементов является переменной, т.е. обладает именем и значением, и поэтому массив можно назвать переменной с индексом.

Простейшим способом задания типа переменной (ее объ­явления) является приписывание к имени переменной опре­деленного суффикса. Например, числовую переменную типа Integer можно задать как А%, а текстовую переменную String как А$.

Для объявления типа переменной можно воспользоваться также оператором определения переменной. Синтаксис (пра­вило записи) этого оператора следующий:

Dim ИмяПеременной [.As ТипПеременной]

Здесь Dim и As ключевые слова языка Visual Basic и поэто­му они выделяются жирным шрифтом. Назначение этого оператора — объявить переменную, т.е. задать ее имя и тип, однако объявление типа может отсутствовать. С помощью одного оператора можно объявить сразу несколько перемен­ных, например:

Dim ИмяПеременной As Integer,ИмяПеременной As String

Объявление массива производится аналогично объявле­нию переменных, необходимо только дополнительно ука­зать диапазон изменения индекса. Например, объявление строкового массива, содержащего 33 элемента, производит­ся следующим образом:

Dim ИмяМассива ( 1 To33) As String

Переменные, значения которых не меняются в процессе выполнения программы, называются константами. Син­таксис объявления констант следующий:

ConstИмяКонстанты [As Тип]= ЗначениеКонстанты

Квадратные скобки здесь означают, что тип указывать не обязательно.

Переменная может получить или изменить значение с помощью оператора при­сваивания. Синтаксис этого оператора следующий:

ИмяПеременной = Выражение

При выполнении оператора присваивания переменная, имя которой указано слева от знака равенства, получает значение, равное значению выражения (арифметического, строкового или логического), которое находится справа от знака равенства.

Понятие функции в языках программирования близко к понятию функции в математике. Функция может иметь один или более аргументов, если функция имеет один аргумент, то тогда она является функцией одного аргумента. Синтаксис записи функции нескольких аргументов следующий (аргу­менты в списке отделяются друг от друга запятыми):

ИмяФункции (Список аргументов)

 

Для каждого набора аргументов можно определить значе­ние функции. В программировании говорят, что функция возвращает свое значение, если задано значение ее аргумен­тов. Функции обычно входят в состав выражений, значения которых присваивается переменным.

Функции могут быть различных типов: математические, строковые, финансовые, даты и др. Тип функции определя­ется возможными значениями аргументов и функции.

В математических функциях значениями как аргумен­тов, так и функций являются числа. Всего в языке Visual Basic имеется 12 математических функций:

 

Таблица 4. Математические функции

 

Функция Возвращаемое значение
Sin(A) синус числа А
Cos (A) косинус числа А
Tan (A) тангенс числа А
Atn(A) арктангенс числа А
Sqr (A) квадратный корень из числа А
Log (A) логарифм числа А
Ехр(А) показательная функция числа А
Int(A) наибольшее целое число, не превышающее число А
Clnt(A) целое число, ближайшее к числу А
Fix (A) целое число, равное числу А без дробной части
Abs (A) абсолютное значение числа А
Rnd случайное число в интервале (0, 1)

 

 

Эти функции можно использовать при записи арифметических выражений, которых помимо функций могут присутствовать переменные и константы, связанные знаками арифметических операций сложения «+», вычитания «–», умножения «*», деления «/», возведения в степень «^». Порядок действий можно изменять с помощью скобок по обычным правилам арифметики.

Например, переменной Y нужно присвоить значение функции (x 2 + 5x –1) e –2x. Оператор присваивания будет иметь вид

Y = (X^2 + 5*X – 1) * Exp( –2*X)

В строковых функциях строками являются либо аргу­менты, либо возвращаемые функциями значения.

Таблица 5. Строковые функции

 

Функция Возвращаемое значение
Len(S) количество символов в строке
Left (S, N) первые N символов строки S
Mid(S,K,N) N символов строки S, начиная с K-го символа
Val(S) преобразование числа в виде строки S в числовой формат
Str (N) преобразование числа N в строку символов
Asc(C) ASCII – код символа С
Chr(N) символ, ASCII – код которого равен N

Программирование разветвляющихся процессов

 

Изменить последовательность выполнения операторов можно с помощью операторов ветвления.

Одним из них является условный оператор If … Then. Он имеет два форматов записи.

1. Однострочный формат

Ifусловие ThenОператор1 [ Else Оператор2]

(в квадратные скобки взята необязательная часть). Если условие истинно, Оператор1 выполняется, в противном случае он пропускается и выполняется Оператор2, если он указан.

2. Блочный формат.

 

Ifусловие Then

Операторы1

[ Else

Операторы2]

End If

 

Эта форма применяется, когда нужно при выполнении или не выполнении заданного условия выполнить не один, а несколько операторов.

В качестве примера рассмотрим задачу вычисления корней квадратного трехчлена с коэффициентами A, B, C. Как известно, вещественные корни существуют при условии, что дискриминант больше либо равен нулю: D = B2 – 4AC ³ 0. Ниже приведен фрагмент программы, в котором дискриминант сравнивается с нулем и если он оказывается меньше нуля, выводится сообщение «Вещественных корней нет», противном случае подсчитываются значения корней.

 
 

 

D = B^2 – 4*A*C If D < 0 Then Print “ Вещественных корней нет ” Else X1 = (–B + sqr (D)) / (2*A) X2 = (–B – sqr (D)) / (2*A) Print “ Вещественных корней нет ” End If  
D := B2 – 4AC
 
 

 

да нет

D < 0

 

 
 

“Решений Вычисление

нет” корней X1, X2

       
 
   
 

Вывод X1, X2

 

 
 

 

Конец

 

Рис. 10. Фрагмент программы вычисления корней квадратного уравнения и его блок-схема

Еще одним оператором ветвления является Select Case.

Select CaseВыражение

CaseСписок_значений1

Операторы1

CaseСписок_значений2

Операторы2

……….

[Case ElseСписок_значений3

Операторы3 ]

End Select

 

Здесь в качестве параметра Выражение может быть как имя переменной, так и арифметическое выражение, а параметры Список_значений1, Список_значений2 и т.д. могут быть как одиночными числовыми значениями, так и списками – несколькими числами, разделенными запятыми.

Если значение выражения не совпадет ни с одним из значений, указанных в списках, будет выполнены операторы, указанные в разделе Case Else (если таковой присутствует, если же его нет, то следующим будет выполнен оператор, следующий за оператором Select.

В качестве списка значений можно указывать не только одно из возможных значений, но и несколько значений, разделенных запятыми. Можно также указать интервал значений (например, 4 To 6), или задать его с помощью ключевого слова IS и одного из знаков отношения < , <=, >, >=, < >, = (например, IS >= 10).

В качестве примера рассмотрим следующую задачу. Пусть задана кусочно-непрерывная функция f (x) следующим образом:

y

       
 
   
 

–1 для x < –1, 1

f (x) = 0 для –1 £ x < 1,

2 для x ³ 1. –2 –1 0 1 2 x

 

–1

 

 

Требуется написать программу, вычисляющую значение этой функции для любого заданного значения x. Воспользуемся для этой цели оператором ветвления Select Case:

 

Select CaseX

Case IS < –1

Y = –1

Case IS < 1

Y = 2

Case IS >= 1

Y = 1

End Select

 

Предположим, что X = –2. Тогда истинными являются условия IS <= –1 иIS < 1. Однако проверка условия IS < –1 идет первой и Y получит значение –1. Хотя второе условие также истинно для текущего значения X, оператор Y = 0 выполняться не будет, поскольку выбор уже будет сделан.

Читайте также:

lektsia.com

Программирование на VBA. VBA для чайников

Программирование на VBA

По сути, программировать- это значит говорить компьютеру, что он должен делать. Создавая компьютерную программу, вы даете компьютеру некоторый набор шагов, по которым ему предписано следовать. Например, вы можете указать компьютеру сделать следующее.

* Открыть окно, полное интересных кнопочек и меню.

* Создать поле и ввести в него дату вашего рождения.

* Щелкнуть на кнопке Вычислить возраст, которая вычислит ваш возраст, основываясь на введенной дате.

Еще не так давно создание программы означало необходимость самому выписывать все инструкции программы. Поскольку компьютеры не понимают человеческого языка, программистам нужно было печатать программный код - список всех таких инструкций, - используя терминологию одного из специальных языков программирования.

VBA исключает необходимость печатать программный код, определяющий то, как ваша программа будет выглядеть на экране. Тем не менее, написание программного кода вручную все еще требуется для любой программы, независимо от ее сложности. Частью VBA является язык программирования. Вот пример VBA-кода:

Sub SelectNextQuestion( )

If SelectionStrategy = Randomly Then

AskRandomQuestion

Else If CurrentQuestion = TotalQuestions Then

CurrentQuestion = 1

Else

CurrentQuestion = CurrentQuestion +1

End If

End Sub

Если вы немного знаете английский язык и прочли этот пример программного кода достаточно внимательно, вы должны догадаться, что здесь предполагается выполнить. Одно из лучших качеств языка VBA заключается в том, что он имеет достаточно много общего с обычным английским языком. Правда, выглядит он как довольно ломаный английский, но не волнуйтесь- как раз в этой книге я постараюсь обучить вас свободному владению языком, с помощью которого пишется VBA-код.

Что визуального в Visual Basic для приложений?

К счастью, VBA во многом избавляет от необходимости нудного печатания программного кода. В одних случаях вы записываете команды, которые нужны в приложении, и используете их в качестве отправной точки при создании новой программы.

В других случаях VBA позволяет создавать части программы, которые отвечают за появляющиеся на экране объекты (диалоговые окна, кнопки, флажки, переключатели и т.п.), просто рисуя их с помощью мыши или выбирая опции из диалоговых окон. Именно это позволяет назвать VBA визуальным программным средством. С помощью VBA вы можете построить экранное представление своей программы, почти не затратив на это времени. Если бы вам пришлось определять те же элементы и программировать их появление на экране вручную, вам потребовались бы на это часы, дни, а может, и годы.

К сожалению, VBA не может заранее угадать, что должна делать ваша программа. Вам все равно придется печатать программный код, определяющий функции кнопок, флажков и переключателей в вашей программе. И даже если в программе нет ни кнопок, ни переключателей, вам понадобится напечатать программный код для тех шагов, которым программа должна следовать при ее выполнении.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

it.wikireading.ru