Иллюстрированный самоучитель по Basic, вводный курс. Программирование basic для начинающих


Язык Бэйсик

Раздел: Как стать программистом / Языки программирования

Язык Бэйсик (он же Бейсик, он же BASIC) входит в семейство языков программирования высокого уровня.

BASIC - это аббревиатура, которая расшифровывается так: Beginner’s All-purpose Symbolic Instruction Code - универсальный код символических инструкций для начинающих).

Язык программирования Бейсик был разработан в 1964 году. Затея заключалась в том, чтобы создать язык, с помощью которого студенты, не имеющие навыков программирования, могли самостоятельно создавать компьютерные программы для решения своих задач.

Этот язык в своё время был очень популярен и расплодился по миру компьютеров в виде различных диалектов, в основном, как язык для домашних компьютеров.

Бэйсик с момента создания многократно дорабатывался и усложнялся, повинуясь законам современного программирования. По этой причине к настоящему времени он уже утратил (по сравнению с первыми версиями) свою простоту. Хотя, даже с учётом этого, современный Бэйсик всё-равно остаётся относительно простым языком, по сравнению с такими языками, как, например, С++.

Начиная с 1960-х годов компьютеры становились всё более доступными. На компьютерах могли работать уже не только учёные-программисты, но и школьники и студенты, которые не являлись программистами. Однако у этих школьников и студентов уже появились задачи, которые надо было решать с помощью компьютеров.

Готовых программ тогда почти не было. Поэтому под каждую задачу надо было создавать отдельную программу. И делать это на компьютерах тех лет, используя имеющиеся тогда языки программирования, было очень сложно (отчасти поэтому раньше языки программирования создавались для решения конкретных задач, например, ПРОЛОГ был ориентирован на создание систем с искусственным интеллектом, ФОРТРАН - для работы с математическими формулами в научных и инженерных вычислениях и т.п.).

Поэтому неудивительно, что у кого-то появилась мысль создать язык программирования настолько простой, насколько это вообще возможно, чтобы люди, совсем незнакомые с программированием, могли создавать хотя бы простые программы для решения каких-то задач на компьютерах (эта мысль была воплощена в жизнь, хотя потом критики ставили эти особенности в вину Бейсику).

В итоге в 1964 году преподавателями Дартмутского Колледжа Джоном Кемени и Томасом Курцем был придуман язык Бэйсик, и под их руководством был реализован командой студентов колледжа. Со временем, когда стали появляться другие диалекты, изначальную реализацию стали называть Dartmouth BASIC.

Бейсик был задуман и сделан так, чтобы студенты могли относительно легко создавать свои программы. Бэйсик был ориентирован на пользователей, для которых скорость выполнения программ не была слишком важной, и которым намного более важно было иметь возможность использовать компьютер для решения своих задач в принципе, не имея специальной подготовки (напомню, готовых программ тогда почти не было).

При разработке языка Бэйсик использовались следующие восемь принципов:

  1. Язык должен быть простым в использовании и понятным для начинающих.
  2. Должен быть языком программирования общего назначения (а не специального, как, например, упомянутые выше Фортран и Пролог).
  3. Язык должен предоставлять возможность расширения функциональности, доступную опытным программистам.
  4. Язык должен быть интерактивным, то есть выполнять команды пользователя.
  5. Язык должен предоставлять однозначные и понятные сообщения об ошибках.
  6. Язык должен быстро работать на небольших программах.
  7. Язык не должен быть привязан к “железу” и не должен требовать от программиста понимания работы этого самого “железа”.
  8. Язык должен защищать пользователя от операционной системы (или операционную систему от пользователя - кому как больше нравится))).

При создании Бэйсика за основу были взяты частично Фортран II и частично Алгол 60. Первоначально Бэйсик был реализован на мейнфрейме GE-265 с поддержкой множества терминалов (мейнфрейм - это большой высокопроизводительный отказоустойчивый сервер).

Несмотря на то, что язык уже использовался на нескольких мини-компьютерах, его настоящее распространение началось с внедрения на микрокомпьютере Альтаир 8800.

Многие языки программирования были слишком громоздкими, чтобы поместиться в небольшую память, которую пользователи подобных компьютеров могли себе позволить. Для машин с таким медленным носителем информации, как бумажная лента (позднее - магнитофонная кассета), и без подходящего текстового редактора такой небольшой язык, как Бейсик, был наилучшим решением.

В 1975 году Microsoft (тогда это были лишь двое - Билл Гейтс и Пол Аллен, при участии Монте Давидова), выпустила Altair BASIC. Затем его версии появились на другой платформе под лицензией и скоро в использовании были уже миллионы копий и различных вариантов. Один из вариантов, Applesoft BASIC, стал стандартным языком на Apple II. Для операционной системы CP/M был создан диалект BASIC-80, который надолго опередил свое время.

Кстати, Билл Гейтс говорил, что Бэйсик - это его любимый язык программирования.

Наиболее бурно и успешно Бэйсик развивался в течение 1970-х и в начале 1980-х годов. В это время почти все персональные компьютеры имели собственный интерпретатор Бейсика, часто зашиваемый прямо в ПЗУ. В простейших компьютерах он даже выполнял функции операционной системы.

Практически все более мощные компьютеры также имели интерактивные Бейсик-системы. Было создано несколько новых версий Бейсика для платформы IBM PC и совместимых. Microsoft продавала Бейсик для MS-DOS/PC DOS, включая BASICA, GW-BASIC (модификация BASICA, не требующая «прошивки» от IBM) и QuickBASIC.

Компания Borland, получившая широкую известность благодаря Turbo Pascal (с которым она и вышла впервые на рынок) в 1985 году выпустила основанную на той же программной среде систему Turbo Basic 1.0 (его наследники впоследствии продавались другой компанией под именем PowerBASIC).

К концу 1980-х годов персональные компьютеры стали намного мощнее и предоставляли новые возможности (такие, как графический интерфейс пользователя). Использовать эти новые возможности в Бейсике было уже не так просто и не так удобно. Кроме того, появились недорогие компиляторы более продвинутых языков (таких как Паскаль и Си), которые, к тому же, имели навороченные по тем временам средства разработки и дополнительные библиотеки с готовыми стандартными подпрограммами (например, Borland Pascal с библиотекой Turbo Vision).

Бейсик начал терять популярность, хотя огромное число его версий ещё использовались и продавались. В это же время начался постепенный переход Бэйсика в сторону признанных структурных языков: расширился словарь и набор конструкций языка, появились сложные ветвления, именованные подпрограммы и функции, длинные имена переменных.

Особенности языка Бейсик

Ранние версии Бейсика (такие как BASICA, GW-BASIC) сильно отличаются от современных диалектов и сегодня практически не используются. Причём отличаются настолько сильно, что начинающий программист не каждую программу на старом Бэйсике сможет перевести на современный Бэйсик.

Структура программы на ранних версиях Бейсика во многом формировалась с учётом того, что он предназначался для среды программирования со строчным редактором текста. В таком редакторе пользователь не имел возможности отображать весь текст на экране (в окне), не мог перемещаться по нему в любых направлениях с помощью клавиатуры и/или мыши. В строчных редакторах пользователь для изменения строки текста должен дать команду изменения строки с заданным номером, затем ввести новый текст указанной строки (вот была житуха у программистов))).

Для вставки новой строки нужно дать команду вставки, опять-таки указав номер. Вводимые строки отображаются на экране последовательно (независимо от номеров). Чтобы увидеть сделанные изменения, применяется команда вывода текста, которая выводит строки в правильном порядке (по возрастанию номеров).

Поэтому в старом Бэйсике каждая строка начиналась с номера. При вводе в редактор строка оказывалась в исходном тексте программы на позиции, соответствующей её номеру. Для вставки новой строки нужно было дописать строку с номером, находящимся в диапазоне между номерами двух других строк.

«Раздвинуть» строки было невозможно, если требовалось вставить новую строку между строками с соседними номерами, приходилось повторно вводить эти строки с другими номерами, чтобы обеспечить разрыв в нумерации (либо применять специальную команду RENUM, которая изменяла номера всех уже введённых строк с постоянным шагом).

Как вы понимаете, при создании более-менее сложной программы практически невозможно предугадать, сколько в ней будет строк и в каком порядке они будут следовать.

Поэтому для обеспечения последующего редактирования программы стало принято нумеровать строки с шагом 10 (а иногда и больше). Это позволяло в большинстве случаев без проблем вставлять новые строки без изменения номеров строк, которые были введены ранее.

Пример рассмотрим чуть позже, когда познакомимся с синтаксисом языка Бейсик.

Синтаксис языка Бейсик

Признаком конца оператора служит конец строки. Чтобы на одной строке разместить несколько операторов, нужно поставить между ними двоеточие (это разрешалось не во всех реализациях языка).

Простейшая программа на Бэйсике:

10 PRINT “Hello, WORLD!”

Бэйсик - не чувствительный к регистру язык. То есть для Бэйсика слова PRINT и print - это одно и тоже. Это касается не только ключевых слов, но и имён переменных. Хотя некоторые реализации языка являются чувствительными к регистру полностью или частично (например, Liberty BASIC).

Имена переменных должны начинаться с буквы и могут состоять из латинских букв и цифр. Для создания переменной строкового типа нужно было после имени указать знак доллара ($).

Например:

X = 100 ‘Числовая переменная X$ = “Hello” ‘Строковая переменная

Выражения похожи на выражения в большинстве других процедурных языков программирования, но в первых вариантах Бейсика их было довольно мало. В самых ранних вариантах число ключевых слов было менее 20 (в этом и прелесть Бэйсика))).

Объявлять простые переменные не нужно. Просто в любом месте программы пишем имя переменной, и всё. Правда, массивы надо объявлять.

Ниже перечислены самые основные конструкции языка, которые были реализованы практически в любой Бейсик-системе конца 1970-х годов (многие из этих конструкций поддерживаются и современными реализациями языка Бэйсик):

LIST Вывод на монитор текста программы в правильной последовательности строк.

RUN Запуск текущей программы с первого оператора строки с самым маленьким номером.

REM Комментарий. Текст, находящийся после ключевого слова и до конца строки, является комментарием. Многие интерпретаторы также поддерживают в качестве знака начала комментария одиночную кавычку '. Некоторые интерпретаторы допускают использовать слово REM, только если оно находится в самом начале строки.

INPUT Выводит на монитор текст приглашения и ожидает, пока пользователь введёт значение и нажмёт ENTER.

PRINT Выводит данные на монитор (текст и значения переменных).

CLS Очищает экран.

DIM Описание массива. В отличие от обычных переменных, массивы требуют предварительного объявления.

GOTO Метка Команда безусловного перехода на Метку.

IF … THEN … Обычный оператор ветвления. После IF размещается логическое условие, после THEN - оператор, который должен быть выполнен при истинности этого условия.

END Завершение выполнения программы. Система выходит в интерпретатор и пользователю выдаётся приглашение на ввод команд.

SAVE Команда интерактивного режима, которая сохраняет текущую программу в файле на внешнем носителе.

LOAD Команда интерактивного режима, которая загружает в память программу из файла на внешнем носителе. При этом обычно из памяти удаляется ранее загруженная программа и данные.

Пример программы на Бейсике:

10 CLS 'Очистить экран 20 PRINT "Привет, МИР!!!" 30 X = 100 'Присвоить 100 переменной Х 40 INPUT "Введите число : "; Y 50 PRINT Y; " * "; X; " = "; X * Y 60 END

Интерпретаторы Бэйсик

Один из наиболее известных интерпретаторов языка Бэйсик - это QBasic от Microsoft. Много лет он бесплатно поставлялся вместе с операционными системами MS-DOS и Windows. QBasic имел неплохие по тем временам графические и звуковые возможности. Поэтому на QBasic создавались даже игры (один мой знакомый это делал - не то, что на картинке, но что-то типа того))).

Бейсик поздних версий (начиная с Turbo Basic и Visual Basic) сильно отличается от ранних реализаций. По сути это новый язык, который уже больше похож на Фортран или Паскаль, чем на исходный Бейсик (хотя многие конструкции поддерживаются).

Вторую жизнь Бейсик получил с появлением Visual Basic от Microsoft. Но, несмотря на популярность, в 2001 году Microsoft отказалась от дальнейшей поддержки Visual Basic (если не ошибаюсь, последняя версия Visual Basic была 6.5) в пользу принципиально нового языка Visual Basic .NET, где язык был снова “перекроен” и “перешит”, ориентирован на кросс-платформенную технологию .NET, и в текущем состоянии практически совпадает по набору возможностей c языком C#. Отличия только в синтаксисе и ключевых словах.

Так Basic перерос из средства для создания программ любителями-непрофессионалами до полноценного средства создания программ.

Помимо написания полноценных программ, Бейсик широко применяется как основа для различных скриптовых языков (например, макросы в пакете Microsoft Office пишутся на диалекте VBA, язык сценариев VBScript используется в SCADA-системах и других подобных программах).

Сколько людей, столько и мнений

Даже в свои лучшие времена (1970...1980 годы) Бейсик подвергался жёсткой критике (впрочем, как и почти все другие языки программирования - критиковать у нас любят).

Конечно, у Бэйсика было немало недостатков. Но ведь он же таким и был задуман! Да, с недостатками. Но зато простой и доступный для понимания даже гуманитарию.

В основном же профессиональные программисты разносили в пух и прах Бэйсик за то, что его простота и отсутствие структурирования приводят к тому, что начинающие программисты в погоне за сокращением времени на создание программ, напрочь забывают о “правильном” подходе к программированию. Это допустимо при написании простеньких программ, но практически всегда приводит к неудаче при работе над серьёзными крупными проектами.

Многие профессионалы также были категорически против того, чтобы использовать Бэйсик для обучения новичков. Известный в мире программистов авторитет Эдсгер Дейкстра говорил, что студентов, ранее изучавших Бейсик, практически невозможно обучить хорошему программированию. И что как потенциальные программисты они умственно изувечены без надежды на восстановление.

Несмотря на авторитет Дейкстры, я с ним в этом не согласен. То, что приписывают к недостаткам Бэйсика, на самом деле является его достоинствами. Недостатки Бейсика (если иметь в виду ранние диалекты) проявляются при попытке профессиональной разработки на нём сложных и крупных программ и при использовании его как базового языка для обучения программистов, но ни для одного их этих применений данный язык не предназначался. Его основной задачей было предоставить студентам-непрограммистам возможность после минимального обучения самостоятельно писать простейшие программы для собственных нужд, чтобы не отвлекать на эту работу специалистов. Эту задачу язык решает вполне успешно.

Если же говорить о современных диалектах и реализациях Бейсика, то они настолько далеко ушли от первоначальной формы языка, что всё вышесказанное вряд ли можно считать относящимся к ним. Современные диалекты Бейсика являются достаточно структурированными языками, они сопоставимы по возможностям с такими языками, как Си, Паскаль и т.п.

Язык Бэйсик (даже первые его реализации, такие как QBasic), вполне пригоден для обучения, потому что с моей точки зрения нет совершенно никаких проблем, при необходимости, выучить потом другой язык. Может быть в 60-е годы прошлого столетия это и было проблемой - не знаю (я родился в 1969). Но сейчас - нет.

К тому же сегодня и переучиваться особо не потребуется, так как можно создавать свои классные программы, например, на Visual Basic.

Директивы компилятора Как это ни странно, но даже многие опытные программисты не используют директивы компилятора, считая их чем-то ненужным и бесполезным. А между тем, директивы компилятора - это очень классная штука. Если их умело применять в своих программах, то можно существенно сократить время на разработку и уменьшить количество рутинных операций. Подробнее...

info-master.su

Простой язык программирования для начинающих Basic

Язык для начинающих программистов BASIС расшифровывается как Beginner, All-purpose Symbolic Instruction Code и переводится: универсальный код (язык) символических инструкций для начинающих.

Язык Basic будет очень полезен в изучении начинающим пользователям так как имеет очень простое написание и относительно небольшое количество операторов (слов в языке) которые пишутся довольно понятным образом. Хотя данному языку уже несколько десятилетий изучение его не является бесполезным так как на данное время есть большое количество программ поддерживающих язык программирования Basic, например Microsoft Office. Блягодаря скриптам написанным на Basic можно автоматизировать формирования офисных документов, создавать небольшие базы данных, автоматизировать процессы происходящие на компьютере, а заодно и понять что же такое программирование и как пишутся программы.

 

Изучение простого языка Basic, которое не займет много усилий, может стать отправной точкой в карьере программиста.

Basic был создан как раз для обычения студентов азам программирования и поначалу его возможности были не вилики, сейчас же данный язык программирования довольно сильно оброс функиционалом и благодаря нему можно писать полноценные программы, но он по прежнему прост для понимания.

История простого языка программирования Basic

Двое сотрудников Дармудского колледжа Куртц и Кемени начали разрабатывать Basic в конце 50-х годов. Прежде всего они поняли, что необходим такой компьютер, который был бы легок в изучении и использовании и не требовал особых умственных усилий со стороны студентов. Причем было ясно, что студенты не захотят работать с перфокартами (раньше для вывода информации вместо мониторов использовались перфокарты), поэтому для общения с компьютером необходим  диалоговый режим работы с ЭВМ.

Решению указанной проблемы содействовала необходимость разработки принципиально нового языка программирования существенно отличающийся своей концепцией от существующих на тот момент, который легко можно изучать и которым легко было бы пользоваться. Применение такого языка как ассемблер или ФОРТРАН или АЛГОЛ , было недопустимо из-за их сложности, новых специалистов под такие языки программирования было очень долго подготавливать и не каждый студент мог понять принципы программирования.

В 1963 г. началась работа над черновым вариантом языка программирования для студентов Basic. К этому времени группа под руководством  Куртца и Кемениполучила получила на решение проблемы две субсидии от фирмы General Electric. Реализация разработок языка  осуществлялась с конца 1963 г. на компьютерах разработаных фирмой General Electriс: DATANET — 30, GE-225, GE-235. Первая программа на Basic с использованием системы разделения времени заработала уже в мае 1964 г..

Конечно, BASIC cоздавался не на пустом месте, а на основе существовавших к тому времени алгоритмических языков. Взаимосвязь Basic, ФОРТРАН и АЛГОЛ очевидна. Из ФОРТРАНа взята указание параметров цикла: начало, конец и шаг. Из АЛГОЛа пришли слова FOR и STEP и более естественная проверка завершения выполнения цикла. Некоторые заимствования пришли из языков LOSS и CORC.

Первая программа на БЕЙСИКЕ, опубликованная Кемени состояла всего из трех строк и демонстрировала возможность работы Basic.

С 1965 по 1971 г. появилось 6 различных редакций языка Basic по мере его усовершенствования. А извесность данный язык программирования получил после того как он был реализован на машине GE-400. Но настоящему развитию языка способствовала на то время еще не сильно известная компания Microsoft.

Развитие языка программирования Basic в компании Microsoft

В 1979 г. в «Microsoft» разработали свою версию под названием  MBASIC или BASIC80, которая получила известность также благодаря созданию интерпретатора и операционной системы MS-DOS, эта операционная система предназначалась для компании IBM, первая модель которой была выпущена летом 1981г. Сразу же после выхода первых моделей компания Microsoft выпустила новую версию простого языка программирования для начинающих программистов под названием Basic-Advansed, данная версия уже поддерживала текстовый и графический режимы работы. Работа над языком программирования не прерывалась и в 1984 г. Бейсик-Адвансед (сокращенное название:BasicA) добавились еще несколько дополнительных возможностей, такие как работы с окном экрана, выполнение команд операционной системы, обработка перерываний от таймера и пр. Парралельно «Microsoft» разработала интерпретатор языка Macintosh BASIC для ПЭВМ Macintosh фирмы Apple, но по сути они мало чем отличались от BasicA.

Развитием языка BASIC-A стала версия Quick BASIC или QBasic (его еще досих пор изучают в некоторых Российских институтах), включающая подпрограммы и функции с локальными и глобальными переменными, средства поддержки графики и звука, алфавитно цифровые метки и т.д. Т.е. это уже была основа современных языков программирования. В 1985г была выпущена первая версия языка программирования для персональных компьютеров с названием True BASIC.

Существенный вклад фирма «Microsoft» внесла также и в разработку программных средств для бытовых компьютеров. В 1983 - 1985 гг. токийский филиал фирмы разработал стандарт на 8-разрядные бытовые компьютеры MSX и MSX-2, выпускаемые рядом японских фирм, дисковую операционную систему MSX DOS и интерпретатор языка MSX BASIC.

Развитие Basic в России

В СССР Basic впервые был реализован в 1970 г. на вычислительной машине М-20 сотрудниками Горьковского университета где руководитель группы был Ю. Кетков. В этом же университете была напечатана первая книга на русском языке по языку программирования Basic. C этого момента Basic стал совершенствоваться и разделяться на различные версии уже и в нашей стране, сначала на машине ЭВМ М-222, потом на производительной ЭВМ второго поколения БЭСМ-6. и т.д. Дальнейшее развитие языка Basic в СССР была связана с мини-ЭВМ, микро-ЭВМ и ПЭВМ. В мини-ЭВМ М 6000, М 7000, СМ1 и СМ2 реализована версия БЕЙСИКа, соответствующая первым авторским редакциям конца 60-х годов, а в мини-ЭВМ СМ3, СМ4, имеющих в составе операционные системы ОС РВ и РАФОС. Версия языка под названием БЕЙСИК-ПЛЮС, разработанная в 1975 г. для мини-ЭВМ PDP-11, широко применялась в вычислительных машинах СМ-3 и СМ-4.

Для того чтобы хоть както упорядочить различные версии которые все сильнее отличались друг от друга в июле 1989 г. в СССР введен стандарт на язык программирования Basic (ГОСТ 27787-88).

Basic в современности

Сейчас его изучают студенты, на нем пишуться несложные программы, современный интерпритатор выпускает компания Microsoft под название MS Visual Basic, большое количество программного обеспечения поддерживают его для автоматизации своих функций. Поэтому изучая Basic Вы не потратите напрасно время, так будет легче понять как писать программы, ну а если Вы не собираетесь быть программистом, то хотябы научитесь быстро и надежно автоматизировать работу своего компьютера. Он просто будет большинство рутинной работы за Вас!

Союз ИТ | Разработка ПО | Ремонт компьютеров | Разработка сайтов | Наши услуги | Обучение

37it.ru

Иллюстрированный самоучитель по Basic, вводный курс › Язык Бейсик [страница - 8] | Самоучители по программированию

  • Прежде чем непосредственно приступить к программированию, надо научиться пользоваться средой предлагаемого к изучению языка. А поскольку она на русском языке, то это не составит большого труда. | Итак, нам предстоит узнать: | где взять русский Бейсик; | как его запустить и начать работу;

  • В окне редактора мигает курсор – горизонтальная светящаяся черточка, указывающая, где будет вводиться текст программы при наборе его с клавиатуры. | Если вы заметили, что что-то набрали неправильно, есть несколько путей исправить допущенные ошибки. | Удаление лишних символов.

  • Как же запустить программу? Когда вы написали программу и хотите посмотреть, а что, собственно, из этого получилось, то надо нажать клавишу F5. Программа будет исполнена в случае отсутствия синтаксических ошибок, и тогда вы увидите результаты ее работы и сообщение внизу экрана "Чтобы продолжить, нажмите любую клавишу".

  • В любом учебнике иностранного языка вначале дается его алфавит, т. е. набор символов для записи слов, предложений и всевозможных понятий этого языка. У языка Бейсик тоже есть алфавит, который содержит в себе следующие символы:

  • Прежде чем двигаться дальше ("Как трудно двигаться дальше" – из песни Бориса Гребенщикова), необходимо напомнить, что в те далекие времена, когда только зарождались алгоритмические языки, а словосочетание "персональный компьютер" вызывало у тех, кто его слышал сомнения в здравомыслии его произносившего, так вот, в те самые времена считалось, что компьютер (от англ. compute – вычислять), т. е.

  • Представьте, что вы разработали алгоритм, продумали, какие в нем будут участвовать переменные, придумали им имена и что же дальше? Как же сообщить компьютеру их значения? Как менять эти значения? Итак, мы знакомимся с первым оператором языка Бейсик – оператором присваивания.

  • Пока мы вводили в компьютер исходные данные, используя оператор присваивания. Другие способы ввода будут рассмотрены в одной из следующих глав. | Сейчас же хочется рассмотреть более важную на первых порах составляющую Бейсика – вывод полученных результатов на экран монитора, а также вывод всякого рода текстовых сообщений. То есть мы знакомимся с могущественным оператором print.

  • Пока мы не забыли элементарную арифметику в Бейсике и вывод результатов (надеюсь, у вас это получается, причем в законченной, красивой форме с подсказками), необходимо ознакомиться со стандартными функциями языка Бейсик, чтобы в полной мере ощутить его вычислительные способности.

  • Экран компьютера в текстовом режиме представляет собой условную сетку из столбцов и строк. В стандартном режиме таких столбцов 80 (т. е. в строке может разместиться не более 80 символов), а строк 25. | В Бейсике есть оператор, который позволяет управлять выводом данных на экран, что существенно повышает восприятие программ пользователем.

  • Чем хорош Бейсик? Тем, что позволяет писать программы, весьма дружественно настроенные к пользователю, запрашивающие у него свойственные только ему параметры и решающие поставленную задачу для вполне конкретных данных вполне конкретного человека или любого другого объекта.

  • Существует другой способ ввода данных. Он применяется в том случае, если эти данные заранее известны. Тогда мы организуем в программе некое подобие склада (с помощью оператора data), а потом при помощи оператора read последовательно считываем эти данные в запрашиваемые переменные, в которых они хранятся и обрабатываются.

  • samoychiteli.ru

    Шесть уроков программирования на языке Visual Basic

    Разделы: Информатика

    Целью современного среднего образования является формирование у учащихся ключевых компетентностей. К ключевым компетентностям относится одно из важнейших умений - умение жить в информационном мире. Для социальной адаптации и профессионального самоопределения современным школьникам необходимы навыки владения персональным компьютером, различными языками программирования, умение создавать проекты в различных средах программирования.

    Данная программа имеет следующие цели:

    1.Дать учащимся понятие о языке программирования Visual Basic.

    2.Ознакомить с составляющими элементами среды программирования Visual Basic.

    3.Дать навыки по созданию проектов в данной среде программирования.

    Данная программа отвечает задачам современного школьного образования, выполняя образовательные, воспитательные и развивающие задачи.

    Основные образовательные задачи данного проекта:

    • Изучить язык программирования Visual Basic.
    • Обучить учащихся работе в среде программирования Visual Basic;
    • Дать базовые навыки по созданию проектов в данной среде программирования;

    Основные воспитательные задачи проекта:

    • Воспитывать у школьников личностные качества, способствующие успешной социальной адаптации: целеустремлённость, объективность в самооценке, ответственность, познавательный интерес.

    Основные развивающие задачи проекта:

    • Формировать у учащихся ключевые компетентности, способствующие успешной социальной адаптации;
    • Развивать стремление к саморазвитию и личностному росту через познавательную деятельность.

    Программа по изучению Visual Basic базируется на последовательной и логичной системе уроков. Система уроков по изучению языка программирования Visual Basic включает в себя шесть уроков, каждый из которых имеет свои цели и задачи и поэтапно решает основную задачу: обучение новому языку программирования Visual Basic.

    Урок №1. Тема: Язык программирования Visual Basic. Загрузка программы Visual Basic 6.0. Знакомство с составляющими элементами данной среды программирования. Просмотр и анализ предложенного проекта.

    Урок ставит задачу дать понятие интегрированной среды Visual Basic, познакомить со структурой интегрированной среды. Для более подробного ознакомления с уроком используйте “Приложение 1”.

    Урок №2. Тема: Язык программирования Visual Basic. Создание простейшего проекта в среде Visual Basic.

    Урок ставит задачу закрепить полученные знания о среде Visual Basic, дать понятие об ООП (объектно-ориентированном программировании), дать первое представление о создании проекта. Для более подробного ознакомления с уроком используйте “Приложение 2”.

    Урок №3. Тема: Язык программирования Visual Basic. Создание проектов в данной среде программирования.

    Урок ставит задачу закрепить полученные знания о среде Visual Basic, дать понятие о структуре языка программирования Visual Basic и её составляющих, расширить представление о проекте в среде Visual Basic путём создания более сложного проекта. Для более подробного ознакомления с уроком используйте “Приложение 3”.

    Урок №4. Тема: Язык программирования Visual Basic. Создание проекта для выполнения вычислений совместно с учителем, а затем самостоятельная работа над созданием проекта..

    Урок ставит задачу развить полученные знания по освоению метода проектов и создать проект для выполнения вычислений как вариант проекта в среде программирования Visual Basic. Для более подробного ознакомления с уроком используйте “Приложение 4”.

    Урок №5. Тема: Язык программирования Visual Basic. Работа с процедурами и функциями пользователя.

    Урок ставит задачу дать понятия о процедурах и функциях пользователя и научить использовать процедуры и функции пользователя в проектах. Для более подробного ознакомления с уроком используйте “Приложение 5”.

    Урок №6. Тема: Язык программирования Visual Basic.Работа с массивами.

    Урок ставит задачу дать понятие о массиве, его разновидностях и научить использовать массивы в программном коде. Для более подробного ознакомления с уроком используйте “Приложение 6”.

    В данной системе уроков используются различные формы обучения (индивидуальные, групповые), различные методы обучения (теоретический, практический, проектный), различные формы работы (лекция, самостоятельная работа обучающего характера с последующей самопроверкой, фронтальный опрос, создание проекта).

    Данная система уроков предлагается для апробирования в 11-ых классах средней общеобразовательной школы при условии наличия кабинета информатики с персональными компьютерами и инструментальной системой Microsoft Visual Studio Visual Basic 6.0.

    Поделиться страницей:

    xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

    Visual Basic. Самоучитель для начинающих

    Описание книги Visual Basic. Самоучитель для начинающих:Это самоучитель. То есть написана книга с расчетом на то, что, изучив ее без посторонней помощи, вы сможете без посторонней помощи составлять программы на Visual Basic и выполнять их на компьютере тоже без посторонней помощи. Автор приложил специальные усилия для того, чтобы изложение было понятным. Все объясняется на примерах. Рассмотрение почти каждой темы заканчивается задачами на составление программы (всего таких задач – 132). Подавляющее большинство задач снабжено ответами, так что читатель может эффективно контролировать усвоение материала.

    Если вы хотите научиться программировать, но никогда в жизни не написали ни одной программы и плохо представляете, как компьютер устроен, читайте эту книгу с начала до конца – вы и программировать научитесь, и об устройстве компьютера узнаете все необходимое.

    Предположим, что вы школьник или студент, первый год изучающий программирование на Visual Basic, и вам предстоит сдавать по нему экзамен. Вы чувствуете, что вы «на нуле» и ничего не понимаете и даже не знаете, с чего начать. В этом случае, изучив книгу и выполнив приведенные в ней задания, вы будете прочно знать основы Visual Basic. Достаточно ли этого?. Ведь Visual Basic — это богатая новогодняя елка, на которой великое множество игрушек. В моей книге рассказано все, что нужно для новичка: про ствол и главные ветви елки, про то, как игрушки крепятся к веткам, рассмотрены самые интересные игрушки. Однако, где гарантия, что ваш преподаватель не предпочитает другие? Может быть, взять книгу потолще?

    Если вы возьмете любую самую толстую книгу по Visual Basic, то и там наверняка не найдете всего, что от вас требуется. Игрушек в Visual Basic слишком много даже для трехтомника. Поэтому сначала изучите основы Visual Basic по книге вроде этой. Затем или постарайтесь найти толстую книгу, в которой рассказано конкретно про то, что вам нужно, или воспользуйтесь для этого системой помощи (Help). Сразу же читать толстую книгу затруднительно – обычно она не предназначена для начинающих, если даже и утверждает обратное. Впрочем, толстая книга может и не понадобиться – в этой книге рассмотрено все, что разумный преподаватель может спросить на первом году обучения.

    Если вы опытный программист в средах визуальной разработки программ, но хотите изучить еще и Visual Basic, вам эта книга не нужна — изложение рассчитано на начинающих.

    Книга учит не только составлять программы, но и выполнять программы на компьютере. Все, что вам нужно знать заранее, это где кнопка включения компьютера. Все остальное в книге объяснено, включая инструкцию по установке Visual Basic на ваш компьютер.

    34,588 просмотров всего, 2 просмотров сегодня

    forcoder.ru

    Программирование на Visual Basic для начинающих » KpNemo

    Архив новостей
    Книга посвящена вопросам программирования на языке Visual Basic под управлением новейшей версии интегрированной среды разработки Visual Studio 2017 В ней рассмотрен широкий круг вопросов - от установки и настройки среды разработки до изучения особенностей языка и программирования приложений, в том числе для работы с базами данных, Excel-таблицами и XML-файлами. Доступно написанная, с большим количеством иллюстраций и примеров, эта книга легко позволит освоить Visual Basic начинающим программистам.

    В этой книге содержится полная пошаговая инструкция для тех, кто решил начать самостоятельное изучение языка Visual Basic. При помощи наглядных при меров и понятных разъяснений автор показывает, как, не тратя лишнего времени и сил, освоить азы программирования на Visual Basic и начать разработку собственных Windows-приложений в среде Visual Studio.скачать dle 11.1смотреть фильмы бесплатно

    Оригинальное название: Программирование на Visual Basic для начинающих

    Жанр: Компьютерная литература

    Автор: Майк МакГрат

    Год издания: 2017

    Формат: pdf

    Язык: русский

    Размер файлов: 25,8 MB

    Скачать:

    Внимание! У Вас нет прав для просмотра скрытого текста.

    ← назад к списку Поделиться: Информация

    Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

    Сейчас на сайте
    Пользователей: 17, а также Гостей: 17, Ботов: 2. Всего: 36

    www.kpnemo.eu

    История создания языка программирования Basic и Visual Basic

    Язык программирования Basic был создан в 1964 году двумя профессорами из Dartmouth College - Джоном Кенеми и Томасом Куртцом для обучения студентов навыкам программирования. Язык получился настолько простым и понятным, что через некоторое время его начали применять и в других учебных заведениях. В 1975 году, с приходом первых микрокомпьютеров, эстафету Basic приняли Билл Гейтс и Пол Аллен, основатели Microsoft. Именно они создали новую версию Basic для первых компьютеров "Альтаир" (MITS Altairs), способную работать в 4КБ оперативной памяти. Со временем именно эта версия и превратилась в один из самых популярных языков программирования в мире. На пути к вершине славы у Basic было множество трудностей, которые он всегда с честью преодолевал, и когда появились первые персональные компьютеры IBM PC, именно он стал стандартом в программировании, но уже в виде GW-Basic. Потом был Turbo Basic, QuickBasic, Basic PDS, но всегда при разработке новой версии языка сохранялась совместимость с прежними версиями и программа, написанная для практически первого Basic, вполне (с незначительными изменениями) могла бы работать и в последующих версиях этого языка. Но наступили новые времена, и в начале 90-х появляется операционная система Microsoft Windows с новым графическим интерфейсом пользователя (GUI). Жизнь программистов превратилась в ад. Чтобы создать простую программу, приходилось писать несколько страниц кода: создавать меню и окна, менять шрифты, очищать память, "рисовать" кнопки и т.д. Однако преимущества нового интерфейса были настолько неоспоримы, что уже третья версия этой операционной системы стала фактическим стандартом для персонального компьютера. В это время в недрах Microsoft велось несколько параллельных проектов по созданию нового языка программирования для Windows. И в 1991 году под лозунгом "теперь и начинающие программисты могут легко создавать приложения для Windows" появилась первая версия нового инструментального средства Microsoft Visual Basic. В тот момент Microsoft достаточно скромно оценивала возможности этой системы, ориентируя ее, прежде всего, на категорию начинающих и непрофессиональных программистов. Основной задачей тогда было выпустить на рынок простой и удобный инструмент разработки в тогда еще довольно новой среде Windows, программирование в которой представляло проблему и для опытных специалистов. Система программирования, созданная разработчиками Visual Basic, позволяла "отстраниться" от сложнейшей внутренней структуры Windows и создавать программы из "кубиков", как в детском конструкторе. Меню, окна, списки, кнопки, поля ввода текста и другие элементы интерфейса Windows добавлялись в программу с помощью простейших операций drag&drop. Свою первую программу VB-программисты создавали уже через несколько минут после начала изучения этого языка! Более того, Visual Basic позволял разработчикам создавать новые объекты-"кубики", которые также могли использоваться в программах наравне со стандартными. И хотя многие С-программисты тихо посмеивались над попытками Microsoft сделать простой и понятный инструмент разработки Windows-программ, Visual Basic начал свое победное шествие по миру, и ничто не могло остановить этот процесс. Последние барьеры упали в 1994 году с выпуском Visual Basic for Applications. Именно в это время, после включения VBA в состав Microsoft Office, Basic начинает превращаться в один из основных стандартов программирования для Windows. Для фирмы Microsoft язык Basic имеет особое значение, в свое время разработка варианта Basic для компьютера Altair 8800 положила начало трудовому программистскому пути ее основателей, Билла Гейтса и Пола Аллена. Поэтому в свое время - в 1989 году, когда пришла пора распределить основные направления создания сред разработки на различных языках программирования между различными фирмами, Microsoft оставила за собой QuickBasic - среду разработки программ на Basic'е, отказавшись, к примеру, от дальнейшей работы над языком программирования Pascal, оставив его фирме Borland, которая, в свою очередь, остановила работы над своей версией Basic'а (впоследствии Pascal стал языком Delphi). Первоначально задумывавшийся как игрушка, Visual Basic от Microsoft невероятно быстро завоевал программистский мир. Его популярность обусловлена двумя причинами: относительной простотой и продуктивностью. Программы на VB работают медленнее своих аналогов на C/C++, но все же они достаточно быстры для многих деловых целей и требуют гораздо меньше времени на разработку. Формы были той самой сберегающей усилия абстракцией, которую предложил VB программистам Windows. IDE VB позволила разрабатывать окна графически, перетаскивая элементы управления, такие как кнопки и списки, с панели инструментов в форму. Получив удовлетворительный внешний вид формы, можно было переходить к кодовой части и писать обработчики событий для каждого элемента управления формы. Разработка приложения в VB, таким образом, состояла из создания нескольких форм, которые общались друг с другом и, возможно, обращались к базе данных за необходимой информацией. В результате форма оказалась окном, которое предлагало использовать оконные методы гораздо более удобным способом. VB уменьшил число ошибок путем удаления некоторых скрытых элементов синтаксиса C/C++. Кроме специальных случаев, выражения ограничивались одной строкой кода, а переменные должны были объявляться и инициализироваться в отдельных строках кода. Операторы присваивания и сравнения использовали один и тот же символ, однако грамматика VB требовала, чтобы эти операторы применялись таким образом, чтобы их намерения были четко обозначены. Возможно, самым важным было то, что отсутствовали указатели — требование Билла Гейтса, начиная с первых версий Microsoft BASIC. Хотя указатели полезны, так как разрешают прямой доступ к памяти по любому адресу, их использование сопряжено с ошибками в том случае, если они применяются неаккуратно. Требование грамматической простоты BASIC восходит к тому факту, что первоначально он был создан как язык для обучения: "Beginner's All-purpose Symbolic Instructional Code" (Многоцелевой символьный командный код для начинающих). VB версии 6 — это уже мощный язык, который можно использовать для создания распределенных приложений с применением компонентов СОМ и Microsoft Transaction Server. Microsoft предложила трехуровневый подход для архитектур "клиент-сервер", в котором "тонкие" пользовательские интерфейсы взаимодействовали с удаленными компонентами VB для получения данных из базы данных или с другой машины. При помощи VBScript и VBA (VB для приложений) можно писать сценарии для web-браузеров и автоматизировать приложения Microsoft Office. Более того, VB6 можно использовать для создания элементов управления Active-X, работающих вместе с Internet Explorer, хотя это делается крайне редко, поскольку требуется, чтобы на машине клиента, работающего в Интернете, была установлена библиотека времени исполнения DLL VB. Начиная с VB5, программы VB компилировались в машинный код, но они были основаны на применении DLL, предоставляющей повсеместно используемые функции и реализующей объектные возможности VB. Интересно то, что компилятор VB для трансляции использует многопроходный режим, а в конечном счете полагается на компилятор Microsoft C++ для получения выходного машинного кода после компиляции в промежуточный язык. В этом свойстве VB — использование библиотеки времени исполнения и внутреннего интерфейса C++ — видны зародыши .NET.

     

    По материалам: http://kbyte.ru http://vba2003.narod.ru http://orlovs.pp.ru Симон Робинсон, Олли Корнес, Джей Глинн и др. "C# для профессионалов"

    Количество просмотров 26258

    www.interestprograms.ru