Краткий словарь компьютерного сленга. Какие компьютерные устройства ты знаешь


Устройство компьютера

Внимание! Данный сайт не обновляется. Новая версия: shatalov.su

Дата создания: 2012-04-29 18:20:38Последний раз редактировалось: 2012-04-29 18:24:11

В этом вводном уроке мы познакомимся с устройством компьютера. Зачем, спросите вы? А я отвечу, что, конечно, знание устройства компьютера необязательно для создания игр, но это знание сослужит хорошую службу, если вы соберётесь глубоко осваивать программирование.

Так что, если вы связываете своё будущее с программированием (без разницы: игр, системных программ, приложений для мобильных), то данный урок совершенно необходим. Ну или может быть вам просто интересно как устроен компьютер?

Computer или ЭВМ

Вообще, слово компьютер уже успело укорениться в русском языке. А какой смысл оно скрывает? В повседневной речи мы даже не задумываемся об этом - ну компьютер, да компьютер - кого им сейчас удивишь?

Как мы все знаем, слово компьютер происходит из английского языка (или даже латыни, если смотреть шире). На английском слово компьютер выглядит вот так - computer. Computer образовано от глагола to compute - вычислять. А computer тогда будет переводиться как вычислитель.

В русском языке есть "правильное" название компьютера - ЭВМ - электронная вычислительная машина. Но, к сожалению, в повседневной речи укоренился термин компьютер.

В дальнейшем я буду использовать взаимозаменяемо все термины: компьютер, ЭВМ, вычислительное устройство, вычислительная техника - это одно и то же (по крайней мере, мы будем так считать).

Как нетрудно заметить из названия, задача компьютера - вычислять. Что вычислять? Первоначально это были математические формулы.

Здесь нам стоит немного расширить понятие "вычисление". Слово "вычисление" подразумевает решение какой-то математической задачи. И первые компьютеры занимались только этим. Но современные компьютеры умеют не только вычислять математические формулы, они способны на гораздо большее. Поэтому я считаю уместным вместо слова "вычисление" использовать "решение задачи". Т.е. когда мы говорим вычислительное устройство, мы подразумеваем устройство, умеющее решать какие-то задачи, например: находить площадять круга, проверять отпечатки пальцев (да, для этого тоже нужно вычислительное устройство), принимать кредитную карту и работать с ней (банкомат).

Осталось определить, что же такое ЭВМ - электронная вычислительная машина. Слово электронная означает, что эта штука работает на электричестве. Машина - что-то, созданное человеком. Вычислительная - означает, что устройство умеет решать задачи. Но не все задачи (сложно заставить компьютер рыть землю - хотя он и может управлять экскаватаром :), а связанные с обработкой информации. Так как ЭВМ должны иметь возможность выполнять разные задачи, значит, подразумевается, что они являются программируемыми. Т.е. ЭВМ - программируемое устройство, предназначенное для обработки информации и при этом работающее на электричестве.

Теперь, когда мы определились с терминами, самое время рассмотреть историю вычислительной техники. Хотя бы кратко.

История вычислительной техники

Как-то неожиданно из всех магазинов ушли абаки. Казалось бы, ещё недавно они были везде. И вдруг настало время, когда увидеть вживую абак большая редкость. Так вот, абак одно из самых древних вычислительных устройств.

Массовое появление вычислительных устройств начинается в новой истории. Например, в 17 веке Блез Паскаль создал простой механический калькулятор.

Особого упоминания заслуживает Жозеф Мари Жаккар - изобретатель перфокарт. Первоначально перфокарты использовались в ткацких станках - для задания узора. Но впоследствии перфокарты оказались чрезвычайно полезными как устройства ввода/вывода в ЭВМ.

Период с конца ренессанса и вплоть до начала двадцатого века можно назвать эрой механических (а затем и электромеханических) вычислительных устройств. В этот период особенно следует выделить машины Чарльза Беббиджа. В 30-х годах 19-го века он создал разностную машину - фактически, венец механических устройств (который так и не заработал). Сразу после этого он начал создавать аналитическую машину - она уже была электромеханической. Разработка завершиалсь неудачей в результате смерти автора. Аналитическая машина Чарльза Беббиджа является прообразом компьютеров. В отличие от всей вычислительной техники созданной ранее, аналитическая машина могла выполнять разные задачи в зависимости от заданной программы, т.е. она была программируемой.

Вторая мировая война подстегнула развитие электронной вычислительной техники. После второй мировой, собственно и начинается эра устройств, которые и являются компьютерами в нашем понимании. Тогда они работали на лампах - это, собственно, первое поколение.

В пятидесятых годах Джон Фон Нейман выделил основные составные части компьютеров: АЛУ (процессор), память, устройство управления, устройства ввода/вывода.

Второе поколение начинается во второй половине пятидесятых годов с изобретением транзистора исследователями Bell Labs Бардином, Браттейном и Шокли. За транзистор они и получили нобелевскую премию в 1956г.

Один из интересных фактов этого периода: фирма DEC выпустила компьютер PDP-1 в 1961г. Это стало началом компьютерной индустрии - было продано несколько десятков устройств. Также в PDP-1 впервые появился дисплей (512x512 пикселей) и для этого компьютера была разработана первая игра. В одном из следующих потомках (PDP-8) была реализована первая шина - omnibus.

Начало третьего поколения компьютеров положил Роберт Нойс, созданием интегральной схемы (1958) - это когда в одну коробку засунули несколько транзисторов.

В 70-х годах начинается четвёртое поколение - больших интегральных схем. Собственно, в современных схемах количество транзисторов достигает миллионов единиц.

Важнейшим годом в истории вычислительной техники является 1981. Именно в 1981-ом компания IMB выпустила IBM PC (Personal Computer). На IMB PC использовалась операционная система MS-DOS, разработанная компанией MicroSoft.

Отдельного упоминания в нашей краткой исторической справке заслуживает история процессоров. Почему именно процессоры удостоились такого внимания станет понятно дальше. А пока:

Процессоры и INTEL

Процессор - микросхема в компьютере, которая выполняет все вычисления. Первый процессор на одной микросхеме был разработан в компании Intel (в Intel работал Роберт Нойс) в 1970-м году. Назывался этот процессор 4004 (он был 4-битным) и в нём было 2300 транзисторов.

В IBM PC использовался уже восьмибитный интеловский процессор 8088. Развитие этого процессора привело к появлению 32-битного 80386, который во многом и определяет архитектуру современных компьютеров. Далее был процесор 80486 и различные Пентиумы. Во второй половине десятых на рынок массово стали выпускаться двухъядерные (многоядерные) процессоры.

На данный момент компания Intel предлагаяет процессоры различной мощности: core i3, core i5, core i7. Эти процессоры являются уже 64-битными, но поддерживают и 32-битные вычисления. Большинство из них двухъядерные.

Устройство (архитектура) компьютера

Теперь настало время разобраться с устройством современного персонального компьютера.

Самая большая плата персонального компьютера - материнская плата (motherboard). На материнской платер расположено множство микросхем. На картинке ниже мы видим плату с двумя мостами:

Всеми микросхемами управляет чипсет (chipset; chip - микросхема; set - набор, множество). Чипсет - это набор микросхем. На рисунке ниже представлено схематическое отображение материнской платы с двумя мостами:

Северный и южный мост (north - север, south - юг, bridge - мост) - образуют чипсет. Чипсет определяет, какие устройства можно подключить к данной материнской плате. Если вы посмотрите на любую плату с обратной стороны, то увидите, что все устройства подключены так, как показано на схеме (разводка проводов).

К северному мосту подсоединены: процессор (CPU - Сentral Processing Unit - центральный вычислительный модуль), видеокарта (стандарта AGP или PCI-E), оперативная память (RAM - Random Access Memory - память с произвольным доступом или по-русски ОЗУ - оперативное запоминающее устройство) и южный мост.

Южный мост управляет дополнительным устройствами: сетевой картой, USB-портами, жёсткими дисками, устройствами PCI, ISA (и другими устаревшими).

Все устройства соединены проводами, которые называются шинами (Bus - шина). Например, USB расшифровывается как Universal Serial Bus - универсальная последовательная шина. Т.е. шина, по сути, это несколько проводов, по которым передаются данные между двумя микросхемами.

В последние годы стали выпускаться компьютеры с одним мостом. Например, материнские платы, поддерживающие процессоры core i3, core i5, core i7. На картинке ниже схематично паказана материнская плата с одним мостом - Sandy Bridge:

В любом случае главной микросхемой является является процессор (CPU). Именно процессор выполняет все вычисления. А все остальные устройства лишь помогают ему: видеокарта выводит изображение на монитор, RAM - служит хранилищем данных для выполняемых программ, различные шины позволяют подключить периферийные устройства.

Команды процессора (CPU Instruction Set)

У каждого процессора есть свой набор команд (или инструкций), который называется Instruction Set (set - набор, множество).

Например, у 32-битных процессоров Intel основной набор команд называется IA-32 (Intel Architecture). Есть и дополнительные наборы команд. У последних моделей процессоров Intel это SSE4.2, который предоставляет дополнительные возможности по обработке данных. Но нас интересует основной IA-32.

Набор команд любого компьютера очень прост. Основные команды, которые может выполнять процессор такие: сложение, вычитание, деление, умножение, сравнение. Мы познакомимся с другими командами при изучении ассемблера.

Как видим, процессор может выполнять только очень простые команды. Именно из таких простых команд и состоит всё то великолепие виртуального мира, которое так любит современный человек. Как из простых команд получить текст, музыку, видео, игры, мы ещё узнаем - у нас будет достаточно времени на это.

Для того чтобы человеку было удобно использовать команды процессора, используется язык программирования ассемблер. В ассемблере одной команде процессора соответсвует одна команда ассемблера. Примеры: div - деление (от division), add - сложение, sub - вычитание (от subtraction).

Инструкции выполняются над данными, которые поступают в процессор из памяти и хранятся внутри в регистрах. Регистров в процессоре немного и у каждого есть имя. Например, имена регистров в процессорах Intel: EAX, EBX, ECX...

Теперь посмотрим на код, написанный на ассемблере:

mov EAX, 2 ;помещаем в регистр EAX значение 2mov EBX, 3 ;помещаем в регистр EBX значение 3add EAX, EBX ;прибавляем к EAX значение EBX, теперь регистр EAX хранит значение 5

Самое важное, что здесь нужно усвоить - процессор может выполнять только очень простые действия над регистрами. Задача программиста - из этих простых действий составить осмысленную и сложную программу. Об этом мы поговорим в дальнейших уроках.

Заключение

Итак, главной микросхемой в любом современном вычислительном устройстве (и в компьютере тоже) является процессор. При этом процессор может выполнять только простые команды. Наиболее близкий язык программирования к командам процессора - ассемблер. Именно поэтому ассемблер называется языком низкого уровня. Языки высокого уровня позволяют упростить жизнь программисту. Но при этом программа на любом из языков высокого уровня переводится сначала на ассемблер, а только потом выполняется процессором.

oldshatalov.ghost17.ru

Краткий словарь компьютерного сленга

Краткий словарь компьютерного сленга

Составлен Михаилом Пестречихиным, 2001.

ANY KEY - разные программы часто просят нажать эту кнопку, но производители клавиатур упорно игнорируют установку данной клавиши. Обычно хватает нажатия на пробел, если это не помогает, нажмите RESET.

БАГ (BUG) - (англ. - жук), если говорят, что в программе баг, это не означает, что где-то в корпусе компьютера живет жук или таракан. Просто это ошибка, которая появляется многократно.См. также: глюк.

БАТОН (BUTTON) - нет, это не хлебобулочное изделие, так любимое нами, особенно если сверху икоркой посыпать, а всего лишь русская интерпретация слова button, что в переводе означает кнопка или клавиша. Не удивляйтесь, если услышите фразу: "жать батоны" или что-либо подобное.

БИТ - все-таки стоит рассказать, что бит - это наименьшая мера информации. В один бит можно записать только 0 или 1. В байте - 8 бит. В одном килобайте - 1024 байта, а в килограмме - 1000 грамм. Этого понять нельзя, можно только запомнить.См. также: метр.

ВИНДА, ВИНДОВОЗ (WINDOWS) - русская интерпретация названия операционной системы Windows.См. также: Must Die, suxx, Окна.

ВИНТ - жесткий диск.См. также: железо.

ГЕЙМА (GAME) - произошло от английского слова game - игра. Геймеры очень любят погамиться в геймы.См. также: геймер, Квака.

ГЕЙМЕР - человек, который ни дня не может прожить без игр.См. также: гейма.

ГЛЮК - ошибка, возникающая случайно, при неопределенных обстоятельствах. Некоторые программы бывают очень глючные.См. также: баг.

ДУПЫ - что-то одинаковое. Обычно дупы идут по электронной почте в виде одинаковых писем.См. также: мыло.

ЖЕЛЕЗО (HARDWARE) - это аппаратная часть компьютера, например, материнская плата, монитор и т.д.См. также: винт, камень, клава, мать.

ЗАЛИТЬ - скопировать куда-то. Например, "залить на сервер".См. также: слить, скинуть.

ИНЕТ - сокращение от слова интернет. Мы же говорим "политилен", вместо полиэтилен. Почему нельзя говорить "инет"?

КАМЕНЬ - нет, это не оружие пролетариата. Это всего лишь процессор.См. также: железо, проц.

КВАКА (QUAKE) - игра Quake, популярная среди геймеров так, что появился даже отдельный вид геймеров, - квэйкеры.См. также: гейма, геймер.

КЛАВА, КЕЙБОРДА (KEYBOARD) - эти слова обозначают клавиатуру, и фраза "заснул на клаве" может звучать довольно двусмысленно.См. также: железо, кнопить.

КНОПИТЬ - набирать что-то на клавиатуре.См. также: клава.

КУЛЕР, КАРЛСОН (COOLER) - "Он улетел, но обещал вернуться..." Основа Карлсона - вентилятор на спине. На "спине" у большинства процессоров имеется эта штуковина, чтобы они не перегревались.См. также: камень, проц.

ЛАМЕР (LAME) - человек не соображающий в компьютерах, но делающий вид, что все знает.См. также: чайник.

МАТЬ, МАМА, МАТЕРИНКА (MOTHERBOARD) - материнская плата - то, куда подключаются все устройства компьютера.См. также: железо.

МАШИНА - компьютер часто называют машиной, электронно-вычислительной машиной.См. также: комп.

MUST DIE, MD - (англ. - должно умереть), обычно так говорят, подразумевая операционную систему Windows.См. также: Винда, Окна, suxx.

МЕЛКОМЯГКИЕ, МЕЛКОСОФТ - различные интерпретации названия фирмы Майкрософт.

МЕССЭЙДЖ, МЕССАГА (MESSAGE) - сообщение. Например: "кинь мне мессагу!"

МЕТР - 1 мегабайт. В мегабайте - 1024 килобайта. Например, "не, этот файл маленький, всего полметра".См. также: бит.

МЭЙЛ, МЫЛО (MAIL) - произошло от английского слова Mail, т.е. почта. Например: "О! Мне новое мыло свалилось!" или "Не забывайте, шлите мыло!".См. также: мылить, постить.

МЫЛИТЬ - посылать почту. Например: "Все замечания о глюках и багах мыльте мне на адрес...".См. также: мыло, постить.

ОКНА - русское название операционной системы Windows.См. также: Винда, Must Die, Suxx.

ПОЛУОСЬ - операционная система OS/2.

ПОСТИТЬ (POST) - посылать почту. Например: "Запостишь мне ту прогу?"См. также: мыло, мылить.

ПРОГА - программа.См. также: программер.

ПРОГРАММЕР - тот, кто пишет программы.См. также: прога.

ПРОЦ - процессор.См. также: железо, камень.

SUXX, САКС, СУКСЬ - нельзя сказать, что характеризуемое этим словом ПО плохое. Оно очень плохое! Обычно так говорят о Windows.Еще о ней говорят так: Винда, Must Die, Окна.

СКИНУТЬ - да, можно скинуть компьютер со стола, но это слово обозначает не это. Скинуть - значит скопировать. Например: "Скинь мне на дискету эту гейму".См. также: залить, слить.

СЛИТЬ - скопировать что-то откуда-то. Например: "Скоро я солью эту прогу с FTP!"См. также: залить, скинуть.

ФЛОППОВОД - устройство чтения и записи на гибкие магнитные диски. Бывают 3-х дюймовые и 5 дюймовые. Еще есть очень древние - 8 дюймовые.

ФОРТОЧКИ - операционная система Windows. Например: "Опять Форточки заглючили!".См. также: Must die, Suxx, Винда, Окна.

ХАКАТЬ (HACK) - ломать что-либо. Обычно применяется к ломанию программ, но некоторые употребляют это слово везде. Например: "Ну вот, опять стул расхакали!"

ЧАЙНИК - человек, совершенно не разбирающийся в компьютерах.См. также: ламер.

ЮЗАТЬ (USE) - использовать что-либо. Например: "Я у тебя комп часа два поюзаю?".См. также: юзер.

ЮЗЕР - пользователь. Обычно так называют не разбирающихся в компьютерах людей.См. также: чайник.

compucity.narod.ru

как объяснить ребенку, из каких комплектующих состоит компьютер?

Объяснить ребенку, из чего состоит современный персональный компьютер — дело благое. Сегодня дети пользуются различными ПК едва ли не чаще чем взрослые. По этой причине очень важно, чтобы ребенок знал и понимал, как устроена умная машина, будь то обычный домашний настольник, или папин ноутбук, за которыми так весело гонять игрушки и смотреть мультики.

Если дите уже доросло до того возраста, когда без особых затруднений получается управляться с компьютерными игрушками, т.е. ему уже 4-5 лет, то вполне логичным будет рассказать ему, что машина — это не просто какой-то ящик с проводами, плюс «экран» и мышка.

Ребенку уже следует знать, что комп — это сложное электронное устройство и состоит оно из множества компонентов. Разумеется, в совсем уж взрослыми научными терминами загружать молодежь раньше времени не стоит, однако о том, что есть такие компьютерные комплектующие как блок питания, материнская плата, жесткий диск, оптический привод, USB-порты, рассказать нужно обязательно — подробнее о них.

К слову, начиная знакомить чадо с компьютерным железом, надо помнить, что в юном возрасте человек лучше воспринимает новую информацию тогда, когда рассказ сопровождается визуальными примерами. Ну так уж мы все устроены.

Потому ознакомительную лекцию лучше проводить рядом с настоящим компьютером (или, в самом крайнем случае, качественными его изображениями). Подойдут и системный блок ПК, и ноутбук со снятой крышкой корпуса. Главное, чтобы «начинку» устройства можно было легко рассмотреть. Такая наглядность гарантированно поможет ребенку запомнить большую часть информации с первого раза.

Что же касается плана такого ознакомительного занятия, то он весьма прост:1. Для начала покажите ребенку корпус компьютера. Именно покажите, можно пальцем, а можно и какой-нибудь импровизированной указкой — ну, для солидности. Далее поясните, что в этом самом корпусе находятся другие элементы конструкции. Снимите крышку и покажите каждый из них по очереди. К примеру, вот блок питания, он снабжает всю систему электроэнергией. Это материнская плата, на которой устанавливается сразу несколько важных компьютерных комплектующих: центральный процессор, чипсет и оперативная память (все показываем и просим повторить вслух новые слова).

Далее можно рассказать о жестком диске, который служит хранилищем для различных файлов, в том числе игрушек и мультфильмов. После этого, если ребенок еще не устал, покажите ему оптический накопитель и объясните, что именно это устройство с помощью лазера проигрывает компакт-диски с разного рода программами, музыкой и фильмами. И в завершение урока можно еще вкратце рассказать о USB-портах, через которые в/из компьютера можно передавать файлы и подключать другие периферийные устройства, такие как хорошо знакомые всех мышку, клавиатуру, принтер и т.д.

2. Укажите на монитор компьютера. Объясните, что он служит для показа изображений с ПК, точнее графической (картинок и видео) и текстовой (букв) информации.

3. Расскажите о клавиатуре. Объясните ребенку, что она служит не только для того, чтобы рулить машинкой в игре, но и для того, чтобы вводить текстовую информацию, в том числе и писать те самые компьютерные игры. Покажите, как набирается текст, как после нажатия на клавиши на экране появляются буквы, которые складываются в слова.

4. И в завершение не забудьте отдельно описать, как работает компьютерная мышка (к слову, в ней тоже есть лазер). Объясните, что такое курсор, зачем нужны колесико, покажите как выделять и перетаскивать файлы на рабочем столе.

Вот таким вот нехитрым методом можно познакомить ребенка с устройством современного компьютера. Стоит также отметить, что сегодня базовые знания в области компьютерных технологий не менее важны для детей, чем умение читать и писать. 21-й век однако.

www.gadgetstyle.com.ua